Разработка внеклассного мероприятия Хлеб да каша - пища наша!

Методическая разработка внеклассного мероприятия "Хлеб да каша - пища наша" для детей младшего школьного возраста полностью соответствует стандартам нового поколения. Содержит описание универсальных учебных действий, цель и задачи мероприятия. В разработке присутствуют стихи, история возникновения хлеба, различные конкурсы, песня, игра "Профессии", сценка "Каша из топора". Также включен этап рефлексии, что особенно важен для детей младшего школьного возраста. Дети активно работали, пели песню.  ...
Раздел Классному руководителю
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:





Разработка внеклассного мероприятия

на тему:


«Хлеб да каша -пища наша»




Подготовила: Сметанина Наталья Николаевна,

учитель начальных классов.

Цель: расширить знания детей о полезности продуктов, получаемых из зерна;

сформировать представление детей о многообразии ассортимента продуктов,

получаемых из зерна, необходимости их ежедневного включения в рацион;

расширить представление детей о традиционных народных блюдах,

приготовляемых из зерна, традициях, связанных с их использованием;

способствовать формированию уважения к культуре собственного народа и других народов.

Личностные УУД:

  • оценивать поступки людей, жизненные ситуации с точки зрения общепринятых норм и ценностей;

  • оценивать конкретные поступки как хорошие или плохие;

  • эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции, понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;

  • высказывать свое отношение к героям прочитанных произведений, к их поступкам.

Коммуникативные УУД:

  • оформлять свои мысли в устной форме;

  • слушать и понимать речь других;

  • учиться работать в паре, группе;

  • выполнять различные роли (лидера, исполнителя).

Регулятивные УУД:

  • определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя;

  • учиться отличать верно выполненное задание от неверного;

  • учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на занятии.

Познавательные УУД:

  • ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя;

  • добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя жизненный опыт и информацию, полученную на занятии;

  • перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса; сравнивать и группировать предметы и их образы;

  • преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты, называть их тему.


Ход занятия:

(На слайде изображение пшеничного поля, дети стоят возле)

- Ребята, мы находимся на краю пшеничного поля. Давайте встанем в круг и возьмёмся за руки. Стоит яркий солнечный день, ветерок колышет спелые колосья. Пшеница передаёт вам тепло этого дня (пожимает руку одному из детей, ребёнок передаёт пожатие по кругу).

- Ну, вот теперь и мы согреты теплом этого дня, которого, надеюсь, нам хватит до конца занятия. (Дети садятся)

- Посмотрите ещё раз на пшеничное поле, скажите, какое у вас сегодня настроение, с чем вы его можете сравнить? Оно как нежное маленькое зёрнышко, которое хочет укрыться в тепле, как колосок, который тянется к солнцу.

- Какие продукты и блюда получают из зерновых культур? (хлеб, хлебобулочные изделия, каши)

- Как вы думаете, о чём пойдёт речь на нашем занятии? (о блюдах из зерна)

- Тема нашего занятия так и звучит: «Хлеб и каша - пища наша».

- Давайте определим цели занятия: УЗНАТЬ…(новое по теме, полезность

данных продуктов, когда появился хлеб)

ПОВТОРИТЬ…(какие бывают

хлебобулочные продукты, виды каш…)

ПОМНИТЬ! (о том, что нужно бережно

относиться к хлебу)

Что хотели бы узнать, что необходимо повторить, о чём нужно помнить.

- Что вы знаете о хлебе?

- Я надеюсь, что ваши знания пополнятся.

Рассказ учителя.

Считается, что впервые хлеб появился на земле свыше 15 тысяч лет назад. Первый хлеб имел вид жидкой каши. Она и является прародительницей хлеба.

Археологи предполагают, что однажды во время приготовления зерновой каши часть её вывалилась и превратилась в румяную лепёшку. Своим приятным запахом, аппетитным видом и вкусом она удивила человека. Тогда-то наши предки из густой зерновой каши стали выпекать пресный хлеб в виде лепёшки.

Издавна у славян существовал такой обычай: люди, преломившие хлеб, становятся друзьями на всю жизнь. Хлеб - посол мира и дружбы между народами, остаётся им и ныне.

Изменяется жизнь, переоцениваются ценности, а хлеб - батюшка, хлеб - кормилец остаётся самой большой ценностью.

С хлебом провожали на фронт. С хлебом встречали вернувшихся с войны.

У каждого свой хлеб. Каждый по-своему помнит, воспринимает его и ценит его. Но есть для всех без исключения одно общее: хлеб - это жизнь.

Сегодня в нашей стране нет такого места, где бы не выпекали хлеб. Его пекут и в больших, и в малых городах, в сёлах, в деревнях. Хлеб потребляют в любое время дня, в любом возрасте. Хлеб нужен всем. Он - неотъемлемая и важнейшая часть рациона питания.

- А сейчас мы послушаем приготовленные детьми стихи о приготовлении хлеба в наше время.

Дети читают стихи.

