Внеклассное мероприятие Семья. .. Как много в этом слове

I. Вступительное слово Классный руководитель. Ребята, сегодня мы поговорим о самом важном в жизни каждого человека. Прослушайте одну песню, может из вас кто-то ответит на заданный вопрос(звучит песня «Крыша дома твоего»). О чём эта песня? Классный руководитель. О чём сегодня будем говорить?(Дети обсуждают в группах)      Значит, мы с вами будем говорить про семью. Посмотрите вокруг себя, улыбнитесь друг другу, настройтесь на доверительный разговор.    Все вы читали сказки. И многие сказки зака...
Раздел Классному руководителю
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Открытое внеклассное мероприятие (классный час)

«Семья…как много в этом слове».

Автор: Тимганова Н.М.., учитель МБОУ « Ново-Ашапская ООШ».

Возраст учащихся: 8 класс.

Цель мероприятия: содействовать расширению знаний школьников о семье; способствовать моральному развитию детей; побуждать их к анализу собственного поведения, к обогащению нравственного опыта, к самовоспитанию.

Задачи мероприятия:

1). Воспитывать подрастающее поколение на достойных идеалах в духе возрождения духовно-нравственных традиций России.

2).Формировать уважение к членам семьи.

3).Воспитывать чувство любви, гордости, уважения к своей семье, родителям, родственникам.

Подготовка:

1).На доске написать (повесить плакаты или спроецировать ) изречения о семье и семейных ценностях. («Семья - один из шедевров природы». (Джордж Сантаяна.) «К родителям относись так, как ты хотел бы, чтобы твои собственные дети относились к тебе». ( Сократ). «Наши дети - это наша старость...» (А.С. Макаренко). Пословицы: Семья без детей, что дерево без корней. На что и клад, когда у мужа с женой лад. Где любовь да совет, там и горя нет. Родители трудолюбивы и дети не ленивы.

2). Подготовить музыкальный материал (песня Юрия Антонова «Крыша дома твоего», песня Микола Лесива « Помолимся за родителей!»).

3). Чистые листы бумаги для опроса.

4). Подготовить презентацию « Что такое эгоизм и альтруизм?».

Форма проведения: час общения.

Оформление: на доске написать задания для групп (незаконченные предложения):

- Идеальные родители - это,..

- Идеальные дети - это...

- Идеальная семья - это...

План классного часа

I. Вступительное слово.

11. Интерактивная беседа по теме «Эгоизм и альтруизм».

III. Проблемная ситуация «Гадкий ребенок».

IV. Воспитывающие ситуации.

V. Работа в группах. Незаконченные предложения.

VI. Подведение итогов (рефлексия).

VII.Заключительное слово.

Ход классного часа

I. Вступительное слово

Классный руководитель. Ребята, сегодня мы поговорим о самом важном в жизни каждого человека. Прослушайте одну песню, может из вас кто-то ответит на заданный вопрос(звучит песня «Крыша дома твоего»). О чём эта песня?

Классный руководитель. О чём сегодня будем говорить?(Дети обсуждают в группах)

Значит, мы с вами будем говорить про семью. Посмотрите вокруг себя, улыбнитесь друг другу, настройтесь на доверительный разговор.

Все вы читали сказки. И многие сказки заканчиваются свадебным пиром. А в жизни с этого пира все только начинается. Начинается создание и укрепление семьи. И процесс этот не прекращается никогда. Он требует постоянного душевного труда всех членов семьи. У одних эта получается, и рождается счастливая, здоровая семья, где все чувствуют тепло и защиту, у других получается не семья, а группа людей, которые просто живут под одной крышей. Какие же несчастья могут обрушиться на семью? (Пьянство, наркомания, бедность, болезни, развод родителей, плохие, непослушные дети и т. п.)

Классный руководитель. Неблагополучных, несчастливых семей сейчас немало. И это не всегда связано с материальными трудностями.

II. Интерактивная беседа по теме «Эгоизм и альтруизм»

Классный руководитель. Многие психологи утверждают, что главным врагом семьи, да и вообще человеческих отношений, сейчас становится эгоизм. Что же такое эгоизм? И кто такие эгоисты?

Примерные ответы детей:

- Это когда человек думает только о себе, на других ему наплевать.

- Тот, кто считает: «После меня - хоть потоп».

- Эгоист считает, что он пуп земли, а остальные - ничто.

- Эгоист ни с кем не считается, идет к своей цели по головам.

Классный руководитель. Ваше понимание недалеко от

истины. В словаре С. Ожегова слово «эгоизм» объясняется так (читает): «Эгоизм (от лат. ego - я) - это себялюбие, предпочтение своих, личных интересов интересам других, пренебрежение к интересам общества и окружающих».

Эгоист - это человек, который во всем ищет только личный интерес. Главный принцип эгоиста: живи для себя. Как вы считаете, возможна ли дружба, любовь между эгоистами? Хотели бы вы дружить с эгоистом? И если нет, то почему?

