Музыкально-поэтический вечер «Песни, которые нельзя забыть»

Музыкально-поэтический вечер «Песни, которые нельзя забыть» посвящен истории созданию патриотических песен в годы Великой Отечественной войны.Цель: - показать историю создания патриотических песен в годы Великой Отечественной войны   и их роль в победе над врагом;  - научить гордиться славой своих предков;  - способствовать формированию у учащихся глубокого уважения к участникам событий 1941-1945 гг.Форма проведения: музыкально-поэтический вечер (8 – 11 классы).Оборудование: вывески, плакаты, по...
Раздел Классному руководителю
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Музыкально-поэтический вечер

«ПЕСНИ, КОТОРЫЕ НЕЛЬЗЯ ЗАБЫТЬ»

Цель: - показать историю создания патриотических песен в годы Великой

Отечественной войны и их роль в победе над врагом;

- научить гордиться славой своих предков;

- способствовать формированию у учащихся глубокого уважения к

участникам событий 1941-1945 гг.

Форма проведения: музыкально-поэтический вечер (8 - 11 классы)

Оборудование: вывески, плакаты, посвященные военной тематике; компьютер, диски с записями военных песен; на столах вазы с цветами.

Учитель. У каждой песни - своя жизнь. Одна проживает ее мгновенно, как мотылек, едва появившись, тотчас умирает. Но есть песни со счастливой судьбой - долго живут и не старятся, всегда любимы народом. Сегодня мы будем говорить о песнях Великой Отечественной войны.

Ведущий 1. Песню «Катюша» поэт М.В. Исаковский написал в Москве, но задумал в родном краю, в небольшом поселке на берегу речки Угры, что протекает на Смоленщине. И когда рука выводила строку: «выходила на берег Катюша», Михаилу Васильевичу виделась его родная маленькая Угра. Конечно, люди, повторяя эти слова, представляли берег своей реки - Волги, Днепра, Амура или еще какой-то другой.

Сначала было несколько строчек, написанных стремительно, на едином дыхании. И, как часто бывает, продолжения не последовало. Дальше было дело случая. М.В. Исаковский случайно встретился в коридоре редакции газеты «Правда» с композитором М.И. Блантером.

- Михаил Васильевич, - обратился к поэту Блантер, - нет ли у вас стихов, на которые можно было написать музыку?

Исаковский задумался, потом ответил:

- Пожалуй, нет.

Неожиданно он будто спохватился:

- А знаете, я написал кое-что, но не до конца. Может, вдохновитесь, тогда можно будет дописать.

Блантер изъявил желание тут же услышать стихи.

- Тогда слушайте, - сказал Исаковский и приглушено прочел:

Расцветали яблони и груши,

Поплыли туманы над рекой,

Выходила на берег Катюша,

На высокий берег, на крутой.

Ведущий 2. Теперь Блантер при каждой встрече с Исаковским интересовался, когда получит от него полный текст будущей песни.

Летом 1938 г. Михаил Васильевич передал композитору стихи. Матвей Исаакович заворожено повторял их и не переставал удивляться глубокому содержанию, простоте, предельной ясности стихов. Вскоре мелодия была им написана. Теперь оставалось найти певицу. Композитор обратился к В.Н. Кнушевицкому - художественному руководителю и дирижеру Джаз-оркестра СССР. Тот, послушав песню, решительно заявил:

- Замечательная песня. И солистка есть достойная.

Ведущий 3. Исполнительницей «Катюши» стала молодая певица Валентина Батищева. Впервые песня прозвучала 28 ноября 1938 г. на сцене Колонного зала Дома союзов.

Песня стала популярной. Ее пели повсюду: в городах, селах, на «дальнем пограничье».

Во время Великой Отечественной войны каждый солдат, певший или слушавший «Катюшу», испытывал такое чувство, будто это к нему лично обращен призыв сберечь родную землю.

Ведущий 4. Песня стала символом высокого духа, мужества советского человека. Вот что рассказал сам М.В. Исаковский. Это произошло во время войны на переднем крае обороны. Немцы, находившиеся в окопе, завели патефон, и звучала песня «Катюша». Наши солдаты некоторое время были в оцеплении. Как бы дразня их, немцы завели песню второй раз.

