Рабочая программа православного кружка К истокам духовности

Раздел Классному руководителю
Класс 5 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

кружка по православному воспитанию

«К истокам духовности»

Составитель: учитель русского языка

Маркова Алла Викторовна

высшая категория

Пояснительная записка.

Как защитить ребёнка от обрушившейся лавины зла и насилия, перемешанной с интересными и полезными явлениями в нашей жизни?

Духовность, нравственность, здоровье, почему этим категориям большое внимание уделяют специалисты в разных областях жизнедеятельности человека? Потому что именно «питание духа» и образование нравов детей - важнейшая проблема национальной безопасности отдельно взятого государства и общечеловеческой безопасности. Новые стандарты в образовании и воспитании ориентирует педагогов на воспитание молодого поколения в духе высокой нравственности, как одну из приоритетных задач государства в сфере образования. В настоящее время остро ощущается необходимость возрождения русской культуры, изучения истории народа, восстановления духовности для формирования нравственной личности гражданина и патриота России. Особое значение имеет возвращение к традиционной системе нравственности, сформированной Православием. Уважение к старшим, терпение и терпимость к окружающим, умение признавать свои ошибки, послушание, целомудрие, милосердие ит. д.

«Самое важное в воспитании - это духовно пробудить ребёнка и указать ему перед лицом грядущих трудностей, а может быть, уже подстерегающих его опасностей и искушений жизни - источник силы и утешения в его собственной душе. Надо воспитать в его душе будущего победителя, который умел бы внутренне уважать самого себя и утвердить своё духовное достоинство и свою свободу - духовную личность, пред которой были бы бессильны все соблазны и искушения современного сатанизма»» И.А.Ильин «О семье и воспитании» из труда «Путь духовного обновления».

Проектирование мною программы «К истокам духовности» в школе -интернате вызвано необходимостью создания условий для гармоничного духовного развития личности учащихся, привития основополагающих принципов нравственности. Кружок «К истокам духовности» проводится в 4-5 классах в объеме 1 ч в неделю (4а, 4б-1час, 5а, 5б-1час). Работа по духовно-нравственному воспитанию должна начинаться со знакомства детей с нравственными нормами и правилами поведения и формирования моральных привычек. Программой предусмотрено ознакомление с нравственными идеалами и ценностями православной культуры, духовными традициями России в контексте, отражающем глубинную связь прошлого и настоящего. Программа имеет культурологическую направленность. Новизна заключается в том, что данная программа интегрирует различные образовательные линии: культурологическую, православную, краеведческую, - в единое образовательное содержание.

Общая цель: нравственное воспитание школьников на основе традиционных идеалов и ценностей, развитие их интереса к окружающему миру, формирование уважительного отношения к представителям различных конфессий, укрепление толерантных отношений между участниками образовательного процесса, оздоровление морально-нравственной атмосферы в школе и семье.

Основные задачи:

1.Знакомство учащихся с основами православной культуры,

2. Развитие представлений младшего подростка о значении нравственных норм и ценностей для достойной жизни личности, семьи, общества;

3. Обобщение знаний и представлений о духовной культуре и морали.

4. Развитие способностей школьников к общению на основе взаимного уважения и диалога.

Основные культурологические понятия- «культурная традиция», «мировоззрение», «духовность (душевность)», «нравственность» - являются объединяющим началом для всех понятий, составляющих основное содержание программы. Содержание направлено на формирование общей культуры, духовно-нравственное, гражданское, социальное, личностное и интеллектуальное развитие, саморазвитие и самосовершенствование обучающихся, обеспечивающие их социальную успешность, развитие творческих способностей, сохранение и укрепление здоровья. Эта программа позволяет познакомить детей с православными традициями в рамках внеурочной деятельности.

Решение главных задач обучения должно обеспечивать формирование личностного отношения к окружающим, овладение этическими, эстетическими и духовно-нравственными нормами.

Примерная структура занятия

  • Организация занятия (приветствие, молитва)

  • Просмотр фильмов по Закону Божьему (как закрепление пройденного материала или введение в новую тему)

  • Беседы по Закону Божьему, о житие святых, о православных праздниках и другое

  • Игры на закрепление «Исправь ошибку», «Лабиринт», «Передай слово другому» (по данной теме или по различным темам)

  • Чтение отрывков из Библии или чтение назидательных историй на данную тему

  • Работа творческого направления (рисунок, раскраска, аппликация, изготовление поделок из природного материала, работа с пластилином)

  • Чтение журналов «С нами Бог», «Лампадка», «Незабудка», «Тропинка», «Глаголь», хрестоматии «Первое словечко», русского языка для православных школ

  • Использование фигурок и макетов по темам, иллюстраций из учебных пособий по православной культуре и с православных сайтов