Примерные ответы детей:

- Дружить с эгоистом - значит стать его рабом.

-Таким людям нельзя доверять: ради своих интересов они переступят через тебя.

-Эгоистам друзья не нужны.

-Ради друга иногда нужно жертвовать своими интересами, эгоист на это не способен.

-Дружить с эгоистом можно, если полностью откажешься от себя.

-Эгоистов можно любить только слепой любовью. Но они этого все равно не оценят.

- Можно дружить и любить, только если сам будешь эгоистом.

Классный руководитель. К счастью, нас окружают не только эгоисты. Есть люди совершенно противоположного склада - альтруисты. Альтруизм - это антоним эгоизма. Как же проявляется альтруизм? Как ведут себя альтруисты?

Примерные ответы детей:

- Альтруизм - это другая крайность. Когда человек совсем не думает о себе, а думает только о других.

- Это отказ от своей выгоды, самопожертвование.

- Альтруисты - равнодушные люди, им ничего не надо.

- Это люди с отклонениями, им все по барабану.

- Это верующие люди, монахи, старцы.

- Альтруисты доверчивые, добрые, не умеют постоять за себя.

- Они все прощают, не помнят обид.

Классный руководитель. В словаре С. Ожегова слово «альтруизм» имеет такое толкование (читает): «Альтруизм (от лат. alter - другой) - готовность бескорыстно действовать на пользу другим, не считаясь со своими интересами».

Альтруизм - это сострадание и милосердие к другим людям, бескорыстное служение им, готовность к самоотречению во имя их блага. Главный принцип альтруиста: живи для других. Конечно, не на каждом шагу попадаются нам альтруисты, но, по крайней мере одного альтруиста каждый из нас знает лично. Угадайте, кто это? (Путин, священник, учитель, мама, папа, бабушка, дедушка и т. п.)

Конечно же, это наши родители. Вот уж кто действительно живет для других, то есть для нас. Они бескорыстно любят нас и готовы на все ради нашего блага.

III. Проблемная ситуация «Гадкий ребенок»

Классный руководитель. Все знают сказку Андерсена «Гадкий утенок». Послушайте короткий рассказ психолога, которого он назвал «Гадкий ребенок» (читает): «Пришла ко мне на прием мама с 14-летним сыном. Мама озабоченно говорит:

- Уж и не знаю, что делать с ним. Меня не слушает, учиться не хочет. Одни гулянки да развлечения на уме. А когда дома, то от телевизора за уши не оттащишь, или музыку свою дурацкую на полную громкость включает. А ведь я в него всю душу вложила. Рос не хуже других, одет, обут, все есть. Себе во многом отказывала... А у него на все один ответ: «Ты мне все должна, а я тебе ничем не обязан!» Как жить, ума не приложу!»

Вот такая ситуация. Кто тут альтруист, а кто эгоист?

(Дети отвечают.)

Согласны ли вы с сыном этой женщины, что он ничем ей не обязан?

Примерные ответы детей:

- Конечно, обязан: она подарила ему жизнь, заботилась о нем, недосыпала ночами, кормила, лечила.

- Когда был маленький, был обязан, а теперь он вырос и не нуждается в материнской заботе.

- Может, и не нуждается, но обязан быть благодарным.

- Обязан уважать маму, беречь ее.

- По закону сын обязан заботиться о матери, но он же еще не взрослый, поэтому ничего ей не должен.

- Он не взрослый, но уже и не ребенок, поэтому не нуждается в маминых нравоучениях. А мама не может этого понять.

Классный руководитель. Вырастет ли из этого «гадкого утенка» прекрасный человек?

Примерные ответы детей:

- Может быть, и вырастет, только ему придется много горя хлебнуть.

- Когда у него будут свои дети, он все поймет и попросит прощения у мамы.

- Вырастет, просто у него переходный возраст.

- Вырастет, если перестанет быть эгоистом.

Классный руководитель. А мне кажется, что у каждого человека есть моральный долг перед родителями и перед другими людьми. Эгоизм - это признак незрелой личности. Если мальчик этого не поймет, он никогда не станет взрослым, а на всю жизнь так и останется гадким ребенком.

IV. Воспитывающие ситуации

Классный руководитель. Мы живем среди людей. Общаясь, мы соблюдаем определенные правила. Если не знаем, как себя вести, на помощь приходит золотое правило общения. Помните его? (Не делай другому того, чего себе не желаешь.)

На людях все стараются вести себя пристойно, чтобы не прослыть Дикарями. Но дома многие расслабляются и позволяют себе жизнь без правил - все равно никто не увидит, а папа, мама, бабушка - свои люди, потерпят. А ведь в семье действуют те же законы общения, а значит, и, то же золотое правило, которое требует уважения, терпимости, внимания, заботы, взаимопомощи... Сейчас мы проведем испытания и узнаем, соблюдаете ли вы в семье правила общения?

Я приглашаю к доске тройку самых культурных и уверенных в себе ребят.

( трое учеников выходят к доске, выстраиваются в шеренгу.)

