Внеклассное мероприятие по профилактике разрушительного поведения «Жизнь. .. Это здорово!»

Мероприятие рассчитано на возраст 16-17 лет. Задача учителя -установить контакт со студентами, создать доверительную атмосферу, достигнуть взаимопонимание в целях работы внеклассного мероприятия.Сфокусировать внимание участников на собственном мироощущении и ощутить свою индивидуальность. При проведении данного мероприятия используются ИКТ.- презентация, видеоролики, которые помогают раскрыть глубину проблемы, посмотреть на себя и свое поведение как бы со стороны. Используя метод игра-активатор,...
Раздел Классному руководителю
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат rar
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Областное государственное бюджетное образовательное учреждение

Среднего профессионального образования

«Асиновский техникум промышленной индустрии и сервиса»



Разработка внеклассного мероприятия по профилактике саморазрушительного поведения

"Жизнь... Это здорово!!!"



















выполнила:

Заместитель директора по УВ и СР

Я.Н. Рыбская











Асино, 2012

Пояснительная записка:

Актуальность:

Трудно найти человека, которого бы не интересовало его будущее. Каким оно будет, зависит только от самого человека. Здоровый образ жизни - это образ жизни, рационально организованный, активный, и, в то же время, защищающий от неблагоприятных воздействий окружающей среды, позволяющий до глубокой старости сохранять нравственное, психическое и физическое здоровье.

Увлечение наркотиками, особенно среди молодежи, достигло критического уровня. Преступность и насилие - наиболее очевидные результаты их распространения. Не менее серьезными последствиями употребления наркотиков являются безнравственность, незаконченное образование и разрушение жизни.

Растет среди подростков и употребление алкоголя, поскольку алкоголь легко доступен и его употребление приемлемо в обществе.

Профилактическую работу с подростками необходимо вести очень тонко, без раскрытия технологии изготовления и применения того или иного наркотика, (о том, где и как произрастают наркотические растения, как изготовляют наркотики, как их применяют, их внешний вид и т. д.). Такая информация может спровоцировать их на опробование наркотиков и других отравляющих веществ.

Подчеркнуть в беседе, что наркоман или алкоголик - это автомат, робот, управляемый наркотиком и прочими ядами. Раскрывая перед учащимися опасность потребления алкоголя, основное внимание следует сконцентрировать на том огромном ущербе, который наносят пьянство и алкоголизм экономике страны, производительности и качеству труда, работоспособности людей.

Необходимо убеждать подростков в том, что жизнь может предоставить им много интересного, что нет неразрешимых проблем и безвыходных ситуаций. Вовлекать подростков в общественную деятельность, которая потребует от них выработки положительных качеств, будет способствовать профилактике отклоняющегося поведения. Задача учителя - из просвещенного подростка воспитать социально неравнодушную личность, которая в любой ситуации сможет противостоять наркомании.

Новизна:

Новизной данного опыта является подход к организации профилактической работы со старшеклассниками. В данной работе нет традиционной системы в виде обычной беседы. В данной работе используются приемы группового взаимодействия: игра-активизатор, групповые дискуссии, обсуждения, просмотр фильма и презентации.

Для проведения данного мероприятия были использованы технические средства (ноутбук, мультимидийный проектор, экран). Школьники не только смотрели презентацию и фильм, но и участвовали в дискуссиях, работали в группах.

Приложение:

Презентация «О вреде курения»

Видеоролик «Что прячется в сигарете»

Видеоролик «Ягуар»

Цель: Развитие у подростков сферы содержательных интересов, освоение навыков эффективной социальной адаптации, формирование устойчивости к негативному социальному влиянию

Способствовать формированию знаний о вреде наркомании, алкоголизма и табакокурения.

Выработать негативное отношение к употреблению ПАВ.

Познакомить с распространенными мотивами и последствиями употребления ПАВ.

Задачи:

Провести анкетирование старшеклассников с целью выявления их потребностей в «новых ощущениях»;

Заложить основу для роста самосознания и самооценки учащихся через работу в группах при ответах на проблемные вопросы.

Оборудование: ноутбук, мультимедийный проектор, экран, листы бумаги, фломастеры.

Дидактический материал: тест, таблица.

