- Преподавателю
- Классному руководителю
- Игра по станциям ДАВАЙТЕ С ПРИРОДОЙ ДРУЖИТЬ
Игра по станциям ДАВАЙТЕ С ПРИРОДОЙ ДРУЖИТЬ
Раздел | Классному руководителю |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Рахматуллина Н.М. |
Дата | 03.02.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
муниципальное образовательное учреждение
дополнительного образования детей
эколого-биологический центр
Игра по станциям:
«Давайте с природой дружить»
(12-15 лет)
Автор-составитель:
педагог дополнительного образования
Рахматуллина Наталья Михайловна.
Комсомольск - на - Амуре, 2014
Пояснительная записка:
Игра по станциям «Давайте с природой дружить» разработана как воспитательное мероприятие к программе «Экология и рациональное природопользование» блок №1, рассчитана на детей 12-15 лет.
Цель: формирование у детей чувства сопричастности ко всему живому, гуманное отношение к окружающей среде и стремление проявлять заботу о сохранении природы.
Задачи:
1 образовательные: 1. Расширить знания о природе.
2. развивающие: Продолжить формирование навыков работы в группах
3. воспитательные: 3. Воспитывать экологическую культуру
Оборудование: карточки с заданиями, листы бумаги, карандаши, ручки, кусок от порванного полиэтиленового пакета, яркие обертки и фантики, любую пластмассовую посуду из-под пищевых продуктов, фольгу, цветную бумагу и т.п., а также подручные средства для работы: Ножницы, клей, клейкую ленту, мягкую проволоку, пластилин. 4 предмета природного происхождения ( веточка, семена, лист, кусочек коряги ) и 4 предмета антропогенного происхождения ( кусок шины, ручка, резинка, пластмассовая игрушка). Время выполнения заданий 5-7 минут на каждой станции.
Ход мероприятия:
Подготовительный этап: дети делятся на 5-7 групп.
Ведущий: Сегодня мы проводим экологическую игру "Давайте с природой дружить". Экология в переводе с греческого обозначает "Эко" - дом, "логос" - наука. Наука о доме.
Глаза земли. Душа земли... Да, земля живая. У нее есть душа. И эта душа болит. И глаза у нее есть. Эти глаза полны слез. Ведь чего только не делали со своей маленькой и хрупкой землей! Ее взрывали и бомбили, ее посыпали ядами. Рубили леса, защищавшие ее от зноя. Осушали озера, поившие ее влагой.
И люди, наконец, услышали. Они поняли, что если погибнет земля, то все живое погибнет, и они сами погибнут тоже. И встали люди на защиту земли, на защиту природы.
В нашей стране они объединились в движение, которое называется "Спасем мир и природу". Каждый может стать участником этого движения. И ты, тоже. Для этого надо только любить свою землю и слышать ее крик: "Помогите мне, люди!" и помогать ей..
Сегодня мы проводим игру для того чтобы знать как помочь земле.
Основной этап: Раздаются маршрутные листы, дети придумывают названия команд.
Станция №1: "Девять котов".
Вам дана таблица, в которой написаны 9 котов. Вам необходимо угадать слово, в котором спрятался кот. Каждый правильный ответ 1 балл.
Этот КОТ - из фланели сшит. К_ _ Т _ _(костюм)
Этот КОТ - на луну спешит. КО _ _ _ _ _ Т (космонавт)
Этот КОТ - из подземных мест. К _ ОТ (крот)
Этот КОТ - хворостинки ест. КО _ Т _ _ (костер)
Этот КОТ - в рукаве живёт. _ _ КОТ _ (локоть)
Этот КОТ - на руках идёт. _ К _ О _ _ Т (акробат)
Этот КОТ - вызывает смех. _ _КОТ _ _ (щекотка)
Этот КОТ - восхищает всех. К _ _ _ ОТ _ (красота)
Этот КОТ - проглотил письмо. Сбоку- слова, на плече - клеймо. КО _ _ _ _ Т (конверт)
Станция № 2: "Природоохранные знаки".
Вам предстоит нарисовать природоохранные знаки на тему:
-
"Не рви в лесу, на лугу цветов. Пусть красивые растения остаются в природе! Помни, что букеты можно составлять только из тех растений, которые выращены человеком".
-
"Не разоряй птичьи гнезда!"
-
"Если у тебя есть собака, не пускай ее гулять в лесу весной или в начале лета". Она легко может поймать не летающих птенцов и беспомощных детенышей зверей.
-
"Не лови бабочек, шмелей, стрекоз и других насекомых".
Каждый нарисованный знак 1 балл.
Станция № 3: «Чёрный ящик»
Ведущий: В коробке находятся 5-8 предметов природного происхождения и несколько предметов антропогенного происхождения. Участники команды по очереди засовывают руки в коробку. Условием является полное молчание во время коллективного ощупывания предметов в коробке. По истечении 3 минут, игроки вытаскивают руки из коробки. 2 минуты дается на обсуждение ответа, что находится в коробке и какие предметы имеют природное, а какие антропогенное происхождение. Команда работает 5 минут. Каждый правильный ответ 1 балл.
