Проектно-исследовательская работа Музыка как судьба

Раздел Классному руководителю
Класс 10 класс
Тип Презентации
Автор
Дата
Формат rar
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

муниципальное бюджетное образовательное учреждение «средняя школа №5» г.Курска


Проектно - исследовательская работа

«Музыка как судьба»








Выполнила: Джару Анастасия 10Б класс

Руководитель: Лукьянчикова Л.И.

Цель:

РАСКРЫТЬ МНОГОГРАННОСТЬ ЛИЧНОСТИ И ТВОРЧЕСКОГО ТАЛАНТА Г.В. СВИРИДОВА.

Задачи:

  1. ИЗУЧИТЬ ЖИЗНЬ КОМПОЗИТОРА

  2. ОХАРАКТЕРИЗОВАТЬ ЕГО ТВОЧЕСТВО

  3. РАССКАЗАТЬ О Г.В.СВИРИДОВЕ КАК О МНОГОГРАННОЙ ЛИЧНОСТИ

  4. ПРОАНАЛИЗИРОВАТЬ ОТНОШЕНИЕ СВИРИДОВА КО ВРЕМЕНИ, В КОТОРОМ ОНТ ЖИЛ

Содержание:

ВВЕДЕНИЕ

ЖИЗНЕННЫЙ ПУТЬ Г. В. СВИРИДОВА

ОСОБЕННОСТИ ТВОРЧЕСТВА КОМПОЗИТОРА.

МНОГОГРАННОСТЬ ЛИЧНОСТИ КОМПОЗИТОРА

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Музыку надо рассматривать как одну из форм воспитания культуры, духовности человека. Современное общество - общество потребления. Поэтому и современная музыка соответствует вкусам этого общества. Она по - большинству своему бездуховна, часто зовущая к агрессии.

Когда я училась в музыкальной школе, мой преподаватель учил меня понимать другую музыку, которая заставляет думать, сопереживать. Одним из композиторов, чья музыка трогает душу, является наш гениальный земляк Г.В. Свиридов. Академик Д.С. Лихачев так сказал о нем:

«Георгий Васильевич Свиридов - русский гений, который по-настоящему еще не оценен. Его творчество будет иметь огромное значение в грядущем возрождении русской культуры».

В этом году отмечается 100-летний юбилей композитора. И меня порадовало то, что в нашем городе проходит много мероприятий, приуроченных к этой дате. В одном из них- хоровой ассамблее- я принимала участие. Поэтому, когда мой классный руководитель Лукьянчикова Л.И. предложила мне сделать проект о жизни и творчестве Г.В. Свиридова, я сразу согласилась. Свою работу я назвала так же, как названа книга мастера «Музыка как судьба». И мне захотелось показать многогранность личности Георгия Васильевича. Для того, чтобы лучше познакомиться с его жизнью и творчеством, мне пришлось проанализировать несколько печатных источников, также воспользоваться записями, сделанными в музее в Фатеже, куда мы с классом ездили на экскурсию.

Родился будущий композитор 3[16] декабря 1915 года в небольшом уездном городе Фатеже Курской губернии. Его отец был почтовым служащим, а мать - учительницей. Читая воспоминания Юрия Сбитнева, я увидела, что жена Георгия Васильевича Эльза Густавовна звала его «Юрочкой». Заинтересовавшись этим вопросом, я выяснила, что в детстве композитора действительно звали Юрием.

Когда Георгию было всего четыре года, семья осиротела: отец Василий Свиридов был на стороне большевиков и погиб во время гражданской войны. После этого мать вместе с сыном в 1924 году переехали в Курск. Здесь началось его страстное увлечение книгами. Еще в Фатеже мальчик занимался музыкой с домашней учительницей. Такие же занятия продолжались и в Курске, но скучные упражнения тяготили мальчика, и уроки прекратились. Гораздо больше, чем рояль, его привлекала балалайка. Юрий взял ее у одного из своих товарищей и вскоре по слуху научился играть так, что его приняли в самодеятельный оркестр русских народных инструментов.

