- Преподавателю
- Классному руководителю
- Организация обучения детей-инвалидов в массовой школе
Организация обучения детей-инвалидов в массовой школе
Раздел | Классному руководителю |
Класс | - |
Тип | Презентации |
Автор | Большакова А.В. |
Дата | 31.10.2014 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Тема: «Об опыте организации обучения детей-инвалидов в массовой школе».
Учитель начальных классов
МБОУ «СОШ №1 города Абакана»
Большакова Анна Викторовна
В практике существуют два пути работы по образованию и социализации детей-инвалидов в обществе:
-
дети-инвалиды общаются со сверстниками на праздниках, в различных досуговых программах, обучение их происходит индивидуально с преподавателем в домашних условиях или дистанционно через Интернет;
-
дети-инвалиды включены в классы массовой школы.
Мне выпало испытание работать с детским коллективом, в котором, наряду со здоровыми детьми, обучается ребёнок инвалид диагноз ДЦП и двое детей с ослабленным здоровьем диагнозы подвижность шейных позвонков, задержка психического развития. Девиз оптимистов: «Ура! Есть чем заняться…», помог, не опуская рук, найти и освоить литературу, выбрать для себя интересные направления в области инклюзивного образования.
НО ВСЁ ЭТО ХОРОШО читать НА БУМАГЕ слушать «охать» и «ахать»… Но как самой построить систему, которая поможет всем обучающимся обеспечить активную образовательную и социальную жизнь, родителям обучающихся быть уверенными в успешности своих детей и в успешности коллектива, в котором они занимаются.
Для благоприятной менее, болезненной организации обучения детей в коллективе я провела предварительную работу:
Решила подготовить весь класс к выступлению на тожественной линейке 1 сентября.
Составила сценарий и в течение недели проводила не только репетиции, но и игры на знакомство, на сплочение коллектива, родители так же были задействованы-готовили реквизит для выступления детей, иногда по желанию принимали участие в играх.
На меня, как организатора, проблемы сыпались одна за другой:
-
Прежде смелая мама, так желавшая, чтобы дочь-инвалид детства училась в её родной школе, сама еле преодолевала страх, опускала глаза при встрече с другими родителями класса.
-
Дети хотели подойти ко мне - УЧИТЕЛЮ, но я поддерживала еле стоявшую на ногах девочку…
На третий день наших встреч, по правилам игры нужно было, встав в центр круга, задать НОВЫМ ДРУЗЬЯМ вопрос или загадку, и вдруг ребёнок спрашивает:
- А почему ДЕВОЧКА так ходит?
- ЕЙ сделали операцию на ножках, и она теперь заново учится двигаться.
Самый крупный мальчик, тяжело вздохнул и сказал: «Я тоже ногу ломал, но сейчас уже хорошо хожу».
- Мы с вами поможем ДЕВОЧКЕ ходить по школе и учиться в нашем ДРУЖНОМ КЛАССЕ.
Только после этого момента и дети, и родители немного успокоились. Первый шаг к сплочению коллектива был сделан.
В ходе работы стали прослеживаться чёткие принципы инклюзивного образования в моём классе:
-
принимать ученика с инвалидностью "как любого другого ребёнка в классе";
Выходит к доске наравне со всеми, отвечает на вопросы вовремя урока, выполнять домашнее задание, рисовать иллюстрации, петь песни, проводить физминутки - как все ученики класса.
-
включать ребёнка-инвалида в одинаковые виды деятельности, хотя ставить разные задачи;
Например, работая над деформированным текстом, весь класс записывает последовательно предложения всего текста в тетрадке, ребёнок с ограниченными двигательными возможностями - передвигает карточки с напечатанными предложениями и списывает только нужный отрывок из полученного текста. Это существенно экономит время на уроке и позволяет всем обучающимся выполнить задание.
3) вовлекать учеников в коллективные формы обучения и групповое решение задач;
Первые три недели работы в 1 классе я пересаживаю детей ежедневно, далее пара остаётся на два три дня, потом на неделю. К концу года нет в классе таких ребят, которые не сидели бы вместе, не работали бы в парах, не пытались выслушать другого и помочь ему. Именно взаимовыручка и доброе отношение между одноклассниками помогает ребенку-инвалиду в трудный момент.
