Разработка классного часа В старину едали деды (7класс)

Раздел Классному руководителю
Класс 7 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Стародевиченская средняя общеобразовательная школа» Ельниковского района Республики Мордовия













Классный час

«В старину едали деды»



Кл.руководитель - Рябинина Н.П.















Цель :

знакомство с традициями русской кухни, пропаганда здорового питания, в том числе знакомство с историей некоторых блюд, воспитание культуры еды

Мотивация: сниженный или утраченный интерес к экологическим продуктам, нездоровая тяга к продуктам «риска»

Актуализация: пренебрежение к полезной пище, пищевые отравления










Хозяин и хозяйка в национальных костюмах с хлебом солью приветствуют гостей.

Хозяйка. Здравствуйте люди добрые! Милости просим! Если величать - так на пороге встречать.
Есть в природе нашего народа
Вечные, особые черты -
Не берут ни годы, ни невзгоды,
Ни капризы ветреной моды,
От души они, от доброты.
Гость, войди, традиций не нарушим.
С ним чайку всегда попьем.
Всем известно русское радушье:
Хлебосольство и открытый дом.

Хозяин. Забывать мы стали, что главное в доме - печь. Затрещит мороз, завоет ветер в трубе, а на печи тепло и уютно. А знаете ли вы, что русская печь существует уже около четырех тысячелетий? Причина ее долговечности - в универсальности. Русская печь отапливает жилье, в ней приготавливается пища, выпекается хлеб, варится квас, сушатся продукты и одежда, в ней даже мылись.

Хозяйка. Русская печь - это и посуда особой формы: горшки да чугуны. Дело в том, что посуда в русской печи нагревалась больше с боков, поэтому она должна была иметь большую боковую поверхность.
Кроме того, посуду такой формы удобнее доставать рогачом или ухватом. Приготовленные в русской печи кушанья отличаются особым вкусом и ароматом. Русская печь определила приемы приготовления гусей, уток, кур, поросят, их жарили целыми тушками. Окорока запекали целиком.
Но с XVIII века русская печь постепенно начала уступать место огненной плите, а горшок - наплитной посуде. Тем не менее во многих местах, как всем известно, она сохранилась до наших дней.

Хозяин. А какие угощения дарит нам печь! Каша, щи, пироги самые румяные.
В старину говорили: «Печь нам что мать родная…» И сейчас без печи словно чего-то не хватает.
Рады видеть вас у печки,

Без нее и дом пустой,
В ней и жарить, в ней и парить!
И зимой в ней как весной,
В старину так говорили:
«Печь нам мать родная всем,
На печи все красно лето,
У печи и сплю, и ем!»

Хозяйка. А еще так говорили: «Все, что в печи, - на стол мечи». Про хлеб говорили так: «Хлеб - всему голова». И главное место на крестьянском столе занимал, конечно, хлеб. Недаром мы сегодня встречали вас, дорогие гости, по старинному русскому обычаю - хлебом и солью. Почему по русскому обычаю гостей встречают хлебом и солью? Хлеб символизирует здоровье, а соль- богатство.

1. Учитель. Каких только пословиц, поговорок, присказок не сочинено о хлебе. Давайте проведём РАЗМИНКУ. Продолжите поговорку.

1. Хлеб да вода…(крестьянская еда ) .

2. Худ обед…(коли хлеба нет ).

3. Хлеб батюшка… (вода матушка).

4. Хочешь есть калачи… ( так не сиди на печи).

5. Красна изба углами… ( обед пирогами).

6.Хлеба ни куска, так и в… (горнице тоска ).

7. Ешь, пока хлеб… ( свеж ).

2. Учитель. Отношение наших предков к еде заслуживает внимания. Еда была не просто физическим насыщением. Вкусившие вместе хлеба, каши, плодов люди в дальнейшем считали друг друга самыми настоящими родственниками. Поев в каком-нибудь доме, человек мог рассчитывать на помощь хозяина, но и сам уже не смел причинить ему зла.

Приветливость хозяина, прежде всего ,оценивалась его хлебосольством. Правила общежития людей закреплялись в пословицах и поговорках , таких точных, что мы можем учиться по ним житейской мудрости .

Продолжим разминку. Теперь вы вновь восстановите полный текст пословицы или поговорки.

1.Всё, что в печи,… (на стол мечи ).

2.Не бойся гостя сидящего … (бойся гостя стоящего ) .

3.Желанный гость зова … (не ждёт ) .

4. В чужом доме не будь приметливым, а … ( будь приветливым ).

5. Потчуют - и воду … ( пей ) .

6.За общим столом еда … ( вкусней ).

7. Дома ешь, что хочешь, а в гостях, … ( что дают ).

8. Кто жаден до еды … (тот дойдёт до беды ).

3. Учитель. Сегодня наш разговор идет о еде, точнее, о правильном питании.

3. Учитель. Что же в старину едали деды? УСТНЫЙ ЖУРНАЛ.

