Программа воспитательной системы Росток

Раздел Классному руководителю
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:














Программа

воспитательной системы в классе

«Росток»















Срок реализации программы: 4 года

Руководитель: Щелыканцева Е.В.


















Информационная карта

1. Полное название программы

«Росток»

2. Разработчик программы

Щелыканцева Елена Владимировна - кл.рук.1 класса

3. Координатор программы

4. Руководитель учреждения

5. Возраст детей

6,5 - 11 лет

6. Сроки проведения

7. Цель программы

Обеспечение целостного подхода к воспитанию и развитию личности учащегося, создание основы для сознательного, обдуманного управления развитием с учетом возрастных изменений.

8. Направления программы

«Я - Человек»(социализация)

«Мой мир знаний»( учебно- познават)

«Я и Семья» (семейное)

« Я и Природа»(экологическое)

«Я и Отечество» ( патриотическое )

9. Краткое содержание

Воспитание в детях потребности в здоровом образе жизни, формирование осознания личной причастности к миру во всех его проявлениях.

Создание благоприятной образовательной среды для реализации творческого потенциала детей, формирование умения рационально организовывать свою жизнь и деятельность.

Помочь ребёнку осознать роль в обществе и в семье.

Воспитание в детях ответственности за сохранение окружающей среды.

Приобщать к истокам нижегородской народной культуры, к духовно-нравственным ценностям своего народа.

10. Предполагаемый результат

Формирование у детей навыков самостоятельности: самоанализа, самооценки, самоуправления.

11. Кадровое обеспечение

Учитель начальных классов -1

Учитель физической культуры - 1

Руководители кружков и секций

Старший вожатый - 1


Пояснительная записка

Воспитание человека всегда было сложной задачей. Даже, если общество развивается стабильно, возникают и в таком обществе проблемы в воспитании подрастающего человека. Сегодня, как и раньше, взят курс на гуманизацию и демократизацию школы, который должен привести к новому качеству воспитания. Что стоит за словами - новое качество воспитания? За этими словами стоит иной подход к содержанию воспитания.

Планирование воспитательной работы является значимым звеном в общей системе деятельности педагога. Продуманное планирование обеспечивает ее четкую организацию, намечает перспективы работы, способствует реализации определённой системы воспитания. Потребности современного общества возлагают на школу задачи не только качественного обучения, но и воспитания Человека высоконравственного, духовно богатого, способного адаптироваться к процессам, происходящим в современном мире. Воспитание является одним из важнейших компонентов образования в интересах человека, общества, государства.

Воспитание должно способствовать развитию и становлению личности ребёнка, всех ее духовных и физических сил, способностей; вести каждого ребёнка к новому мироощущению, мировоззрению, основанному на признании общечеловеческих ценностей в качестве приоритетных в жизни.

Как организовать воспитательный процесс в школе? Каким содержанием его наполнить? На что обратить внимание при определении задач и видов деятельности, при планировании воспитательной работы? Подобные вопросы постоянно встают перед учителями, такой вопрос вставал и передо мной. Составить план - значит, продумать и представить себе в общем, и в деталях весь процесс воспитательной работы, её организацию и результаты.

Программа воспитательной системы «Росток» поможет организовать работу в классе в течение четырёх лет. С точки зрения психолого-педагогического подхода каждый год обучения в начальной школе является важным звеном в становлении личности младшего школьника. Поэтому каждый последующий год реализации данной программы опирается на результаты предыдущего года воспитания.

Учитывая, что ребёнок, приходя в начальную школу, испытывает большие психологические трудности, основным воспитательным моментом первого года обучения становиться познание самого себя, в собственном взгляде на окружающих.

На втором году воспитания закладываются нравственные понятия «дружба», «забота о близких», «сострадание» и «милосердие».

Третий год воспитания - год становления коллектива, подчинение своих интересов его интересам.

Четвёртый год - посвящен формированию самостоятельности, правильной гражданской позиции, демократичности.

Законодательная база для разработки программы

* Конвенция ООН о правах ребенка.

* Закон РФ «Об образовании».

* Устав школы.

