Внеклассное мероприятие

Тема внеклассного мероприятия: Путешествие по лесной тропке. Класс: 4 класс Форма внеклассного мероприятия: путешествие Аннотация к внеклассному мероприятию В предлагаемом внеклассном мероприятии школьники приобретают разнообразный опыт взаимодействия с окружающим миром; выполняет вполне конкретную природоохранную работу; усваивают правила поведения в окружающей среде; становится добрым, чутким, отзывчивым на чужую беду. Цель проведения внеклассного мероприятия:       Воспитание экологически грамотного, социально активного школьника, ответственного за    состояние окружающей среды, бережно относящегося к богатствам природы. Оборудование для учителя: запись «Голоса птиц», послание Старичка-Лесовичка, «древо успеха», презентация, экран, мультимедийный проектор, гербарий растений (малина, берёза, шиповник, рябина), плакат «Съедобные и несъедобные грибы», видеоролик «Загрязнение окружающей среды экология России». Оборудование для учащихся: цветные карандаши, альбомный лист, дары леса (шишки, грибы, ягоды, орехи), Красная книга оренбургской области
Раздел Классному руководителю
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:


Научиться ведать природу - значит приобщиться к ней, быть ей не чужим, а близким, своим.

Д.Н. Кайгородов

Автор: Давыдова Вера Михайловна.

Образовательное учреждение: МБОУ Лицей № 1 г. Бугуруслан

Раздел: внеклассное мероприятие по экологии.

Форма проведения - путешествие.

Педагогические технологии:

элементы технологии проблемного обучения, элементы игровой технологии,

здоровьесберегающая технология (переход от одного вида деятельности к другому).

Методы ведения мероприятия: метод исследования, словесный, видеометод, методы иллюстрации и демонстрация.

Формы работы: фронтальная, индивидуальная, групповая, работа в парах, учебное сотрудничество (учитель-ученик, ученик- ученик)

Время реализации занятия - 45 минут.

Тема: Путешествие по лесной тропке.

Цель:

Воспитание экологически грамотного, социально активного школьника, ответственного за состояние окружающей среды, бережно относящегося к богатствам природы.

Задачи:

Формировать культуру поведения в природе.

Обогащать представления об окружающем мире.

Развивать творческое воображение, познавательные возможности детей.

Воспитывать бережное отношение к окружающей среде.

Прививать любовь к природе, желание о ней заботиться.

Оборудование для учителя: запись «Голоса птиц», послание Старичка-Лесовичка, «древо успеха», презентация, экран, мультимедийный проектор, гербарий растений (малина, берёза, шиповник, рябина), плакат «Съедобные и несъедобные грибы», видеоролик «Загрязнение окружающей среды экология России».

Оборудование для учащихся: цветные карандаши, альбомный лист, дары леса (шишки, грибы, ягоды, орехи), Красная книга оренбургской области.

Ход мероприятия.

  1. Организационный момент. Сообщение темы и целей.

Ребята сегодня на своем столе нашла необычное послание. Сейчас я его вам зачитаю.

«Знаю лес и лес люблю

В гости вас к себе зову.

Пусть на солнечной опушке

Раздается звонкий смех.

Игры, конкурсы, забавы.

Приглашаю к себе всех.»

А в конце послания подпись:

«Я люблю гулять по лесу,

В лес хожу я каждый день.

Все в лесу знакомо мне,

Каждый куст и каждый пень.

Я веселый старичок,

Старичок - Лесовичок!»

- Сегодня мы отправимся в гости в лес к Старичку - Лесовичку.

Звучит запись «Голоса птиц». Учитель читает стихотворение.

С. Погорельского:

Здравствуй лес, дремучий лес,
Полный сказок и чудес.
Ты о чем шумишь листвой
Ночью темной, грозовою?
Что там шепчешь на заре,
Весь в росе как в серебре?
Кто в глуши твоей таится?
Что за зверь? Какая птица?
Все открой, не утаи.
Ты же видишь - мы свои!

Слайд №1

Внеклассное мероприятие

Лес - это источник энергии, лес - это кислород, орехи, грибы. Без леса нет жизни на земле. Без интереса к жизни леса. К его красотам не будет успешными ни его охрана, ни воспроизводства его богатства. Любоваться красотой леса, не вредить ему и не давать этого делать другим - этого сейчас мало. Надо не только хорошо знать и охранять его, но и выращивать новые леса, сажать деревья!

Сегодня мы отправимся в путешествие по лесным тропкам и узнаем больше о растениях леса.

