- Преподавателю
- Классному руководителю
- Проект Две недели в Витаминограде
Проект Две недели в Витаминограде
Раздел | Классному руководителю |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Сафонова Л.Г. |
Дата | 10.01.2016 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
Актуальность проблемы
Здоровье детей всё больше волнует и учителей, и родителей. С каждым годом число первоклассников, имеющих различные патологии, увеличивается. Согласно медицинским показателям в школах значителен процент детей, имеющих заболевания желудочно-кишечного тракта. Встаёт вопрос: как помочь ребёнку быть физически развитым, как бороться с имеющимися заболеваниями, как с наибольшей пользой проводить профилактические мероприятия?
Введение новой экспериментальной программы «Разговор о правильном питании» оказалось своевременным и необходимым для школы. Ведь в рамках именно данного курса школьникам сообщаются основные сведения о здоровом питании, здоровом образе жизни.
Сегодня я с уверенностью могу утверждать - программа позволяет формировать у детей сознательное отношение к своему здоровью, осваивать навыки правильного питания.
В работе особое внимание я стараюсь уделять следующим направлениям:
-
связи между питанием и здоровьем;
-
важности сбалансированного питания;
-
зависимости нормального умственного развития и хорошей учёбы от правильного питания.
Интерактивные методы и приёмы обучения:
-
эксперимент;
-
исследования;
-
наблюдение;
-
анкетирование;
-
проектирование;
-
проблемные ситуации;
-
моделирование.
Способы и формы организации занятий:
-
уроки-экскурсии;
-
уроки-путешествия;
-
проектно-исследовательская деятельность;
-
уроки-практикумы;
-
конференции;
-
групповая работа.
Тематическое планирование занятий первой части программы
« Разговор о правильном питании»
№
Тема по учебнику
Модуль
1
Если хочешь быть здоров.
1.Родительское собрание: « Здоровье наших детей в наших руках».
2.Обучение здоровьетворчеству в условиях ГПД.
3.Классный час: «Операция «Здоровье».
2
Самые полезные продукты.
1.Интерактивная игра: «Супермаркет».
2.Конкурс проектов: «Целебная трапеза».
3.Театрализированное представление: «Румяные щёчки».
3
Как правильно есть.
1.Классный час: «Уроки Мойдодыра».
2.Интерактивная игра: «В стране немытых овощей».
3.Создание страничек-памяток: «Законы правильного питания».
4
Удивительные превращения пирожка.
1.Конструирование чудо-лукошка «Ты, румяный пирожок, полезай-ка в кузовок».
2. Праздник «День пирога».
3. Исследовательская работа по теме: «Традиции приготовления пирогов в моей семье».
4.Создание кулинарной книги: «Пирожки, пирожочки»
5
Из чего варят каши и как сделать кашу вкусной?
1.Сюжетно-ролевая игра: «Чудесные превращения колоска».
2.Проект «Сто сказок о каше». Целью проекта является не только чтение, но и создание авторских сказок, в которых бы употреблялись слова: каша, колосок, зёрнышко.
3. Практическое занятие: «Моя каша хороша».
6
Плох обед, если хлеба нет.
1.Экскурсия на хлебозавод.
2.Беседа со школьным доктором «Без хлеба - нет обеда».
3. Исследовательская работа: «Традиции приготовления хлеба на Руси».
7
Время есть булочки.
1.Моделирование булочек из солёного теста.
2.Создание книги - рецептов «Румяные булочки».
3.Конкурс «Меню полдника».
4.Практическое занятие в школьной столовой: «Время полдничать».
8
Пора ужинать.
1.Сюжетно - ролевая игра: «Званый ужин спортсменов».
2.Интегрированное занятие на уроке математике: «Домино калорий».
3.Групповая работа по созданию меню ужина.
4.Встреча с педиатром детской поликлиники Долговой В.И.
9
Где найти витамины весной.
1.Практическое занятие: « На окошке вдруг вырастим мы лук!».