Этапы проведения внеклассного мероприятия:

Вступительное слово учителя (1-2 мин).

Игра-активатор "Иди к нам"(3-5 мин).

Проведение анкетирования (10 - 15 мин).

Обсуждение анкетирования (5-6 мин).

Презентация «Курение» (3-4 мин)

Обсуждение презентации (3-5 мин)

Работа в группах (15-20 мин)

Обсуждение работы в группах (3-5 мин)

Просмотр видеороликов (14 мин).

Обсуждение видеороликов (3-5 мин)

Подведение итогов (2-3 мин).

Адресован:

Обучающимся первого курса (возраст от 15-19лет)

Ход проведения мероприятия:

Вступительное слово учителя.

В последнее время очень много говорят о психоактивных веществах и последствиях их употребления. Эта беда стала всемирной и найти пути её решения достаточно сложно.

Ты есть, я есть, он есть,

А жизнь у каждого своя.

И ей цена - достоинство и честь,

Есть возраст переходных лет,

Какой бы сложной не была она.

Для многих начинается рассвет,

А кто-то погружается во тьму.

Ты есть, я есть, он есть,

Лишь вместе мы сумеем зло пресечь

И сохранить достоинство, чтоб жить.

Сегодня мы поговорим о вреде табакокурения, алкоголизма и наркомании.

Проведение игры-активатора "Иди к нам".

Класс делится на две команды, а один человек выходит на середину класса. Команда №1 будет представлять ведущих здоровый образ жизни, команда №2 - употребляющих ПАВ. Ваша задача переманить вышедшего в свою команду.

(обсуждение).

Как вы видите, противостоять группе иногда бывает очень сложно. Нет однозначной аксиомы для защиты от натиска толпы. Но есть замечательный альтернативный вариант - определиться в своем отношеннии к уупотреблению психоактивных веществ и найти себе друзей с такими же убеждениями и интересами.

С точки зрения склонности человека к попаданию в зависимость от химических веществ психостимулирующего ряда в достаточной степени понятно одно: чем более выражена у человека склонность к поиску новых ощущений, тем выше вероятность того, что, попробовав один из наркотиков такого типа, он быстро попадёт в зависимость от него.

Давайте проведем краткий вариант психологического опросника М. Цукермана, который позволяет показать степень выраженности такой потребности у каждого отдельного человека.

Вашему вниманию предлагается ряд утверждений, которые объединены в пары. Из каждой пары вам необходимо выбрать одно, которое наиболее характерно для вас, и отметить его.

Текст опросника

1 а) Я бы предпочёл работу, требующую многочисленных разъездов и путешествий,

б) Я бы предпочёл работать на одном месте.

2 а) Меня взбадривает свежий, прохладный день,

б) В прохладный день я не могу дождаться, когда попаду домой.

3 а) Мне нравятся все запахи человеческого тела,

б) Мне не нравятся все запахи человеческого тела.

4 а) Мне не хотелось бы попробовать какой-нибудь наркотик, который мог бы оказать на
меня незнакомое воздействие,

б) Я бы попробовал какой-нибудь из незнакомых наркотиков, вызывающих
галлюцинации.

5 а) Я бы предпочёл жить в идеальном обществе, где каждый безопасен, надёжен и
счастлив,

б) Я бы предпочёл жить в неопределённые, смутные дни нашей истории.

6 а) Я не могу вынести поездку на машине с водителем, который любит скорость,

б) Иногда я люблю ездить на машине очень быстро, так как нахожу это
возбуждающим.

7 а) Если бы я был продавцом, то предпочёл бы твёрдый оклад, а не сдельную зарплату с риском заработать мало или совсем ничего,

б) Если бы я был продавцом, то я бы предпочёл работать сдельно, так как у меня была бы возможность заработать.

8 а) Я не люблю спорить с людьми, взгляды которых резко отличаются от моих, поскольку такие споры всегда неразрешимы.

б) Я считаю, что люди, которые не согласны с моими взглядами, больше стимулируют моё мышление, чем люди, которые согласны со мной.

9 а) Большинство людей тратят в целом слишком много денег на страхование,

б) Страхование - это то, без чего не смог бы позволить себе обойтись ни один человек.

10 а) Я бы не хотел оказаться загипнотизированным,

б) Я бы хотел попробовать оказаться загипнотизированным.