- Братцы! - вдруг вскричал молодой солдат. -

Да ведь это наша «Катюша» у немцев в плену!

- Не бывать тому! - воскликнул другой, и несколько солдат бросились в атаку на вражеский окоп. Немцы не успели опомниться, как в короткой схватке наши бойцы захватили патефон с пластинкой и благополучно вернулись. Теперь уже из советского окопа звучала «Катюша». Только на этот раз ее «исполняли» реактивные минометы, установленные на машинах. Это грозное оружие, наводившее страх на врага, артиллеристы прозвали ласковым девичьим именем.

Ведущий 5. В те военные годы М.В. Исаковский писал:

По дорогам фронтовым

Ходит русская «Катюша»,

Ходит шагом боевым …

На берегу реки Угры в поселке Всходы на Смоленщине установлен памятник в честь песни «Катюши» и открыт музей, посвященный ей.

(Звучит запись песни «Катюша»)

Ведущий 1. Заслуженная артистка РСФСР В.Е. Клодина ставит на проигрыватель старенькую заигранную пластинку, и звучит протяжная песня, не раз слышанная, но всегда волнующая своей удивительной простотой и величавостью. Особенно тревожат душу слова:

Ой, туманы мои, растуманы,

Ой, родные леса и луга!

- В первый раз я пела эту песню в холодном железнодорожном вагоне, стоявшем в привокзальном тупике города Свердловска, - вспоминает Валентина Ефремовна. В 1942 г. Русский народный хор им. М.Е. Пятницкого был эвакуирован на Урал. В Свердловске артистам выделили несколько старых железнодорожных вагонов. Их называли теплушками, но тепло сохранялось в них, пока в железных печурках горели дрова. Как только они прогорали, в вагонах становилось холодно.

В одной из теплушек помещались музыкальный руководитель хора композитор В.Г. Захаров и его жена, солистка В.Е. Клодина. Место, которое они занимали, было отгорожено простыней.

Ведущий 2. В те дни с фронта приходили вести о бесстрашной борьбе партизан. «Вот бы написать партизанскую песню», - мечтал Владимир Григорьевич. Для этого кА минимум необходимо было иметь хороший текст. Но где его взять? Композитор сразу же подумал о своем старом друге - поэте М.В. Исаковском. Владимир Григорьевич не сомневался, что поэт откликнется на его просьбу. И немедленно.

Ведущий 3. Большую радость испытал композитор, когда вскоре получил новое стихотворение М.В. Исаковского. В тот день допоздна горела в теплушке дымная коптилка. И хотя немели от холода пальцы, композитор писал, перечеркивал и снова писал нотные знаки.

- Валя, - решил он разбудить жену. - Встань, послушай, что я написал!

- Сон, - вспоминает Валентина Ефремовна, - прошел тотчас. Вглядываясь в лист с нотами, я стала напевать песню вполголоса, чтобы никого в вагоне не разбудить.

- ЭХ, рояль бы! - вздохнул Владимир Григорьевич, перечеркнул написанное и, отогрев дыханием негнущиеся пальцы, снова принялся за работу.

Ведущий 4. Несколько дней он ходил сосредоточенный, замкнутый. По всему было видно, что

песня давалась ему с трудом. Она получалась то излишне суровой, то скорбной. Наконец композитору удалось подобрать нужную мелодию - трогательную и величавую.

В первый раз решили исполнить песню в госпитале. Кто как не раненые по достоинству

могли оценить ее!

В широком коридоре собрались слушатели - кто пришел сам, кого привезли на коляске. Валентина Ефремовна вывела первые слова - «Ой, туманы мои …». Припев вместе с певицей исполнял хор. Песня кончилась на протяжной ноте …

Мгновение стояла пугающая тишина. И вдруг раздались гром аплодисментов, стук костылей, возгласы одобрения, просьбы повторить песню.

(Звучит запись песни «Ой, туманы мои …».)

Ведущий 5. Бьется в тесной печурке огонь,

На поленьях смола, как слеза.

И поет мне в землянке гармонь

Про улыбку твою и глаза.