Станция №4: "Рассказ с ошибками".
Ведущий: Я читаю вам рассказ. Вы в течение 5 минут должны выявить ошибки, которые допущены в этом рассказе. Каждый правильный ответ 1 балл.
«Воскресенье в лесу»
За неделю только и было разговоров в классе, о будущей поездке в лес. В последний момент заболела учительница Анна Васильевна. Но мы решили все же поехать в лес сами. Дорогу мы уже знали, запаслись продуктами, взяли компас, не забыли и транзистор.
Веселой музыкой мы оповестили лес - мы прибыли! Дни стояли жаркие, сухие, но в лесу жара не ощущалась. Знакомая дорога привела нас к березовой роще. По дороге нам часто попадались грибы - белые, подберезовики, сыроежки. Вот это урожай! Кто срезал упругие ножки грибов, кто выкручивал их, а кто и вырывал. Все грибы, которые мы не знали, мы сбивали палками.
Привал. Быстро наломали веток и разожгли костер. Заварили в котелке чай, закусили и пошли дальше. Перед уходом из рощи Петя выбрасывал банки и полиэтиленовые мешки, сказав: "Микробы все равно их разрушат!" Горящие угли костра подмигивали нам на прощание. В кустах мы нашли гнездо какой-то птицы. Подержав теплые голубоватые яйца, положили обратно. Солнце все выше поднималось над горизонтом. Становилось все жарче. На лесной опушке мы нашли маленького ежика. Решив, что мать его бросила, взяли его с собой - в школе пригодится. Мы уже порядочно устали. В лесу довольно много муравейников. Петя решил нам показать, как добывают муравьиную кислоту. Он настругал палочек и начал ими протыкать весь муравейник. Через несколько минут мы уже с удовольствием обсасывали муравьиные палочки.
Постепенно начали набегать тучи, стало темней, засверкали молнии, загремел гром. Пошел довольно сильный дождь. Но нам было уже не страшно - мы успели добежать до одиноко стоящего дерева и спрятаться под ним.
Оживленные, мы шли до станции, перепрыгивая лужи. И вдруг поперек дороги проползла змея. "Это гадюка!" - закричал Петя и ударил ее палкой. Мы подошли к неподвижной змее и увидели у нее на затылке два желтых пятнышка. "Это не гадюка, - тихо сказала Маша, - это уж". "Все равно - гадина!" - ответил Петя.
С охапками луговых и лесных цветов мы подошли к станции. Через час поезд уже подходил к окраине города. Весело прошел день!
Информационная подсказка к станции №4: "Рассказ с ошибками".
Вот так надо вести себя в лесу:
-
не включать громкую музыку;
-
не вырывать грибы, а также не сбивать даже несъедобные; так как разрушается грибница, исчезает лекарство для животных, нарушается сообщество насекомые - грибы - деревья;
-
для костра собирать сушняк, а не ломать ветки. В теплую, сухую погоду в лесу разводить костры запрещается;
-
не оставлять полиэтилен, так как он плохо разрушается микроорганизмами (полностью разрушается через 220 лет) и металлические банки (разрушаются через 100 лет);
-
костер после прогорания следует забросать землей или залить водой до полного прекращения горения;
-
не трогать яйца птиц - птица может покинуть гнездо;
-
не брать зверят и птенцов из леса в город - если они не погибнут в городе, то погибнут, когда вы захотите снова вернуть их в лес;
-
не втыкать в муравейник палочки- нарушаются взаимоотношения в этом сложном сообществе;
-
не прятаться во время грозы под одиноким деревом - в него может попасть молния!
-
никоим образом не уничтожать змей, даже гадюк;
-
луговые и лесные цветы рвать не следует - жизнь сорванных цветов недолговечна. Кроме того, в букет могут попасть редкие и охраняемые растения.
Станция №5: "Чудо - дерево".
Ведущий: Я читаю вопросы. Вы, обсудив минуту, даете ответ. Каждый правильный ответ - 1 балл.
-
Что такое заповедник? (Это место в различных зонах, где проводятся исследования в течение многих лет. Цель их: сохранить богатство различных видов растений и животных).
-
Что такое заказник? (Это территория. Образуется на время. Здесь запрещаются определенные виды деятельности человека: охота, рыбная ловля, заготовка леса, сбор грибов и ягод).
-
Все вы знаете слова А.С. Пушкина "Почернело сине море..." О какой экологической проблеме может говорить этот цвет? (Загрязнение морей нефтепродуктами).
-
Почему только в виде исключения нужно подбирать животное, оставшееся в природе без родителей? (Если вы найдете маленькое животное или птицу и принесете их домой, а потом выходите, снова выпустите в лес, помните, что эти звери могут погибнуть. Дикое животное, привыкнув к человеку, теряет инстинкт самосохранения, изнеживается и, как правило, гибнет, оказавшись в условиях дикой природы).
