Сценарий диспута Человек среди людей (5 класс)

Раздел Классному руководителю
Класс 5 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Сценарий диспута в 5 а классе

«Человек среди людей»


Вопросы для обсуждения:

1. Человек и природа (взаимосвязь, влияние человека на окружающий мир, человек - часть живой природы).

2. Общество и культура (достижения человечества в духовной области).

3. «Истинное назначение человека - жить, а не существовать» (как вы понимаете высказывание Джека Лондона?).

4. Человек среди людей, гуманизм и человеколюбие (по­ведение человека в обществе, коллективе, отношение к другим людям, людям разных национальностей).

Сочинения:

• «К чему и куда идет современное общество в беско­нечном историческом развитии».

• «Что выделяет человека в многообразии живых су­ществ, населяющих Землю и что роднит его с ними».

• «Меняется ли человек как биологический вид по мере своего интеллектуального и нравственного совершенствования?»

• «Каким путем развивается дух человека - к познанию мира и себя или к саморазрушению?»

• «Может ли человек изменить окружающий мир или, напротив, являет собой раба обстоятельств?»

• «Я - человек! Это звучит гордо!»

Цитаты:

Создает человека природа, но развивает и образует его общество.

В. Г. Белинский

Счастье личности вне общества невозможно, как невоз­можна жизнь растения, выдернутого из земли и брошен­ного на бесплодный песок.

А. Н. Толстой

Понять человека можно только в его единстве - плоти, духа и природы, частью которой он является.

И.М. Сеченов

Природа вложила в человека потребность заботиться обо всех людях.

Марк Аврелий

Природа будет действовать на нас со всей силой только тогда, когда мы насеем в ощущение ее свое человечес­кое начало, когда наше душевное состояние, наша лю­бовь, наша радость или печаль придут в полное соответ­ствие с ней и нельзя будет отделить свежесть утра от света любимых глаз и мерный шум леса от размышлений о прожитой жизни.

К. Г. Паустовский

Истинное назначение человека - жить, а не существо­вать.

Д. Лондон

Человек - это тростинка, самое слабое в природе суще­ство, но это тростинка мыслящая.

Б. Паскаль


Десять заповедей человечности:

1. Не убий и не начинай войны.

2. Не помысли народ свой врагом других народов.

3. Не укради и не приписывай труда брата своего.

4. Ищи в науке только истину и не пользуйся ею во зло или ради корысти.

5. Уважай мысли и чувства братьев своих.

6. Чти родителей и прародителей своих и все сотворен­ное ими сохраняй и почитай. 7. Пусть труд и мысли твои будут трудом и мыслями свободного творца, а не раба.

8. Чти природу как матерь свою и помощницу.

9. Пусть живет все твое, мыслится мыслимое.

10. Пусть свободным будет все, ибо все рождается сво­бодным.

Д.С. Лихачев («Я вспоминаю», 1991.)

Классный.руководитель:

Уже стала традицией организа­ция диспутов для старшеклассников на актуальные вопро­сы современной жизни. Вы сами можете предлагать темы, которые вас волнуют, приглашать гостей, которые вам ин­тересны. Мы уважаем мнение любого выступающего, лю­дей разных поколений. Я считаю, что наши диспуты помо­гут многим разобраться в некоторых сложных вопросах современной жизни, помогут в определении вашей жизнен­ной позиции. Сегодня мы назвали наш диспут «Человек сре­ди людей».

1. На уроках обшествознания вы будите изучать такие понятия, как «общество», «культура». Сегодня мы поговорим на темы «Общество и природа», «Общество и культура».

Понятие «общество» давно и прочно вошло в наш по­вседневный лексикон. «Дворянское общество», «общество книголюбов», «педагогическое общество» - в данном слу­чае под обществом мы понимаем определенную группу людей, объединившихся для общения, совместной Деятель­ности, взаимопомощи и поддержки. Как этап историческо­го развития человечества, конкретной страны употребляют­ся термины «первобытное общество», «французское общество» и т. д.

Человеческое общество - это часть мира, которая вклю­чает способы взаимодействия людей и формы их объединения.

В отличие от стихийных природных сил в центре обще­ственного развития стоит человек, обладающий сознанием и волей. Природа же существует и развивается по своим собственным, независимым от человека и общества зако­нам. И еще человеческое общество выступает в качестве творца, преобразователя, создателя культуры.

(Направить размышления ребят на понятие «классное об­щество»)

2. Под словом «культура» чаще всего понимают какие-либо достижения человечества в духовной сфере: художе­ственные творения, научные открытия, а также уровень духовных запросов отдельного человека, его достойное по­ведение. Какого человека вы назвали бы культурным? Это человек образованный, воспитанный, обладающий хоро­шим вкусом, владеющий литературным языком, интересу­ющийся высокохудожественными произведениями искус­ства. Как вы считаете, относятся ли так называемые отрицательные «ценности» (тоже продукты умственной де­ятельности человека) к явлениям культуры? Аргументируй­те свой вывод. Кого в классе вы назвали бы самым культур­ным человеком?

