Взаимодействие учреждений общего и дополнительного образования детей в организации внеурочной деятельности

Сборник методических материалов «Взаимодействие учреждений общего и дополнительного образования детей в организации внеурочной деятельности» рекомендован к печати и практическому применению в ОУ Еврейской автономной области решением редакционно-издательского совета областного ИПКПР от 28 2012 года. Сборник адресован заместителям директоров школ по учебно-воспитательной работе, классным руководителям, педагогам дополнительного образования и содержит рекомендации по организации взаимодействия учре...
Раздел Классному руководителю
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Взаимодействие учреждений общего и дополнительного образования детей в организации внеурочной деятельности

Областное государственное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования
«Институт повышения квалификации педагогических работников»

ОО «Педагогическая ассоциация ЕАО РФ»


Взаимодействие учреждений общего и дополнительного образования детей в организации внеурочной деятельности

Взаимодействие учреждений общего и дополнительного образования детей в организации внеурочной деятельности

Взаимодействие учреждений общего и дополнительного образования детей в организации внеурочной деятельности



















Сборник методических материалов















Биробиджан, 2012

Взаимодействие учреждений общего и дополнительного образования детей в организации внеурочной деятельности: Сборник инструктивно-методических материалов.- Биробиджан: ОблИПКПР, 2012. - 16 c

Сборник методических материалов «Взаимодействие учреждений общего и дополнительного образования детей в организации внеурочной деятельности» рекомендован к печати и практическому применению в ОУ Еврейской автономной области решением редакционно-издательского совета областного ИПКПР от 28 2012 года.

Составитель

Конькова Н.Л., методист ОблИПКПР

Ответственный редактор

Т.А. Файн, ректор ОблИПКПР, к.п.н., доцент, член-корреспондент МАНПО, почетный работник общего образования РФ

Корректура

Компьютерная верстка

Т. Н. Серга, методист ОблИПКПР

Сборник адресован заместителям директоров школ по учебно-воспитательной работе, классным руководителям, педагогам дополнительного образования и содержит рекомендации по организации взаимодействия учреждений общего и дополнительного образования в условиях реализации ФГОС нового поколения.


© 2012




Содержание


Взаимодействие общеобразовательных учреждений
с учреждениями дополнительного образования детей в организации внеурочной деятельности школьников.......................................................................4

Разработка моделей организации внеурочной деятельности учащихся в условиях взаимодействия учреждений общего и дополнительного образования детей.......7

Инновационные формы взаимодействия учреждений общего и дополнительного образования.......................................................................................11

Примерные требования к оформлению и содержанию структурных элементов дополнительной образовательной программы.............................................13

Литература.........................................................................................14



Взаимодействие общеобразовательных учреждений
с учреждениями дополнительного образования детей в организации внеурочной деятельности школьников

В соответствии с Федеральными государственными образовательными стандартами начального общего образования (далее ФГОС НОО) внеурочная деятельность рассматривается как важная и неотъемлемая часть процесса образования детей младшего школьного возраста. Содержание внеурочной деятельности учащихся начальных классов складывается из совокупности направлений развития личности и видов деятельности, организуемых педагогическим коллективом образовательного учреждения совместно с социальными партнерами - учреждениями дополнительного образования детей, что продиктовано общностью проблем воспитания и развития детей, необходимостью их самореализации, социальной адаптации в учебное и свободное время.

Характер и содержание сотрудничества учреждений дополнительного образования детей с образовательными структурами определяются субъективными факторами функционирования «партнеров», спецификой социальных запросов в целях создания, расширения и обогащения учебно-воспитательного пространства в микросоциуме - ближайшей среде жизнедеятельности ребенка, обеспечения его успешной адаптации к современным социокультурным условиям.

Школам и учреждениям дополнительного образования рекомендуется разрабатывать совместную программу деятельности, которая определяет содержание дополнительного образования в данном учебном заведении. При этом в процессе практической реализации дополнительных образовательных программ значительно возрастает роль специалистов этих учреждений.

Учреждениям дополнительного образования детей (далее УДОД) необходимо ознакомиться с нормативно-правовой базой по реализации ФГОС НОО, которая включает в себя следующие основные федеральные документы:

  • Послание Президента РФ Федеральному Собранию (30. 11.2010 года).

  • Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа» (04.02.2010 г. Пр-271).