Кто из бывших фронтовиков не помнит одну из самых известных песен Великой Отечественной войны - «В землянке». Ее авторы - поэт Алексей Сурков и композитор Константин Листов. Когда поэт писал стихотворение «Бьется в тесной печурке огонь», он не предполагал его публиковать и тем более не думал, что оно может стать песней. Это были несколько стихотворных строчек из письма жене с фронта.

Ведущий 1. Написал их Сурков действительно в землянке, «в белоснежных полях под Москвой», в районе Истры, в конце ноября 1941 года под живым впечатлением очень трудного дня, когда автору - корреспонденту фронтовой газеты - пришлось вместе с штабом одной из гвардейских частей вести тяжелый бой с гитлеровцами.

В начале 1942 года в столицу проездом с Балтийского фронта на Северный на несколько дней заехал композитор К. Листов.

- Я позвонил Алексею Суркову, - вспоминает композитор, - и попросил дать что-нибудь «певческое». В ответ Сурков, характерно окая, сказал: «Костюша! «Что-нибудь» - нет. А вот я написал тут один стишок - письмо жене, она в эвакуации. Прочти, может, что получится …». Листов поехал в типографию «Гудок», где в то время размещалась редакция фронтовой газеты «Красноармейская правда». Стихи Суркова захватили его своей лирической силой, искренностью, глубоко отозвались в сердце.

Ведущий 2. Через неделю Листов пришел в редакцию, попросил гитару и спел только что написанную песню.

- Сотрудник газеты, - рассказывает он, - известный ныне писатель Евгений Воробьев,

попросил ее оставить. Нотной бумаги у меня не было, и я взял обыкновенный лист бумаги,

начертил на нем пять линеек, записал мелодию и ушел.

Откровенно говоря, композитор не очень был уверен в том, что песня получилась. Казалось,

в те дни нужны были песни, зовущие на бой с врагом, а он написал музыку лирическую,

немного грустную …

Но композитор ошибся. Песня пошла. В особенности после того, как неожиданно для авторов была напечатана в «Комсомольской правде». Оказывается, Воробьев отдал в редакцию № Комсомолки», где работал до войны, стихотворение и разлинованный лист с нотными строчками.

Ведущий 3. «Землянка» пользовалась любовью на всех фронтах и особенно у тех воинов, которые воевали под Москвой, кто гнал ненавистного врага от стен родной столицы.

Надо сказать, что поначалу песня вызвала и критические замечания. Некоторым казалось, что строки: «До тебя мне дойти нелегко, а до смерти четыре шага» - упаднические, разоружающие. Высказывались даже пожелания, чтобы эти слова были заменены другими. Но Сурков категорически отказался от переделок.

Ведущий 4. «О том, что с песней «мудрят», дознались воюющие люди, - пишет в своих воспоминаниях поэт. - В моем беспорядочном армейском архиве есть письмо, подписанное шестью гвардейскими танкистами. Сказав несколько добрых слов по адресу песни и ее авторов, танкисты пишут, что слышали, будто кому-то не нравится строчка «до смерти четыре шага».

«Напишите вы для этих людей, что до смерти четыре тысячи английских миль, а нам оставьте так, как есть, - мы-то ведь знаем, сколько шагов до нее, до смерти».

Так думали фронтовики. И песня исполнялась в первоначальном виде. Ведь, как известно, «из песни слова не выкинешь».

Ведущий 5. Да, «Землянка» - произведение лирической, чуть-чуть грустное. Но не уныния вызывала она у бойцов, не тоску. Нет, она воодушевляла на подвиг, звучала как вызов врагу, как презрение к смерти. Случалось, что ее пели перед атакой, ее пели, идя в бой.

- Я горжусь тем, - говорит народный артист РСФСР К.Я. Листов, - что «Землянка» была бойцом, участвовала в борьбе и помогала победе.

(Звучит запись песни «В Землянке»)

Ведущий 1. Однажды старейший артист эстрады В.Ф. Коралли, многие годы выступавший с К.И. Шульженко, спросил меня: Хотите узнать, как была создана песня «Синий платочек»?»

Я попросил его рассказать об этом.