11 а) Наиболее важная цель в жизни - жить на полную катушку и взять от неё столько, сколько возможно,

б) Наиболее важная цель в жизни - обрести спокойствие и счастье.

12 а) В холодную воду я вхожу постепенно, дав себе время привыкнуть к ней,

б) Я люблю сразу нырнуть или прыгнуть в море или холодный бассейн.

13 а) В большинстве видов современной музыки мне не нравятся беспорядочность и дисгармоничность,

б) Я люблю слушать новые и необычные виды музыки.

14 а) Худший социальный недостаток - быть грубым, невоспитанным человеком,

б) Худший социальный недостаток - быть скучным человеком, занудой.

15 а) Я предпочитаю эмоционально-выразительных людей, даже если они немного неуравновешенны,

б) Я предпочитаю больше людей спокойных, даже «отрегулированных».

16 а) У людей, ездящих на мотоциклах, должно быть, есть какая-то неосознаваемая потребность причинить себе боль, вред,

б) Мне бы понравилось водить мотоцикл или ездить на нём.

Обработка и интерпретация

Полученные ответы соотносятся с ключом:

1 а 5 б 9 а 13 б

2 а 6 б 10 б 14 б

3 б 7 б 11 б 15 б

4 б 8 б 12 б 16 б

Каждый ответ, совпавший с ключом, оценивается в 1 балл. Полученные баллы суммируются. Сумма совпадений и является показателем уровня потребностей в новых ощущениях.

Высокий уровень потребностей в ощущениях (11-16 баллов) означает наличие у вас влечения, возможно бесконтрольного, к новым, «щекочущим нервы» впечатлениям, что часто может провоцировать на участие в рискованных авантюрах и мероприятиях.

Риск попасть в зависимость от кокаина и других психостимуляторов очень велик.

От 6 до 10 баллов - средний уровень потребностей в новых ощущениях. Он свидетельствует об умении контролировать такие потребности, об умеренности в их удовлетворении, то есть о сдержанности и рассудительности в необходимых моментах жизни.

Вероятность попасть в ситуацию психической зависимости - низкая. Скорее всего, вы сможете справиться с собой и преодолеть собственные ошибки, если вы их уже совершили.

Низкий уровень потребностей в ощущениях (от 0 до 5 баллов) означает присутствие предусмотрительности и осторожности, порой в ущерб получению новых впечатлений и рискованных удовольствий. Испытуемый с таким показателем предпочитает стабильность и упорядоченность неизвестному и неожиданному в жизни.

Обсуждение анкетирования.

  1. Курение. О вреде курения сказано немало. Какой вред наносит курение человеку? У курильщика ухудшается память, внимание, почерк. Никотин - один из самых опасный ядов растительного происхождения. (презентация)

  2. Алкоголь.

Употребляешь ли ты когда-нибудь алкоголь? Знаешь ли ты последствия этого? Что ты знаешь о пиве, вине и более крепких алкогольных напитках? Обсудите с одноклассниками, что вы думаете об употреблении алкоголя. В группах из 3-4 человек выполните следующие упражнения.

УПРАЖНЕНИЕ. Мнения об алкоголе. Что нужно делать?

  • Перепиши следующий список мнений. Поставь галочку там, где ты согласен или не согласен.

  • Сравни свое мнение с мнением других.

МНЕНИЕ

СОГЛАСЕН

НЕ СОГЛАСЕН

1. Алкоголь делает вечеринку более веселой
2. При употреблении алкоголя легче завязывать
знакомства
3. Тебе легче начать употреблять алкоголь, когда пьют твои родители
3. Если ты не пьешь, то твои друзья смотрят на тебя как на слабого

К чему вы пришли?

  • Что ты отметил, сравнивая различные мнения?

Люди употребляют алкоголь уже на протяжении многих веков. До Рождества Христова греки и римляне пили вино. Германским племенам очень хорошо был известен процесс брожения.

Алкоголь получается в результате брожения сахара, содержащегося в фруктах, винограде, пшенице и картофеле. Это прозрачная и бесцветная жидкость, не имеющая запаха. Алкоголь составляет лишь часть в алкогольных напитках, которые включают в себя также воду и вещества, придающие им запах и вкус.