В нем здоровье, наша сила,

В нем чудесное тепло.

Сколько рук его растило,

Охраняло, берегло.

Перед тем, как стали зерна

Хлебом - тем, что на столе,

Люди долго и упорно

Потрудились на земле.

Вот об этом-то как раз

Начинается рассказ.

Подымались трактористы,

Умывались чисто-чисто.

В степь весеннюю с утра

Выводили трактора.

Продолжается рассказ,

Урожай поспел у нас.

Едут по полю комбайны,

Ветер песню им поет,

Капитаны-комбайнеры

Смотрят с мостиков вперед.

Как из колоса тугого

Выбивается зерно,

Как, пожалуйста, - готово,

В ящик сыплется оно.

Вот на мельнице пшеница,

Здесь такое с ней творится!

В оборот ее берут,

В порошок ее сотрут!

На большом хлебозаводе

Станешь тестом ты, мука.

Тесту тесно, мало места.

«Ох, пустите,» - шепчет тесто.

Ладно, пустим, в печь давай.

Получился каравай.

все вместе:

Слава миру на земле!

Слава хлебу на столе!

Слава тем, кто хлеб растил,

Не жалел трудов и сил!

-Ну а теперь, послушав стихотворения, давайте поиграем в игру «Профессии» и узнаем, какие из них помогают прийти хлебу на стол.

Игра «Профессии».

Детям раздаются карточки с различными видами профессий, они выбирают только те, которые относятся к производству хлеба и прикрепляют с помощью магнитов к доске.

_ Хлеба у нас много, но не все люди, к сожалению, бережно относятся к нему. Послушайте стихотворение Сергея Михалкова «Булка».

Три паренька по переулку,
Играя будто бы в футбол,
Туда-сюда гоняли булку
И забивали ею гол.

Шел мимо незнакомый дядя,
Остановился и вздохнул
И, на ребят почти не глядя,
К той булке руку протянул.

Потом, насупившись сердито,
Он долго пыль с нее сдувал
И вдруг спокойно и открыто
При всех ее поцеловал.

- Вы кто такой?- спросили дети,
Забыв на время про футбол.
- Я пекарь!- человек ответил
И с булкой медленно ушел.

И это слово пахло хлебом
И той особой теплотой,
Которой налиты под небом
Моря пшеницы золотой.

-Скажите, о чем это стихотворение?

_Как вы думаете, хорошо ли поступили мальчики?

- почему незнакомый прохожий поднял и поцеловал булку?

- Как нужно относиться к хлебу?

- Теперь ответьте на такой вопрос: так что еще готовят из зерна?

-Какие виды каш вы знаете?

-Ребята приготовили небольшую сценку из всем известной сказки.

Сценка «Каша из топора».

(Входят Солдат и Старуха.)

Ведущий: Пришёл солдат с походу на квартиру и говорит хозяйке…

Солдат: Здравствуй, Божья старушка!

Дай мне чего-нибудь поесть.

Старуха: Вон там на гвоздике повесь.

Солдат: Аль ты совсем глуха, что не чуешь?

Старуха: Где хошь, там и заночуешь.

Солдат: Глухая! Подавай на стол!

Старуха: Да нечего, родимый!

Солдат: Свари кашицу!

Старуха: Да не из чего, родимый!

Солдат: Давай топор, я из топора сварю.

(Старуха несёт топор. Дальше Солдат и старуха делают всё, о чём говорит ведущий.)

Ведущий: Принесла баба топор. Солдат взял его, положил в горшок, налил воды и давай варить. Мешает ложкой, пробует…

Солдат: Всем кашица взяла, только бы маленько крупы подсыпать.

(Старуха, вздыхая, достаёт крупу, даёт Солдату.)

Ведущий: Солдат сыплет крупу, пробует.

Старуха: Готова ли?

Солдат: Совсем готова была, да только маслом сдобрить.

(Старуха, поколебавшись, достаёт масло, подаёт его Солдату.)

Солдат: Ну, Старуха, теперь подавай соли, хлеба да ложки неси - станем кашицу есть!

(Солдат и Старуха садятся за стол, едят кашу из чугунка.)

Старуха (смакуя кашу): Служивый, а когда ж топор будет есть?

Солдат: Да вишь, не уварился он ещё, потом доварю да позавтракаю. (Встаёт.) Ну, будь здорова, хозяйка. (Берёт топор, кланяется Старухе, уходит.)

(Старуха встаёт вслед за Солдатом, провожает его, качая головой.)

Ведущий: Вот так-то Солдат и кашки поел, и топор унёс.

- А как вы думаете, ребята, какую крупу мог варить Солдат вместе с топором?

(Ребята называют крупы, которые можно варить на воде и без сахара: перловая, рисовая, гороховая). Любую кашу можно сварить на воде.

- Какие каши ещё известны?

- Самые «старшие» среди каш - пшеничная, перловая и овсяная, человек ест их уже 9 тысяч лет. Рисовую кашу - 5 тысяч лет; гречневую кашу - 4 тысячи лет.

