- Преподавателю
- Классному руководителю
- Одаренные и высокомотивированные дети в семье
Одаренные и высокомотивированные дети в семье
Раздел | Классному руководителю |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Родионова О.А. |
Дата | 25.04.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Одаренные и высокомотивированные дети в семье
Вы хотите, чтобы ваши дети были способными и талантливыми? Тогда помогите им сделать первые шаги по ступенькам творчества, но… не опаздывайте и, помогая,… думайте сами.
Б.П. Никитин
«Все дети рождаются, чтобы быть успешными. Единственное, в чем они нуждаются - в развитии своих талантов. Вера - двигает горы… вера в детей может поднять их на такие высоты, которые нам трудно даже представить. Каждый день можно собирать большой урожай детских успехов».
Выделяют несколько типов одаренности:
Интеллектуальная одаренность Необходимо помочь ребенку выбрать основное направление деятельности, нацеленной на развитие интеллектуальных и творческих способностей учащихся на основе, например, научного общества учащихся. Высоко развитые способности переработки информации позволяют таким детям преуспевать во многих областях знаний)
Академическая одаренность, проявляется в успешности обучения отдельным учебным предметам и является более частной, избирательной. Например, математическую одаренность.
Социальная одаренность, «социальный интеллект», «организаторские способности». Такие способности помогают стать хорошими педагогом, психологом, психотерапевтом, социальным работником.
Художественная одаренность (живописи, скульптуре, актерские способности) - индивидуальных музыкальных, драматических, танцевальных, изобразительных и прочих способностей детей на основе соответствующих кружков дополнительного образования;
Практическая одаренность - знание своих слабых и сильных сторон и способность использовать это знание. Например, для компенсации слабых сторон человек вырабатывает свои способы, включая привлечение вторых людей для выполнения того, что вон не может делать хорошо
Психомоторная (спортивная) одаренность - развитие спортивных способностей детей на базе разнообразных спортивных кружков и секций.
Творческая одаренность может проявляться (или не проявляться) в любом из видов одаренности. Творческое, продуктивное мышление. Такие дети нередко обладают рядом поведенческих характеристик, которые их выделяют и которые - увы! - вызывают отнюдь не положительные эмоции в учителях и окружающих людях: отсутствие внимания к авторитетам; большая независимость в суждениях;
Тонкое чувство юмора; отсутствие внимания к порядку и «должной» организации работы; яркий темперамент.
Как правило, именно мы родители первыми замечаем одаренность ребенка, это не всегда легко сделать, так как не существует какого-то стереотипа одаренности - каждый ребенок проявляет свои способности по-своему.
Во несколько рекомендаций для родителей по целенаправленной работе с детьми:
-
Пристально следить за особенностями развития ребенка.
В процессе обучения и воспитания таких детей возникают проблемы. Прежде всего - это возрастные особенности детской психики, возрастная слабость, истощаемость нервной системы.
-
Создать благоприятную психологическую атмосферу в семье, проявить искреннюю и разумную любовь к ребенку, предоставить ребенку возможности активно задавать вопросы;
Эти дети нуждаются в особом подходе. Одарённый ребёнок постоянно привлекает к себе внимание. Ему хочется всё время отвечать, обсуждать, считать. Через какое-то время это надоедает родителям. Надоедает и самому ребёнку: его не хотят слушать. Так ребёнок становится лишним в семье. Ребёнку приходится приспосабливаться к общим требованиям, бороться со своей любознательностью, активностью, становиться таким, как все.
-
Помочь ребенку правильно организовать учебную деятельность. Создать условия, обеспечивающие высокие достижения детей, обстановку, формирующей у ребенка чувство собственной значимости, поощряющей проявление его индивидуальности;
Бывает и так, одарённый ребёнок привыкает, что ему всё даётся легко. Учится, «хватая на лету». Из класса в класс программный материал усложняется, вводятся новые понятия, задания, требующие усидчивости и сосредоточенности. Ребёнок к этому не готов. Появляется негативное отношение к учебному процессу и к школе. В профессиональной деятельности может произойти то же самое.
-
Содействовать развитию личности ребенка и его таланта.
Родители с огромным энтузиазмом приступают к развитию ребенка, стремятся к достижению наивысших результатов, соответственно ущемляются другие виды деятельности (игры, общение со сверстниками). В дальнейшем всё это принесёт ущерб личности. Ребёнок начинает болеть, даёт знать о себе невроз, а в худших случаях встречаются попытки суицида.
-
Создать возможность самореализации личности в разных видах деятельности.
Наряду с радужными представлениями о дополнительном образовании есть свои подводные камни. Суть в том, что не следует культивировать чувства исключительности у ребёнка, нет гарантий, что в будущем талант будет востребован.
-
Важным звеном является правильный выбор программ творческих объединений по потребностям и возможностям детей.
Самому ребенку порой трудно выбрать направление развития - многое интересно, многое хочется попробовать.
-
Удовлетворить потребность детей в занятиях по интересам;
Идеальная родительская реакция радостного приятия должна, вероятно, лежать где-то посредине между игнорированием и эксплуатацией способностей ребенка.
-
Конструктивно сотрудничать с педагогами.
Например, физическая неумелость такого ребенка становится поводом для насмешек и издёвок. Ребёнок, далеко опережающий своих сверстников в умственном отношении, глубоко переживает это. Проблема обучения и воспитания одарённых детей и во взаимоотношениях учителей с родителей.
-
Развивать чувства защищенности у детей, отказаться от высказываний оценок и критики в адрес ребенка.
Идеальная родительская реакция радостного приятия должна, вероятно, лежать где-то посредине между игнорированием и эксплуатацией способностей ребенка.
-
Предоставить детям возможность осуществлять совместную со взрослыми деятельность, и использовать личный пример творческого подхода к решению проблем;
-
С детьми старшего возраста переходить на отмену своей функции общего контроля, и предоставлять более частой самостоятельности ребенка для выстраивания творческого процесса
-
Стимулировать выработку детьми собственных средств осуществления деятельности, а не принятие Ваших готовых.
Семьи, в которых растут одарённые дети, по-разному воспринимают одарённость. В одних семьях ребёнком восхищаются, гордятся, демонстрируют знакомым и незнакомым людям знания. С ребёнком занимаются репетиторы, сменяя друг друга, лишая его детства. Родители считают, что их ребёнок должен не только участвовать везде и во всём, но и обязательно быть первым. Это прямой путь к завышению самооценки.
В других семьях наоборот критически относятся к достижениям детей. В результате у ребёнка развивается заниженная самооценка.
Активность родителей может подавлять личность ребёнка, его самостоятельность, формировать эгоцентризм, развивать тревожность. Роль родителей - содействовать развитию. Вы должны помнить, что Ваш ребёнок такой же, как все. Ему тоже нужна родительская любовь и забота.
Наличие одарённости является нормой для любого человека, а её отсутствие связано с неверным воспитанием, образованием, развитием. Развитие духовного мира ребёнка - это единственный путь, ведущий к проявлению таких особенностей человеческой природы, какими являются одарённость, талант…
И ваши дети, когда-нибудь Вам скажут слова благодарности: «Мама, спасибо тебе, что ты меня направила, поддержала, подсказала, отвела на секцию и т.д.
Родионова Ольга Анатольевна, учитель информатики Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Акбулакская средняя общеобразовательная школа №3 Акбулакского района Оренбургской области»
3