-
Какие дела по восстановлению природных ресурсов вы можете сделать своими силами? (Посадить дерево, очистить водоем, сбор макулатуры и металлолома, запуск в водоем рыбы).
-
Кто, по вашему, говорит эти слова: "Летом я съедала в день 39 кузнечиков, 43 гусеницы бабочки-капустницы, 5 личинок майского жука, 50 личинок щелкунов и чернотелок, 3 куколки бабочек, 4 паука"? (Кукушка).
-
Природные богатства, находящиеся в глубинах земли, которые человек использует в хозяйстве (Ископаемые).
-
Деятельность человека, нацеленная на защиту живой и неживой природы. (Охрана природы).
-
Распространенное вещество, встречающееся на земле в трех состояниях. (Вода).
-
Верхний слой земли, необходимый растениям. (Почва).
-
Организмы, которые встречаются во всех природных зонах и не могут жить без света, воды, воздуха. (Растения).
-
Живое существо, активно воздействующее на живую и неживую природу и изменяющее ее. (Человек).
Станция № 6: «Сколько лет разлагается мусор?»
Ведущий: Часто во время прогулки в лесу или в парке мы с горечью наблюдаем кучи мусора. Смотрим на них, расстраиваемся и оставляем лежать дальше в том же месте, думая, что этот мусор размоет дождиком, уберет дворник или он сгниет, в общем, куда-то денется. Для лучшего понимания этого вопроса и большей решительности для желающих внести свой вклад в борьбу с мусором предлагаем изучить следующие данные. Сколько лет распадается и разлагается мусор.
Вам даны карточки - примеры, какой может быть мусор. Нужно найти соответствующую карточку - сколько лет он разлагается в природе, и совместить их. Каждый правильный ответ 1 балл.
Картонные коробки - до 1 года
Коробка из-под молока - 5 лет
Железная арматура - до 10 лет
Окурок - 10-12 лет
Синтетическая ткань, кожаная обувь - до 40 лет
Пенопластовый стакан - 50 лет
Жестяная банка - до 90 лет
Обломки кирпича, бетона - до 100 лет
Металлические изделия - 100 лет и более
Резиновые покрышки - более 100 лет
Пластиковые бутылки - более 100 лет
Полиэтиленовая пленка - 200 лет
Одноразовый подгузник - 500 лет
Стекло - более 1000 лет
Станция № 7: «Загадочная»
Ведущий: Я загадываю загадки, вы - даете ответы. Каждый правильный ответ 1 балл.
-
Какое растение лучший медонос? (Липа, гречиха, медуница)
-
Название какого растения связано со звоном? (Колокольчик)
-
Соком какого растения выводят бородавки? (Чистотел)
-
Никто не пугает, а вся дрожит? (Осина)
-
Где раки зимуют? (В норах на берегах рек)
-
Самое быстрое животное суши? (Гепард)
-
Какая птица выводит птенцов зимой? (Клёст)
-
Чем гиппопотам отличается от бегемота? (Это названия одного животного)
-
Какая нить в природе самая тонкая? (Паутина)
-
Косой ли заяц? (Нет)
-
Где у кузнечика ухо? (На ноге)
-
Сколько ног у паука? (8)
-
Глаза на рогах, дом на спине? (Улитка)
-
Какие животные вылезают из кожи вон? (Змеи)
-
Что вниз головой растет? (Сосулька)
-
Золотой и молодой за неделю стал седой,
А денечка через два облысела голова. (Одуванчик)
-
Поранил ты в походе ногу, усталость не дает идти,
Нагнись, солдатик у дороги готов помочь тебе в пути. (Подорожник)
-
Бусы красные висят, из кустов на нас глядят,
Очень любят бусы эти дети, птицы и медведи. (Малина)
-
Спроси теленка и барашка: вкусней цветка на свете нет,
Ведь не случайно красной кашкой его зовут за вкус и цвет. (Клевер)
-
У забора живет, никого не признает, собака, а кусается, и погладить не дает. (Крапива)
Подведение итогов: подводится подсчет баллов, выявляется победитель. Церемония награждения.
Приложение к игре по станциям
«Давайте с природой дружить»
Маршрутный лист_______________________
название станции
Месторасположение
баллы
Роспись
"Девять котов".
«Загадочная»
«Сколько лет разлагается мусор?»
"Чудо - дерево".
"Рассказ с ошибками".
"Природоохранные знаки".
«Чёрный ящик»
Маршрутный лист_______________________
название станции
Месторасположение
баллы
Роспись
«Чёрный ящик»
"Девять котов".
«Загадочная»
«Сколько лет разлагается мусор?»
"Чудо - дерево".
"Рассказ с ошибками".
"Природоохранные знаки".