* Концепция «Воспитание? Воспитание…Воспитание!» авторы: В.А. Караковский, Л.И. Новикова






Концептуальные основы

Известные учёные В.А. Караковский, Л.И.Новикова, Н.Л.Селиванова - авторы книги «Воспитание? Воспитание… Воспитание!» рассматривают воспитание как целенаправленное управление процессом развития личности.

Главная идея концепции - создание условий для целенаправленного систематического развития человека как субъекта деятельности, как личности и как индивидуальности.

По мнению авторов концепции, усилия педагогов целесообразно сосредоточить на решении пяти воспитательных задач.

Задачи:

  • Формирование самосознания, осознание собственного «Я», помощь ребёнку в самореализации

  • Формирование у детей целостной и научно обоснованной картины мира.

  • Развитие у подрастающего человека креативности, «творческости» как черты личности.

  • Приобщение детей к общечеловеческим ценностям, формирование у них адекватного этим ценностям поведения.

  • Формирование гражданского самосознания, самосознания гражданина, ответственного за судьбу своей Родины.

Принципы:

  • Личностный подход в воспитании;

  • гуманистический подход к построению отношений в воспитательном процессе (уважительное отношение между участниками отношений);

  • дифференцированный подход;

  • культурообразность воспитания ( опора на национальные традиции)

  • эстетизация среды жизнедеятельности и развития ребёнка.

Содержание воспитательного процесса составляют общечеловеческие ценности:

Человек - абсолютная ценность

Семья - первый коллектив и естественная среда его развития, где закладываются основы будущей личности.

Труд - основа человеческого бытия.

Знания - результат творческого труда.

Культура - духовное богатство.

Отечество -любовь к Родине.

Земля - общий дом для человечества.

Мир - покой и согласие между людьми.

Цель программы:

Обеспечение целостного подхода к воспитанию и развитию личности учащегося, создание основы для сознательного, обдуманного управления развитием с учетом возрастных изменений.

Задачи:


  1. Сформировать в каждом ребёнке общечеловеческие ценности: любовь к ближнему, сострадание, справедливость, гражданственность, веру в прекрасное, ответственность, этическую культуру, нравственные устои.


  1. Сформировать культуру общения.


  1. Воспитать потребность в созидательной деятельности, творческом развитии, положительном отношении к труду как средству самоутверждения.






















Модель воспитательной системы



Программа воспитательной системы Росток
























Механизм реализации программы


Мероприятие

Сроки

Ответственный

1.

Подбор методической литературы

май 20_

Кл. руководитель

2.

Написание программы

июнь 20_

3.

Педагогический совет

август 20_

4.

Подбор методического обеспечения

август 20_

5.

Реализация 1 этапа программы (через коллективно-творческие дела)

«Познай самого себя»

1 класс

6.

Реализация 2 этапа программы

«Учись дружить»

2 класс

7.

Реализация 3 этапа программы

«Азбука коллективной жизни»

3 класс

8.

Реализация 4 этапа программы

«Вместе мы сила»

4 класс

9.

Анализ деятельности (результаты диагностики»)

конец каждого учебного года





















Содержание программы


1 класс «Познай самого себя» - на первом этапе, где дошкольник уже школьник - ведущая деятельность - учеба. Происходит узнавание себя в ней, в собственном взгляде на окружающих.

2 класс «Учись дружить» - на втором этапе - главное не ты мне, а я тебе. Результат совместной деятельности - забота не только о себе, но и о сверстниках, близких.

3 класс «Азбука коллективной жизни» - на третьем этапе - умение жить и работать в коллективе, подчинение своих интересов интересам коллектива.

4 класс «Вместе мы сила» - на завершающем этапе - приём самостоятельных решений, самостоятельный анализ своей деятельности, поступков.

Содержание программы разделено на 5 основных направлений

«Я - ЧЕЛОВЕК» (социализация)

Цель и задачи: защита, сохранение и коррекция физического и психического здоровья ребёнка; воспитание в детях потребности в здоровом образе жизни: сотрудничество со специалистами здравоохранения; просветительская работа с учениками и их родителями через воспитательные мероприятия.

