Урок чтения Малиновая кошка

Раздел Классному руководителю
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Тема: Ю.Мориц «Малиновая кошка», Р.Сеф «Странное дело».

Цель: познакомить учащихся с произведениями авторов, раскрыть идейное содержание.

Задачи: учить анализировать произведение, отрабатывать умение распознавать литературные приёмы (эпитеты, сравнения, олицетворения), формировать навык беглого, осознанного, правильного, выразительного чтения, учить рассуждать, отрабатывать умение определять идейно-тематическую направленность художественного произведения; развивать внимание, память, мышление, обогащать словарный запас детей, расширять кругозор, развивать наблюдательность; воспитывать трудолюбие, активность на уроке, любовь к природе, уважение к труду людей.

Ход урока.

1.Орг.момент.

Долгожданный дан звонок, начинается урок.

Ум и сердце в работу вложи,

Каждой минуткой своей дорожи!

Тихо сели девочки, тихо сели мальчики.

- Я рада вновь видеть ваши лица, ваши улыбки и думаю, что сегодняшний урок принесёт нам всем радость от общения друг с другом.

- Каким бы вы хотели видеть сегодняшний урок? (Веселым, интересным, познавательным, чтобы узнать что-то новое…).

Речевая разминка.

У: «Мы будем разговаривать и будем выговаривать:

Так правильно и внятно, чтоб было всем понятно!»

1. Дыхательные упражнения

«Хоботок»

«Свеча»

«Маляры»

«Дразнилки»

2.Выразительное чтение (хоровое, соблюдая паузы, интонацию)

(У учащ-ся на парте текст)

«Пластилиновый пес» С. Махотин

Не сердись на меня, (просьба)

Пластилиновый пес.

Получился кривым (с сожалением)

Пластилиновый нос.

Пластилиновый хвостик

Висит, как шнурок,

И немного помят

Пластилиновый бок.

Я потом, может быть, (надежда, обещание)

Тебя снова слеплю,

А сейчас я тебя (с любовью)

И такого люблю.

3.Сообщение темы, цель.

-Каково назначение уроков литературного чтения?

-Сегодня мы познакомимся с новыми произведениями, будем учиться анализировать их, формировать навык беглого, осознанного, правильного, выразительного чтения, учиться рассуждать, отрабатывать умение определять идейно-тематическую направленность художественного произведения. О чём же будут произведения?

4.Работа по теме.

А) Слово учителя о творчестве автора.

Ю́нна Петро́вна (Пинхусовна) Мо́риц(род. 2 июня1937, Киев) - советская и украинская русская поэтесса. Когда мы слышим имя поэтессы Юнны Мориц, в подсознании тут же звучит мелодия из детства «Под грустное мычание, под бодрые рычание…». Её знаменитые стихи «Большой секрет для маленькой компании» нам хорошо известны и любимы.

Юнна Мориц учила детей дружбе, добру, любви к природе. Своё первое стихотворение поэтесса сочинила в 4 года:

Ослик встал на табуретку,

Ослик съел свою таблетку.

Наконец-то горло

У него продёрло.

В поэзии Юнны Мориц широко представлен животный мир, так необходимый малышам в раннем возрасте. Козлики, коровы, козы, дельфины и, прежде всего, обожаемые кошки поэтессы: кошка-толстушка, малиновая, и даже квакающая кошка. Все они добрые, ласковые и милые. Не могла обойтись поэтесса и без очаровательных собак и щенков, которые «цветочки нюхают и поют серенады», работают почтальоном и у которых «расцветают в душе незабудки, в желудке играет кларнет».

Поэзия Юнны Мориц необычайно образна. Удивительны и любимы образы одушевленной еды: «Шли два жареных яйца…», еда - волшебная, она может превращаться в одежду:

«Шляпа шла из помидора,

Галстук шёл из огурца…»

(«Чудесатые дела»).

Интересно, что все герои стихов Юнны Петровны Мориц, одушевленные и неодушевленные, ведут себя как дети. Герои в точности копируют их поведение: кувыркаются, забрасывают носки под шкаф, грустят, фантазируют, дурачатся, капризничают. В каждом стихотворении мы чувствуем безграничную любовь поэтессы к свои героям и к детям вообще.