Руководитель оркестра, бывший скрипач Иоффе, устраивал концерты и музыкальные вечера, посвященные композиторам-классикам. Постепенно на первое место в кругу интересов стала выдвигаться музыка. Играя в оркестре, мальчик не переставал мечтать о том, чтобы получить музыкальное образование. Он стал покупать ноты для всех видов инструментов и пытался их разбирать. Летом 1929 года Георгий решил поступить в музыкальную школу. На вступительном экзамене мальчик должен был играть на рояле, но поскольку никакого репертуара у него в то время не было, то сыграл марш собственного сочинения. Комиссия это оценила, и в школу его приняли.

В музыкальной школе Свиридов стал учеником В. Уфимцевой, жены известного русского изобретателя Г. Уфимцева. Вера Уфимцева была чуткой женщиной и талантливым педагогом. Это ей Георгий Васильевич обязан тем, что научился профессионально играть на рояле, полюбил литературу. В годы учебы он был частым гостем в доме Уфимцевых, и именно Вера Владимировна посоветовала Свиридову посвятить свою жизнь музыке.

Окончив школу, Георгий продолжил занятия музыкой у другого известного педагога - М. Крутянского. По его совету в 1932 году Свиридов поехал в Ленинград и поступил в музыкальный техникум по классу рояля, которым руководил профессор И. Брауде. В Ленинграде семнадцатилетний юноша узнал много нового. Он впервые в жизни побывал в оперном театре и на симфоническом концерте. Но главным открытием было то, что, оказывается, можно учиться сочинять музыку и что в музыкальном техникуме существует даже специальное композиторское отделение. Свиридов задумал перейти туда. Он написал две фортепианные пьесы и в мае 1933 года был принят в класс композиций профессора М. А. Юдина. Юноша с головой погрузился в работу. Уже через месяц им было представлено первое сочинение.

Под руководством Юдина Свиридов всего за два месяца написал свою первую курсовую работу - вариации для фортепиано. Они до сих пор известны среди музыкантов и используются как учебный материал. В классе Юдина Свиридов пробыл около трех лет. За это время он написал много разных сочинений, но самым известным стал цикл из шести романсов на стихи Пушкина. Они были напечатаны и вошли в репертуар таких известных певцов, как С. Лемешев и

А. Пирогов

Недоедание и напряженная работа подорвали здоровье юноши. В то время Свиридов жил в общежитии и, чтобы прокормиться, играл по вечерам в кино и в ресторанах. В конце 1935 года Свиридов заболел и уехал на время в Курск. В родном городе он написал шесть романсов на слова Пушкина «Роняет лес ветряный свой убор», «Зимняя дорога», «К няне», «Зимний вечер», «Предчувствие», «Подъезжая под Ижоры». Этот цикл принес молодому композитору первый успех и известность.

Удивительно простые, близкие традициям русской музыки, и вместе с тем самобытные, оригинальные пушкинские романсы Свиридова сразу полюбились и исполнителям, и слушателям.

Родные стены благотворно повлияли на юношу, В 1936 году Свиридов поступил в Ленинградскую консерваторию, где стал лауреатом именной стипендии имени

А. Луначарского и учеником Д. Д. Шостаковича. Начались годы упорного, напряженного труда, овладения композиторским мастерством. Он осваивает разные стили, пробует свои силы в различных видах музыки. Георгий Васильевич сочинил в консерваторские годы скрипичную и фортепианную сонаты, Первую симфонию, Симфонию для струнного оркестра.

Под руководством своего нового наставника юноша завершил работу над фортепьянным концертом, премьера которого состоялась во время декады советской музыки, посвященной двадцатилетию революции, одновременно с Пятой симфонией Шостаковича. Для Свиридова Шостакович стал не только учителем, но и старшим другом на всю жизнь. В классе Шостаковича Георгий пробыл четыре года и окончил консерваторию летом 1941 года. Его выпускная работа - Первая симфония и Концерт для струнных инструментов.

Такое успешное окончание консерватории сулило молодому композитору блестящие перспективы, он наконец-то получил возможность профессионально заниматься своим любимым делом.