Осмысление себя как личности, осознание личной причастности к миру во всех его проявлениях.

«МОЙ МИР ЗНАНИЙ» ( учебно-познавательное)

Цель и задачи: расширение кругозора: создание благоприятной образовательной среды для реализации творческого потенциала учеников; развитие стремления к постоянному самообразованию и саморазвитию; повышение интеллектуальной комфортности, усиление мотивации учебных целей.

Содержание раздела: формирование умения рационально организовывать свою жизнь и деятельность.

«Я и СЕМЬЯ» ( семейное воспитание)

Цель раздела: психолого-педагогическое просвещение родителей; развитие сотрудничества между родителями и школой; повышение воспитательного воздействия семьи; помочь ребёнку осознать свою роль в обществе и в семье.

Содержание раздела: ребёнок должен знать, кто он сам, почему его так назвали, что означает его фамилия, чем занимаются его дедушка и бабушка, где они жили, семейные традиции. Ребёнок должен осознавать свой статус в семье ( « Я надежда и помощник») и в обществе ( « Я гражданин, я ученик»).

«Я и ПРИРОДА» (экологическое воспитание)

Цели: воспитание ответственности за сохранение окружающей среды; воспитание этического, нравственного и практического отношения к ней; умения вести себя в ней в соответствии с общепринятыми нормами.

Содержание этого раздела предусматривает развитие у младших школьников эмоционально-нравственного отношения к окружающей среде. Помогает ребенку найти свое место в природном и социальном окружении, формирует представление о природе как среде жизнедеятельности человека.

« Я и ОТЕЧЕСТВО» ( патриотическое воспитание)

Цели: пробудить интерес к прошлому своего народа. Познакомить с национальной культурой. Приобщать детей к истокам нижегородской народной культуры, к духовно-нравственным ценностям своего народа, восстановить утраченные связи современного человека с историей прошлого и настоящего.

Содержание раздела: изучение российской символики и законов страны; знакомство с великими и знаменитыми людьми, писателями и художниками, с национальным прикладным искусством; разучивание забытых народных игр; ознакомление с историей возникновения православных праздников











Кадровое обеспечение


Учитель начальных классов -1

Учитель физической культуры - 1

Руководители кружков и секций

Старший вожатый - 1































Изучение эффективности воспитательной системы класса


Формами и методами контроля успешности проведённых мероприятий являются: наблюдение, анкетирование, тестирование, открытые мероприятия.

Метод наблюдения даёт возможность изучить участие ребёнка в конкретном виде деятельности без вмешательства в естественный процесс данной деятельности. Наблюдение можно использовать тогда, когда существует и назревает конфликтная ситуация и необходимо сформировать объективное мнение о поведении ученика и совершаемых им поступках.

Проективные тесты позволяют изучить отношение учащихся к миру, самому себе, значимой деятельности, своим социальным ролям.

Анкеты дают возможность выявить степень влияния коллектива на личность и личности на коллектив, позиции детей в коллективе и степень их значимости в нём.

Графические и рисуночные тест. Данные тесты позволяют изучить отношение к коллективу, семейные отношения, взаимодействия с педагогами и родителями.

Диагностика и мониторинг


Этап

Диагностика

Изучение мотивационной сферы

Исследование личности учащегося

Изучение детского коллектива

Взаимоотношения в семье

1 класс

«Беседа о школе»

Мет. Нежновой, Д. Б. Эльконина,

А. Л. Венгера

Рисуночный тест «Урок физкультуры»

Мет Цукерман

Рис. тест «Солнце, тучка, дождик»

«Подарки»

Мет. Цукерман

Рисун.тест «За столом»

Мет Цукерман

2 класс

Рисуночный тест «Настроение»

«Остров невезения»

мет. Цукерман

Проективный тест «10 моих Я»

Мет. Л.Д.Жедуновой

Рисуноч. тест «Социометрия»

« Пьедестал»

Мет. Цукерман

Рисун. Тест «День рождения в моей семье»

Мет.Цукерман

3 класс

тест«Ранжирование»

тест«Лесная школа»

мет. Л.Г.Жедуновой

Анкета «Любимый»

Т.Н.Князева

Рис. тест

«Мультфильм о нашем классе»

«Аукцион»

Мет. Жедуновой

Проективная методика

«Я радуюсь, когда…»

Мет. Князева

4 класс

тест«Сочинение»

анкетирование

«Я в школе»

Мет. Жедуновой Л.Г.

