Рефлексия в образовательном процессе

Рефлексия - это не только самопонимание и самопознание. Она включает такие процессы, как понимание и оценка чего-либо другого. С помощью рефлексии можно соотнести свое сознание, ценности, мнение с ценностями, мнениями, отношениями других людей, группы, общества, наконец, с общечеловеческими. Отрефлексировать что-то - значит это что-то «пережить», «пропустить через свой внутренний мир», «оценить» Таким образом, отсюда следует, что мир рефлексии разнообразен, богат и индивидуален у каждого челове...
Раздел Классному руководителю
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Рефлексия в образовательном процессе

1.Чем отличается рефлексия, контроль, самооценка.

Самооценка - это необходимый компонент развития самосознания. Это осознание человеком самого себя, своих умственных способностей, мотивов и целей своего поведения, физических сил, поступков, своего отношения к окружающим, к другим людям и самому себе. Самооценка подразумевает известное отношение к себе: к своим качествам и состояниям, возможностям, физическим и духовным силам.

Верная самооценка предполагает критическое отношение к себе, постоянное примеривание своих возможностей к предъявляемым жизнью требованиям, умение самостоятельно ставить перед собой осуществимые цели.

Рефлексия - это не только самопонимание и самопознание. Она включает такие процессы, как понимание и оценка чего-либо другого. С помощью рефлексии можно соотнести свое сознание, ценности, мнение с ценностями, мнениями, отношениями других людей, группы, общества, наконец, с общечеловеческими. Отрефлексировать что-то - значит это что-то «пережить», «пропустить через свой внутренний мир», «оценить»

Таким образом, отсюда следует, что мир рефлексии разнообразен, богат и индивидуален у каждого человека. Именно способность к рефлексии дает человеку возможность формировать образы и смыслы жизни, действий.

Важнейшей особенностью рефлексии является способность учащихся управлять собственной активностью в соответствии с личностными ценностями и смыслами, формировать и переключаться на новые механизмы в связи с изменившимися условиями, целями, задачами деятельности. Рефлексия, кроме того, может обеспечить осмысление прошлого и предвосхищение будущего.

Общим во всех представленных определениях является то, что рефлексия - это, прежде всего, способность человека взглянуть на себя со стороны, способность проанализировать свои действия и поступки. Рефлексия позволяет, при необходимости, перестроить свои действия и поступки на новый лад.

Контроль - операция сопоставления, сличение запланированного результата с эталонными требованиями и стандартами.

2.Приёмы рефлексии:

Рефлексия на уроке - это совместная деятельность учащихся и учителя, позволяющая совершенствовать учебный процесс, ориентируясь на личность каждого ученика.

«Рефлексивный круг» Все участники урока/внеклассного мероприятия садятся вкруг. Учитель задает алгоритм рефлексии:
- расскажите о своем эмоциональном состоянии по ходу урока и в его конце;
- что нового вы узнали, чему научились;
- каковы причины этого;
- как вы оцениваете свое участие на уроке (внеклассном деле).
Затем все ученики поочередно высказываются в соответствии с заданным алгоритмом. Лучше, если учитель своим высказыванием завершает рефлексивный круг. Лучше проводить «Рефлексивный круг», когда в классе уже создана среда, учащиеся умеют рефлексировать.

«Незаконченное предложение»

*Сегодня я узнал…

* Было интересно…

*Было трудно…

*Теперь я могу…

*Я почувствовал что…

3. Как можно учитывать результаты рефлексии в образовательном процессе:

а)Можно использовать упражнение «Плюс- минус- интересно». В зависимости от наличия свободного времени, упражнение используется как письменно, так и устно. Для письменного выполнения предлагается заполнить таблицу:

Плюс

Минус

Интересно

Записывается все, что понравилось на уроке: информация и формы работы, которые вызвали положительные эмоции;

Записывается все, что не понравилось на уроке, показалось скучным, вызвало неприязнь, осталось непонятным или информация, по мнению ученика оказалась для него ненужной, бесполезной с точки зрения решения жизненных ситуаций.

Записывают любопытные факты о которых узнали на уроке и что бы еще хотелось узнать по данной проблеме;

Вопросы учителю.

б)Можно использовать лист «Самоконтроля», где воспитанник самостоятельно оценивает свои знания в течение всего занятия:

Владею информацией

Не владею информацией

Владею в недостаточном объёме





© 2010-2022