(Дети встают и под музыку шагают.)

Слайд №2

Внеклассное мероприятие

Лесная тропинка привела нас на первую поляну.

Слайд№3

Внеклассное мероприятие

- Кто встречает нас на этой поляне? (Доктор Айболит)

- Кто писал о докторе Айболите? (К.И. Чуковский)

- Что вы знаете об этом докторе? (Ответы детей.)

- Правильно. Добрый доктор Айболит лечит всех зверей разными настойками, пилюлями. Многие лекарства он изготавливает из растений, которые растут на этой солнечной поляне. С некоторыми из них доктор вас сейчас познакомит.

Отгадайте загадку.

Слайд №4 (Открывается после отгадывания каждой загадки)

Внеклассное мероприятие

В поле сестрички стоя,
Желтые глазки на солнце глядят,
У каждой сестрички -

Белые реснички. (Ромашка)

Ромашка аптечная обладает прекрасным антисептическим действием. Ее широко используют для лечения желудочно-кишечного тракта, при метеоризме и диарее. Ромашка - одно из популярнейших средств, находящих широкое применение в домашней и официальной косметике, народной и официальной медицине.

Настой цветков ромашки аптечной принимают внутрь при заболеваниях желудочно-кишечного тракта, болезнях печени и желчевыводящих путей, метеоризме, спазмах желудка; в виде полосканий - при воспалении десен, слизистых оболочек, ангинах; в виде примочек - при экземах, язвах, нарывах, ожогах рентгеновскими лучами; в виде припарок - при ревматизме, подагре, артритах, ушибах.

Путник часто ранит ногу
Вот и лекарь у дороги. (Подорожник)

Подорожник обладает очень многими лечебными и целебными свойствами для организма. В листьях подорожника содержится каротин, витамины С и К, лимонная кислота. Молодые и нежные листья подорожника широко применяются для приготовления салатов с луком, картофелем, крапивой и хреном. Подорожник добавляют во многие блюда, такие как омлеты и запеканки, в каши и напитки, в пюре и котлеты. Из подорожника получаются великолепные щи, которые готовятся по такому же рецепту, что и щи из крапивы. Состав подорожнике поистине целителен, свежие истолченные листья применяются для остановки кровотечения из ран.

Я на луг с утра пошёл,
Травку нужную нашёл:
Мелкий, жёлтенький цветок
Он не ярок, не высок,
Вылечит недуг любой.
Что же это? - (Зверобой).

Зверобой - популярное лекарственное растение, на протяжении веков доказавшее свою действенность и заслужившее тем самым искреннюю любовь народа. В России зверобой именовали травой святого Иоанна или ивановской травой, поскольку его время цветения приходилось прямо на Иванов день. Кстати, полезные свойства зверобоя были известны не только русским людям, но и жителям Древней Греции и Рима.

Настойки и отвары из зверобоя применяли внутрь и наружно от боли в животе и груди, кашля, удушья, от ушибов и ломоты в костях. Народные целители на Украине ценят полезные свойства зверобоя, и до сих пор изгоняют с его помощью камни из печени, лечат различные воспалительные процессы, сыпи, нарывы, желудочно-кишечные расстройства, патологии легких и ревматизм.

Я капелька лета на тоненькой ножке.

Плетут для меня кузовки и лукошки.

Кто любит меня, тот и рад поклониться.

А имя дала мне родная землица. (Земляника)

Земляника принесёт пользу людям абсолютно любого возраста, она благотворно влияет на систему кроветворения. Помимо упомянутых выше против аллергенных свойств, земляника насыщает наш организм полезными микроэлементами, витаминами и нормализует обмен веществ в организме. К полезным свойствам земляники также относятся: мочегонные, желчегонные свойства, благотворное влияние на щитовидную железу, она выводит холестерин и шлаки из организма.
Кроме ягод, в медицине широкое применение нашли листья земляники и её корни. В народной медицине используют все части растения, официальная медицина разрешает использование в лечебных целях листьев лесной земляники.

Это дерево цветет,
Аромат и мед дает.
И спасает нас от гриппа,
От простуд царевна - .. (Липа)

Липа замечательное дерево. Пчелы делают из нектара собранного на цветках липы удивительно вкусный мёд, цветы липы используют в лечебных целях (липовый цвет - давнее народное средство, очень широко применяющееся в народной медицине) и заваривают в качестве напитка.

-Молодцы загадки вы умеете разгадывать.