  • Перечень поручений Президента РФ по реализации Послания Президенту РФ Федеральному Собранию РФ от 22.11.2008 г. № ПР-2505 в части реализации национальной образовательной инициативы «Наша новая школа».

  • Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования.

  • Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения (начальная школа).


  • Методический материал об организации внеурочной деятельности при введении ФГОС общего образования № 03-296 от 12 мая 2011 г.

  • Приказ Министерства образования и науки РФ «О внесении изменений в Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373» (от 26 ноября 2010 г. № 1241).

  • Примерная программа духовно-нравственного воспитания и социализации обучающихся.

  • Базисный учебный образовательный план учреждений РФ, реализующих основные образовательные программы начального общего образования.

  • Требования к условиям реализации основной образовательной программы начального общего образования.

  • Общественный договор (согласование запросов участников образовательного процесса в начальном общем образовании).

  • Федеральный закон РФ от 01.12.2007 г. № 309-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты в части изменения понятия и структуры государственного образовательного стандарта».

  • Методические рекомендации по развитию дополнительного образования детей в общеобразовательных учреждениях.

  • Письмо Министерства образования РФ «О повышении воспитательного потенциала общеобразовательного процесса в общеобразовательном учреждении.

  • Приказ Министерства образования и науки РФ «Об утверждении и введении в действие ФГОС начального общего образования», от 06.10.2009 г. № 373.

  • Приказ Минобрнауки РФ № 1241 от 26.11.2010 г. «О внесении изменений в ФГОС начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ от 6.10.2009 г. №373».

  • Примерные требования к оформлению и содержанию структурных элементов дополнительной образовательной программы.

  • Единый квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и служащих; Раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования», утвержденный приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации (Mинздравсоцразвития России) от 26 августа 2010 г. № 761 нг.

Для осуществления взаимодействия общеобразовательных учреждений, учреждений дополнительного образования детей, учреждений культуры, спорта, молодежной политики, обеспечивающего организацию внеурочной деятельности в соответствии с положениями основной образовательной программы общеобразовательного учреждения рекомендуется заключать договор с физическими и юридическими лицами.

Образовательному учреждению рекомендуется проанализировать собственную деятельность, условия реализации внеурочной деятельности младших школьников и выбрать наиболее приемлемую модель взаимодействия общеобразовательных учреждений с УДОД из следующих вариантов:

1. Организация внеурочной деятельности на базе общеобразовательных учреждений.

Первый вариант. Образовательное учреждение привлекает работников УДОД к работе на условиях совместительства (в данном случае рекомендуется заключать трудовой договор с лицом, который будет работать совместителем). Образовательную услугу по предоставлению дополнительного образования детей должно оказывать общеобразовательное учреждение.

Второй вариант. Размещение УДОД на базе общеобразовательного учреждения посредством изъятия неиспользуемых помещений у общеобразовательного учреждения и закрепления их на праве оперативного управления за УДОД либо на условиях договоров аренды (либо безвозмездного пользования). В этом случае дополнительное образование встраивается в систему внеурочной работы общеобразовательного учреждения.

2. Организация внеурочной деятельности на базе учреждений дополнительного образования детей.

В данном случае общеобразовательное учреждение выполняет информационные, диагностические, организационные функции, а также (при необходимости) решает кадровые вопросы, используя потенциал педагогического коллектива.

В свою очередь, учреждению дополнительного образования рекомендуется обеспечить: создание широкого общекультурного и эмоционально-окрашенного фона; осуществление «ненавязчивого» воспитания благодаря включению детей в значимые творческие виды деятельности; ориентацию школьников, проявляющих особый интерес к тем или иным видам деятельности, на реализацию своих способностей; компенсацию отсутствия в основном образовании компетентного кадрового состава или учебных курсов, которые необходимы школьникам для определения индивидуального образовательного маршрута, конкретизации жизненных и профессиональных планов, формирования важных личностных качеств.

3. Организация внеурочной деятельности с использованием «смешанной модели», когда применяются организационно-управленческие решения в условиях действия положений первых двух вариантов.

В этом случае с учетом обеспечения оптимума эффективности предпринимаемых действий образовательное учреждение на паритетной основе использует материально-техническую базу, кадровый потенциал, реализует совместные образовательные программы учреждений общего и дополнительного образования детей.