  • Просмотр и обсуждение мультфильмов и детских художественных фильмов

  • Организация и проведение утренников и праздников

Планируемые результаты освоения учащимися программы по основам православной культуры

Личностные результаты изучения учебного предмета

  • осознание себя ответственным членом семьи, школы, общества и Российского государства (российская идентичность);

  • развитие чувства преданности и любви к Родине, её истории и культуре, её традициям и преданиям, а в дальнейшем - осознание ответственности за сохранение культурно-исторического наследия России;

  • знание важнейших святынь земли Русской и знаменитых памятников православной культуры России;

  • осознание необходимости для личностного развития таких добродетелей, как благодарность, дружба, ответственность, честность, осторожность, трудолюбие и милосердие;

  • умение следить за своими словами и делами; способность контролировать собственную деятельность на основе выбора добра и пользы;

  • настроенность на доброе поведение и добрые взаимоотношения с окружающими;

  • как результат преданности и уважения к традициям своего народа - уважительное отношение к людям других верований.

Метапредметные результаты изучения основ православной культуры учащимися 4-5 класса:

  • развитие познавательной деятельности младшего подростка в гуманитарной сфере;

  • любовь к родному языку, родной истории, литературе и культуре;

  • умение описывать памятные события родного края, школы, семьи,

  • развитие чувства прекрасного в процессе знакомства с памятниками православной культуры;

  • знание имён и подвигов величайших просветителей, героев и святых людей России;

  • приобщение к духовно-нравственным ценностям своего народа;

  • усвоение нравственных норм и правил поведения в ходе знакомства с богатейшей православной культурой России, имеющей особое значение в истории России, становлении её духовности и культуры;

  • приобретение устойчивых представлений о нравственности и духовности в рамках понятий добро - зло, правда - ложь, свобода и ответственность, совесть и долг;

  • формирование потребности в нравственном совершенствовании.

Содержание программы кружка «К истокам духовности» (православное воспитание) позволяет детям узнать о том, что во все века составляло славу России (о ее святых, героях, о памятниках христианской культуры, о традициях жизни русских людей), закладывает основы общих представлений о православной культуре, основы познания ребенком связей культуры России с традициями православной культуры. Школьный возраст, характеризуется образным восприятием и мышлением. Поэтому предполагается, работая по программе, исходить из близкого, понятного ребенку: мира природы, сказки, объектов окружающего мира. Знакомство с объектами православной культуры: классической литературой, поэзией духовной и светской музыкой, живописью и зодчеством и так далее позволяет выделить школьникам основные понятия православной культуры. Посредством нравственно-эстетических и религиозных понятий категорий закладываются представления о христианском понимании красоты и доброты, зла и безобразного в окружающем мире. Изучение отечественного историко-педагогического наследия (К.Д.Ушинский, В.А. Сухомлинский и др.) показывает, что для того, чтобы решить задачи духовно-нравственного образования, необходимо вначале открыть для детей в их собственных сердцах то доброе, что они уже знают и любят. Для этого предстоит научить детей через знакомые им образы и реальности окружающего мира замечать и самим стремиться к доброму и красивому. Прекрасное пробуждает доброе. Умение детей видеть прекрасное возрождает в них нравственные качества: доброты, сочувствия, заботы об окружающем мире.

Постепенно ученик может быть подведен к пониманию того, как в течение почти десяти веков в традициях добрососедства и веротерпимости русская история слагалась христианами. Великие русские люди, которые по сей день остаются для всех лицом истории нашего Отечества, строили и благоукрашали христианские храмы. История древнерусского искусства неразрывна с историей Русской Православной Церкви. Смысл этого искусства невозможно понять тому, кто не имеет представления о христианской культуре. Без знания родной культуры человек не может быть культурным.

Программа внеурочной деятельности «К истокам духовности» включает в себя 36 занятий, по 1 занятию в неделю, рассчитана на 1 год обучения (для 4- 5 классов). Особое место в овладении данным курсом отводится самостоятельной работе по поиску информации по православным праздникам при подготовке материала к оформлению православного уголка. Обучающиеся готовят небольшие сообщения для выступления на занятиях.

Изучение курса завершается итоговым праздником православной культуры. Результаты проектной деятельности учащихся находят практическое применение, так тема проектных работ предполагают участие в написании сценариев праздников Рождество Христово и Пасха.

Для реализации некоторых разделов программы возможно привлечение священнослужителей храма Михаила Архангела, местных поэтов. Проводятся занятия во внеурочное время 1 раз в неделю:

  • четверг в 15часов 4а, 4б класс

  • пятница в 15часов 5а класс, 5б класс

На занятиях присутствует группа учащихся 4а -10 человек, 4б -8человек, 5а -12 человек, 5б -12человек.