Ведущий 2. Зимой 1942 г. - сообщил Владимир Филиппович, - бригада артистов эстрады выступала перед солдатами Волховского фронта. Я тогда был ее художественным руководителем. Однажды передо мной предстал молоденький лейтенант. В руках он держал

листок со стихами.

- Лейтенант Максимов, - отрапортовал он и протянул мне листок. - Прочитайте, пожалуйста.

На листке было выведено: «Синий платочек». «Только платочков нам сейчас не хватает», - подумал я про себя, но лейтенанта поблагодарил и заверил, что его стихи, прочитаю обязательно. Лишь много лет спустя я узнал, что он был литературным сотрудником газеты «В решающий бой!», которая издавалась в 54-й армии Волховского фронта.

Не помню, как это получилось, но тот листок заметила Клавдия Ивановна Шульженко.

- Откуда у тебя эти стихи! - спросила она. Вот бы музыку к ним написать… Получилась бы великолепная песня.

Но мы понимали, как трудно было найти в тех условиях композитора. Чуть подумала, Клавдия Ивановна сказала:

- Помнишь, Володя, до войны мы слушали вот эту песню. - И она тут же стала напевать. Только ее память могла удержать забытую мелодию малоизвестного музыканта Ежи Петербургского. И Клавдия Ивановна вполголоса запела:

Помню, как в памятный вечер

Падал платочек твой с плеч…

- Это что, стихи с того листка? - удивленно спросил я. Вместо ответа Клавдия Ивановна продолжала уже в полный голос:

Как провожала и обещала

Синий платочек сберечь…

(Звучит запись с голосом К. И. Шульженко)

Ведущий 3. 12 апреля 1942 г. в железнодорожном депо на станции Волхов К.И. Шульженко впервые исполнила песню «Синий платочек». Не будет преувеличением сказать, что она стала всенародной песней.

В том же 1942 г. вышел фильм «Концерт - фронту», в котором приняли участие известные артисты. Аркадий Райкин представил публике К.И. Шульженко. Она пела всем полюбившийся «Синий платочек».

(Звучит запись песни «Синий платочек»)

Ведущий 4. Нельзя не вспомнить об одном факте. Кинофильм «Концерт - фронту» показали в Ленинграде. Его посмотрел замечательный мастер В.А. Заикин. Во время блокады он изготовлял в маленькой мастерской на одном прессе вручную диски, которые почти ничем не отличались от патефонных пластинок, выпускавшихся до войны на Коломенском заводе. Владимир Александрович записывал на своих дисках призывы к ленинградцам, инструкции «Как тушить зажигательные бомбы», «Как сохранять порядок при бомбежке», «Первая медицинская помощь при ранении и обморожении».

На обратной стороне одного из таких дисков он переписал из кинофильма «Концерт-фронту» песню «Синий платочек», которую пела К.И. Шульженко. С этой самодельной пластинки не раз звучала она по ленинградскому радио. В минуты затишья от бомбардировок, боев люди слышали знакомый проникновенный голос, певший:

За них - родных,

Желанных, любимых таких,

Строчит пулеметчик

За синий платочек,

Что был на плечах дорогих!..

Ведущий 5. Темна ночь,

Только пули свистят по степи,

Только ветер гудит в проводах,

Тускло звезды мерцают…

Трудно поверить, что эта песня, которую в дни войны знал каждый от мала до велика, родилась совершенно неожиданно.

В 1942 году режиссер Леонид Луков на Ташкентской киностудии снимал фильм «Два бойца». Картина рассказывала о крепкой фронтовой дружбе двух солдат - уральского сталевара Саши Свинцова и одесского сварщика Аркадия Дзюбина. Эти роли исполняли замечательные артисты советского кино Борис Андреев и Марк Бернес.

Ведущий 1. По замыслу постановщика фильм должен был сопровождаться только симфонической музыкой. Но по ходу съемки Луков почувствовал, что без песни не обойтись. «Понимаешь, не получается у меня никак сцена в землянке без песни», - признался он композитору Никите Богословскому, который писал музыку для фильма. И режиссер стал объяснять, какой представляется ему эта песня и почему она здесь нужна.

