- Преподавателю
- Классному руководителю
- Воспитательский час на тему: «Что имеем, не храним, потерявши, плачем
Воспитательский час на тему: «Что имеем, не храним, потерявши, плачем
Раздел | Классному руководителю |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Соколова Л.М. |
Дата | 19.04.2014 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
ГБС(К)ОУ для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья «Нурлатская специальная (коррекционная)общеобразовательная школа-интернатVΙΙΙ вида»
Воспитательский час
на тему:
«Что имеем, не храним, потерявши, плачем»
Воспитатель 1 квалификационной категории Вяткина Т. П.
Цели: расширить представление детей о здоровом образе жизни; способствовать формированию положительного отношения к здоровью как величайшей ценности; побуждать детей к соблюдению навыков здорового образа жизни; содействовать воспитанию у детей чувства ответственности за собственное здоровье, здоровье семьи и общества.
Оформление:
а) написать на доске название классного часа;
б) нарисовать таблицу «Здоровый образ жизни» (1 колонка, 5 строк). Строки таблицы будут заполняться в процессе игры.
Ход занятия
Интерактивная беседа «Что имеем, не храним...»
Воспитатель. Тема нашего воспитательского часа - здоровый образ жизни. Каждый взрослый человек вам скажет, что здоровье - это величайшая ценность, но почему-то современная молодежь в числе главных ценностей называет деньги, карьеру, любовь, славу, а здоровье ставит на 7-8 место.
Слайд 1
На экране написана пословица (читает):
«Что имеем, не храним, потерявши, плачем».
Как вы думаете, какое отношение эта пословица имеет к теме нашего разговора?
Примерные ответы детей:
-
Мы не храним здоровье, а когда заболеем, плачем.
-
Мы не только не храним, а намеренно портим свое здоровье, потом жалеем.
-
Мы думаем, что будем здоровы всю жизнь, а в старости вспоминаем, как разбрасывались своим здоровьем, не берегли его.
-
Мы храним деньги, бережем одежду, а свое здоровье не бережем, а когда начинаем болеть, жалеем об этом.
Воспитатель. Мы знаем, как сохранить деньги, как сберечь вещи. А знаете ли вы о том, как хранить здоровье?
Дети делятся своими соображениями.
Сегодня мы и будем говорить о том, что нужно делать, чтобы не жалеть о потерянном здоровье.
Мини-лекция «Что такое здоровье?»
Воспитатель. Итак, сегодня мы говорим о здоровье. Как вы понимаете это слово?
Дети отвечают, что здоровье - это когда ничего не болит, когда ты хорошо себя чувствуешь и т. п.
Но тогда пьяниц и наркоманов, у которых пока ничего не болит, тоже можно назвать здоровыми?
Дети высказывают свои мысли.
- Действительно, долгие годы здоровье и понималось как отсутствие болезней и физических недостатков. Но в наше время установилась другая точка зрения. Согласно этой точке зрения, здоровье бывает физическое, душевное и социальное.
Слайд 2
Физическое здоровье - это состояние правильной работы всего организма. Если человек физически здоров, то он может выполнять все свои текущие обязанности без излишней усталости. У него достаточно энергии, чтобы успешно учиться в школе и делать все необходимые дела дома.
Слайд 3
Душевное здоровье проявляется в том, что человек доволен собой, нравится самому себе таким, каков он есть, он удовлетворен своими достижениями и может делать выводы из своих ошибок. Для поддержания душевного здоровья необходимо отдыхать, получать новые впечатления, общаться с друзьями.
Слайд 4
Социальное здоровье проявляется в отношениях с другими людьми. Социально здоровые люди умеют ладить с окружающими. Они уважают чужие права и могут отстоять свои. Они поддерживают добрые отношения с родственниками, умеют находить новых друзей, умеют выразить свои потребности и нужды так, чтобы они стали понятны окружающим.
Здоровым можно назвать только такого человека, который обладает всеми тремя видами здоровья.
Составление таблицы «Здоровый образ жизни»
Слайд 5
Воспитатель. Итак, здоровье - это великая ценность, но многие начинают это понимать, когда заболеют. Ученые утверждают, что организм человека рассчитан на 150-200 лет жизни. А у нас сейчас люди живут в 2-3 раза меньше. Как вы думаете, почему? Что мешает людям жить долго?