«Самореклама

сочинение

мет.Т.Н.Князева

Проектив мет. «Ребята,…»

«Портретная галерея класса»

Мет. Т.Н.Князева

Соч.«Выходной день в моей семье»

Мет.Т.Н.Князева

Методические рекомендации

На первом году воспитания учителю необходимо обратить внимание на вовлечение ребёнка в школьную деятельность, формирование доверительных отношений между учеником и учителем. Поэтому важно большее внимание уделить общению в малых группах, индивидуальных беседах, посещению на дому. Итогом первого года воспитания должно стать осознания себя как ученика.

Мероприятия, проводимые во второй год воспитания, нацелены на пресечение детской эгоистичности, созидание положительных черт характера. Большую помощь в этом году могут оказать родители. Поэтому учителю надо более ответственно подойти к проведению родительских собраний. Это родительские собрания «Трудовое воспитание в семье», «Воспитание сознательной дисциплины» Итогом второго года воспитания должно стать формирование устойчивых дружеских отношений.

Итогом третьего года является осознание детьми, что их класс - дружный коллектив. Этому способствуют игры на свежем воздухе, выездные экскурсии, беседы «Я радуюсь, когда…».

Четвёртый год воспитания является наиболее ответственным. Дети должны самостоятельно принимать решения, анализировать свою деятельность, поступки. Итогом данного года и всей воспитательной программы является овладение детьми системой общечеловеческих ценностей, установление гуманистического типа отношений между людьми.



Ожидаемые результаты


Предполагаемым результатом данной воспитательной программы является формирование у детей навыков самостоятельности: самоанализа, самооценки, самоуправления. Это необходимо учащимся при переходе в среднее звено. Они должны уметь анализировать свою деятельность, не бояться принимать самостоятельно решение, уметь отвечать за свои поступки, передавать свой опыт сверстникам.

Средствами воспитания являются деятельность, общение и отношения, которые подчинены правилам, обязанностям и правам, закрепленными Уставом школы.

Деятельность любого вида должна привести к личному успеху, должна быть не бесполезной для людей, нравственно и экономически значимой.

Ведущие виды деятельности: познавательная, интеллектуальная, эстетическая, физическая, спортивная, духовная.

В общении педагога с детьми должны реализовываться следующие правила:

* умение выслушивать его до конца;

* не принимать за него решения, а побуждать его сделать это самостоятельно;

* открытость и доступность учащимся

Отношения педагога и ученика строятся на взаимном уважении, доверии, справедливости и требовательности.





Список использованной литературы


Гин А.А. «Приемы педагогической техники: Свобода выбора. Открытость.

Деятельность. Обратная связь. Идеальность»

Пособие для учителя .М.: Вита - Пресс, 2002

Дереклеева Н.И. «Родительские собрания 1-4 кл.» «ВАКО», Москва 2004

Дереклеева Н.И «Справочник классного руководителя 1-4 кл.»

«ВАКО» Москва 2004

Журнал «Классный руководитель»,№ 1 2003,№ 2 2005

Журнал «Начальная школа»,№ 6 2002; № 2 1992

Коган М.С. «Игровая кладовая» Новосибирск: Изд-во Сиб. Ун-та, 2004

Осипенко И.Л. «Классные» праздники, или как научить школьника жить

весело»- Ярославль, 2001

Л.И.Саляхова «Настольная книга классного руководителя»

Москва «Глобус», 2009г

К.Фопель «Как научить детей сотрудничать» Москва 2000

Федоренко Л.Г. «Секреты общения» С-Пб., 2003

Цукерман Г.А., Венгер А.Л. «Психологическое обследование младших

школьников» М.: Владос-Пресс, 2001

Яровая Л.Н., Жиренко О.Е. «Внеклассные мероприятия в начальной школе»

«ВАКО», Москва 2005


© 2010-2022