Однако все эти планы нарушила война. В первые же дни Георгий Васильевич был зачислен курсантом военного училища и направлен в Уфу. Но, уже в конце 1941 года его демобилизовали по здоровью. До 1944 года композитор жил в Новосибирске, куда была эвакуирована Ленинградская филармония. Как и другие, он начинает писать военные песни, из которых самой известной стала "Песня смелых" на стихи А. Суркова. Кроме того, он писал музыку для спектаклей эвакуированных в Сибирь театров. Тогда-то Георгию Васильевичу впервые пришлось поработать для музыкального театра, и он создал оперетту "Раскинулось море широко", в которой рассказал о жизни и борьбе балтийских моряков в осажденном Ленинграде.
Оперетта Свиридова стала первым музыкально-драматическим произведением, посвященным войне. Она была поставлена в нескольких театрах и много лет не сходила со сцены. А в 1960 году ее взяли как основу для музыкального телефильма, который был сделан на Центральном телевидении.
В 1944 году Георгий возвратился в Ленинград, а с 1950 года живет в Москве. Теперь ему уже не надо было доказывать свое право на самостоятельное творчество. Он одинаково легко пишет и серьезную, и легкую музыку. Его сочинения разнообразны и по жанрам: это симфонии и концерты, оратории и кантаты, песни и романсы.

Из книги «Нет гения беспочвенного» племянника композитора, директора Свиридовского института А. Белоненко: «Свиридов сам точно определил свою главную творческую задачу: «Воспеть Русь, где Господь дал и велел мне жить, радоваться и мучиться».

Изучая творчество мастера, я пришла к выводу, что тема Родины, проходит через все произведения Свиридова самых различных жанров: в героической «Патетической оратории», в лирической «Поэме памяти Сергея Есенина», в вокальных циклах на стихи А.С.Пушкина, С.А. Есенина, А.А. Блока. Но, чьи бы стихи не лежали в основе его песен и хоров, всегда они пропущены через сердце и отражены в музыке по - свиридовски. Большое место в музыке Г.В. Свиридова занимают образы русской природы, то яркие, сочные, то нежные, словно размытые, «акварельные».
Кроме того, мастер создал жанр, который он назвал "музыкальной иллюстрацией". Композитор как бы рассказывает литературное произведение средствами музыки. Это, прежде всего цикл, посвященный повести Пушкина "Метель". Образный мир пушкинской поэзии вдохновляет его на создание прекрасной музыки. Необыкновенно поэтична музыка к телефильму «Метель» (1974г.). Даже не глядя на экран, а только слушая музыку, можно «увидеть» и картины природы, и жанровые сцены, и бал, который весь разворачивается на фоне вальса.

Но главным жанром, с которым композитор не расстается никогда, является песня и романс. Свиридов не только пишет романсы на стихи Р. Бернса, А. Исаакяна, но и использует народные песни, как, например, он это сделал в кантатах "Курские песни" и "Деревянная Русь". Его музыка отличается простотой и какой-то особенной наглядностью. Возможно, поэтому многие сочинения Георгия Васильевича молодые музыканты используют в своей учебной практике.

Композитор утверждал, что музыку нельзя придумать, её можно услышать и записать:

- Музыка постоянно звучит вокруг нас. Она никогда не исчезает, её надо услышать. Придуманная, сделанная музыка вовсе не музыка, но её, увы, весьма много! Она как ряска, затягивающая светлое озеро.

Мировую славу Свиридову принесли потрясающие хоровые циклы: "Декабристы" на слова А. Пушкина и поэтов-декабристов, "Поэма памяти Сергея Есенина", "Патетическая оратория" по В. Маяковскому, "Пять песен о России" на слова А. Блока и др.

Георгий Васильевич постоянно возвращался к поэзии С.Есенина. Очень часто цитировал в разговоре, подкреплял строками поэта свои мысли, находил в них ответы на искания души.

Из воспоминаний Юрия Сбитнева в книге «Свершившееся чудо»:

- Концерт памяти Александра Александровича Юрлова! - Тишина как будто стала ещё глубже. - Два хора на слова Сергея Есенина: "Ты запой ту песню", "Душа грустит о небесах". Солист Константин Золотарёв.

Это было чудо: зал не ответил аплодисментами, но ещё более замер. И эта тишина была началом Великой музыки: слова и мелодия слиты воедино, и в них - счастливая печаль и радость. Такое доступно только молитве. Одна из черт русской народной культуры - причастность к Богу, молитвенность. И самый яркий выразитель её в музыке - Свиридов.