1) Хлебом - солью исстари встречали в народе гостя. А чем потчевали? Что ели сами? Может, вы думаете, что в те давние времена текли молочные реки в кисельных берегах, а в небе было темно от гусей и уток, а в лесах лоси да кабаны считали за честь попасть на крестьянский стол? Вовсе нет. До 2ой половины 19 века не в каждой усадьбе могли держать скот, а охота не была основным занятием крестьян. Ели в основном растительную пищу, ту, что вырастят в поле, в огороде да соберут в лесу. День 16 мая издавна назывался - «Мавра - зелёные щи». С этого дня на столе появлялись ботвиньи, борщи, баланды из листьев крапивы и клевера, лебеды и медуницы. И всё запивали квасом. Издавна в почёте на крестьянском столе были ещё одуванчики, лопух, подорожник и хвощ.

2. Суп - величайшее изобретение человечества.

Многие тысячелетия люди едят жидкую пищу. Но первыми в деле приготовления супов были китайцы и древние египтяне. Они создали сотни супов.

Известные люди - обожатели супов:

Джузеппе Верди любил куриный бульон.

Александр Дюма написал целую кулинарную книгу про супы и бульоны.

Виктор Гюго говорил, что после чашки супа его перо становится золотым.

Мольер очень любил покушать и мог часами рассуждать о пользе супов.

3. Легенда о том, как был открыт секрет приготовления куриного бульона.

Это произошло в Египте в 3 тысячелетии до н.э. Один из рабов фараона украл у господина курицу и , чтобы её не нашли, сунул в горшок с кипящей водой. Воришку быстро поймали, а вместе с ним к фараону доставили улику - горшок с курицей. Тот ,ощутив незнакомый аромат, кинулся к таинственному горшку (надо сказать, что когда курица в него попала, там уже варились пряности и лук, которые выдавались рабам). Куриный бульон так понравился фараону, что он назначил воришку своим поваром.

4. Каша была самым распространённым блюдом после щей. Слово «каша» очень древнее. Оно пришло из санскрита и означало «тереть», то есть это еда из растёртого зерна. В славянском языке «каша» означало гречневую кашу. Помните, «жили - были дед да баба, ели кашу с молоком». Какую кашу? Долгое время каша была обрядовым блюдом, её приносили в жертву богам земледелия и скотоводства.

5. На Руси был хлеб ржаной. Картофель появился в Петровскую эпоху, а до этого ели репу

Чай был по карману только состоятельным людям, пили кисели, квас, морс, сбитень.

Сахар появился позже, вместо него был мёд.

4. Учитель. Следующий конкурс называется « ВЕРИТЕ - НЕ ВЕРИТЕ». Вопросы будут касаться русских традиций и обычаев. Все мои вопросы будут начинаться со слов: « правда ли …». Если то, что я скажу, вы сочтёте правдой, отвечайте: «Да, это правда»… Если вы не согласны, и на ваш взгляд это просто невозможно, говорите: « Это неправда».

« ВЕРИТЕ - НЕ ВЕРИТЕ».

1. Правда ли, что иностранцы, попавшие в Россию в 16- 17 веках, с восторгом отзывались о русской кухне?( Нет, жаловались, что русская еда без меры сдобрена луком и чесноком )

2. Правда ли, что французский писатель Александр Дюма, автор « Трёх мушкетёров», написал ещё и кулинарную книгу, в которой очень хвалил русские щи? ( Да, восхищённый вкусом русских щей, он увёз к себе на родину их рецепты и включил в кулинарную книгу).

3.Правда ли , что первым хлебным растением был дуб? (Да, по питательным свойствам жёлуди могут сравниться с злаками. В пищу обычно шли поджаренные жёлуди. В настоящее время желудевая мука применяется при выпечке кондитерских изделий ).

4.Правда ли, что на Руси репу сеяли, выплёвывая семена изо рта? ( Да. Её семена очень мелкие. И далеко не у всех получалось хорошо выплёвывать, а лучшие плевальщики очень ценились).

5.Правда ли то, что зимой в дальнюю дорогу путешественники брали с собой щи? ( Да, зимой путешественники брали с собой в дорогу целую кадку замороженных щей. Их по мере надобности на почтовых станциях разогревали и ели).

6.Правда ли, что известный авантюрист 18 века Казанова, объездивший полсвета, побывав в Росси, с восторгом отзывался о вкусовых качествах русского пива? ( Нет, он с восторгом отзывался о квасе).

7. Правда ли, что при дворе князя Владимира Святого дружинники ели руками? ( Нет, серебряными ложками).

8.Правда ли, что в бисквитной лавке торговали сладостями? ( Нет, торговали фарфором. Бисквит- непокрытый глазурью фарфор).

9.Правда ли то, что Лжедмитрий 1 на собственной свадьбе ел вилкой? ( Да, Лжедмитрий и Марина Мнишек за столом впервые в России стали использовать вилку, тем самым вызвав всеобщее возмущение нарушением традиций).

