- Преподавателю
- Классному руководителю
- Система воспитания детей с ОВЗ. (Из опыта работы)
Система воспитания детей с ОВЗ. (Из опыта работы)
Раздел | Классному руководителю |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Оленова Е.В. |
Дата | 01.10.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Система воспитания детей с ОВЗ (из опыта работы).
В Федеральном государственном стандарте общего образования духовно - нравственное развитие, воспитание и социализация обучающихся определены, как задачи первостепенной важности в соответствии с Законом «Об образовании». В связи с настоятельными требованиями сегодняшнего времени, назрела осознанная необходимость создания единой воспитательной системы. Воспитательная система класса - это благоприятная среда жизнедеятельности и развития ребенка, эффективно содействующая его личностному росту. Системный подход позволяет классному руководителю рационально распределить свои усилия при организации воспитательного процесса в классе. В процессе построения воспитательной системы формируется «лицо» класса, его неповторимый облик, что имеет немаловажное значение в развитии индивидуальности членов классного сообщества. Воспитательная система класса позволяет расширить диапазон педагогического влияния на детей и процесс их развития.
Центральное место в воспитательной системе занимают классные часы, они служат для организации коллективной жизнедеятельности и социализации личности, для коррекции поведения, формирования нравственной позиции и гражданских мотивов. Приоритетным направлением воспитательной работы в 1 классе является духовно-нравственное, гражданско-патриотическое и трудовое воспитание.
Задачи, формы и методы воспитательной работы:
1. Воспитание познавательных интересов.
Воспитание отношения к учебе как к главному труду. Воспитание у обучающихся понимания значимости образования. Развитие сознательной учебной дисциплины.(День рождения 1 класса; Праздник первой отметки; «Что? Где? Когда?»).
2. Трудовое воспитание. Воспитание отношения к труду как к высшей ценности жизни. Развитие потребности в творческом труде. Развитие навыков самообслуживания; общественно-полезный труд. (Организация дежурства по уборке территории и кабинета; изготовление подарков и сувениров к празднику; «Книжкина больница»; Операция «Чистюлька»).
3. Гражданское воспитание. Воспитание уважения к закону, нормам коллективной жизни. Воспитание патриотизма на материалах краеведения, истории, традициях школы.(День знаний; Государственные символы. Герб. Флаг. Гимн.; Прощание с 1 классом; День открытых дверей; Урок Мужества; Праздник - День защитника Отечества; «Герои города в названиях улиц»; «Подарок ветерану»).
4. Духовно-нравственное воспитание. Формирование общечеловеческих норм гуманистической морали, развитие культуры общения. Развитие внутренней свободы, чувства собственного достоинства.(Прекрасное в моей жизни; Правила хорошего тона; Учимся правильно жить и дружить).
5. Спортивно-оздоровительное воспитание. Развитие потребностей заниматься физкультурой и спортом. Воспитание потребностей в здоровом образе жизни, формирование рациональной организации учебного процесса труда и отдыха. (Использование материалов программы «Полезные привычки»; Дни Здоровья; «Весёлые старты»).
6. Эстетическое воспитание. Развитие индивидуальных задатков и способностей. Развитие чувственных мироощущений, потребности в прекрасном.(Выставки рисунков и поделок; Мастерская Деда Мороза; Конкурсы чтецов, концерты к праздничным датам).
7. Экологическое воспитание. Воспитание бережного отношения к природе, формирование чувства необходимости беречь и защищать ее. ( Уборка территорий школьного парка; Посадка деревьев, кустов, разбивка цветников; День птиц; День Земли).
Своё взаимодействие в качестве классного руководителя с родителями осуществляю в соответствии с запросами и уровнем просвещённости конкретного родительского коллектива. Основные направления работы с семьёй:
1) психолого - педагогическое просвещение родителей, с привлечением специалистов ОУ (логопед, дефектолог, психолог, психиатр);
2) индивидуальные и тематические консультации;
3) родительские собрания;
4) вовлечение родителей в учебно-воспитательный процесс;
5) открытые уроки и внеклассные мероприятия;
6) участие родителей класса в работе родительского комитета.
В своей системе воспитательной работы я использую ресурсы, внутренней и внешней связи, такие как: школьная библиотека, городская детская библиотека, городской и железнодорожный музей, Центр живой природы, Центр детского творчества; Выставочный центр.
Таким образом организованная система воспитательной работы должна способствовать становлению личностных характеристик выпускника - (так называемому «портрету выпускника начальной школы»):
- любящего свой народ, свой край и свою Родину;
- уважающего и принимающего ценности семьи и общества;
- любознательного, активно и заинтересованно познающего мир;
- владеющего основами умения учиться, способного к организации собственной деятельности;
- готового самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьей и обществом;
- доброжелательного, умеющего слушать и слышать собеседника, обосновывать свою позицию, высказывать свое мнение;
- выполняющего правила здорового и безопасного для себя и окружающих образа жизни.