Чистой, высокой молитвой, в которой одна только Любовь, наполнен концертный зал. Господи, как хорошо нам, всем вместе! Два великих - поэт и композитор - творят Чудо. Точнее, это творит Георгий Васильевич, не просто проникая в самую суть есенинского слова, но и воскрешая душу поэта, дарит её миру.

"Ты мне пой. Ведь моя отрада - что вовек я любил не один, и калитку осеннего сада, и опавшие листья рябин".

Однако маэстро работал и в популярных жанрах, например, в оперетте ("Огоньки", "Раскинулось море широко"), в кино ("Воскресение", "Золотой теленок" и др.), в драматическом театре (музыка к спектаклям А. Райкина, "Дон Сезар де Базан" и др.). Композитор любил киномузыку. Изображение, актерская игра всегда привлекали его, давали импульс его собственному воображению. Он ценил свою работу и общение с кинорежиссерами. С некоторыми из них, такими, как С.А.Герасимов (Свиридов должен был писать музыку к фильму «Юность Петра») и С.Ф.Бондарчук, у него сложились хорошие личные отношения.

Георгий Васильевич был поистине народным композитором. Он постоянно говорил:

"Народное - это то, что способно восприни­маться нацией целиком и адресовано всему народу".

Народная жизнь в творчестве Свиридова - это и особый жизненный уклад, и особый мир верований, обрядов. Это и высокая нравственность, и высокое этическое начало, которое помогло народу выстоять, сохранить свою самобытность. Это живая жизнь, не прерывающаяся на протяжении веков, - несмотря ни на какие моры, нашествия, потрясения.

Свиридов несет свое понимание народного, в котором так естественно соединены чистота и целомудрие чувств, удаль и грубоватый, крепкий юмор. Народная жизнь черпает мудрость и силу в природе, сама являясь ее частью. Свиридовская Русь не была многострадальной, и вовсе не трагичной, какой ее многие считали в прошлом и считают нынче. Русь Свиридова - чистая, тихая, труждающаяся, заветная. Она от Бога.

Каждую, самую малую вещь творил Георгий Васильевич с чистой совестью и открытым сердцем. "Время, вперед!" Долгие годы эта музыка исполь­зовалась как заставка к телепрограмме новостей "Время". Когда эта музыка была исполнена Государственным академическим симфони­ческим оркестром под управлением Евгения Светланова, то по словам Юрия Сбитнева:

«Великий дирижер совершил нечто - и две птицы, руки его, повелели музыке быть. Не знаю, осуществлялась ли запись концерта, но такого испол­нения ни до, ни после слышать не приходилось. Уже не музыка звучала в безмолвном зале, но само Время, живая плоть его, ускоряя и ускоряя движение, устремлялась вперед к немыслимому пределу: нечто космическое вершилось в музыке и сердце, мирозданье стремительно летело вперед, дальше… К тому, о чём так непостижимо просто сказано в Апокалипсисе: "Времени больше не будет…".

Из воспоминаний А. Белоненко:

- Вот еще подлинные слова Свиридова: «Я чувствую тайную связь с землей». У него вся музыка пронизана православными мотивами. Но 1973 год важен для Георгия Васильевича переходом в сферу духовной музыки. Для спектакля «Царь Федор Иоаннович», поставленного в Малом театре Борисом Ровенских по пьесе Алексея Толстого, Георгий Васильевич написал три духовных хора. В главной роли выступал сам Смоктуновским. Свиридов, как и Есенин, считал, что без веры, без Христа в России не выживешь. Часто повторял: «Я прожил долгую жизнь и в своей музыке отразил метания русского человека».

