Татарский фольклор - история развития фольклора ( исследование)

Раздел Классному руководителю
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Татарский фольклор

Национальная культура татарского народа создавалась в течении многих веков. Фольклор народа важен тем, что он отражает все мысли, переживания людей. В татарском фольклоре отразились исторические особенности жизни татар.

Татарский народ хранит многовековые традиции своих предков - булгар, которые смогли достигнуть высокого уровня культурного развития. Это стало той основой, на которой в дальнейшем развивалась вся татарская культура.

Музыка

Национальная музыка татар - народ Евразии с многовековой историей. Татары - тюрко-язычный народ, и в его искусстве сочетаются восточные традиции. Татарская музыка имеет различные жанры. Эмоциональность проявляется в виде лирической протяжной песне. Они различаются по характеру звучания, содержанию и происхождению из определенной местности - мишары, кряшены, астраханские и сибирские татары.

Национальная татарская одежда

В дореволюционное время многие деревенские жители не носили белья. Нательной одеждой им служили рубахи и штаны. И мужчины, и женщины сверху надевали бишметы - длинные кафтаны с рукавами, а зимой - пальто и шубы. В 19-20 веках стали носить тулупы, полушубки, брюки, а женщины - платья. Широко были распространены мягкие кожаные сапоги ичеги. В качестве украшений использовались браслеты, кольца, перстни, серьги, бусы, бисер, ленты. Считалось, что перстни очищают руки женщины, поэтому их могло быть на каждой руке по несколько штук.

Головные уборы мужчин, делятся на домашние и выходные. К первой разновидности относится тюбетейка (тубэтэй). Тубэтэй представляет собой небольшую, надеваемую на верхнюю часть головы, шапочку. Ее шили из материи и украшали вышивкой - шелками, золотой и серебряной канителью, бисером, блестками. Не украшались тюбетейки из парчи и узорчатых шелковых тканей, а также не всегда украшались тюбетейки из бархата.

Женские головные уборы делятся на уборы девичьи и замужних женщин. Девичьи традиционные головные уборы в основном представлены в виде шапок. При их ношении волосы, заплетенные в две косы, располагались на спине и оставались открытыми.

Традиционные головные уборы замужних женщин более разнообразны и сложны. В отличие от девичьих, уборы замужних женщин призваны были закрывать не только ее волосы, но и шею, плечи, спину. Поэтому они включали в свой состав различные покрывала, которые, кстати, составляли основную часть комплекса головного убора.

Сабантуй

Истоки празднования уходят в древность. Сабан - «яровые», «плуг», а туй - «свадьба», «торжество». Таким образом, смысл слова сабантуй - торжество в честь сева яровых. Первоначальная цель, возможно, была - задабривание духов плодородия с тем, чтобы хороший урожай был в новом году. В 19 веке сабантуй был уже просто веселым народным праздником, который означал начало сложных сельскохозяйственных работ.

Курбан -байрам

Это наиболее значимый для мусульман праздник. По-арабски - праздник жертвоприношения. Этот праздник длится три-четыре дня. Он совпадает с днем завершения паломничества в Мекку. Мифология этого праздника восходит к известному библейскому сюжету о попытке принесения Авраамом своего сына Исаака в жертву Богу. Курбан-байрам символизирует для мусульман истинность учения Мухаммеда, а также всемогущество и милосердие Всевышнего Творца.

Мусульманские праздники - неотделимая часть исламских канонических обрядов, таких, как паломничество, молитва, пост или раздача милостыни. Основные праздники ислама связаны и с главными принципами религии, которые провозглашают веру в единство и единственность Аллаха: его вечность, справедливость и всемогущество; вера в священные книги, вечность Корана; вера в потусторонний мир, судный день, воскрешение мертвых, существование ада и рая.

Отдельное место в татарской традиции занимают пословицы и поговорки. Они сохранились до наших дней, и не потеряли своего значение. Это связано с тем, что пословицы и поговорки были основаны на трудовом и жизненном опыте татарского народа. Вот некоторые из них: «Батыр познается в бою», «Где единство - там жизнь», «Радость человека - труд». Во многих пословицах раскрывается такая особенность татарского народа, как умение ценить труд, который они считали главным в жизни.
Сказки татарского народа основывались на сюжетах, присущих сказкам других народов. Но все же отличались психологическими, социальными, историческими нюансами, которые были только у конкретной национальности. Волшебные сказки включали в себя элементы магии. Популярным героем был Таз или Плешивый. В русских сказках этого героя называют Иван-дурак. Популярными были и сказки о животных. Нередко герои наделялись человеческими качествами. Со временем сказки о животных станут главным орудием для высмеивания пороков человека.

Тем не менее, именно фольклор отражает индивидуальные особенности татарского народа, его отличия от других. Благодаря народным песням, сказкам и другому фольклору подрастающее поколение, ученые, историки могут узнать, как жили наши предки, какие проблемы их волновали, что их радовало, как они проводили время. Нельзя забывать, что значение фольклора просто неоценимо для науки. Но в то же время мы знаем, что фольклор постоянно находится в процессе развития и меняется вместе с жизнью.











Оглавление………………………………………………………………….2 стр

Введение…………………………………………………………………….3 стр

Основная часть………………………………………………….…………..3 стр

Заключение …………………………………………………………………5 стр

Список использованной литературы………………….…………………..7 стр











Список использованной литературы

Абуталипова Л.Н. Использование национальных элементов при разработке современной одежды: учебное пособие.- Казань, 2000. - 80 с.

Давлетшин Г.М. Очерки по истории духовной культуры предков татарского народа. - Казань: Таткнигоиздат, 2004. - 431 с.

Рашитов Ф. История татарского народа. - Саратов: Дет. лит., 2001.- 288 с.

Червонная С.М. Искусство Татарии. - М.: Искусство, 1987. - 133 с.











VIII городская филологическая научно-исследовательская

конференция школьников имени Д.С.Лихачева,

посвящённая 75-летию Диаса Назиховича Валеева, русско-татарского писателя, драматурга, философа



Секция: Первый шаг в науку

Исследовательская работа



«Татарский фольклор»





Зяббаров Дмитрий Сергеевич

МБОУ «Гимназия №8», Советский район, г.Казань

3 класс











Научный руководитель:

Сайфуллина Лейсан Ильдаровна,

учитель татарского языка и литературы

11 квалификационной категории

МБОУ «Гимназия № 8»

Советского района г.Казани



Казань 2013

Заявка

на участие в городской филологической научно-исследовательской конференции им. Д.С. Лихачева

Фамилия, имя, отчество участника конференции (полностью)

Зяббаров Дмитрий Сергеевич

Образовательное учреждение

МБОУ «Гимназия № 8»

Класс

3 класс

Район

Советский район

Телефон образовательного учреждения

298-83-35

Название работы

«Татарский фольклор»

Секция

Первый шаг в науку

Фамилия, имя, отчество руководителя (полностью), должность, квалификация, ученая степень

Сайфуллина Лейсан Ильдаровна, учитель татарского языка и литературы, 11 квалификационная категория

Контактный телефон (мобильный) научного руководителя

89520383173

Необходимые технические средства для демонстрации по ходу выступления и презентации

-----

Подпись руководителя учреждения,

направляющего участника _______ /___________________________/

«___»___________________2013 г.

М.П.



© 2010-2022