Материал по организации работы классного руководителя

Раздел Классному руководителю
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Материал по организации работы классного руководителяМатериалы по организации работы классного руководителя

РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПРОВЕДЕНИЮ

РОДИТЕЛЬСКИХ СОБРАНИЙ

1.Родительское собрание должно просвещать родителей, а не констатировать ошибки и неудачи детей в учёбе.

2.Тема собрания должна учитывать возрастные особенности детей.

3.Собрание должно носить как теоретический, так и практический характер: разбор си-туаций, тренинги, дискуссии и т.д.

4.Собрание не должно заниматься обсуждением и осуждением личностей учащихся.

Этапы подготовки к родительскому собранию:

1.Выбор темы собрания.

2.Определение целей родительского собрания.

3.Изучение классным руководителем и другими организаторами собрания научно-методической литературы по рассматриваемой проблеме.

4.Проведение микроисследования в сообществе детей и родителей (анкетирование, бе-седы, тестирование).

5.Определение вида, формы и этапов родительского собрания. Способов и приёмов со-вместной работы его участников.

6.Приглашение родителей и других участников собрания.

7.Разработка решения собрания, его рекомендаций, памяток родителям.

8.Оборудование и оформление места проведения родительского собрания.

Определение целей родительского собрания:

-повышение педагогической культуры родителей, пополнение арсенала их знаний по конкретному вопросу воспитания ребёнка в семье и школе;

-содействие сплочению родительского коллектива, вовлечение их в жизнедеятельность классного сообщества;

-выработка коллективных решений и единых требований к воспитанию детей, интегра-ция усилий семьи и педагогов в деятельности по развитию личности ребёнка;

-пропаганда опыта успешного семейного воспитания, профилактика неверных дейст-вий по отношению к детям со стороны родителей;

-подведение итогов совместной деятельности педагогов, учащихся и родителей за определённый период времени

Виды родительских собраний:

1.Организационные:

-составление и утверждение планов работы;

-избрание родительского комитета;

-распределение общественных поручений;

-разработка мероприятий с участием родителей

2.Собрания по плану классного всеобуча родителей.

3.Тематические.

4.Собрания-диспуты (не менее двух точек зрения на проблему).

5.Собрания-практикумы.

6.Итоговые и т.д.

Десять секретов успешного проведения родительского собрания (памятка для педагога)

Родительское собрание является необходимым атрибутом школьной жизни. Как сделать его интересным и продуктивным? Данные рекомендации могут оказаться особенно полезными начинающему классному руководителю.

1. Для проведения родительского собрания выберите наиболее благоприятный день и час и постарайтесь, чтобы на это время ни у вас, ни у родителей ваших учеников не было запланировано никаких важных дел, интересных телепередач и т.п.

2. Определите одну наиболее важную проблему, касающуюся учеников вашего класса, и на ее обсуждении постройте разговор с родителями.

3. Особое внимание обратите на размещение родителей в классе. Например, можно расставить столы и стулья по кругу, чтобы все участники родительского собрания хорошо видели и слышали друг друга.

4. Подготовьте визитки с именами родителей, особенно в том случае, если они еще недостаточно хорошо знают друг друга.

5. Вместе с родителями придумайте правила для участников собрания. Например: снимать верхнюю одежду обязательно; не допускается молчания при обсуждении проблемы; отвергая предложение (мнение), необходимо вносить встречное; называть друг друга по имени и отчеству или только по имени и т.д.

6. Берегите время людей, приглашенных на собрание. С этой целью установите регламент и строго следите за его соблюдением.

7. В ходе собрания используйте игры и групповые формы организации взаимодействия родителей.

8. Сделать общение на собрании непринужденным и откровенным может помочь чашка чая.

9. При обсуждении проблемных вопросов опирайтесь на жизненный и педагогический опыт наиболее авторитетных родителей, на мнение членов родительского комитета и совета школы.

10. Стремитесь к тому, чтобы на собрании были приняты конкретные решения.

Правила поведения классного руководителя на родительском собрании

1. Перед началом собрания лучше «оставить за дверью» плохое настроение»

2. Лучший звук для человека- его имя.Положите перед собой список с полными именами родителей.

3. В начале собрания сообщите родителям вопросы, которые планируете рассмотреть.

4. Помните «золотое правило» педагогического анализа: начинать с позитивного,

потом говорить о негативном, заканчивать розговор предложениями на будущее.