В июне 1974г. на фестивале русской и советской песни, проходившем во Франции, местная печать представила Свиридова своей искушённой публике как «наиболее поэтичного из современных советских композиторов»

Кроме музыки, которой свято и трепетно служил всю жизнь, громадное внимание уделял литературе. И в первую очередь подлинно русской, питавшейся соками народной жизни. С детских лет в жизни Свиридова важное место (пожалуй, не уступающее музыке) занимала книга. В Курске он учился в школе с «библиотечным уклоном», где прекрасно преподавали литературу, а практику ученики проходили в городских библиотеках. Приехав в Ленинград, молодой Свиридов сразу записался в библиотеку выборгского Дома культуры, а чуть позже - Дома писателей. Библиотеку, открытые собрания и лекции, проходившие в Доме писателей, он исправно посещал. Георгий Васильевич был страстный книгочей. При всех его бесконечных скитаниях и переездах, в домах, где он жил, всегда бывала хорошая подборка книг. В его последней московской квартире, на Большой Грузинской, собрана великолепная библиотека, насчитывающая около двух с половиной тысяч книг и журналов. В ней прекрасно представлена поэзия, как русская, так и мировая, классическая литература от Софокла и Еврипида до Томаса Манна и Уильяма Фолкнера. Не говоря уже о русской литературе, от «Слова о законе и благодати» и «Повести временных лет» до последних романов Виктора Астафьева и Валентина Распутина.

Выписывал литературную периодику, покупал много книг современных авторов. В его библиотеке десятки томов с автографами писателей. Некоторые из них он перечитывал постоянно. И в первую очередь книги Виктора Астафьева. Говорил о нём:

- Астафьев - достойнейший русский писатель.

Слово "достойный" для него имело особый, высоко превосходный смысл. Уже в середине девяностых годов записывает в памятную тетрадь имена самых близких ему людей - "достойные", всего двенадцать. В том списке имя Астафьева третье, после горячо любимых и высоко чтимых музыкантов Вадима Фёдоровича Веселова и Александра Александровича Юрлова.

Сходился с людьми непросто, но если принимал кого-то в сердце, то накрепко и близко, не боялся и сказать об этом. "Он мой друг", "они мои друзья" - произносил нечасто.

Композитор был тонким знатоком живописи. Куда бы он ни приезжал, всегда обязательно шел в музей или картинную галерею. В доме на Большой Грузинской хранится коллекция книг и альбомов по живописи. У него были свои постоянные привязанности. Георгий Васильевич великолепно знал древнерусскую икону, любил народный лубок, прикладное искусство, особенно все, что сделано из дерева. Из русских художников выделял А.Иванова, Репина, Сурикова, Нестерова, Петрова-Водкина, Малявина, Григорьева, братьев Кориных и Дейнеку, ценил пейзажи Шишкина и Левитана, миниатюры С.Щедрина и психологические портреты Федотова, книжную графику Билибина и Лебедева, Петербург Добужинского и Остроумовой-Лебедевой. Он очень хорошо знал в подлинниках и любил французских импрессионистов, что не мешало ему восхищаться испанцами Сурбараном и Эль Греко, Веласкесом и Гойей, голландцами Рембрандтом, Брейгелем и И.Босхом. Из современной живописи его привлекали монументальные полотна Диего Риверы, он обожал «Тайную вечерю» Сальвадора Дали. Ценил любое проявление национального своеобразия в живописи, ему были близки Пиросманишвили и Марк Шагал, фантастичный Анри Руссо и югославские примитивисты. Свиридов знал и ценил скульптуру Родена и Микеланджело Буонарроти, Матвеева. «Рабочего и колхозницу» В.Мухиной считал выдающимся произведением искусства. Ему очень нравилась современная архитектура, как он говорил, без «барочных завитушек». Но, это не мешало ему обожать романтичного Райта, он восхищался новой столицей Бразилии,

Поэзия, литература, искусство, безусловно, занимают важное место в жизни композитора. Но этим не исчерпывается его интерес. Круг общения Георгия Васильевича достаточно велик и многообразен. Среди его знакомых были и представители мира науки. Из воспоминаний Юрия Сбитнева:

- Я вспоминаю наши длительные прогулки с ним по дорожкам академического поселка в Ново-Дарьине под Москвой, где Свиридовы снимали дачу у вдовы крупного ученого А.А.Саукова в 1970-1980-е годы. Мы встречались с академиками В.Л.Гинзбургом, Б.М.Вулом, А.М.Прохоровым, и он подолгу беседовал с ними. Здесь же проходили встречи за чаем с семьями академиков М.Д.Миллионщикова и А.Н.Несмеянова. Мне рассказывала Марина Анатольевна Несмеянова, что в их доме на вечерний чай «со Свиридовым» собирались академики М.И.Кабачник и Н.М.Эмануэль, член-корреспондент АН СССР Т.А.Мастрюкова, доктор биологических наук Т.Н.Несмеянова, сестра академика, и его сын доктор химических наук, профессор Н.А.Несмеянов. Ученых физиков и математиков Свиридов знал и раньше, еще с 1950-х годов. Его притягивали необычный для него способ научного видения и объяснения мира, независимые взгляды ученых-естествоиспытателей на многие вещи.

Круг интересов композитора очень многообразен. Талантливый человек талантлив во всем.

Последний год жизни композитора был для его семьи просто чудовищным. 11 декабря умер младший брат Георгия Васильевича, в тот же день заболел сам гениальный музыкант, а 31 декабря в Японии скончался его младший сын, японист. (Первого сына Свиридов потерял еще раньше). 6 января 1998г он скончался.
Гражданская панихида и похороны Г. В. Свиридова состоялись 9 января в Москве.

Из воспоминаний А. Белоненко6

- Прощались с Георгием Васильевичем дома, в его квартире на Большой Грузинской. И это тоже в русских традициях - так хоронили русских гениев прошлого. Люди стали собираться возле дома на Большой Грузинской рано. К полудню в квартире на шестом этаже, полы которой были устланы еловыми ветками, парадоксально роднившими грусть похорон с ощущением зимних праздников - Нового года и Рождества, - собралось много народу. Скромное убранство дома, множество книг, нот - жилище истинного интеллигента и место прощания с ним. Никакой театральности - ни музыки, ни речей, ни ритуала. Все искренне и просто». После отпевания в храме Христа Спасителя состоялись похороны Г. Свиридова. Свой последний приют тело великого композитора обрело на Новодевичьем кладбище. Спустя четыре месяца из жизни ушла и его супруга Эльза Свиридова.

Свиридов был щедро отмечен званиями и наградами практически при всех властях: его трижды награждали Государственными премиями СССР (1946, 1968, 1980), Ленинской премией в 1960 году, в 1970 году ему присвоили звание народного артиста СССР, в 1975-м - Героя Социалистического Труда.

Награждён советскими четырьмя орденами Ленина (16.12.1965, 1971, 18.12.1975, 13.12.1985), российским орденом «За заслуги перед Отечеством» 2-й степени (10.12.1995), медалями, а также орденами и медалями иностранных государств, в том числе албанским орденом Свободы 2-й степени (1954).
Народный артист СССР (1970). Лауреат Ленинской премии (1960), Сталинской премии (1946), Государственной премии СССР (1968, 1980) и Государственной премии РФ (1994). Почётный гражданин Москвы (1997) и Курска (1982).
Памятник композитору установлен в Курске. Бронзовый бюст Г.В. Свиридова открыт 16 декабря 2005 года на территории Гуманитарного университета профсоюзов, на аллее Почётных докторов Университета (Санкт-Петербург). Скульптор А.Чаркин.
Имя Г.В. Свиридова присвоено Курскому музыкальному училищу и детской школе искусств №1 г. Курска. С 2001 года в Курске с периодичностью один раз в три года проводится «Всероссийский конкурс вокальной музыки имени Георгия Свиридова», победителям которого вручаются премии и памятные медали (золотые, серебряные и бронзовые).

Свиридов о себе и о России

Понимал ли Георгий Васильевич, что он - гений? Я думаю: понимал. Но никогда и ничем не возвышает себя над обыкновенными людьми.

Из воспоминаний Юрия Сбитнева:

- В декабре 1985 года Георгию Васильевичу исполнялось семьдесят лет. В Большом зале консерватории должны были проходить его авторские концерты. Зал заполнился очень быстро, и только во втором ряду, в проходе, оставалось свободным единственное кресло. Георгий Васильевич вышел из дверей справа от сцены и очень быстро прошел к свободному месту. Его заметили мгновенно. И весь зал, поднявшись, аплодировал стоя. Георгий Васильевич низко поклонился троекратно, давая понять, что ему приятна овация и он благодарит зал от всей души. В характере Георгия Васильевича не было и малой толики ложной скромности. Он был правдив во всем, и особенно в отношениях с людьми в повседневном общении.