- Рассмотрите гербарий растений, какие из них вам знакомы?

(Малина, берёза, шиповник, рябина.)

- Чем они полезны? (Ответ детей.)

А сейчас мы устроим соревнование между вами ребята, разделимся на три группы.

Задание: каждая группа вспоминает как можно больше лекарственных растений. Выигрывают те кто больше их назовет.

Подводится итог соревнования.

- Молодцы лекарственные растения вы хорошо знаете.

Люди гуляя по лесным полянам и видя красивые растения собирают большие букеты полевых цветов. Но к сожалению эти цветы быстро погибают и люди их выбрасывают, даже не довозя до своего дома. Из - за безжалостного отношения многие растения на грани исчезновения и находятся под охраной государства. Такие растения заносят в Красную книгу.

Слайд №5

Внеклассное мероприятие

- Существует Красная книга и в нашей Оренбургской области.

- Какие растения нашего края занесены в Красную книгу?

Давайте с вами рассмотрим Красную книгу нашей области и познакомимся с растениями, которые находятся под защитой государства и подготовим небольшой рассказ о некоторых из них.

(Учащиеся в группах рассматривают книгу.)

- А сейчас представитель от каждой группы расскажет, что интересного вы узнали, работая с книгой.

- Молодцы, каждый из вас нашёл в этой книге много интересных фактов.

-Ребята, а знаете ли вы как нужно собирать лекарственные растения

собирать? (Ответы детей.)

Основное время сбора приходится на период, когда действующих веществ максимум. Это может быть период весеннего сокодвижения, набухания почек, цветения, плодоношения или начала увядания растения. Запоздалый или, наоборот, преждевременный сбор дает сырье, не представляющее ценности. Поэтому необходимо знать календарь сбора.

  • Собирать растения нужно только в экологически чистых местах, вдали от промышленных центров (20-25 км), вдали от дорог (не менее 100-150 м). Нельзя собирать лекарственные растения рядом с полями обработанных гербицидами и пестицидами, Нельзя собирать лекарственные растения рядом со свалками (15-20 км). А лучше всего собирать растения в местах, удаленных от человеческого жилья, либо высоко в горах.

  • Растения должны быть собраны в срок, а это значит, что лучше собирать растения утром после высыхания росы.
    Нельзя собирать растения сразу после дождя, иначе они потеряют свой цвет и аромат.

  • Собирать растения нужно только с хорошим настроением и желанием помочь людям или себе.

Какой вывод сделаем для себя. Растения приносят большую пользу как животным, так и людям. Поэтому их нужно беречь, ведь многие растения на грани исчезновения.

- Итак ребята поблагодарим Айболита за интересный рассказ о лекарственных растениях и мы отправляемся дальше по нашей лесной тропинке.

(Дети встают и под музыку шагают)

Вот мы и пришли на другую поляну.

- Кто нас встречает на этой поляне? (Белка)

- Что делает белка? (Грызет шишку.)

В лесу летом и осенью появляется большое количество разных плодов. Вот о дарах леса для вас белочка приготовила кроссворд. Давайте его разгадаем. Слайды №6 по 11

Внеклассное мероприятие



  1. С виду он похож на зонтик,
    Только меньше во сто крат.
    Коль гроза на горизонте,
    Он бывает очень рад.
    Если дождик и тепло,
    Он считает - повезло! (Гриб)

2. В колыбельке подвесной
Летом житель спит лесной

Осень пестрая приде

На зубок он попадет. (Орех)

3. Все детки на ветках
С рожденья в беретках.
С деревьев упадут -
Береток не найдут. (Желуди)

4. На высоких стройных ёлках
Дружно прячутся в иголках.
Любят белочка и клёст
Ими лакомиться. Прост
Мой вопрос для вас, детишки:
- Что ж едят они все? - (Шишки )!

5. Нам в дождь и зной
Поможет друг,
Зеленый и хороший -
Протянет нам десятки рук
И тысячи ладошек. (Дерево)

6. На припеке у пеньков

Много тонких стебельков.

Каждый тонкий стебелек

Держит алый огонек.

Разгибаем стебельки

- Собираем огоньки. (Земляника)

- Какие еще дары леса вы знаете?

- Кто из вас вместе с родителями ходил в лес собирать гриб, ягоды, поднимите руки.

-На какие две группы делятся грибы? (Съедобные и несъедобные)

- Правильно, давайте их вспомним, рассмотрите плакат. (На доску вывешивается плакат.)

