Рабочая программа кружка Юный исследователь

Раздел Классному руководителю
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

МБОУ Верх-Тулинская СОШ № 14




Рабочая программа кружка для обучающихся 3 классов

«Юный исследователь»







Составил:

Першина И. А.

Учитель начальных классов


2015-2016 учебный год

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа кружка «Юный исследователь» общеинтеллектуального направления внеурочной деятельности для начального общего образования разработана на основе нормативных документов:

  1. Об образовании в Российской Федерации : Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ. Новый Федеральный Закон «Об образовании в РФ» № 273-ФЗ (принят Государственной Думой 21.12.12г., одобрен Советом Федерации 26.12.12г., вступил в силу с 01.09.13г.)

  2. Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» : постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. № 189, г. Москва ; зарегистрировано в Минюсте РФ 3 марта 2011 г.

  3. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования : приказ Минобрнауки России от 6 октября 2009 г. № 373.

  4. Об изменении в приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009г. №373, зарегистрированном в Минюсте РФ 6 февраля 2015г. №35916

  5. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России;

  6. - Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 12.05.2011г. № 03-296 «Об организации внеурочной деятельности при введении Федерального образовательного стандарта общего образования».

  7. Основная образовательная программа основного общего образования МБОУ СОШ № 14.

Практика использования методов исследовательского обучения в основном учебном процессе современной российской школы находит все большее применение. Учителя все чаще стремятся предлагать задания, включающие детей в самостоятельный, творческий, исследовательский поиск.

Однако ограничиться рамками одних лишь только учебных занятий невозможно, занятия исследовательской деятельностью во внеурочное время расширят возможности для творческого поиска и воплощения своих идей.

Актуальность проектной деятельности сегодня осознается всеми. ФГОС требует использования в образовательном процессе технологий деятельностного типа, методы проектно-исследовательской деятельности определены как одно из условий реализации основной образовательной программы начального общего образования.

Актуальность программы также обусловлена ее методологической значимостью. Знания и умения, необходимые для организации проектной и исследовательской деятельности, в будущем станут основой для организации научно-исследовательской деятельности в среднем и старшем звене.

Предлагаемая рабочая программа рассчитана на внеурочную работу с детьми в начальной школе.

Цель: развитие у обучающихся научно-исследовательских умений, формирование навыков в процессе работы над исследованиями и проектами.

Задачи:

- формировать навыки сотрудничества;

- формировать навыки устной презентации;

- обучить способам сбора и первичной обработки информации;

- формировать умение составлять письменный отчёт о работе над проектом;

- формировать умение планировать свою работу над проектом;

- формировать умение давать оценку готовому продукту, своей работе над проектом.

Место кружка в учебном плане

Программа составлена для обучающихся 3-их классов, 1 час в неделю, за год - 34

Содержание курса

Раздел

Кол-во часов

1

Теоретический

10

2

Практический

24


Итого:

34








Раздел 1 «Теоретический»

Исследование и проект. Научные исследования и наша жизнь Беседа о роли научных исследований в нашей жизни. Задание «Посмотри на мир чужими глазами».

Как выбрать тему проекта? Обсуждение и выбор тем исследования Беседа «Что мне интересно?». Обсуждение выбранной темы для исследования. Заполнение анкеты. Памятка «Как выбрать тему». Как выбрать друга по общему интересу? (группы по интересам) Задания на выявление общих интересов. Групповая работа. Какими могут быть проекты? Знакомство с видами проектов. Работа в группах. Формулирование цели, задач исследования, гипотез. Постановка цели исследования по выбранной теме. Определение задач для достижения поставленной цели. Выдвижение гипотез. Планирование работы. Составление плана работы над проектом. Игра «По местам». Как и где искать информацию. Беседа по вопросу и составление списка вариантов поиска информации, поход в библиотеку. Как сделать сообщение о результатах исследования.

