Программа интегрированного курса для учащихся 10 - 11 классов Совет да любовь

Раздел Классному руководителю
Класс 11 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Программа интегрированного курса для старшеклассников
«Совет да любовь»

Авторская разработка Есликовской В.Н.

Пояснительная записка

В «Основах социальной концепции Русской Православной Церкви говорится: « Роль семьи в становлении личности исключительна, её не могут подменить иные социальные институты. Разрушение семейных связей неизбежно сопряжено с нарушением нормального развития детей и накладывает долгий, в известной мере неизгладимый отпечаток на всю их последующую жизнь». Вместе с тем мы наблюдаем в настоящее время тяжелейший кризис семьи, который проявляется в увеличении числа разводов, в предподчтении молодыми людьми сожительства вместо законного брака, в увеличении количества брошенных детей или детей, испытывающих дефицит родительского внимания. Ситуация дошла до такой критической точке, что Правительство Российской Федерации вынуждено было принять закон «Об ответственном родительстве». Неполные семьи, семьи, где родители не выполняют в полной мере свои родительские обязанности в достаточно большом количестве имеются и в нашей школе. Противостоять данным тенденциям может только всеобщая нацеленность на воспитание здоровых, мужественных , сильных духом юношей и целомудренных девушек.

Таким образом, актуальность предлагаемого курса обоснована, во-первых, кризисным состоянием семьи в российском обществе, исчезновением в обществе главной доминанты - нацеленности ребёнка на семью; во-вторых, смутными, а порой и превратными представлениями молодёжи о любви и браке, сформированными под влиянием пропаганды сексуальной свободы.

Цель курса - сформировать у учащихся 10-11 классов ценностное отношение к семье, браку, создать условия для воспитания культуры семейных отношений,

Программа курса рассчитана на 68 часов (34 часа в 10-м классе и 34 часа в 11-м классе). Курс включает в себя сведения исторического, культурологического, психологического характера. Программа курса реализуется на добровольной основе во внеурочное время. Основные формы занятий - лекция, беседа, дискуссия.

Содержание курса

№ темы

Название темы

Форма проведения

Десятый класс

1

Выявление первичных представлений учащихся о роли и назначении семьи.

Анкетирование

2

Снижение ценности семьи и разрушение традиционных моделей поло-ролевого поведения как факторы демографического кризиса в России

Лекция с элементами практикума

3

Образ домашней жизни наших предков.

Лекция

4

Разрушение семьи в Советском государстве.

Беседа

5

Отражение деградации семьи в повести Павла Санаева «Похороните меня за плинтусом»

Обсуждение повести

6

Семья - пережиток или панацея?

Обсуждение письменных работ по теме.

7

История развития теории нравственного воспитания в России в конце 19 - начале 20 века

Лекция

8

Закон духовной наследственности

Беседа

9

Родительский дом - начало начал

Беседа

10

Предназначение и функции родословных, поколенные росписи

Лекция с элементами практикума

11

Предназначение мужчины в обществе

Беседа

12

Предназначение женщины в обществе

Беседа

13

Юность как период определения жизненных приоритетов, выбора жизненного пути

Беседа

14

Проявление мужественности в юноше

Беседа

15

Проявление женственности в девушке

Беседа

16

Может ли быть равноправие полов?

Обсуждение письменных ответов на поставленный в теме вопрос

17

В чём особенность «тургеневских девушек»?

Беседа

18

Можно ли жениться или выйти замуж по любви?

Беседа с элементами дискуссии

19

Идеал и идеализация «первой любви»

Беседа

20

Любовь или влечение?

Беседа

21

Что стоит за формулировкой «не сошлись характерами»?

Беседа

22

Типы жизненных ориентаций, определяющие сущность личности и её жизненный путь

Лекция

23

Возможности художественной литературы в познании личности и её жизненного пути

Лекция с элементами беседы

24

Личность с максимально пассивной жизненной позицией: путь удовлетворения биологических нужд.

Лекция

25

Личность с максимально пассивной жизненной позицией: путь реакций на внешние обстоятельства

Лекция

26

Личность с максимально активной жизненной позицией: путь самовыражения параллельно с удовлетворением биологических нужд.

Лекция

27

Личность с максимально активной жизненной позицией: путь самовыражения независимо от удовлетворения биологических нужд.

Лекция

28

Личность, стремящаяся достичь равновесия со средой: путь к сознательной адаптации

Лекция

29

Личность, стремящаяся нарушить равновесие со средой: путь к максимальной свободе в рамках «судьбы»

Лекция

30

Ситуативно-целостная личность: целенаправленный путь сознательной саморегуляции в отношениях и делах

Лекция

31

Внутренне -целостная личность: путь к «раю на земле»

Лекция

32

Внутренне-целостная личность: путь к духовному идеалу через осмысление бытия.

Лекция

33-34

Определению своего типа жизненных ориентаций

Практикум

Одиннадцатый класс

1

На чём строится семейная жизнь?

Беседа

2

Так ли страшен «Домострой»?

Дискуссия

3

Родительское благословение и его значение для создания полноценной семьи.

Беседа

4

Таинство Венчания

Беседа

5

Признаки настоящего супружества

Беседа

6

Обязанности и назначение мужа

Тренинг

7

Обязанности и назначение жены

Тренинг

8

Власть женщины в семье и её последствия

Тренинг

9 - 10

Виды истинной и искажённой любви на духовном, душевном и телесном уровне.

Лекция

11

Что мешает семейному счастью?

Обсуждение письменных работ учащихся на данную тему

12

Культура общения в семье

Беседа

13

Духовно-нравственное и физическое здоровье семьи.

Беседа

14

Семья как школа любви

Беседа

15

Семья как защита от искушений мира сего

Беседа

16

Современные угрозы институту семьи

Лекция

17

Материнство как призвание женщины

Лекция

18

Культура ожидания рёбёнка

19

Родительство, его свойства, родительские обязанности

Лекция

20

Роль отца в воспитании детей

Практикум

21

Роль матери в воспитании детей

Практикум

22

Троянский конь ювенальной юстиции

Беседа

23

Конфликты в семье. Механизмы согласования, рассогласования и примирения в ситуации конфликта

Лекция

24

Супружеская неверность и её последствия

Тренинг

25

Развод и его последствия

Практикум

26

Православные идеалы семейной культуры

Лекция

27

Семейные традиции

Тренинг

28

Семейные добродетели

Практикум

29

Символическая хронология возраста семьи.

Практикум

30

Семейные предания

Лекция

31

Честь семьи

Тренинг

32

Святые покровители семьи

Беседа

33-34

Анализ письменных работ учащихся «Моя будущая семья»

Обсуждение

Литература

  1. Дыхание любви (о семье и воспитании). Издательство Душепопечительского Центра святого праведного Иоанна Кронштадского, М.,2007г.

  2. Лазарева Т. Красота спасёт мир. Духовно-нравственное воспитание школьников. М., Артос-Медиа, 2006г.

  3. Коржова К.Ю. Путеводитель по жизненным ориентациям. СПб.: Общество памяти игумении Таисии, 2004г.

  4. Культура семьи. М.: институт психолого-педагогических проблем детства РАО, лаборатория психологической антропологии, 2009 г.

6


© 2010-2022