5. Предупредите родителей о том, что не всю информацию нужно доводить до сведения детей

6. Поблагодарите всех, кто нашел время прийти (особенно мужчин)

7. С помощью речи, интонации, жестов и других средств дайте родителям

почувствовать ваше уважение и внимание к ним.

8 . Постарайтесь понять родителей; правильно определить проблемы, наиболее волнующие их. Убедите их в том, что у школы и семьи одни проблемы, одни задачи, одни дети.

9. Разговаривать с родителями следует спокойно и доброжелательно. Важно, чтобы родители всех учеников - и благополучных, и детей группы риска - ушли с собрания с верой в своего ребенка.

10. Дайте понять родителям , что вы хорошо понимаете, как тяжело учиться ребенку.

11. В личной беседе дайте оценку успехам ребенка относительно ее потенциальным способностям.

12. Доведите до сведения родителей мысль, что «плохой ученик» не является «плохим человеком»

13. Результатом вашей совместной работы на родительском собрании должна стать уверенность родителей в том, что в воспитании детей они всегда могут рассчитывать на Вашу поддержку и помощь других учителей школы.

НЕ СТОИТ:

  • Осуждать присутствующих родителей за неявку отсутствующих.

  • Сравнивать успехи отдельных учащихся и разных классов.

  • Давать негативную оценку всему классу.

  • Переоценивать значение отдельных предметов.

  • Избирать для общения назидательный тон.

Осмысление итогов родительского собрания Подведение итогов собрания начинается на самом собрании - необходимо сделать выводы, сформулировать необходимые решения, дать информацию о подготовке к следующему собранию. Важно выяснить и отношение родителей к проведенному собранию, разумно заранее подготовить необходимые опросные листы для фиксирования их оценок и пожеланий. Все это впоследствии станет предметом размышлений для классного руководителя. Предметом анализа должны также стать:

  • явка родителей, причины отсутствия;

  • персональный состав родителей, оставшихся на личную беседу;

  • вопросы родителей в ходе собрания, их участие в обсуждении вопросов.

Информация об итогах родительского собрания должна быть доведена до администрации школы и коллег-педагогов.

Материал по организации работы классного руководителя

Начальная школа



  • Психологические и физиологические особенности учащихся младшего школьного возраста.

  • Режим дня и его влияние на качество обучения.

  • Мир глазами первоклассника. Особенности восприятия у ученика первого класса.

  • Роль чтения на начальном этапе обучения. Чтение как источник знаний и одна из основ формирования личности.

  • Роль игры в расширении кругозора ребенка.

  • Воспитание трудолюбия. Распределение обязанностей в семье.

  • Дети и деньги. Семейный бюджет и ребенок.

  • Шалость и хулиганство - есть ли различия?

  • Роль семьи в формировании личности ребенка.

Средняя школа

  • Адаптация учащихся к условиям обучения в средней школе: проблемы и задачи.

  • Индивидуальные трудности школьников в обучении и пути их преодоления.

  • Когда легко учиться?

  • Способный ребенок - не дар природы. Неспособных детей нет.

  • Роль семьи в воспитании культуры поведения ребенка.

  • Психологические особенности подросткового периода. Роль семьи в формировании чувства взрослости и стремлении к самостоятельности.

  • Видеть и понимать. Сочувствие, сопереживание и помощь ребенку - гарантия мира, спокойствия и благополучия в семье.

  • Особенности межличностных отношений подростков.

  • Психологический стресс и подросток.

  • Помощь родителей в формировании и развитии волевых качеств.

  • Трудности роста и их влияние на отношения между родителями и подростками.

  • Воспитание детей и "ножницы времени".

  • Роль семьи и школы в выборе учащимися пути дальнейшего образования.

Старшая школа

  • Роль родителей в процессе выбора профессии и самоопределении подростков.

  • Особенности старшего школьного возраста. Роль родителей в формировании ценностных ориентаций.

  • Трудности личностного роста и их влияние на обучение в школе.

  • Взаимодействие классного руководителя и родителей в формировании классного коллектива.

  • Профессиональные намерения и возможности учащихся класса

  • ВНО. Как помочь ребенку.

  • Мой ребенок- выпускник.

  • Формы взаимодействия классного руководителя с родителями учащихся

  • традиционные формы работы с родителями

  • родительские собрания

  • общеклассные и общешкольные конференции

  • индивидуальные консультации педагога

  • посещения на дому

  • Классные родительские собрания проводятся не реже одного раза в четверть и должны стать школой просвещения родителей, расширять их педагогический кругозор, стимулировать желание стать хорошими родителями. Родительское собрание - это возможность демонстрации достигнутых ребёнком успехов. Тематика и методика собрания должны учитывать возрастные особенности учащихся, уровень образованности и заинтересованности родителей, цели и задачи воспитания, стоящие перед школой.