Б) Работа над произведением

1. Чтение учителем

2. Проверка первичного восприятия

-Понравилось ли произведение автора? Чем именно?

-Какие чувства вызвал у вас данный рассказ?

-Каково отношение автора к животным?

3. Чтение по «шёпотом»

4. Беседа по содержанию

5. Литературные приёмы

6. Тема, идея

Физминутка.

Потрудились - отдохнём

Встанем глубоко вздохнём

Руки в стороны, вперёд

Влево, вправо поворот

Наклонились, прямо встали

Руки вниз и вверх подняли

Руки плавно опустили

Всем улыбки подари

В) Слово учителя о творчестве автора.

Роман Семенович Сеф (1931-2009) - детский писатель, поэт, прозаик, переводчик. Странный псевдоним - память об отце (по первым буквам) - Семене Ефимовиче Фаермарке.

Родился 6 октября 1931 года в Москве в семье. В 1936 году родителей Р. Сефа репрессировали. Отец был расстрелян, а мать отправлена в лагеря. Мальчик остался на попечении бабушки.

В 1946 году Романа с матерью, вернувшейся из заключения, выслали в г. Малоярославец, где они прожили три года. После окончания школы Роальд перепробовал множество профессий. Работал и водителем автобуса.

В 1951 г. Р. Сеф был репрессирован. Один год провел в одиночной камере, пять лет жил на поселении в Караганде. Здесь он выучил английский язык и начал заниматься стихотворным и прозаическим переводом. В 1956 г. был реабилитирован.

Учился на факультете журналистики МГУ, но университет так и не закончил. В 1962 году был принят в Союз театральных деятелей, в 1966 году - в Союз писателей СССР.

Широко известны детские стихи и пьесы Романа Сефа. Первое из них он написал в 5 лет. Изданы 30 поэтических книг общим тиражом более десяти миллионов экземпляров: «Шагают великаны» (1963), «Речной трамвай» (1971), «Голубой метеорит» (1969), «Если не веришь» (1968), «Я сам» (1992), «Моя песенка» (1996), «Кто придумал алфавит» (1998) и др. Спектакли по его пьесам поставлены более чем в 30 театрах, среди них - «Емелино счастье», «Две бабы-Яги».

Р. С. Сеф умер 20 февраля 2009 года. Похоронен в Москве на Кунцевском кладбище.

Г) Работа над произведением (хр. с.198)

1. Чтение учителем

2. Проверка первичного восприятия

-Понравилось ли произведение автора? Чем именно?

-Назовите главных героев. Как их называли? Кто вам понравился? Почему?

-Сапожника называли художником, а художника - сапожником. А почему?

3. Чтение по «шёпотом»

4. Беседа по содержанию

-Почему сапожника называли художником? (Сапожник - мастер своего дела).

- Опишите художника. Какой он? А такой человек может жить рядом с нами? Как вы думаете, почему автор не даёт подробного описания внешности сапожника и художника, только примерный возраст? (Художник ленился. Он писал плохие картины)

-Может ли быть, чтобы сапожника называли художником, а художника - сапожником?

Объясните. (Сапожник был мастером своего дела, у него «золотые руки». Он делал не только удобную, но и красивую обувь. Его называли художником.

Художник не вкладывал в свою работу душу, у него не было таланта. Он писал некрасивые картины. За это его называли сапожником)

5. Характеристика

Слова на выбор: трудолюбие, лень, небрежность, безответственность, мастерство, равнодушие, надёжность, аккуратность.

5.Тема, идея

-Выберите наиболее подходящее предложение - главная мысль

Как хорошо быть сапожником!

Человек славен трудом.

Все работы хороши!

5. Д/з: выраз.чтение (наизусть по желанию)

6.Рефлексия.

-Достигли ли мы с вами тех целей урока, которые ставили перед собой?

-Что больше всего понравилось сегодня на уроке?

-С каким настроением вы провели урок?

© 2010-2022