В первом классе часто провожу графические диктанты, они развивают у детей произвольное внимание, пространственное воображение, мелкую моторику пальцев рук, координацию движений, усидчивость. Не все дети могут сразу справиться, но если получилось, то с удовольствием приходят на помощь друзьям. Необходимо вовремя поощрить, поблагодарить ребёнка.
В конце учебного дня обсуждаем: «Кому нужно сегодня сказать спасибо? За что?». Т.к. для детей с ДЦП характерны разнообразные расстройства эмоционально-волевой сферы (эмоциональная возбудимость, плаксивость), то только положительные примеры обсуждаем со всем классом. Отрицательные - индивидуально.
4) использовать и другие стратегии коллективного участия - игры, совместные проекты, экскурсии, исследования и т.д.
Всем классом принимаем участие в акции - «Кормушка» и в течение зимы подсыпаем корм. Если класс идёт на экскурсию, то ДЕВОЧКУ-ИНВАЛИДА привозит в назначенное место на машине мама, но там ей помогают ДРУЗЬЯ.
5) позитивный настрой учителя, обязательно уделять внимание каждому ребёнку и не терять надежды
Инклюзивное образование во многом изменяет роль классного руководителя-учителя. Учитель вынужден РАБОТАТЬ АКТИВНЕЕ С ОБЩЕСТВЕННОСТЬЮ В ШКОЛЕ И ВНЕ ШКОЛЫ, постоянно привлекать к работе с классом новых людей, к нам приходят выпускники, мы посещаем театры, занятия в ЦДТ.
Важным фактором является поддержка взрослых - мам, пап, бабушек и дедушек. Чем больше взрослых окажут посильную помощь в этом процессе, тем успешнее ребенок адаптируется к новым условиям. Все родители класса помогли школе приобрести менее травматичную, новую лёгкую мебель с закруглёнными углами. Так же представители всех семей приходят на праздники и концерты, соревнования в которых участвует класс.
Надо отдать должное всем окружающим: психологами постоянно в начальной школе проводятся беседы и тренинги по поведению на переменах, о том, что в школе есть дети-инвалиды, как мы можем помочь им и себе чувствовать себя комфортно. Дежурных старшеклассников возле нашего кабинета всегда больше, чем на других постах. И они всегда готовы помочь, поиграть, поговорить. Учитель физкультуры, привлекает всех детей освобождённых по состоянию здоровья к судейской работе на уроке. На всех остальных предметах нет никаких разграничений. У всех ребят класса вошло в привычку - если упал карандаш, то спокойно поднять, если кто-то бежит по коридору - мальчики оберегают девочек, если девочке-инвалиду необходимо сходить в туалет он говорит тихонько любому однокласснику и он сразу зовёт меня…
Сейчас у меня второй класс, все дети адаптировались в школе, в классе нет изгоев, никто не обделён вниманием.
Законы успеха
Если мы хотим воспитать ребёнка полноценной личностью, максимально адаптированной к существованию в обществе, несмотря на тяжелый недуг, нам нужно усвоить два золотых правила эффективной работы:
-
у каждого ребенка есть индивидуальный диапазон доступных возможностей, при тщательном изучении которого можно подобрать наиболее адекватную долю нагрузки;
-
хорошего результата можно достичь лишь в том случае, если опираться на грани возможного, а не оглядываться на прошлые поражения. Залог успеха - это планомерная, терпеливая и целенаправленная работа.
Но главное, что должен знать и чувствовать ребенок, - то, что в огромном и не всегда дружелюбном мире есть островок, где он всегда может ощущать себя защищенным, уважаемым и нужным. А стремление добиться чего-то в жизни появится только тогда, когда маленький человечек поверит, что способен изменить свое положение в обществе.
Практика свидетельствует: включение детей-инвалидов в образовательную среду массовой школы помогает сплотить коллектив, вызвать чувство сопереживания, ответственности за поступки, НО И ТРЕБУЕТ ПОСТОЯННОЙ РАБОТЫ И КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ, И РОДИТЕЛЕЙ, И ДЕТЕЙ. Каждый из нас, организуя обучение детей инвалидов в массовой школе, может выстроить свои принципы работы. Только необходимо помнить, что от решений, принятых нами сегодня, будут зависеть завтрашние победы и поражения наших учеников.
3