Примерные ответы детей:
-
Экология.
-
Вредные привычки.
-
Питание.
-
Стрессы.
-
Тяжелая работа.
-
Отсутствие движения.
-
Маленькие зарплаты и т. п.
Воспитатель. Да, безусловно, все, что вы назвали, влияет на здоровье человека, но медики утверждают, что самое главное для здоровья - это умение человека работать над собой, над своим здоровьем. Все ученые сходятся в одном: чтобы быть здоровым, нужно вести здоровый образ жизни.
«Здоровый образ жизни». Давайте с вами посмотрим, из чего складывается здоровый образ жизни. Я загадаю вам 5 загадок. Каждая загадка - это один из факторов здоровья.
Итак, 5 факторов здоровья.
-
Равномерное чередование труда и отдыха в течение дня. (Режим дня.)
Слайд 6
-
Постоянная тренировка своей физической выносливости, устойчивости к холоду, к заболеваниям. (Закаливание.)
Слайд 7
-
Мероприятия, направленные на поддержание чистоты, здоровья. (Гигиена.)
Слайд 8
-
Порядок приема пищи, ее характер и количество. (Правильное питание.)
Слайд 9
-
Активные действия, в которых участвуют разные группы мышц. (Движение, спорт.)
Слайд 10
Итак, что же у нас получилось. Из чего складывается здоровый образ жизни, который дарит человеку здоровье и долголетие?
Слайд 11
Давайте с вами прочитаем хором:
а) режим дня;
б) закаливание;
в) гигиена;
г) питание;
д) движение.
- Я предлагаю добавить в этот список еще один пункт - отсутствие вредных привычек.
Вы согласны со мной?
Дети высказывают свои мнения.
- Действительно, человек может выполнять все пункты здорового образа жизни, но одна его вредная привычка, например, курение или алкоголизм, сведет на нет все его усилия. Вывод: вредные привычки несовместимы со здоровым образом жизни.
Медицинская консультация «Секреты здоровья»
Воспитатель. А сейчас мы открываем нашу медицинскую консультацию, которую мы назвали «Секреты здоровья». К нам в гости пришли врачи, которые поделятся с вами некоторыми секретами здорового образа жизни.
К доске выходят 3 ученика в белых халатах.
Слайд 12
Врач 1. Мой секрет касается питания. Врачи-диетологи всего мира выявили пятерку самых вредных продуктов для человека.
В эту пятерку вошли (читает):
-
Сладкие газированные напитки. Созданы вовсе не для утоления жажды, а для ее вызывания. Отличаются гигантским содержанием сахара: в одном стакане его не менее пяти чайных ложек.
-
Картофельные чипсы, особенно приготовленные не из цельной картошки, а из пюре. В сущности, это смесь углеводов и жира плюс искусственные вкусовые добавки.
-
Сладкие батончики. Сочетание большого количества сахара и различных химических добавок обеспечивает высочайшую калорийность и желание есть их снова и снова.
-
Сосиски, сардельки, вареная колбаса, паштеты и другие продукты с так называемыми скрытыми жирами. В их составе сало, нутряной жир занимают до 40% веса, но маскируются под мясо, в том числе и с помощью вкусовых добавок.
-
Жирные сорта мяса, особенно в жареном виде.
Старайтесь избегать этих продуктов. Молочные продукты, овощи,
фрукты - вот что поможет растущему организму.
Слайд 13
Врач 2. Мой секрет касается борьбы со стрессами. Стресс - это нервное напряжение, вызванное каким-то событием. Стрессы подстерегают нас на каждом шагу. Уроки - стресс. Дорога - стресс. Родители ругают... С друзьями поссорился... И так далее... Стрессы вредят нашему психическому здоровью.
Как можно снять стресс? Для этого существует много способов: пение, общение с домашними животными, уход за растениями, прогулка. А есть еще один способ быстрого снятия стресса - сильно потереть ладони (показывает). А самое хорошее средство уберечься от стресса - улыбка, хорошее настроение.