- Луков так зримо обрисовал ситуацию, - вспоминает композитор, - так ярко передал чувства героев, их внутреннее состояние, так взволнованно и талантливо рассказал тему песни и ее настроение, что произошло чудо: я сел к роялю и сразу, без остановки, сыграл ему мелодию будущей песни, которая и вошла потом в фильм без единого изменения Случай в моей практике - небывалый. Песня пришла сама, откуда-то из глубины сознания.

Ведущий 2. Быстро и удачно сложились стихи на эту музыку и у поэта Владимира Агатова. Они понравились всем. Фильм «Два бойца» был закончен в октябре 1943 года. Но уже до этого «Темная ночь» стала широко известной.

- Еще до окончания съемок меня направили на фронт для помощи фронтовым ансамблям, -

рассказывает Н.Богословский. - К моему удивлению, сразу по прибытии в армию я повсюду слышал «Темную ночь», непонятно как сюда попавшую. И только потом выяснил, как это

произошло. Дело в том, что я, обуянный нетерпением, легкомысленно показал песню своему давнему другу Леониду Утесову, не предупредив, что она из не готового еще фильма, и он стал петь «Темную ночь» повсюду, а в первую очередь на фронтах, куда часто выезжал с концертами.

Ведущий 3. Песню из фильма «Два бойца» исполнял И.С. Козловский и многие другие мастера. Но в нашей памяти она неразрывно связана с именем замечательного интерпретатора песен советских композиторов народного артиста РСФСР, лауреата Государственной премии СССР Марка Бернеса.

Когда фильм «Два бойца» вышел на экраны, выдающийся советский кинорежиссер Всеволод Пудовкин писал в «Правде»: «Композитора Н.Богословского поблагодарят, вероятно, не только режиссер за слитность его работы с поэтическим замыслом, но и те многочисленные зрители, которые, несомненно, будут распевать его мелодии». Пудовкин оказался прав. «Темная ночь» получила всеобщее признание. Ее пели везде - на фронте и в тылу, пели пехотинцы и моряки, партизаны и десантники, рабочие и колхозники.

С тех пор, как создан фильм, прошло больше полувека. И, конечно, картина эта, когда-то пользовавшаяся большим и заслуженным успехом, сейчас уже редко идет на нашем экране. Но песню из фильма распевают и поныне.

(Звучит запись песни «Темная ночь»)

Ведущий 4. Когда маленькая Дженнет подросла, всякий раз, устроившись рядом с бабушкой, она начинала просить:

- Бабушка, спой, пожалуйста, мою любимую песню.

Бабушке нравилось, когда внучка обращалась к ней с этой просьбой. Та песня для нее самой тоже была самой любимой. Прошло уже много лет, даже десятилетие с тех пор, как она пела эту песню, а та жила в ней, напоминала о далекой юности.

Ведущий 5. Откинув голову, бабушка заводила:

Как служил солдат

Службу ратную,

Службу ратную,

Службу трудную…

Песня была длинная, грустная. Прежде, еще не дослушав песню до конца, Дженнет начинала плакать. Уж очень жалко было ей старого солдата. А когда девочка стала старше, то перестала плакать, но по-прежнему жалость к солдату переполняла ее.

- Бабушка, - спрашивала Дженнет, - а кто научил тебя петь про солдат?

- Была такая красивая, добрая женщина, народная артистка СССР, - отвечала бабушка. - Звали ее Ирма Петровна Яунзем. Она знала много прекрасных песен. И меня научила петь их. Но

так, как пела Ирма Петровна, у меня не получается.

- Получается, получается! - не соглашалась внучка. - Пой, пожалуйста, дальше!

И бабушка пела:

Двадцать лет служил,

Да еще пять лет.

Генерал-аншеф

Ему отпуск дал…

Это для своей внучки Дженнет она была бабушкой, а для всех людей - народной артисткой Туркменской ССР Маргаритой Фараджевной Фараджевой.

Ведущий 1. Когда началась Великая Отечественная война, она была молода, училась в консерватории и пела, как соловей. Однажды Маргариту Фараджевну включили в туркменскую фронтовую концертную бригаду. Она пришла к своей наставнице Ирме Петровне, и та выбрала для нее песню, которую пела сама. Незадолго до этого И.П. Яунзем получила ее от композитора М.И. Блантера. Текст написал, находясь на фронте, писатель Константин Симонов.