Любимая каша.

- Кто из вас любит кашу? Как показали результаты анкетирования, в нашем классе кашу любят абсолютно все, самые любимые каши: рисовая - 2 человекаа, гречневая - 2 человека, пшенная - 4 человека, овсяная - 2 человека и манная - 14 человек.

- Как кашу можно сделать вкусной? Какие добавки можно положить в кашу?

- Без добавок любят кашу - 3 человека, а любимые добавки - масло, варенье, сахар и сухофрукты.

- В какой приём пищи лучше употреблять каши? (На завтрак, т.к. они содержат необходимое количество питательных веществ. Каши легко усваиваются.)

Кашу любят все.

-Давайте споем песенку про кашку.

Песня «Варись, варись, кашка».

Игра «Продолжи пословицу».

- Предлагаю вспомнить пословицы и поговорки о хлебе и каше. На красных карточках записано начало пословицы, на зелёных - продолжение. Одна группа читает начало пословицы, продолжение должна выбрать одна из оставшихся групп.

Кашу маслом не испортишь.

Мал горшок, да кашу варит.

Хлеб всему голова.

С ним каши не сваришь.

Плох обед, коли хлеба нет.

Был бы хлеб, а зубы сыщутся.

Нет хлеба - нет обеда.

Сам заварил кашу - сам ее и расхлебывай.

много снега - много хлеба.

- Замечательно справились с заданием, а какие ещё знаете пословицы либо поговорки?

Кашу маслом не испортишь.

Плох обед, коли хлеба нет.

Нет хлеба - нет обеда.

Много снега - много хлеба.

Хлеб на стол - и стол престол.

Хлеб - всему голова.

Всё приедается, а хлеб - нет.

Сам кашу заварил, сам её и расхлёбывай.

С ним каши не сваришь.

Просо не посеешь, блин не испечёшь.

Изготовление символа благополучия - «Хлебного дерева».

Я предлагаю изготовить «Хлебное дерево» - символ благополучия, ваша задача - нарисовать всевозможные хлебобулочные изделия.

Микрообобщение.

- Как нужно относиться к хлебу?

- Отношение к хлебу должно быть бережное. А у нас нередко наблюдаешь такую картину, которая болью отзывается в сердце: брошенный хлеб, растоптанный в грязи ломоть, булочки в мусоросборнике. Это свидетельствует о безнравственности поступка. Следует помнить о том, что хлеб на нашем столе появляется благодаря нелёгкому труду людей 120 профессий. Труд хлебороба тяжёлый и длительный труд. Тот, кто выращивает хлеб, не бросит где попало недоеденный кусок хлеба. Учитесь ценить труд других.

Рефлексия

Кто узнал много нового и интересного - покажите солнышко.

Кому было интересно, но нового не узнал - солнышко с тучкой.

Кому было скучно - дождик.

Самоанализ.

Я считаю, что поставленные мною цели были реализованы в достаточной степени, а именно:

расширились знания детей о полезности продуктов, получаемых из зерна;

сформированы представления детей о многообразии ассортимента продуктов, получаемых из зерна, необходимости их ежедневного включения в рацион; расширились представления детей о традиционных народных блюдах,

приготовляемых из зерна, традициях, связанных с их использованием;

сформировано уважительное отношение к культуре собственного народа и других народов.

Личностными результатами являются следующие умения:

  • оценивать поступки людей, жизненные ситуации с точки зрения общепринятых норм и ценностей;

  • оценивать конкретные поступки как хорошие или плохие;

  • эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции, понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;

  • высказывать свое отношение к героям прочитанных произведений, к их поступкам.

Коммуникативные УУД:

  • оформлять свои мысли в устной форме;

  • слушать и понимать речь других;

  • учиться работать в паре, группе;

  • выполнять различные роли (лидера, исполнителя).

Регулятивные УУД:

  • определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя;

  • учиться отличать верно выполненное задание от неверного;

  • учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на занятии.

Познавательные УУД:

  • ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя;

  • добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя жизненный опыт и информацию, полученную на занятии;

  • перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса; сравнивать и группировать предметы и их образы;

  • преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты, называть их тему.

Содержание занятия было оптимально, доступно для учащихся с точки зрения возрастных особенностей. Выбранные методы соответствовали целям занятия, характеру и содержанию учебного материала, уровню знаний, умений и навыков учащихся. Применялись такие методы, как:

  • словесные: вопросы, объяснение, инсценировка;

  • наглядные : изобразительные наглядности, демонстрация слайдов;

  • практические: частично-поисковый, познавательные задания.

Формы работы : индивидуальная, работа в парах, преобладает групповая форма работы.

Психологическая атмосфера на занятии была доброжелательной, дети работали активно.

Вывод: занятие прошло на высоком эмоциональном подъеме, с высоким темпом. Все запланированные формы работы были выполнены, поставленные цели занятия реализовать удалось.


© 2010-2022