- Какие грибы вам знакомы? Какие ещё грибы знаете?

- А знаете ли вы как правильно сбирать грибы? (Ответы детей)

Так выглядит грибница. Под землей все корни грибов связаны между собой. И если вы нашли один грибок будьте уверены, что где - то рядом есть ещё один. Нужно только повнимательней посмотреть.

Слайд №12

Внеклассное мероприятие

Ходить в лесу надо медленно, тщательно осматривая все места, где может притаиться гриб. При сборе грибов очень важно не повредить грибницу. Их нужно осторожно подрезать ножом так, чтобы нижний конец ножки остался в земле. Затем это место присыпать землей и немного утрамбовать.

Помните:

  • Собирать можно только те грибы, в съедобности которых не сомневаешься, незнакомый гриб лучше обойти.

  • Нельзя пробовать сырые грибы.

  • Собирать лучше молодые грибы, так как в старых (перезревших) могут накапливаться токсические вещества.

Какой вывод сделаем для себя. Бережно относиться к растениям. Научиться правильно собирать грибы и другие дары леса. Собирать только те грибы, в съедобности которых не сомневаешься.

- Молодцы и с этим заданием вы справились хорошо. Отправляемся по лесной тропинке дальше.

(Дети встают и под музыку шагают).

Дружно, все вместе прибываем на следующую поляну.

Слайд № 13

Внеклассное мероприятие

-Что вы заметили необычного на этой поляне? (очень много мусора, оставленного

людьми)

Берегите родную природу! Мы часто упоминаем в разговоре слово «природа». И у каждого человека это слово вызывает только приятные ассоциации и воспоминания: луга с полевыми цветами, белоствольные берёзки, чистые ручейки и озёра, леса с перезвоном птичьих голосов. Действительно, общаясь с живой природой, человек отдыхает душой. Городские жители, посещая музеи и выставки картин, любуются прежде всего пейзажами великих мастеров кисти. Сама природа учит нас ценить красоту и искусство, а главное - беречь их. Но не всегда мы можем защитить прекрасное. Чаще всего по нашей вине гибнут леса, реки, животные, птицы, загрязняется воздух. И это далеко не полный перечень разрушительных воздействий человека на родную природу. Губя природу, человек не осознаёт, что гибнет сам. Ведь его здоровье и благополучие зависят от окружающей среды.

Поэтому каждый из нас должен всегда помнить об этом, уметь быть благодарным. Давайте будем беречь природу - каждый в меру своих сил и возможностей.

- Что в наших силах сделать сейчас? (убрать мусор на этой поляне)

- Давайте поможем лесу и убирем этот мусор. Для этого вы должны выполнить задание:

решить задачи.

1. Для разложения полиэтиленового пакета требуется 15 лет. Если в 1991 году в лесу безрассудно был выброшен такой пакет, то в каком году он подвергнется разложению?

2. Власти города заботятся о его чистоте, на всех улицах расставили мусорные баки через каждые 48 м. Сколько баков поставили на одной улице, если ее длина 1200 м? На 5 таких же улицах?

3. Деревья способствуют очищению воздуха от пыли и других загрязнений. Лиственный лес, площадь которого равна площади квадрата со стороной 100 м, может в течение года задержать 68 т пыли. Зато еловый лес такой же площади способен за то же время "заглотать" 32 т пыли. На сколько тонн пыли больше задерживает лиственный лес, чем еловый?

4. На производство 1 т бумаги требуется 17 деревьев. Каждая тонна макулатуры спасает эти деревья от вырубки. Сколько нужно собрать макулатуры. Чтобы сохранить 51 дерево?

5. Оставленная в лесу бутылка вызвала пожар. Сколько деревьев погибнет от пожара через 2 часа, если в течение 10 минут горит 9 деревьев.

- Молодцы ребята, теперь на этой поляне растениям и животным будет уютно.

- Как человек влият на природу?

Восмотрите видеоролик «Загрязнение окружающей среды экология России»

Какой вывод сделаем для себя. Нельзя оставлять мусор. Он вредит растениям и животным леса. Беречь природу - каждый в меру своих сил и возможностей.

(Дети встают и шагают под музыку)

Отправляемся по лесной тропинке дальше, и прибываем на следующую поляну.

Кто нас встречает? ( Старичок-Лесовичок)

Слайд № 14

Внеклассное мероприятие

- Ребята расскажите Старичку-Лесовичку, что вы видели путешествуя по лесу.