2. Проект «Павловские лимоны».
3.Возрождение школьного лимонария.
4.Интерактивная игра: «Радуга фруктовых ароматов».
5.Беседа со школьным доктором «Витаминотерапия».
10
На вкус и цвет товарищей нет.
1.Создание книги рекордов Полезных продуктов «Самый-самый».
2.Практическое занятие «Калейдоскоп вкусов и запахов».
3.Конкурс рисунков «Разнообразие продуктов питания».
11
Как утолить жажду.
1. Урок-путешествие по Мировому океану.
2. Исследовательская работа по теме: «Традиции приготовления фиточая».
3.Проект «Фантазии на тему: «Витаминосуперчай».
4.Практическое занятие в школьной столовой по приготовлению витаминных коктейлей.
12
Что надо есть, если хочешь быть сильнее.
1.Экскурсия в Дом Спорта «Торпедо».
2. Беседа с участником и победителем районных и областных соревнований по футболу, тренером Плакидиным М.В.
3.Игра-соревнование «Выбери полезное».
4.Сюжетно-ролевая игра: «Накорми соседа».
13
14
15
Овощи, ягоды и фрукты - полезные продукты.
Всякому овощу своё время.
Праздник урожая.
Проект «Две недели в Витаминограде».
В ходе реализации программы мной с помощью школьного психолога и школьного доктора был проведён мониторинг по формированию культуры здоровья учащихся.
№
Методика
1
Анкеты для учащихся «Мои представления о здоровье и здоровом образе жизни» на основе методики М.Рокич «Ценностные ориентации».
2
Анкеты для родителей: «Способы укрепления здоровья в вашей семье».
3
Показатели физического развития учащихся.
4
Оценка состояния памяти, утомляемости. Методика «Заучивание 10 слов» А.Р. Лурия.
5
Диагностика соблюдения режима питания учащихся.
6
Использование здоровьесберегающих технологий на уроках и во внеурочное время.
7
Диагностика участия учащихся в лечебно-оздоровительных мероприятиях.
Отзыв родителей:
« Мы с мужем - доктора. Ещё с пелёнок мы старались воспитывать у нашей дочери культуру правильного питания. Мы с опаской провожали Машу в первый класс, думая, что она начнёт часто болеть. Для нас стало неожиданностью, что наш учитель Сафонова Л. Г. так много внимания уделяет укреплению здоровья детей. Мы с удовольствием включились в работу по программе «Разговор о правильном питании» и хотим выразить слова благодарности авторам этой программы».
Глазкова Е.Г.
ПРОЕКТ
«ДВЕ НЕДЕЛИ В ВИТАМИНОГРАДЕ»
Автор проекта:
учитель начальных классов
Сафонова Л. Г.
Проект
«Две недели в Витаминограде»
При изучении тем 13, 14, 15 первой части первой части программы «Разговор о правильном питании» мной был разработан и полностью реализован проект «Две недели в Витаминограде». Для эффективности выбора способов и методов реализации проекта я провела ряд диагностик и анкетирование родителей.
Регулярность соблюдения режима питания
Регулярное употребление овощей и фруктов
Расширить знания учащихся о пользе овощей и фруктов, о продуктах питания, богатых витаминами, стало для меня одной из главных задач. В этот процесс включились родители, служба питания школы, администрация школы, психолог, социальный педагог, медицинская служба школы.
Сравнительный анализ результатов анкетирования учащихся показывает, что пищевые предпочтения детей увеличиваются в сторону тех продуктов, которые богаты витаминами.
Употребление овощей и фруктов учащимися
(начало обучения)
Употребление овощей и фруктов учащимися
(итоговое анкетирование)
Цель проекта:
-
развивать представление детей о значимости правильного питания.
Задачи:
-
формирование представлений о некоторых традициях питания на Руси;
-
расширение знаний учащихся о пользе овощей и фруктов; о продуктах, богатых витаминами;
-
возрождение школьного лимонария;
-
формирование сенсорных способностей, воспитание умения всматриваться в окружающий мир;
-
формирование познавательной активности учащихся.