При организации сотрудничества образовательного учреждения и УДОД рекомендуется использовать следующие формы сотрудничества:

  • совместная разработка и реализация образовательных, развивающих, досуговых и игровых программ в школах и учреждениях дополнительного образования детей;

  • совместная работа школьных учителей, педагогов дополнительного образования, специалистов психологических и валеологических служб с различными социальными группами детей: одаренными и талантливыми детьми, детьми «групп риска» и с учащимися с ограниченными возможностями здоровья;

- создание в школах детских общественных организаций с их последующим объединением в межшкольные союзы на базе учреждений дополнительного образования детей; совместное осуществление медико-психолого-педагогического мониторинга динамики развития, воспитанности и обученности детей.

В качестве интегрирующих форм взаимодействия рекомендуется выделить проектную деятельность, профильные школы, творческие лаборатории, ассоциации, лагеря и экспедиции, клубы, объединения по интересам, научные общества и т. п.

Разработка моделей организации внеурочной деятельности учащихся в условиях взаимодействия учреждений общего и дополнительного образования детей

Механизм взаимодействия учреждений общего и дополнительного образования детей обеспечивает использование потенциальных возможностей дополнительного образования детей, которые могут играть роль механизмов введения и реализации Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования в целом.

Учреждения системы дополнительного образования детей должны стать организационно-методическими центрами по развитию дополнительного образования детей и внеурочной деятельности для образовательных учреждений различных типов и видов своего микрорайона, муниципалитета, региона.

Для выбора направлений взаимодействия рекомендуется опираться на приоритетные идеи построения системы дополнительного образования детей:

  • свободный выбор ребенком видов и сфер деятельности;

  • ориентация на личностные интересы, потребности, способности ребенка;

  • возможность свободного самоопределения и самореализации ребенка;

  • единство обучения, воспитания, развития;

  • практико-деятельностная основа образовательного процесса.

В данном случае рекомендуется сотрудничество по направлениям развития личности: спортивно-оздоровительное, духовно-нравственное, социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное.

В учреждениях дополнительного образования детей необходимо более эффективно внедрять социально-педагогические модели деятельности, поскольку традиции, стиль и методы работы этих учреждений ориентированы на особенности социума. Следствием этого является накопление опыта формирования у учащихся гражданской компетентности, основ демократической культуры, содействие осознанному выбору профессии, свободное самоопределение и самореализация ребенка и т.д.

Направления взаимодействия следует объединить в два крупных блока:

- содействие реализации внеурочной деятельности и развитию внутришкольной (если более широко, то внутриучрежденческой) системы дополнительного образования детей и выхода ее уровень структурно-организационных форм реализации;

- использование накопленного потенциала дополнительного образования детей в аспектах деятельностного, личностно-ориентированного подходов для модернизации самой системы общего образования и обеспечения реализации ФГОС НОО в целом.

Первый из блоков рекомендуется реализовать через проектирование программ курсов внеурочной деятельности и образовательных программ дополнительного образования детей (особенно длительных сроков реализации), создание единой образовательной программы для всех детских объединений (как варианта программы развития для структурного подразделения школы, координирующей внутришкольную систему дополнительного образования), выстраивание содержательного и организационного единства всех структур школы в рамках решения общей проблемы (например, социальное партнерство и социальное проектирование) и т.д.

Второй блок связан с теми новациями, которые актуализируются в ходе модернизации общего образования: выравнивание стартовых возможностей детей при поступлении в школу, безотметочное обучение и новые системы оценки образовательных достижений обучающихся, дифференциация и индивидуализация обучения в условиях формирования обобщенных навыков выбора, личностное и культурное самоопределение, деятельностный подход и т.д. Это направление является более сложным в реализации, так как требует рефлексивного подхода не только в отношении содержания и организации дополнительного образования детей, но и общего образования. Только в этом случае может в полной мере раскрыться смысл взаимодействия учреждений различных типов и его значимость для обеспечения реализации ФГОС НОО в целом.

Кроме того, при необходимости, все направления взаимодействия внутри каждого блока могут быть структурированы по видам создаваемых условий (нормативно-правовых, научных, методических, информационных, организационных, кадровых, материально-технических). Такое использование системного подхода во взаимодействии общего и дополнительного образования детей отражает специфику современного образования (в частности, управление через создание условий) и повышает эффективность внутри- и межведомственного взаимодействия.