Каждый из вас получает ситуацию. Нужно быстро принять решение и ответить, как действовать в этой ситуации. Если класс одобряет Ваше поведение, все поднимут руки, и вы сядете на место. Если же никто руки не поднимет, вы остаетесь стоять у доски.

Вопросы есть? Начинаем.

...Итак, обычный зимний вечер. Вы уже сделали уроки, включили музыку и приготовились помечтать, сидя в мягком кресле. И тут началось...

(Учитель читает задания-ситуации, дети быстро дают ответы.)

№1. «Сынок, вынеси мусор!» - попросила мама. («Хорошо. Сейчас вынесу».)

(Здесь и далее при корректном ответе класс поднимает руки, ученик садится.)

№2. Бабушка заглянула: «Ну-ка, продень нитку в иголку - совсем глаза не видят!» («Хорошо. Давай продену!»)

№3. А тут и папа подоспел со своими приказаниями: «Завтра поедешь с бабушкой на дачу, поможешь картошку прополоть». («Хорошо. Поеду!»)

№4. Мама подкинула очередную работенку: «Скоро Новый год, подпиши-ка открытки всем родственникам». («Хорошо. Давай подпишу!»)

№5. «Собаку хотел? Иди по темноте, выгуливай!» - приказал папа. («Хорошо. Уже иду!»)

№6. «Опять очки куда-то запропастились. Поищи, внучок!» - попросила бабушка. («Хорошо. Иду искать!»)

№7. «Да выключи же ты, наконец, эту дикую музыку!!!» - хором закричали все. («Хорошо. Уже выключил!»)

Да-а-а! Будем считать, что это был прием в школу разведчиков: терпение, выдержка и железные нервы. Но все прошли испытания!

(Или: кто не прошел испытания - дополнительная ситуация. Так кому же идти за хлебом в холодный зимний вечер? Правильный ответ - «мне».)

Ну, теперь полный порядок! Школа разведчиков укомплектована.

V. Работа в группах. Незаконченные предложения

Классный руководитель. Во всех предложенных ситуациях родители вели себя безукоризненно. Но ведь родители тоже люди. Они тоже частенько срываются, грубят и даже дерутся. И тогда никакой ребенок не выдержит, ответит грубостью. Предлагаю вам поработать в группах.

Первая группа - составит портрет идеальных родителей.

Вторая группа - создаст образ идеального ребенка.

Третья группа - составит портрет идеальной семьи.

Для выполнения задания нужно всего лишь закончить предложения, написанные на доске (показывает на доску, читает предложения для каждой группы):

Идеальные родители - это...

Идеальные дети - это...

Идеальная семья - это...

На выполнение задания дается 3 минуты.

(Включается музыка или метроном, дети обдумывают варианты ответов.)

Послушаем, что же у нас получилось.

(Учитель дает слово детям из первой, второй, третьей группы.)

Примерные ответы детей:

Первой группы: не ругают, все разрешают, все покупают, дают денег, ничего не заставляют делать, строгие, но справедливые, уважают детей, никогда не кричат, не унижают детей, приучают к труду, много рассказывают, возятся с детьми и т. п.

Второй группы: слушают, подчиняются, помогают по хозяйству, уважают, жалеют родителей, хорошо учатся, самостоятельные, не огрызаются, не курят, не пьют, не ругаются, не воруют, не дружат с плохими мальчиками и девочками и т. п.

Третьей группы: дружная, трудолюбивая, где у всех все есть, все уважают друг друга, где есть взаимопомощь, поддержка, забота, тепло и уют, откуда не хочется уходить, где всем хорошо, где все альтруисты, нет эгоистов и т. п.

Классный руководитель. Ну, что ж, слово «идеал» обозначает высшую цель деятельности, стремлений. Будем считать, что эту цель вы для себя обозначили.

VI. Подведение итогов (рефлексия)

Полезен ли был наш сегодняшний разговор? О чем задумались? Что решили?

Примерные ответы детей:

- Разговор полезный, задумалась о своем поведении, решила, что больше не буду эгоисткой.

- Полезно было узнать, кто такие эгоисты. Задумался о себе. Пока не знаю, кто я.

- Решил, что нужно бороться со своим эгоизмом.

- Как бы увидела себя со стороны. Поняла, что до идеала мне еще далеко.

- Бесполезно говорить об идеальных вещах. В реальной жизни - каждый сам за себя.

- Разговор полезный, но реальная жизнь далека от идеала.

VII. Заключительное слово

Классный руководитель. Наше общение подходит к концу. В заключении хочу дать вам совет: доверяйте своим родителям, делитесь с ними своими радостями и горестями, жалейте их, не огорчайте понапрасну, помогайте. И старайтесь не обижаться на них. Ведь родители - это единственные люди на земле, которые самоотверженно и бескорыстно любят вас; это - ангелы - хранители, сегодня вы помолитесь за родителей, а потом ваши дети - помолятся за вас!



© 2010-2022