Занятия должны быть эмоциональными, соответствующими возрастным особенностям детей, включать в себя элементы самостоятельной работы с источником информации. Необходимо представлять материал наглядно и использовать электронные ресурсы. Основная задача учителя состоит в том, чтобы пробудить у школьников интерес к культурному наследию православного русского народа, внутреннему миру человека, заставить задуматься о себе и своих поступках, их нравственной сущности.

Программа предполагает связь с такими учебными предметами, как литература, окружающий мир, музыка, технология, изобразительное искусство.

Структура программы организована на основе принципов: содержательных обобщений, повторяемости, личностно-ценностного соответствия и включает 2 интегративных блока тем:

  • Мы и красивый мир Божий вокруг нас.

  • Радостный мир православной культуры. Добродетели в окружающем мире.

Формой закрепления и текущей проверки усвоения являются проблемные задания рубрики «обсуждаем - размышляем», творческие проектные работы детей.

Формой итогового контроля является коллективный творческий отчет (организация праздника).

Список литературы

  1. Библия

  2. Игумен Георгий Шестун, Е.П. Бельчикова «Духовно-нравственная культура России» М-2010

  3. Борис Гонаго «Детям о вере» Минск-2011

  4. Л.Л.Шевченко «Православная культура» 1год М-2004

  5. Л.Л.Шевченко «Православная культура» наглядные пособия М-2006

  6. Протоиерей Серафим Слободской «Закон Божий» М-2008

  7. Клавдия Лукашевич Хрестоматия для детей «Первое словечко» Свято - Троицкая Лавра 2005

  8. Н.А.Смирнова, Э.В. Дьячкова «Русский язык» Санкт-Петербург 2006

  9. С.О.Никулина «Добрый Батюшка Саровский» Зёрна 2000

  10. А.В.Бугаевский «Святой Артистратиг Михаил» М-1996

  11. Валентин Николаев «Алексий Божий человек» Н. Новгород 2004

  12. Л.Л.Шевченко «Православная культура» методическое пособие М-2009

  13. pravoslavie - detyam.ru

  14. pravoslavie - detyam.ru > film/multfilm

  15. eroska.ru

proza-pro narod.ru>detskie

Примерное тематическое планирование кружка


ЧЕТВ.

ТЕМА

ТВОРЧЕСКАЯ РАБОТА

I

1. Красота в окружающем мире.

Рисование

2-3. Вначале было слово.

Работа с природным материалом

4. Бог - Творец красивого мира (Изучение истории слова «спасибо»)

Интерактивная пирамида вежливых слов

5. Сотворение человека (Чтение и пересказ отрывков из Библии)

Изготовление фигурок человека из ниток

6. Правила жизни, данные людям (Запись современными понятиями)

Видеофильм Закон Божий, обсуждение

7. Иконы Божией Матери. Как изобразить доброе и красивое?

Рисование на тему «Доброта»

8.Древнейшая книга в России - Евангелие.

Мудрые мысли. Лампадка.

II

1. Как люди покинули Рай.

Чтение и пересказ отрывков из Библии

2. Радость и печаль в красках и звуках окружающего мира.

Просмотр и обсуждение мультфильмов

3. Добрые и злые люди. (Жизнеописание святых : Серафима Саровского и др)

Проект: Рисование древа добродетелей

4. За что были наказаны люди. (Чтение и пересказ отрывков из Библии)

Творческая работа: рисование на тему «Счастье»

5-6.Нравственные категории. Человек- созидатель культуры. Человек - хранитель культуры.

Творческая работа: рисование на тему «Чудесная дружба»

7. Экскурсия в храм.

8. Всегда живое: Иконы. Храмы.

Проект: Возведение храма из цветной бумаги

III

1-2. Чему мы радуемся зимой? Праздник Рождества Христова. (конкурс рисунков)

Рисование русский орнамент

3. Зимние радости. Святки. (Рождественские посиделки)

Колядки и стихотворения - наизусть

4. Праздник Крещения. (Из истории России)

Чтение - Лампадка, Незабудка

5. Праздники в нашем доме: день Ангела, день рождения. (Моя родословная)

Поделки: ангелочки

6. Праздник дня защитника Отечества.

Чтение рассказов о патриотах

7. Радости масленицы. Прощеное воскресенье. (Народные традиции)

Рисование

8-9. Как сохранить красивый Божий мир? Нагорная проповедь. Радости православной веры

Проект: панно «Храм»

IV

1. Весенние радости.

Конкурс рисунков

2. В ожидании праздника. (Традиции православного праздника Пасхи)

Разучивание пасхальных песен и стихотворений

3. Какого цвета праздник Пасхи?

Составление кроссворда

4. Праздник Дня Победы.

Мини сочинение

5. Родословие моей семьи. (Составление фамильного древа) Доброта и милосердие христианина

Проект: картина Мира

6. Мои обязанности. Радость послушания. Дети и родители

Проект: сочиняем сказку «О послушании

7-8. Экскурсия в музей



© 2010-2022