Организацию совместной деятельности учреждений общего и дополнительного образования детей рекомендуется осуществлять в несколько этапов.

На первом этапе учреждения общего и дополнительного образования используют направления, реализация которых, с одной стороны, напрямую связана с интеграцией с дополнительным образованием, а с другой - может принести максимальную эффективность в краткосрочной перспективе:

- создание «школ полного дня»;

- здоровьесозидание (дополнительное образование как ресурс релаксации и реабилитации возможностей обучающихся), формирование ценности здоровья и здорового образа жизни;

- работа с одаренными детьми;

- формирование интереса к миру профессий как актуализация предпрофильной подготовки на основной ступени общего образования.

На втором этапе учреждения рассматривают вопросы, затрагивающие реализацию ФГОС НОО в целом, модернизацию содержания, средств и методов обучения, форм организации образовательного процесса в общеобразовательных учреждениях, а также направления, требующие дополнительной концептуальной проработки и использования системного подхода, в частности:

- расширение воспитательного пространства и проектирование воспитательной системы образовательного учреждения;

- реализация программы духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся на ступени начального общего образования, программы коррекционной работы, других программ основной образовательной программы начального общего образования учреждения;

- социальное партнерство, социальное проектирование, формирование социальной компетентности обучающихся;

- новые системы оценки образовательных достижений обучающихся (в том числе безотметочное оценивание);

- деятельностный подход в образовании;

Особо следует отметить направления трехстороннего и более (внутриведомственного и межведомственного) взаимодействия, например, выравнивание стартовых возможностей детей при поступлении в общеобразовательные учреждения («предшкольное образование»), требующие участия и согласования действий сразу нескольких организаций.

В рамках проектирования взаимодействия учреждений общего и дополнительного образования детей в условиях введения и реализации Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования рекомендуется использовать не одну конкретную модель этого взаимодействия, а целый комплекс возможных моделей, каждая из которых выбирается (и в случае необходимости корректируется) исходя из реально складывающихся условий существования образовательных учреждений.

Первая составляющая вариативной модели является традиционным подходом к организации взаимодействия, когда обучающиеся в учреждениях общего образования (УОО) посещают кружки, секции, клубы по интересам и т.д. в учреждениях дополнительного образования детей (УДОД), либо эти кружки создаются педагогами УДОД на базе конкретного УОО.

В качестве второй составляющей может выступать «узловая» модель, когда учреждение дополнительного образования детей становится посредником между различными организациями и учреждениями, специалисты которых используют материально-техническую базу для осуществления образовательного процесса для учащихся общеобразовательных учреждений, которые аккумулируются в УДОД.

Данный вариант взаимодействия реализуется в том случае, когда, во-первых, количество учащихся, выбравших ту или иную специализацию, не превышает нескольких человек и поэтому создание малочисленных учебных групп на 2-4 ученика в каждом из учреждений общего образования является неэффективным; во-вторых, само УДОД не располагает специалистами данного профиля, поэтому оно предоставляет лишь свою базу для проведения занятий и занимается организационными вопросами, в частности кураторством учебных групп.

Целесообразность использования этой модели может быть оправдана как в условиях города, так и в условиях райцентров или крупных сельских населенных пунктов. В последнем случае рекомендуется предусмотреть либо возможность организации подвоза обучающихся, либо краткосрочного проживания в интернате.

Третья составляющая вариативной модели взаимодействия - это модель с использованием стажировочной площадки на базе учреждения дополнительного образования детей. В этом случае УДОД является своеобразным организационно-методическим центром и базовым учреждением для повышения квалификации как для педагогов системы общего образования, так и для своей системы.

В данной модели обязательным элементом (за исключением случая наличия соответствующей лицензии у УДОД) является учреждение дополнительного профессионального образования, например, институт повышения квалификации и переподготовки работников образования, с которым согласуется план мероприятий по повышению квалификации и которое осуществляет научно-методическую поддержку создания и функционирования самой стажировочной площадки.

Третья модель является наиболее перспективной как в рамках распространения и использования опыта учреждений дополнительного образования детей, так и непосредственно в образовательном процессе общеобразовательных учреждений (безотметочное оценивание, деятельностный подход, повышение воспитательного потенциала образовательного процесса и т.д.), так и в рамках развития дополнительного образования детей в общеобразовательных учреждениях.