Лес - наше богатство!
Лес - воздух, влага и тень.
Лес - дом для зверей и птиц.
Лес помогает выращивать хороший урожай.
Лес - кладовая ягод, грибов и орехов.
Лес - зеленый наряд планеты.
Все в мире взаимосвязано: жизнь человека и жизнь леса с его обитателями.

- Можем ли мы с вами что - нибуть сделать , чтобы в лесу было чисто, чтобы лес

не погибал?

Существуют разные правила: правила дорожного движения; правила поведения в школе, в транспорте, в общественных местах, а есть правила поведения в природе.

- Какие правила поведения в лесу вы знаете?

- Молодцы! Правильно.

Лес - это дом, жилище животных, насекомых и растений. Мы в этом жилище - гости.

-А как следует вести себя гостям? (Аккуратно! Ничего не ломая, не нарушая покоя лесных зверей.)

- Давайте подробнее обсудим некоторые правила.

1. Нельзя разводить огонь в лесу. Почему? Что может случиться с лесом?

2. Нельзя разорять гнезда птиц. Почему? Много ли времени уходит у птиц на строительство гнезда и уход за яйцами? Расстроится ли птица, если вернется домой, а там нет ее детишек?

3. Нельзя разорять муравейники. Посмотрите, какие муравьи маленькие. Представьте себе, как они видят вас. Вы для них - великаны! И не смотря на то, что муравьи такие крохотные, они постоянно работают. Вот такой величины может достигать их дом - муравейник. Муравьев считают санитарами леса. Почему?

4. Не обижай насекомых и животных. Почему нельзя обижать насекомых и муравьев? Почему их нельзя брать с собой? Можно ли забирать даже очень симпатичных жителей из их дома?

5. Нельзя шуметь в лесу. Почему? Как воспринимают музыку животные?

6. Не оставляй мусор. Почему его нельзя оставлять? Что случится, если все будут мусорить в лесу? Как отнесутся к этому звери?

7. Нельзя ломать деревья, кусты, рвать траву, цветы и ягодные кусты с корнем. Почему? Вырастут ли они заново?

8. Нельзя ломать ядовитые грибы. Почему? как используют их звери?

Посмотрите какой плакат нарисовам Старичок - Лесовичок. Он предлагает и нам попробовать нарисовать свой плакат по правилам поведения в лесу.

Слайд № 15

Внеклассное мероприятие

Творческое задание . Учащиеся рисуют правила поведения в лесу. ( работа в парах).

Выставка рисунков.

Какой вывод сделаем для себя. Соблюдать правила поведения в лесу. Беречь природу.

Итог мероприятия.

Итак отправляемся по лесной тропинке обратно в класс.

(Дети встают и шагаю по музыку)

- Что нового и интересного открыли вы для себя путешествуя по лесу?

- Какие правила вспомнили?

- Какие новые правила узнали?

- Что расскажите своим родителям и друзьям о нашем путешествии?

Рефлеския.

Дерево моего успеха. (Вывешивается на доске.)

Ребята пред вами дерево и у каждого на парте лежат дары леса. Кому понравилось наше путешествие прикрепите к дереву орехи, шишки, под деревом можно прикрепить ягоды, грибы.

Сегодня на нашем мероприятии нет равнодушных и поэтому наше дерево получилось нарядным.

- Хотели бы вы еще раз прийти в гости к Старичку - Лесовике?

Скажу вам по секрету Старичок -Лесовичок будет рад с вами встретиться ещё раз и рассказать о животных обитающих в его лесах.

Список использованной литературы и медиафайлов.

1. Войцех Дзябашевский «Зеленые задания», Москва «Просвещение», 1996

2. Занимательное азбуковедение, Москва «Просвещение», 1994

3. И.Т. Суравегина, В.М. Сенкевич «Экология и мир», методическое пособие для учителей, Москва «Новая школа», 1994

4. docme.ru

5. windows-fashion.ru

6. prozagadki.ru/

7. chitalnya.ru

8. 5lepestkov.com

9. chitalnya.r

10. chudopredki.ru

11. vospitatel.com.ua

12. travoi.ru/

13. chudopredki.ru-

14. abook-club.ru/

15. mushroomer.info

16. vmiretrav.ru

17. ecodrive.rapprussia.ru

18. images.yandex.ru

19. 2мира.рф

20. ds128brn.alted.ru

21. mobilmusic.ru

22. bfoto.ru

23. ds1023.mskzapad.ru/

24. inmoment.ru

25. eco.nw.ru









© 2010-2022