С этой песней Маргарита Фараджевна поехала на фронт. Всюду, где выступала перед бойцами девушка с черными глазами и тугой смоляной косой, ее встречали как давно знакомую. Не оставляли никого равнодушного слова песни:

Как пришел солдат

Во родимый дом,

Вся-то грудь в крестах,

Сам седой, как лунь…

На крыльце стоит

Молода жена -

Двадцати годов

Словно не было.

Ни морщинки нет

На ее щеках,

Ни сединки нет

В косах девичьих…

Певица видела, как менялись лица солдат. Она ощущала необычность момента, но не

понимала до конца причину волнения слушателей. Она пела, а солдаты видели перед собой молодую жену - двадцати годов, без морщинок на лице, без седин в смоляной косе.

Так и пела всю войну, да и после нее Маргарита Фараджевна «Старую солдатскую песню», все с таким же вдохновенным чувством, что передалось оно и внучке.

- Бабушка, - однажды обратилась к ней Дженнет, - поедем с тобой, где был твой фронт и где ты в первый раз спела мою любимую песню.

Ведущий 2. С тех пор внучка стала замечать, как подолгу задумывалась бабушка, словно старалась что-то припомнить. А когда наступили летние школьные каникулы, сказала:

- Собирайся, Дженнет, поедем на Волгу…

В Волгограде они ходили по улицам, побывали у монумента Славы, в городском саду, у «Дома Павлова», бывшей мельницы, разбитой снарядами. Маргарита Фараджевна видела, с каким страхом смотрела Дженнет на зияющие провалы окон дома, полуобвалившиеся стены старой мельницы. Они вернулись в гостиницу. Женщина хорошо понимала состояние девочки. Она сама испытала чувство крайней напряженности от встречи с прошлым. Город залечил раны войны и выглядел обновленным, красивым. А в памяти возникали разрушенные здания, глубокие воронки на улицах, воздух, пропахший гарью.

Ведущая 3. В номер Маргариты Фараджевны постучали, и вошла дежурная.

- Принесла вам чайник. Знаю, в Туркмении любят почаевничать, как у нас. Пейте на здоровье!

Добрые интонации этой женщины успокаивали. Когда наступил вечер, Дженнет разыскала дежурную.

- Бабушка приглашает вас, - сказала девочка, - приходите, пожалуйста.

Дежурная вскоре пришла.

- Меня зовут Зинаида Григорьевна. А вас?

- Маргарита, - ответила старая актриса.

- Очень приятно, Зина, что зашли к нам. Мы ведь в этом городе никого не знаем, совсем чужие.

- Не говорите так. В нашем городе не бывает чужих. Здесь все - свои.

- Да, да, этот город для меня навсегда стал родной.

- Вы родились здесь? - спросила Зинаида Григорьевна.

- Я была в Сталинграде во время битвы. Наша концертная бригада из Туркмении выступала перед бойцами.

- Так вы фронтовичка! - обрадовано встрепенулась гостья.- Я родилась здесь и воевала. Припоминаю, выступали у нас туркменские артисты. Как сейчас вижу молодую певицу со смоляной косой до пояса и ее песню. Вот послушайте:

Как служил солдат

Службу ратную…

Тут Маргарита Фараджевна подхватила песню:

Не жена твоя

Я законная,

А я дочь твоя,

Дочь сиротская…

- Постой, постой, - встрепенулась Зинаида Григорьевна, - а не ты ли та девушка со смоляной косой?

- Я! Я та девушка! - почти выкрикнула старая актриса, а у самой полились слезы.

Обе женщины обнялись и долго-долго безмолвно стояли, потом закончили песню, ибо у нее всегда дожжен быть конец.

На вокзале Маргариту Фараджевну и Дженнет провожала Зинаида Григорьевна Пайкина, бывшая фронтовичка, разведчица, героическая и просто хорошая русская женщина.

(Звучит запись «Старой солдатской песни»)

© 2010-2022