Результат интеграции общего и дополнительного образования обеспечивает:

- необходимый уровень знаний, умений, навыков воспитанников и развитие их эмоционально-образного мышления, формирование духовно-нравственных качеств;

- целостность всей образовательной системы и в то же время ее многообразность;

- решение общих и индивидуальных проблем как педагогов, так и учащихся;

- более активное использование инновационных педагогических идей, образовательных моделей и технологий;

- сохранение лучших сил педагогического коллектива и приглашение новых людей (из числа работников культуры, науки, производства), стремящихся работать с детьми.

Инновационные формы взаимодействия учреждений общего и дополнительного образования

Изучение инновационных подходов и нетрадиционных форм взаимодействия учреждений общего и дополнительного образования приводит к пониманию необходимости организации взаимодействия на основе образовательного партнерства, позволяющее двум и более учреждениям находить общие интересы, действовать совместно для достижения конкретных результатов.

В рамках решения проблем организационного характера особое внимание рекомендуется уделять сотрудничеству школы с учреждениями дополнительного образования, поскольку проблемы взаимодействия решаются и на межучережденческом уровне. Это отвечает требованиям изменившейся социально-экономической, культурной ситуации в стране и требует поиска новых подходов к содержанию и формам взаимодействия школы с социокультурной средой.

В последние годы все больше специалистов, в том числе и на уровне управления органами образования района, города, признают важность такого сотрудничества. Взаимодействие образовательных учреждений способствует решению общих задач воспитания детей и подростков, помогает им в жизненном, профессиональном самоопределении, стимулирует их творческую и познавательную активность.

Выделяют следующие уровни отношений между образовательными учреждениями:

1. Добрососедский - школа знает о существовании учреждения дополнительного образования и благожелательно относится к занятиям в нем своих воспитанников, когда происходит обмен основной информацией.

2. Партнерский - оба учреждения находят возможность для сотрудничества в связи с общерайонными или общегородскими мероприятиями, когда привлекаются материальные и кадровые возможности друг друга для решения отдельных проблем и когда-то и другое учреждение может рассчитывать на определенную помощь своего партнера;

3. Интеграционный - двум автономным учреждениям удается создать единое образовательное пространство, в котором они решают общие проблемы и согласовывают действия друг с другом.

В таком образовательном пространстве возможно объединение и большего числа учреждений: школы и нескольких учреждений дополнительного образования или несколько школ и одного дома или центра творчества. Возможны и другие сочетания, отражающие социокультурные условия того или иного района (города). Однако решение организационных проблем имеет значение, если они подкреплены общей программой и концепцией сотрудничества, если оба учреждения прошли путь от конкурентов или простых соседей до настоящих партнеров в деле воспитания подрастающего поколения.

Под образовательным взаимодействием понимается качественно новый уровень отношений и взаимодействия по решению проблем развития
образования кругом заинтересованных субъектов, способных к достижению конструктивного соглашения и выработке единой образовательной политики.
Механизмом образовательного партнерства выступает совокупность методов и инструментов, с помощью которых обеспечивается достижение
партнерского взаимодействия сторон. Он имеет ряд составляющих рычагов,
взаимодействие которых приводит к достижению целей:

- переговорный процесс между сторонами-партнерами;

- процедуры выявления и согласования позиций партнеров (например, создание и работа творческих групп по изучению и нахождению «контактных» точек: выявление взаимных интересов; обозначение совместных целей, оценку имеющихся ресурсов, потенциалов, ролей и ожиданий партнеров, обязанностей, ответственности).

- экспертная работа по анализу, оценке предлагаемых ожиданий и определению направлений совместной деятельности;

  • создание нормативных документов, которые призваны фиксировать рамки взаимодействия.

В период реализации проекта определяются и основные виды совместной деятельности:

1. Разработка и коррекция дополнительных образовательных программ.

2. Организация взаимодействия на уровне педагогов, проведение мероприятий по развитию профессиональной компетентности педагогов школы и Центра детского творчества (далее ЦДТ) - семинары по изучению новых требований в образовании (например, внедрение Федеральных государственных образовательных стандартов, положений, инструкций и др.).

3. Консультативно-методическая помощь: мастер-классы на базе ЦДТ и школы, совместные культурно-образовательные мероприятия, конкурсы, конференции, консультации, семинары.

4. Организация взаимодействия на уровне учащихся: экскурсии в ЦДТ, совместные занятия, участие в выставках, фестивалях, КТД, совместные проекты, реализация дополнительных образовательных программ.