3. «Истинное назначение человека - жить, а не существо­вать».

Как вы понимаете высказывание Джека Лондона? Срав­ните уровень развития человека и животного. В то время как поведение животного неразрывно связано с окружаю­щей средой и направляется инстинктами, деятельность че­ловека не является четко запрограммированной, в ней всегда есть место свободному выбору. Человек обладает не только сознанием, но и самосознанием, самовыражением. Человек- это личность, способная к целенаправленным, планомерным действиям, творческим достижениям, среди которых на первом месте - создание человеческих форм общения. Как вы понимаете выражение: «Он - сильная личность»? Для личности характерно проявление активнос­ти, тогда как безличное существование допускает «плаванье по воле случая». Понятие «личность» характеризует в чело­веке свойства его характера, которые он обретает только во взаимодействии с другими людьми. В своих ролевых прояв­лениях личность меняется, развивается, совершенствуется.

Кто формирует личность? Это, конечно, семья, учителя, друзья, классный коллектив, природа, иногда случайные люди, книги, фильмы, произведения искусства и т. д. Фор­мирует улица, иногда деформирует, может и разрушить. Кого благодарить и где искать виноватого? Легче всего об­винить в своей неудаче кого-то, но человек формирует свою личность сам. И сам должен определить для себя свою активную жизненную позицию, свой смысл жизни.

(Обратить внимание на проблемы современного общества (ранняя беременность, алкоголизм, наркомания, СПИД, куре­ние, детская беспризорность, подростковая преступность). Почему некоторые личности не жалеют ни себя, ни близких ради минутного удовольствия, уходят в мир иллюзий или по­зволяют вовлекать себя в преступные замыслы?)

«Жизнь без нравственного усилия есть сон». Так много лет назад написал Л.Н. Толстой. Нравственные усилия осу­ществляются человеком в процессе борьбы за самого себя. Стремясь утвердить свою человеческую сущность, человек совершенствует свои качества, реализует свой потенциал.

Подумайте над тем, какие у вас есть способности, что­бы занять достойное место в жизни общества.

4. Гуманность, гуманизм, толерантность.

Гуманность, человечность - великодушие, доброта к людям, готовность простить или хотя бы понять человека, уважение к его личности и самостоятельности.

Гуманизм - воззрение, рассматривающее человека как высшую ценность, защищающее его свободу и всесторон­нее развитие.

Гуманизм стремится выявить в человеке все лучшее, что заложено природой. Для гуманизма отходит на задний план все, что разъединяет людей: расовые, религиозные, поли­тические, культурные барьеры и предрассудки. Гуманизм - это добрая мысль о человеке, он признает справедливость высшего принципа равенства - равенства прав всех людей без исключения. Его цель - способствовать развитию куль­туры, единению и согласию человечества.

Толерантность - это цивилизованный компромисс меж­ду культурными традициями, этническими, национальны­ми, религиозными и иными особенностями образа жизни.

Толерантность означает уважение, принятие и правильное понимание многообразия культур нашего мира, форм са­мовыражения и способов проявления человеческой инди­видуальности. Ей способствуют открытость, общение и сво­бода мысли, совести и убеждений. Это не только моральный долг, но и политическая, и правовая потребность. Толеран­тность - это добродетель, которая делает возможным дос­тижение мира и способствует замене культуры войны культурой мира. Толерантность очень важна в современном мире.

(Обратить внимание на отношения в классе к однокласс­никам другой национальности, на уважение друг к другу, вза­имопомощь и понимание. Доказать ошибочное и преступное мнение так называемых «национал-патриотов», которые пы­таются утверждать, что любить свою нацию и ненавидеть все прочие вполне совместимо. Эти горе-патриоты, наверное, совсем не знают о той роли, которую сыграли иноплеменники в становлении и развитии русской культуры)

(Многие творцы русской культуры были потомками ино­родцев - армян и греков, грузин и датчан, евреев и немцев, по­ляков и татар, французов и даже эфиопа. Прославленный пол­ководец А. Суворов своим предком считал шведа, а его лучший генерал, герой Бородинского сражения, П. Багратион был гру­зином. Таких примеров множество. И это все говорит не про­тив российской культуры, а в ее пользу: не ущемляет наше национальное самосознание. Россия предоставила им шанс раскрыть свои замечательные дарования, российская почва взрастила их)

Подвести итоги диспута

4


© 2010-2022