Ожидаемый результат:
Владение современными технологиями, использование исследовательских, проблемных методов, элементов здоровьесбережения и форм организации обучения, умение формировать познавательную активность учащихся, реализация индивидуального подхода, тесное сотрудничество с родителями учащихся, а также желание работать и любовь к своим детям - всё это поможет добиться успешной реализации целей и задач данного проекта.
В наш интернетвек и век информационных технологий особое внимание нужно уделять здоровью учащихся. Данный проект, как и работа по программе, являются этапами систематизированной планомерной работы меня как учителя, так и классного руководителя, в освоении и использовании здоровьесберегающих технологий на уроках и во внеурочной деятельности учащихся.
В ходе работы над проектом ребята не только расширяют свои знания о пользе овощей и фруктов, у них появляется возможность познакомиться с традициями своего города, с традициями питания на Руси.
Механизм реализации проекта:
Проект представляет собой длительную игру, в которой дети выступают в роли жителей «Витаминограда», а в финале игры «спасают» жителей деревни Нерастишкино. Учащиеся класса делятся на три группы по интересам. Основная идея - воспитание культуры правильного питания. Акцентировать внимание на сознательном отношении к своему здоровью, на освоении навыков правильного питания, роли витаминов в жизнедеятельности организма.
Тематические блоки:
-
«Чего не будет в Витаминограде»;
-
«Витаминоградцы - какие они»?
-
«Как попасть в Витаминоград»?
-
«Витаминоград - вкусный и полезный город»;
-
«Строим город Витаминоград».
Организатор проекта:
Сафонова Л. Г. - классный руководитель 3-а класса;
Участники проекта:
Учащиеся, родители, сотрудники школьной и центральной детской библиотеки, школьный доктор, повара школьной столовой, жители г. Павлова, занимающиеся разведением лимонов в домашних условиях.
Циклограмма проекта
Организационный период
Дата
Мероприятие
Ответственные
Отметка о выполнении
Выявление проблемы.
учитель, дети
+
Проведение анкетирования родителей и учащихся.
учитель, дети, родители
+
Создание «ящика» проблем по данной теме.
учитель, дети
+
Пресс-конференция «Строим город Витаминоград».
учитель, дети
+
Создание карты Витаминограда
учитель, дети, родители
+
Создание герба Витаминограда
учитель, дети, родители
+
Основной период
Сбор информации о фруктах и овощах, богатых витаминами.
дети, родители
+
Практическое занятие: « На окошке вдруг вырастим мы лук!»
дети, учитель
+
Беседа со школьным поваром «Влияние витаминов на организм человека».
Учитель, дети, школьный повар
+
Выяснение количества витамина С в овощах и фруктах.
дети, родители
+
Практическое занятие «На окошке вырос лук, положи его в салат ты, друг!»
дети, учитель
+
Сбор материала и создание книги «20 полезных рецептов от маленьких павловчан»
дети, родители
+
Оформление выставки «Овощная страна»
учитель, дети
+
Конкурс рекламы витаминов.
учитель, дети, родители
+
Изготовление из теста «мультяшных» овощей и фруктов и оформление выставки «Портреты Витаминчиков»
учитель, дети, родители
+
Интерактивная игра «Радуга фруктовых ароматов»
учитель, дети
+
Инсценировка сказки «Вершки и корешки»
учитель, дети, родители, библиотекарь
+
КВН «День рождения принца Лимона».
учитель, дети, родители
+
Посещение детской библиотеки и создание кроссвордов «Витамины нашего края»
учитель, дети, работники центральной детской библиотеки
+
Викторина «В гостях у Синьора Помидора».
учитель, дети
+
Родительское собрание-практикум совместно с детьми «Витаминный ералаш».
учитель, дети, родители
+
Беседа со школьным врачом «Советы Доктора Неболейкина».