Раздел 2 «Практический»

Знакомство с методами и предметами исследования. Познакомить с методами и предметами исследования. Определить предмет исследования в своём проекте. Эксперимент как форма познания мира. Обучение анкетированию, социальному опросу, интервьюированию. Составление анкет, опросов. Проведение интервью в группах. Работа в библиотеке с каталогами. Отбор и составление списка литературы по теме исследования. Экскурсия в библиотеку. Выбор необходимой литературы по теме проекта. Анализ прочитанной литературы. Чтение и выбор необходимых частей текста для проекта. Учить правильно записывать литературу, используемую в проекте. Исследование объектов. Практическое занятие направленное на исследование объектов в проектах учащихся. Основные логические операции. Учимся оценивать идеи, выделять главное и второстепенное.Мыслительный эксперимент «Что можно сделать из куска бумаги?» Составить рассказ по готовой концовке. Анализ и синтез. Суждения, умозаключения, выводы. Игра «Найди ошибки художника». Практическое задание направленное на развитие анализировать свои действия и делать выводы. Как сделать сообщение о результатах исследования. Составление плана работы. Требования к сообщению.Оформление работы. Выполнение рисунков, поделок и т.п. Работа в компьютерном классе. Оформление презентации. Работа на компьютере - создание презентации. Мини конференция по итогам собственных исследований. Выступления учащихся с презентацией своих проектов. Анализ исследовательской деятельности. Анализ своей проектной деятельности.

ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

В результате работы по программе курса учащиеся должны знать:

  • основные этапы организации проектной деятельности (выбор темы, сбор информации, выбор проекта, работа над ним, презентация) и исследования ;

  • понятия цели, объекта и гипотезы исследования;

  • основные источники информации;

  • правила оформления списка использованной литературы;

  • способы познания окружающего мира (наблюдения, эксперименты);

  • источники информации (книга, старшие товарищи и родственники, видео курсы, ресурсы Интернета).

Учащиеся должны уметь:

  • выделять объект исследования;

  • разделять учебно-исследовательскую деятельность на этапы;

  • выдвигать гипотезы и осуществлять их проверку;

  • работать в группе;

  • пользоваться словарями, энциклопедиями другими учебными пособиями;

  • вести наблюдения окружающего мира;

  • планировать и организовывать исследовательскую деятельность; работать в группе.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

№ п\п

Тема занятия

Кол-во часов

Формируемые УУД

1

Исследование и проект. Научные исследования и наша жизнь.

1

Личностные: - смыслообразование, т. е. установление учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом, между результатом учения и тем, что побуждает деятельность, ради чего она осуществляется. Ученик должен задаваться вопросом: какое значение и какой смысл имеет для меня учение? - и уметь на него отвечать. Регулятивные: - целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно.

2

Как выбрать тему проекта? Обсуждение и выбор тем исследования.

1

Коммуникативные: - умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка, умение слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблем; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.

3

Какими могут быть проекты?

1

Познавательные: поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств; структурирование знаний. Коммуникативные: постановка вопросов - инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;умение слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблем.

4

Как выбрать друга по общему интересу? (группы по интересам)

1

Коммуникативные: интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.

5-6

Формулирование цели, задач исследования, гипотез.

2

Познавательные:- самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; выдвижение гипотез и их обоснование; - формулирование проблемы;

- самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.

7

Планирование работы.

1

Регулятивные: - планирование - определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий;- коррекция - внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его результата.

Познавательные: постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера.

8

Как и где искать информацию

1

Познавательные: - выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;

9

Как сделать сообщение о результатах исследования

1

Познавательные: - синтез - составление целого из частей, в том числе самостоятельное достраивание с восполнением недостающих компонентов;

10-11

Знакомство с методами и предметами исследования.

2

Познавательные: извлечение необходимой информации из прослушанных текстов различных жанров;

12-13

Выбор темы, методов и определение предмета, цели и задач своего исследования.

2

Познавательные: - постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера. Регулятивные: - прогнозирование - предвосхищение результата и уровня усвоения знаний, его временных характеристик.

14-15

Обучение анкетированию, социальному опросу, интервьюированию.

2

Познавательные: извлечение необходимой информации из прослушанных текстов различных жанров;

16

Работа в школьной библиотеке с каталогами. Отбор и составление списка литературы по теме исследования.

1

Познавательные: смысловое чтение как осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели; извлечение необходимой информации из прослушанных текстов различных жанров; определение основной и второстепенной информации; понимание и адекватная оценка языка средств массовой информации;

- постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера.

17

Работа в сельской библиотеке с каталогами. Отбор и составление списка литературы по теме исследования.

1

Познавательные: смысловое чтение как осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели; извлечение необходимой информации из прослушанных текстов различных жанров; определение основной и второстепенной информации.