10.Вспомните пословицу « Завтрак съешь сам, обед раздели с другом, ужин отдай врагу». Правда ли то, что в старину у крестьян не было завтрака? ( Да,

« Домострой» говорил о двух обязательных трапезах - обеде и ужине. Завтрака могло и не быть. В народе существовало представление о том, что дневную еду надо сначала заработать).

5. Учитель. А как же дело обстоит у нас в школе? РЕЗУЛЬТАТЫ АНКЕТИРОВАНИЯ.

1. Ваше любимое блюдо?

2. Любите ли вы суп?

3. Любите ли вы кашу?

4. Какую кашу вы чаще всего едите дома?

5. Какой напиток вы предпочитаете?

6. Что вы выберете, если предложат домашний пирожок, торт, чипсы, киреешки?

7. Какое блюдо в школьной столовой вам особенно нравится?

6. ПРЕЗЕНТАЦИЯ «Вредные добавки»

7. Советы по здоровому питанию:

Ешьте регулярно и с удовольствием.

Питайтесь разнообразно.

Ешьте как можно больше овощей и фруктов.

Не злоупотребляйте жирами.

Ешьте меньше сладостей.

Сокращайте потребление соли во время еды.

Предпочитайте чёрный хлеб, избегая сдобы.

Включайте в свой рацион больше рыбы.

Колбаса, сосиски, сардельки, копчёности должны быть на столе очень редкими гостями.

Пейте больше воды (около 2,5 литров в сутки)

Заморские продукты пусть будут только за праздничным столом.

8. Учитель.

-А вы хотите научиться питаться правильно? (Да)

-Вначале вспомните и скажите, сколько раз в день должен есть человек? (4 раза: завтрак, обед, полдник и ужин)

-Какую пищу должен употреблять человек? ( нужно употреблять разнообразную пищу, животного и растительного происхождения)

-Что относится к животной пище? (мясо, молоко, яйца и т. д.)

- Почему эту пищу называют животной? (Потому что её дают, людям, животные ) -Какую пищу называют растительной? ( Пища, которая получена из растений. Это хлеб, овощи, фрукты, масло, грибы, сахар, ягоды и т.д.)

- Если мы употребляем разнообразную пищу, то организм получает необходимые питательные вещества.

9. Игра « Что разрушает здоровье, что укрепляет?»

- Вот сейчас я вас проверю, как вы разбираетесь, какие продукты вредные, а какие полезные. Я буду называть продукты, если они полезные - мы хлопаем в ладоши, если нет, то хором говорим: «ФУ!»

Рыба, чипсы, молоко, пепси, морковь, яблоки, торт, гамбургер, капуста, фанта, груша, шоколадные конфеты, сухарики.

К сожалению, самые, на ваш взгляд, вкусные продукты являются вредными, поэтому я их выбрасываю в мусорное ведро.

Гамбургер, чипсы, фанта приводят к ожирению.

Торт, конфеты портят зубы.

-А, чтобы выполнить следующее задание, нужно не забывать волшебное заклинание:

Прежде чем за стол мне сесть,

Я подумаю, что съесть.

-Наше занятие подходит к концу и я хочу проверить, поняли ли вы как нужно питаться.

10 . Игра «Да-нет!»

Вам мальчишки и девчонки,

Приготовила куплет.

Если мой ответ хороший

Вы похлопайте в ладоши.

На неправильный ответ

Говорите: « Нет, нет, нет!»

1. Не грызите лист капустный:

Он совсем, совсем невкусный!

Лучше ешьте шоколад,

Вафли, сахар, мармелад.

Это правильный совет?

Дети: Нет, нет, нет!

2. Навсегда запомните,

Милые друзья:

Не покушав сладостей,

Спать идти нельзя.

Это правильный совет?

Дети: Нет, нет, нет!

3.Запомните совет полезный:

Нельзя грызть предмет железный.

Если мой совет хороший,

Вы похлопайте в ладоши.

4. Говорила маме Люба:

-Я не буду чистить зубы!

И теперь у нашей Любы

Дырка в каждом, каждом зубе.

Каков будет ваш ответ-

Молодчина Люба?

Дети: Нет!

5. Ох, неловкая Людмила

На пол булку уронила,

С пола булку поднимает,

Булку в рот она пихает.

Кто даст правильный совет-

Молодчина Люда?

Дети: Нет!

6. Зубы вы почистили и идёте спать.

Захватите булочку

Сладкую в кровать.

Это правильный совет?

Дети: Нет, нет, нет!

7. Постоянно нужно есть

Для зубов для ваших

Фрукты, овощи, омлет,

Творог, простоквашу.

Если мой совет хороший,

Вы похлопайте в ладоши

11 . Итог занятия.

- Что узнали нового?

-Что показалось самым интересным на занятии?

( Ответы детей)

-Как нужно питаться, чтобы быть здоровыми? ( Правильно)





























© 2010-2022