  • Общешкольные родительские собрания проводятся не более двух раз в год и носят ха-рактер отчёта работы лицея за определённый период времени. На них выступают директор, его заместители, отчитываются о своей работе родительский комитет школы. Можно использовать для демонстрации положительного опыта воспитания в семье.

  • Родительские конференции должны обсуждать насущные проблемы общества, активными участниками которых станут и дети. Готовятся очень тщательно, с участием психоло-гов, социальных педагогов, которые работают в школе. Отличительной особенностью конференции является то, что она принимает определённые решения и намечает мероприятия по заявленной проблеме.

  • Индивидуальные консультации особенно необходимы, когда учитель набирает класс. Готовясь к консультации, необходимо определить ряд вопросов, ответы на которые помо-гут планированию воспитательной работы с классом. Учитель должен дать возможность родителям рассказать ему всё то, что поможет в профессиональной работе с ребёнком:

  • особенности здоровья ребёнка;

  • его увлечения, интересы;

  • предпочтения в общении в семье;

  • поведенческие реакции;

  • особенности характера;

  • мотивация учения;

  • моральные ценности семьи.


  • В ходе индивидуальной консультации можно использовать анкету «Мой ребёнок», которая заполняется педагогом, совместно с родителями.

  • Анкета «Мой ребёнок»

  • 1.Когда он родился, то __________________________________________________

  • 2.Самым интересным в первые годы жизни в нём было ______________________

  • 3.О здоровье можно сказать следующее ___________________________________

  • 4.Когда встал вопрос о подготовке к школе, то мы __________________________

  • 5.Его отношение к школе было ___________________________________________

  • 6.Трудности воспитания связаны с ________________________________________

  • 7.Хотелось бы, чтобы педагоги обратили внимание на ________________________

  • Посещение ученика на дому возможно после получения разрешения родителей. Педагог должен предупредить о предполагаемом визите с указанием дня и цели посещения.

  • Нетрадиционные формы работы с родителями:

  • тематические консультации

  • родительские чтения

  • родительские вечера

  • Тематические консультации дают рекомендации по проблеме, которая волнует родителей. В каждом классе есть учащиеся и семьи, которые переживают одну и ту же проблему. Иногда эти проблемы носят настолько конфиденциальный характер, что их возможно решать лишь в кругу тех людей, которых эта проблема объединяет.

  • Примерные темы:

  • 1.Ребёнок не хочет учиться.

  • 2.Как развить плохую память ребёнка.

  • 3.Единственный ребёнок в семье.

  • 4.К чему может привести тревожность детей.

  • 5.Талантливый ребёнок в семье.

  • Родительские чтения дают возможность родителям не только слушать лекции педагогов, но и изучать литературу по проблеме и участвовать в её обсуждении.

  • - ребёнка постоянно критикуют, он учится ненавидеть

  • Этапы проведения родительских чтений следующие:

  • •на первом собрании родители определяют вопросы педагогики и психологии;

  • •учитель собирает и анализирует информацию;

  • •определяется список литературы по данному вопросу;

  • •изучение литературы родителями;

  • •изложение собственного понимания вопроса родителями на чтениях.

  • Родительские вечера направлены на сплочение родительского коллектива. Проводятся два-три раза в год без присутствия детей. Темы родительских вечеров могут быть разно-образными. Главное, они должны учить слушать и слышать друг друга, самого себя, свой внутренний голос.


  • - Примерная тематика:

  • 1.Первый год ребёнка, каким он был.

  • 2.Каким я вижу будущее своего ребёнка.

  • 3.Друзья моего ребёнка.

  • 4.Праздники нашей семьи.











Советы родителямМатериал по организации работы классного руководителя

Если:

- ребёнка постоянно критикуют, он учится ненавидеть

- ребёнка высмеивают, он становится замкнутым

- ребёнка хвалят, он учится быть благородным

- ребёнка поддерживают, он учится ценить себя

- ребёнок растёт в упрёках, он учится жить с чувством вины

- ребёнок растёт в терпимости, он учится понимать других

- ребёнок растёт в честности, он учится быть справедливым

- ребёнок растёт в безопасности, он учится верить в людей

- ребёнок живёт во вражде, он учится быть агрессивным

- ребёнок живёт в понимании и дружелюбии, он учится находить любовь в этом мире



© 2010-2022