5. Организация информирования о деятельности субъектов партнерства (совместные семинары; круглые столы; конференции; совещания).

Вышеназванные виды взаимодействия учреждения берут за основу программы совместной деятельности с последовательным планированием работы.

Примерные требования к оформлению и содержанию структурных элементов дополнительной образовательной программы

На титульном листе дополнительной образовательной программы рекомендуется указывать: наименование образовательного учреждения; где, когда и кем утверждена дополнительная образовательная программа; название дополнительной образовательной программы; возраст детей, на которых рассчитана дополнительная образовательная программа; срок реализации дополнительной образовательной программы; Ф.И.О., должность, автора (авторов) дополнительной образовательной программы; название города, населенного пункта, в котором реализуется дополнительная образовательная программа; год разработки дополнительной образовательной программы.

В пояснительной записке к дополнительной образовательной программе следует раскрыть: направленность дополнительной образовательной программы; отличительные особенности данной дополнительной образовательной программы от уже существующих дополнительных образовательных программ; новизну, актуальность, педагогическую целесообразность; цель и задачи дополнительной образовательной программы; возраст детей, участвующих в реализации данной дополнительной образовательной программы; сроки реализации дополнительной образовательной программы (продолжительность образовательного процесса, этапы); формы и режим занятий; ожидаемые результаты и способы их проверки; формы подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы (выставки, фестивали, соревнования, учебно-исследовательские конференции и т. д.).

В учебно-тематический план дополнительной образовательной программы рекомендуется включить:

- перечень разделов и тем дополнительной образовательной программы;

- количество часов по каждой теме с разбивкой на теоретические и практические виды занятий.

Содержание изучаемого курса дополнительной образовательной программы необходимо отразить через краткое описание тем дополнительной образовательной программы (теоретических и практических видов занятий).

В разделе «Методическое обеспечение» рекомендуется описать...

- формы занятий, планируемых на изучение каждой темы или раздела дополнительной образовательной программы (игра, беседа, поход, экскурсия, конкурс, конференция и т.д.);

- приемы и методы организации учебно-воспитательного процесса, дидактический материал, техническое оснащение занятий;

- формы подведения итогов по каждой теме или разделу дополнительной образовательной программы.

Важно иметь в виду, что внеурочная деятельность - это отнюдь не механическая добавка к основному общему обра­зованию, призванная компенсировать недостатки работы с отстающими или одаренными детьми. Главное - осуществить взаимосвязь и преемственность общего и дополнительного образования как механизма обеспечения полноты и цельности образования.

Литература

  1. Закон Российской Федерации «Об образовании» [Электронный ресурс] consultant.ru/popular/edu//

  2. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России / под ред. А.Я. Данилюка, А.М. Кондакова, В.А. Тишкова. - М.: Просвещение, 2010.

  3. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Начальная школа / [сост. Е.С. Савинов]. - М.: Просвещение, 2010.

  4. Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование / под ред. В.А. Горского. - М.: Просвещение, 2010.

  5. Примерные программы по учебным предметам. Начальная школа. В 2 ч. - 4-е изд. перераб. - М.: Просвещение, 2010.

  6. Распоряжение Правительства Российской Федерации № 1507-р «О плане действий по модернизации общего образования на 2011-2015 годы» [Электронный ресурс] rg.ru/2011/01/14/plan-site-dok.html

  7. Трудовой кодекс Российской Федерации [Электронный ресурс] consultant.ru/popular/tkrf/

  8. Управление введением Федерального государственного образовательного стандарта. Начальная школа / Под ред.Р.Г. Чураковой. - М.: Академкнига,2011.

  9. Федеральный государственный образовательный стандарт на-чального общего образования / М-во образования и науки Рос. Федерации. - М.: Просвещение, 2010.

  10. Фундаментальное ядро содержания общего образования / под ред.
    В.В. Козлова, А.М. Кондакова. - 2-е изд. - М.: Просвещение, 2010.

Взаимодействие учреждений общего и дополнительного образования детей в организации внеурочной деятельности: Сборник инструктивно-методических материалов.- Биробиджан: ОблИПКПР, 2012. - 16 c.











Сверстано и отпечатано в РИО областного ИПКПР

г. Биробиджан, ул. Пионерская, 53.

© 2010-2022