Регулятивные: - рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;

18-19

Обсуждение и отбор информации по теме исследования, найденной в сети Интернет

2

Познавательные: смысловое чтение как осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели; извлечение необходимой информации из прослушанных текстов различных жанров; определение основной и второстепенной информации; понимание и адекватная оценка языка средств массовой информации;

- постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера.

20

Анализ прочитанной литературы.

1

Познавательные: - синтез - составление целого из частей, в том числе самостоятельное достраивание с восполнением недостающих компонентов;

21-22

Оформление работы.

2

Регулятивные: - контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона;

- коррекция - внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его результата.

23-24

Оформление презентации.

2

Регулятивные: - рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;

25

Участие в школьной научно-практической конференции.

1

Коммуникативные: - умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка, умение слушать и вступать в диалог;

26-28

Мини конференция по итогам собственных исследований

3

Коммуникативные: - умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка, умение слушать и вступать в диалог;

29-30

Анализ исследовательской деятельности.

2

Регулятивные: - оценка - выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения;

31-32

Проведение групповых мини-исследований

2

Познавательные: - формулирование проблемы;

- самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера. Логические универсальные действия:

- анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных);

- синтез - составление целого из частей, в том числе самостоятельное достраивание с восполнением недостающих компонентов;- установление причинно%следственных связей;

- построение логической цепи рассуждений;

- доказательство;

выдвижение гипотез и их обоснование. Коммуникативные: умение участвовать в коллективном обсуждении проблем; умения слушать и слышать, высказывать своё мнение.

33

Презентация групповых мини-исследований

1

Коммуникативные: - умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка, умение слушать и вступать в диалог;

34

Анализ исследовательской деятельности.

1

Регулятивные: - оценка - выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения;





Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение образовательного процесса


Книгопечатная продукция:

  1. Тетради

К


  1. Научно - популярные, художественные книги для чтения

П


  1. Детская справочная литература (справочники, атласы-определители, энциклопедии)

П


Методические пособия для учителя

Д

Экранно-звуковые пособия

Аудиозаписи в соответствии с содержанием обучения (в том числе в цифровой форме)

Д

Набор карандашей, красок, альбомов для рисования.

К

Учебно-практическое и учебно-лабораторное оборудование

  • Термометры для измерения температуры воздуха, воды.

К

  • Термометр медицинский.

Д

  • Лупа.

К

  • Компас.

К

  • Часы с синхронизированными стрелками.

Д

  • Микроскоп цифровой

Д

Лабораторное оборудование

для проведения опытов и демонстраций в соответствии с содержанием обучения: для измерения веса (весы рычажные, весы пружинные, наборы разновесов и т.д.), изучения свойств звука (камертоны, наушники и т.д.), проведения наблюдений за погодой (флюгер, компас и т.д.), по экологии (фильтры, красители пищевые и т.д.), измерительные приборы (в том числе цифровые) и т. п.



К/Ф

Натуральные объекты :

Коллекции полезных ископаемых.

Ф/П

Коллекции плодов и семян растений

Ф/П

Гербарии культурных и дикорастущих растений (при необходимости)

Ф/П

Технические средства обучения


Аудиторская доска с набором приспособлений для крепления карт и таблиц.

Д

Аудиопроигрыватель

Д

Мультимедийный проектор

Д

Экспозиционный экран размером не менее 150Х150 см

Д

Компьютер учителю, обучающимся

Д

Оборудование класса

Ученические столы одно- и двуместные с комплектом стульев.

Ф

Стол учительский с тумбой.

Д

Шкафы для хранения учебников, дидактических материалов, пособий и пр.

Д

Настенные доски для вывешивания иллюстративного материала.

Д

Подставки для книг, держатели для схем и таблиц и т.п.

Д














СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Для учителя

  1. Савенков А.И. Методика исследовательского обучения школьников. Издательство «Учебная литература», дом «Фёдоров», 2011.

  2. Савенков, А. И. Путь в неизведанное: как развивать свои исследовательские способности. - М. , Генезис, 2005г. , 94с

  3. М.В. Дубова Организация проектной деятельности младших школьников. Практическое пособие для учителей начальных классов. - М. БАЛЛАС,2011

Для ученика

  1. Детские энциклопедии, справочники и другая аналогичная литература.

  2. Интернет - ресурсы


© 2010-2022