«Азбука вежливости или этикет на каждый день»

Хорошими манерами обладает тот, кто наименьшее количество людей ставит в неловкое положение. Дж. Свифт. Цель: Сформировать представление учащихся об основных этических нормах и навыках культурного общения. Форма: Брейн – ринг. Подготовительный этап: Для организации и проведения классного часа необходимо разделить класс на 4-5 команд (по 6 человек в команде). Каждая команда выбирает название, капитана. Необходимо выбрать жюри и оценивать в баллах.
Раздел Классному руководителю
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:



Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Уруссинская основная общеобразовательная школа №2»













Классный час:

«Азбука вежливости или этикет на каждый день».



Подготовила:

учитель русского языка и литературы

Валеева Лиана Раисовна



























2012 год



Хорошими манерами обладает тот, кто

наименьшее количество людей ставит

в неловкое положение. Дж. Свифт.

Цель: Сформировать представление учащихся об основных этических нормах

и навыках культурного общения.

Форма: Брейн - ринг.

Подготовительный этап: Для организации и проведения классного часа

необходимо разделить класс на 4-5 команд

(по 6 человек в команде).

Каждая команда выбирает название, капитана.

Необходимо выбрать жюри и оценивать в баллах.



Ход классного часа:

Вступительное слово учителя.

Человек живёт среди людей. Отношение к тебе других людей зависит от многих факторов, в том числе от внутренних качеств личности, но людям необходимо время, чтобы тебя узнать.

Русская пословица гласит: «Встречают по одёжке». Это означает, что многое зависит от того, какое впечатление производит человек. Внешний облик, манеры поведения определяют восприятие одного человека другим. А мостиком, соединяющим внутренний мир человека с его внутренним проявлением, является этикет.

Этикет - установленный порядок поведения людей в обществе. Сущность этикета заключается в уважении к окружающим.

Существуют различные виды этикета:

  • служебный (деловой);

  • дипломатический;

  • военный;

  • педагогический;

  • врачебный;



  • этикет в общественных местах;

С этикетом тесно связаны правила вежливости.



  • Тебя будут считать человеком вежливым, если ты:



  1. Научишься сохранять свободу своих действий и решений, не обижая при этом других.

  2. Научишься:

  • не перебивать;

  • не шуметь;

  • не шмыгать носом;

  • не зевать вслух;

  • не вытирать ботинки о штанину брюк;

  • признавать всё то, что отличает цивилизованного человека от дикаря.

Учитель предлагает ребятам в игровой форме проверить знание ими правил этикета и объявляет правила игры:

  1. Игра идёт до шести очков.

  2. Очерёдность команд в игре определяется жеребьёвкой.

  3. На обсуждение даётся 1 минута.

  4. Право ответа предоставляется команде, первой поднявшей свою табличку.

Примерные вопросы:

  1. Что такое вежливость?

Слово «вежливость» происходит от старославянского «веже», т.е. «знаток». Быть вежливым, следовательно, знать, как себя вести, с уважением относиться к окружающим.

  1. Что принять считать хорошими манерами?

В обществе хорошими манерами считают скромность, сдержанность, деликатность, умение контролировать свои поступки, внимательно и тактично общаться с людьми.

  1. Кто первым здоровается при входе в помещение?

Первым всегда здоровается входящий, независимо от пола и возраста.

  1. Кого кому представляют?

Младшего - старшему, мужчину - женщине, менее известного - более известному.

  1. Кто должен здороваться первым: стоящий или проходящий?

Проходящий.

  1. Какие существуют варианты ответных реплик по поводу состоявшегося знакомства?

Очень приятно! Очень рад! Мне приятно, что мы с Вами познакомились! и т.д.



  • В магазине:



  1. Кто кого должен пропустить: тот, кто входит в магазин, или тот, кто выходит?

Надо пропустить того, кто выходит из магазина.

  1. Как правильно спросить: «Кто последний?» или «Кто крайний?»

«Кто последний?»

  1. Можно ли входить в магазин с собакой?

Нет, даже если собака небольшая.

  1. Как обратиться к продавцу?

По имени - отчеству, которое указано на бейдже, со словами «будьте добры», «пожалуйста», «будьте любезны».



  • На улице, в транспорте:

  1. С какой стороны обходят прохожих?

Идущих впереди обходят слева, а идущих навстречу - справа.

  1. При входе или выходе из общественного транспорта кому отдается первенство?

Первой заходит дама, затем мужчина, при выходе наоборот.

  1. Как поступить, если рядом с вами в транспорте стоит человек старше вас?

Надо встать и уступить место.



  • В театре:

  1. Паре нужно в театре пройти к месту. Кто идёт первым?

Идёт и ведёт к месту мужчина, причём лицом к сидящим.

  1. Чего нельзя делать во время спектакля?

Разговаривать, шуршать бумажками, ерзать, кушать, делиться впечатлениями, ставать и уходить во время представления.



  • Поведение за столом:

  1. Как надо есть хлеб, бутерброды?

Хлеб берут руками, кладут на салфетку или специальную тарелочку, едят, отламывая маленькими кусочками.

  1. Как едят пирожные, торты, пироги?

Кусочками бисквита едят, отламывая маленькие порции чайной ложечкой, слоенные пирожные и пироги едят, держа их в руках.

  1. Как выйти из-за стола?

Из-за стола уходят, поблагодарив хозяев, за собой задвигают стул.





  • Поведение в школе:

  1. Как вести себя на уроке?

Слушать учителей, не вертеться, не разговаривать, помогать слабым.

  1. Как вести себя в библиотеке?

Не перебивать, говорить тихо, выслушивать мнение взрослых.

  1. Как вести себя должен ученик во время перемены?

Подготовиться к уроку, помочь слабым, дискуссировать.

Подведение итогов.

© 2010-2022