учитель, дети, школьный врач
+
Экскурсия к Николаевой З.В.- жительнице г.Павлово, занимающейся разведением лимонов.
учитель, дети,
Николаева З.В.
+
Посадка лимонов в классе.
Возрождение школьного лимонария.
учитель, дети,
родители
+
Итоговый период
Праздник «Витаминный урожай»
все участники проекта
+
Праздник «Витаминный урожай»
Цель:
-
развивать представление детей о значимости правильного питания.
Задачи:
-
обобщение знаний ребят о пользе витаминосодержащих продуктов для здоровья человека;
-
развитие творческих способностей детей;
-
воспитание культуры питания.
Предварительная работа
Учитель:
1) организует и руководит подготовкой команд участниц к
занятию; рекомендует, предоставляет право выбора:
- названий команд;
- девиза;
- командной песни.
2) изготавливает атрибуты и декорации:
- «тётка Горюха» и «дядька Стобед» - куклы би-ба-бо;
- ширма (из цветного «нарядного» ситца);
- паровоз с пустыми вагонами, в которые по окончании занятия
ребята положат «витаминный урожай».
Дети: 1) выбирают капитанов команд;
2) готовят творческий отчёт о своей работе в области исследования,
изучения роли витаминов в жизни человека.
Ход занятия
Класс оформлен детскими рисунками по теме занятия; на доске - карта города «Витаминоград»; рядом - ширма. На ширме прикреплен домик, за ширмой - артисты с куклами (тётка Горюха и дядька Стобед), артисты, приводящие в «движение» паровоз (изготовленный из плотной бумаги). Звучит русская народная плясовая. Ребята входят в класс и занимают заранее обозначенные места (на столах - «визитка» с названием команды).
Ведущая: Добрый день! Здравствуйте, ребята! Сегодня утром нам
с вами пришло необычное письмо (показывает конверт).
Откуда: из Нерастишкино
Кому: ребятам из Витаминограда. Вам интересно, что в
нём написано?
Дети: Да!!!
Ведущая: Охохонюшки - хо-хо!
(читает письмо Жить на свете нелегко.
из конверта) Лоб болит,
В ногах ломота,
Жить на свете неохота.
Настроение плохое,
А здоровья вовсе нет!
тётка Горюха
и дядька Стобед
Ведущий обсуждает письмо с ребятами и говорит им о том, что тётка Горюха и дядька Стобед из деревни Нерастишкино с минуты на минуту «приедут» в гости к ребятам в Витаминоград, с надеждой, что витаминоградцы помогут им обрести здоровье и хорошее настроение, потому что всем известно, что жители Витаминограда никогда не болеют, а тётке Горюхе и дядьке Стобеду очень хочется узнать секрет здоровья маленьких витаминоградцев.
Звучит фонограмма «Стук паровозных колёс»
Ведущая: А вот и наши гости, встречайте их, ребята, громкими
аплодисментами.
За ширмой появляется паровоз, в котором «едут» тётка Горюха и дядька
Стобед
тётка Насилу добрались: дороги замело,
Горюха: Кругом былым-бело...
дядька Ой, ребятки, тошно мне,
Стобед: Слышь, как хрумкает в спине?
(обращаясь к
тётке Горюхе)
тётка Помогите нам, ребята,
Горюха: Здоровье поправить.
Ведущая: Поможем гостям, ребята? Хоть мы и не доктора,
а некоторыми секретами здоровья можем поделиться.
Представляем вашему вниманию знатоков из
Витаминограда!!!
Далее занятие представляет из себя занимательную игру-конкурс с участием команд:
-
«Луковая семейка»; девиз: «Мы живём дружно! Слёз нам не нужно!»
-
«Репка»; девиз: «Сильные и крепкие из команды «Репка» мы!»
-
«Павловские лимоны»; девиз: «Сделаем мир ярче!»
