Из опыта работы Создание классного коллектива

Раздел Классному руководителю
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

СОЗДАНИЕ КЛАССНОГО КОЛЛЕКТИВА -

ЗАЛОГ УСПЕШНОЙ СОЦИАЛИЗАЦИИ

ВОСПИТАННИКОВ КОРРЕКЦИОННЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ

(Из опыта работы классного руководителя)

Меня назначили классным руководителем шестого класса, в котором было 10 человек. Все дети с разными уровнями интеллектуального, физического и психологического развития. Их первая учительница - опытный педагог В.П.Давыдова - в результате упорной кропотливой работы сумела привить детям навыки учебной деятельности, научила трудиться. В классе было много сильных учеников, однако каждый ребёнок существовал сам по себе.

Познакомившись с индивидуальными особенностями детей, понаблюдав, за их нравственно-этическими проявлениями в поведении и в отношении друг с другом и с окружающими людьми, я поняла, что главной задачей является создание классного коллектива, в котором было бы комфортно каждому ребёнку.

Основной целью, которую я поставила перед собой, как классный руководитель, было создание благоприятных условий для формирования личности ребёнка. Определила основные задачи, содержание, формы и методы работы. Нашла понимание у учителей-предметников. Работали в тесном контакте, ибо знали, что отсутствие единых требований - зло, которое, хотим мы этого или нет, рождает у ребёнка приспособленчество и двоедушие.

Работа классного руководителя предполагает выполнение следующих функций: аналитической, организационно-координирующей и коммуникативной. Конечной целью является создание модели выпускника, дающей возможность успешно адаптироваться в социуме. Добиваясь решения поставленной задачи, я использовала различные формы и методы работы. Это классные часы и коллективные творческие дела, беседы о культуре общения и поведения, о соблюдениях норм элементарной нравственности во взаимоотношениях и походы, соревнования и коммуникативные тренинги, встречи с интересными людьми и шефство над ветеранами. Наиболее эффективным средством развития детского коллектива считаю коллективную творческую деятельность. Именно через неё происходит развитие коллективистских основ жизни, самостоятельности, инициативы ребят, самоуправления, активного гражданского отношения к другим людям, к окружающему миру.

.В старших классах работу строила на основе Программы по развитию социализации учащихся, которая включала в себя такие направления, как становление жизненной перспективы, формирование положительного отношения к труду, развитие социальных контактов. Цели Программы: конкретизация образа будущего, формирование положительного отношения к труду и стремления к самообеспечению, формирование навыков общения. Для достижения этих целей я проводила беседы на тему «Когда я стану взрослым», организовывала сюжетно-ролевые или деловые игры, моделировала различные жизненные ситуации. Мы проводили субботники и ремонтировали мебель в классе, устраивали экскурсии на производство и читали книги, проводили беседы по профориентации и практические занятия по покупке чего-либо, решали проблемные ситуации (например, как сделать ремонт квартиры) и т.д. С целью формирования навыков общения моделировали ситуации встречи и разговора со знакомым человеком в знакомой обстановке (в школьной библиотеке), с незнакомыми людьми в знакомой ситуации (приглашение в школу гостей) и общение в незнакомой обстановке с незнакомыми людьми (в магазине, на вокзале). Такая целенаправленная работа на протяжении пяти лет позволила нам создать дружный, сплочённый, трудоспособный коллектив учащихся, в котором каждый его член чувствовал себя личностью.

Воспитательная работа немыслима без педагогической диагностики. Чтобы воспитать человека во всех отношениях, нужно знать его во всех отношениях, так писал К.Д.Ушинский. Педагогическую диагностику можно определить как совокупность методов изучения детей в педагогических целях. Она позволяет объективно представить себе воспитательный процесс в целом, подвести определённые итоги и внести коррективы в дальнейшую деятельность педагога. Очевидно, что без систематического изучения детей, условий их семейного воспитания, взаимоотношений со сверстниками никакой эффективной помощи в воспитании детей классный руководитель оказать не сможет. Каждому учителю приходится подбирать диагностические методы, чтобы изучить личностные особенности коллектива.

В своей практике я использовала наблюдения, беседы, мониторинг, опросы, проводила анкетирование и тестирование учащихся. Так, для получения сведений о динамике развития ученического коллектива за три года было проведено исследование по методике социально-психологической самоаттестации коллектива. Учащимся предлагалось оценить по 6-бальной шкале такие качества коллектива, как ответственность, коллективизм, сплочённость, организованность, контактность и открытость. Результаты полученных данных показали, что все члены коллектива обладают этими качествами. Исследование, проведённое в 9 классе по методике, разработанной М.И.Рожковым «Изучение социализированности личности учащихся», позволило выявить высокий уровень социальной адаптированности, активности, автономности и нравственной воспитанности учащихся.

Наши воспитанники стали взрослее и самостоятельнее, уважительнее, великодушнее и доброжелательнее стали относиться друг к другу, научились контролировать своё поведение. Нам удалось сформировать у них чувство любви и добросовестного отношения к труду, ответственности за порученное дело. Ребята начали понимать роль человека в обществе и жизни, у них появился интерес к профессии и общественно полезной трудовой деятельности. И, хотя в силу своей неопытности, импульсивности, возбудимости, в трудный подростковый период они находились порой в дисгармонии с окружающим миром, с другими людьми и сами с собой, мы всё-таки старались приучить их быть воспитанными людьми, соответствовать модели выпускника, дающей возможность им успешно адаптироваться в социуме.

Труды наши не пропали даром. Все учащиеся после 9 класса смогли безболезненно вступить в самостоятельную жизнь. 10 человек поступили в техникумы, один трудно определялся с обучением и в данный момент сидит дома. Я продолжаю следить за судьбой своих воспитанников.

Прошло полгода, как мы расстались, но до сих пор существует тесная связь между нами. Ребята встречаются, часто звонят друг другу и своим наставникам: делятся радостями, просят совета, интересуются жизнью в школе. Радостно сознавать, что в успешной социализации выпускников школы есть частица и твоего труда - труда учителя, воспитателя, классного руководителя.


© 2010-2022