Слайд 14
Врач 3. Мои советы я почерпнула из народной мудрости. Они касаются вредных привычек. Алкоголь и курение человечество знает давно. Свое отношение к этим порокам народ выразил в пословицах. Думаю, что эта мудрость поможет современным молодым людям избежать этих пороков.
Вот что говорит наш народ о пьянстве:
-
В луже водки и богатыри тонут. Пьяному море по колено, а лужа по уши. (Пьяный думает, что может все, а на самом деле даже из лужи выбраться не в состоянии.)
-
Голод да холод дорогу в кабак протоптали. Где винцо, там и горюшко. Вино полюбил - семью разорил. Кто бражкой упивается, тот слезами умывается. Стаканчики да рюмочки доведут до сумочки. Стаканчики граненые, а хата разваленная. (Пьянство это прямой путь к разорению и нищете.)
-
Хватил винца - не стало молодца. Был Иван, а стал Болван, а все винцо виновато. Водка без огня разум сожжет. Пьяница в народе, что сорняк в огороде. (Пьянство заглушает рассудок и совесть. Пьяница - пропащий человек.)
-
Пить до дна - не видать добра. (Пьяница теряет здоровье, друзей, работу, уважение окружающих, любовь ближних.)
А вот о курении народ очень мудро и точно заметил: «Курить - здоровью вредить».
Игра «Да, нет, не знаю»
Воспитатель. Спасибо врачам. А теперь мы с вами проведем игру «Да, нет, не знаю». Я буду задавать вам вопросы, а вы хором должны отвечать «да» или «нет». Если вы не знаете, как отвечать, поднимаете руки. Врачи разъяснят вам правильный ответ.
Врачи по очереди читают вопросы, дети хором отвечают «да» или «нет»:
-
Согласны ли вы, что зарядка - это источник бодрости и здоровья? (Да.)
-
Верно ли, что жвачка сохраняет зубы? (Нет.)
-
Верно ли, что шоколадные батончики входят в пятерку самых вредных продуктов питания? (Да.)
-
Верно ли, что от курения ежегодно погибает более 10000 человек? (Да.)
-
Правда ли, что бананы поднимают настроение? (Да.)
-
Верно ли, что морковь замедляет процесс старения организма? (Да.)
-
Правда ли, что есть безвредные наркотики? (Нет.)
-
Отказаться от курения легко? (Нет.)
-
Правда ли, что большинство людей не курит? (Да.)
-
Правда ли, что летом можно запастись витаминами на целый год? (Нет.)
-
Правда ли, что надо ежедневно выпивать два стакана молока? (Да.)
-
Правда ли, что сладкие напитки входят в пятерку самых вредных продуктов питания? (Да.)
-
Правда ли, что минута смеха равна 45 минутам пассивного отдыха? (Да.)
-
Согласны ли вы, что картофельные чипсы полезны для здоровья? (Нет.)
-
Верно ли, что сосиски полезны для здоровья? (Нет.)
-
Верно ли, что молодому растущему организму еженедельно требуется 30 видов разнообразных продуктов? (Да.)
Некоторые вопросы вызовут затруднение у детей. Врачи могут им потихонечку подсказывать, кивая головой, когда нужно говорить «да», или качая головой, когда нужно говорить «нет».
Воспитатель. Молодцы.
Заключительное слово
Слайд 15
Воспитатель. Ребята, сегодня мы говорили о том, что здоровье - это самая большая ценность для человека. На наше здоровье влияет множество факторов: и климат, и политика, и экономика и много чего еще. Что-то мы не в силах изменить. Но очень много зависит и от нас. Чтобы быть здоровым, чтобы жить долго и счастливо, нужно вести здоровый образ жизни. И это под силу каждому человеку.
-
Подведение итогов
Воспитатель. Что интересного вы узнали сегодня? Что обязательно возьмете на вооружение?
Примерные ответы детей:
-
Узнал о вредных продуктах, больше не буду их покупать так часто.
-
Узнал о том, что человек может жить 200 лет.
-
Буду стараться вести здоровый образ жизни.
-
Постараюсь не обзаводиться вредными привычками.