Тётка Горюха и дядька Стобед выступают в роли ведущих в конкурсах:
-
«Разбери овощи, фрукты и ягоды». (Заранее заготовлены картинки с овощами, фруктами и ягодами, а также макеты «дерева», «грядки», «банки варенья». Задание командам: рассортировать овощи, фрукты и ягоды: овощи - «посадить» на грядку, фрукты - «повесить» на дерево, ягоды - «положить» в банку варенья. Какая команда быстрее справится с заданием?)
-
«Разгадай кроссворд»
-
«Готовим русские щи». (Инсценировка - экспромт стихотворения «Овощи», автор: Ю. Тувим)
-
«Поезд в деревню Нерастишкино». Каждая команда «наполняет» свой вагончик для гостей из Нерастишкино овощами, фруктами, зеленью и т.д. на усмотрение организаторов.
По окончании занятия ребята и ведущая выясняют имена своих гостей: тётка Горюха - она же Матрёна; дядька Стобед - он же Григорий. Тётка Матрёна и дядька Григорий благодарят ребят и принимают решение: «Деревню свою назовём Растишкино».
Игра-конкурс заканчивается чаепитием.
Кроссворды к занятию
1. Стоит Егорка в красной Ермолке,
Кто ни пройдёт - всяк поклон отдаёт.
2. Что за бусинка вот тут
На стебле повисла?
Глянешь - слюнки потекут,
А раскусишь - кисло!
3. Снесли птички синенькие яички, развесили по дереву:
Скорлупка мяконька, белок сладенький, а желток костяной.
4. Сам - алый, сахарный;
Кафтан - зелёный, бархатный.
5. Пушистый и зелёный хвост
На грядке горделиво рос.
Ухватился Ваня ловко -
Вылезай на свет...
6. Меня, единственного в мире,
Не просто варят, а в мундире.
Честь мундира берегу -
Служу людям, как могу.
7. Скинули с Егорушки золотые пёрышки,
Заставил Егорушка плакать без горюшка.
8. Сижу на тереме; мала как мышь; красна как кровь; вкусна как мёд.
9. Красненька матрёшка, беленько сердечко.
10. Белобока, круглолица,
Любит вдоволь пить водицу.
У неё листочки с хрустом,
А зовут её ....
1
15
3
6
11
12
14
5
2
7
8
9
10
4
13
-
Теплолюбивое растение, иногда выращивается на силос.
-
Полевая культура, в народе называется «второй хлеб».
-
Из зёрен этого растения получают пшено.
-
Круглый овощ, краснеющий к осени.
-
Из зёрен этого растения варят гречневую кашу.
-
Из муки, полученной из зёрен этого растения, пекут батоны и плюшки.
-
Это растение - родственник лесной клубники.
-
Маленький, горький овощ, обладающий противомикробным свойством.
-
Это растение цветёт в июле, а при выращивании в теплицах - в начале марта.
-
Полевое растение, из зёрен которого изготавливают муку.
-
Это растение украшает букеты школьников 1 сентября.
-
Полевое растение - лакомство лошадей.
-
Растение, получившее своё название от персидского слова «тюрбан» - чалма, гордость цветоводов.
-
Растение с крупными жёлтыми плодами.
-
Плоды этого кустарника бывают чёрными и красными.
1
3
2
3
4
5
6
1
2
7
По горизонтали:
-
Самое первое дерево, цветущее весной белыми мелкими цветками, собранными в густые кисти.
-
Листья этого растения съедобные, но кислые.
-
Цветок: белые овальные лепестки, жёлтая сердцевина.
-
Корни этого растения широко применяются и в медицине, и в косметологии.
-
Жгучее растение.
-
Растёт около дорог или тропинок, останавливает кровотечение.
-
Варенье из этой душистой ягоды полезно при простуде.
По вертикали:
-
Цветёт золотисто - жёлтыми цветами, а когда отцветёт - пушистый белый купол.
-
Осенью это дерево украшено ярко-оранжевыми гроздьями ягод.
-
Тёмно-синяя лесная ягода, полезная для зрения.