«Я - оратор плохой, никудышный, можно сказать… Мне трудно выразить свои мысли. Поэтому я мало говорю. И совсем не выступаю, отказываюсь, но сейчас мне кажется, надо как-то говорить. Люди не смогли ещё построить на земле рай, который был дан им сначала и из которого они за свой грех были изгнаны. А сейчас попытки всё время рай восстановить для людей. Пока рая не получается. Но жизнь сама по себе есть великий дар, ты - свидетель колоссальных событий и вообще жизни человечества… Жизнь - страшно интересное дело. Век наш суровый очень. Очень кровавый. Масса убита людей, убита! Погибло насильственной смертью колоссальное количество людей. Как подумаешь - просто страшно… Мир не может успокоиться никак, взбудоражен. Ведь это не только Россия. Передел идёт всего мира.... Жизнь была трудная всегда. Россия имеет свою судьбу. Как один писатель сказал: «Россия - трудная земля». Трудная земля. Много испытаний. Иногда такое впечатление создаётся, что мы искупаем какой-то старый грех. Такие трудные испытания. Но народ… я не могу отчаяться в нём. Я вижу сейчас молодых людей, которые наполняют меня верой в будущее. Я вижу, что есть живые, пытливые, умные люди. Самое главное, чтобы человек русский перестал обезьянствовать. Вот это главная наша беда. Вечно жить чьим-то чужим примером. Что у соседей или за морем… Вот это чепуха. Надо жить своей жизнью. Жить своей традицией, продолжать свой, накопленный веками, опыт, отбрасывая из него дурное и продолжая хорошее. Я не мудрец и не могу никому давать советы. Не могу… Но мне кажется, надо самостоятельно стараться разобраться во всём. Русским надо осознать себя как народ. Они теряют это сознание часто. Теперь не услышишь никогда: «русский человек». «Я - российский». Но ведь это чепуха. Российским может быть и папуас, живущий в России. Русский народ имеет свой собственный громадный опыт - тысяча лет государству! Это гигантский период истории. В области экономики, культуры, науки, искусства Россия достигла исключительных результатов. Это одна из крупнейших цивилизаций мира. Сейчас часто нам внушают, что Россия - никуда не годное место. И это вздор. И мне не нравится, когда телевизор без конца вдалбливает это. Скверно это, глупо.»

Из тетради 1985 года Г.В. Свиридова «О большом и малом чувстве Родины»:

Понятие Родины - очень объемно, оно - всеобъемлюще, грандиозно. Оно включает не только все, чем ты живешь, но и самый воздух, которым человек дышит, его прошлое, нынешнее и грядущее, где суждено жить и нам (как и людям прошедших поколений) … своими потомками, своими делами, хорошими и дурными.

Родина это совсем не только симпатичное и приятное, но и горькое, и больное, а иногда и ненавистное. Все есть в этом понятии, в твоем чувстве к ней, без которого, почему-то жизнь теряет смысл. Во всяком случае, для меня…, а между тем многие люди (русские) живут совсем без Родины, видимо она составляла лишь малую часть их жизни, и, потеряв ее, они мало потеряли.

По моему мнению, музыка Георгия Васильевича Свиридова - это барьер на пути пошлости и бездуховности, которые во многом заполонили нашу эстраду. А его жизнь - это служение своей Родине, и своей музе. Недаром свою книгу Георгий Васильевич назвал «Музыка как судьба».

ЛИТЕРАТУРА:

1. «Музыка как судьба». Г.В. Свиридов (Отрывки из книги мемуаров) /издательство: «Книга по Требованию» -2002г..

2. «Нет гения беспочвенного». А. Белоненко. Газета «Культура» №41.2012г.

3. «Свершившееся чудо». Ю. Сбитнев («Воспоминание о Г.В. Свиридове) -2005г.

4. «О большом и малом чувстве Родины». Г.В. Свиридов, тетрадь 1985г.

5. Записи из дома - музея Свиридова в г. Фатеже.



© 2010-2022