Существует три типа алкогольных напитков: пиво, вино и крепкие напитки. Пиво делается из пшеницы и других злаковых. Вино - из винограда. Крепкие напитки: водка делается из пшеницы, а коньяк из винограда и фруктов. В разных алкогольных напитках различное содержание алкоголя. В пиве порядка 3-5 %. В вине около 12 %. В крепких напитках обычно 30-40 %.

Разберем несколько ситуаций.

СИТУАЦИЯ 1.

День был жаркий. Отец пахал в поле. Мать попросила отнести ему бутылку с холодным пивом. Я взял с собой лучшего друга.

- Небось, вкусно! - сказал друг

- Наверно, раз взрослые его любят, - ответил я.

  • Давай попробуем, - предложил друг.

  • А мы не привыкнем?

(обсуждение)

1. Что такое привыкание к алкоголю?

2.Что значит быть зависимым от алкоголя? Что характеризует эту зависимость?

3.С какими проблемами здоровья сталкиваются люди, которые пьют много и часто?

СИТУАЦИЯ 2.

Скоро дома у одного нашего одноклассника будет вечеринка. Родителей в этот вечер не будет. Часть друзей считает, что алкоголя на ней не должно быть. А часть думает, что лучше, чтобы он был, так как с ним будет веселее. Они говорят, что каждый пусть сам для себя решает: пить ему или не пить.

(Обсуждение)

1.Как ты думаешь, должен ли быть на вечеринках в классе алкоголь? Объясни свой ответ.

2.Если на вечеринке твои друзья выпивают, присоединишься ли к ним и ты?

3.Ниже приводится несколько выходов, чтобы алкоголя на вечеринке не было. Какой из них тебе кажется лучшим? Объясни свое решение.
а) Не проводить вечеринку.

б) Если кто-то хочет выпить, пусть приносит алкоголь с собой.

в) Не приносить ничего крепче, чем пиво (3-5 % алкоголя).

г) Вечеринка без алкоголя.

УПРАЖНЕНИЕ. Нет, спасибо!

Создается несколько групп. В каждой группе должны быть:

  • лист бумаги;

маркер.

Выберите вместе со своими товарищами одну из фраз:

Пива хочешь?

Почему нет? Тебе запрещают родители?

Пожалуйста, я уже налил тебе!

Почему бы тебе не выпить стакан вина?

Ты не пьешь? Слабак!

Тебе еще нужно пить молоко!

Не будь таким несговорчивым! Выпей чего-нибудь с нами!

  • напишите эту фразу большими буквами вверху листа.

  • Обсудите в группе, что вы можете ответить, когда не хотите пить?

  • Каждый должен записать как минимум два ответа.

  • Прикрепите лист к стене в кабинете

  • Обсуждение.

  1. Какую фразу ты выбрал и почему?

  2. Как ты думаешь, эта фраза является примером легкого или тяжелого давления? Объясни свой ответ.

  3. Из-за чего может оказаться трудным отказаться?

  4. Случаются ли с тобой такие ситуации, когда тебя вынуждают делать то, чего ты не хочешь?

Как ты в таком случае поступаешь?

Если ты чего-нибудь не хочешь, ты всегда можешь сказать "нет". Ты также всегда можешь объяснить, почему ты отказываешься или просто отшутиться. Можешь так сделать, например, когда на тебя начинают смотреть как на ребенка, если ты не хочешь пить за компанию. Если ты уже выпил, то чрезвычайно трудно отказаться выпить еще. Несколько стаканов алкогольного напитка могут оказаться достаточными, чтобы разрушить твои добрые намерения.

  1. Наркомания. «Мы в ответе за тех, кого приручили», - говорит лис в повести Экзюпери «Маленький принц». И это так - каждый из нас несет ответственности за тех, кого любит, - их счастье, здоровье, их будущее. Но насколько велика эта ответственность? Самой большой ошибкой людей, стремящихся помочь наркоману, является то, что они начинают жить его жизнью - все их время, силы и мысли связаны с тем, как бы в очередной раз удержать наркомана от пробы вещества. Но, отказавшись от собственной жизни, вы заведомо проигрываете. Теперь вы не интересны вашему другу и вряд ли он будет следовать вашему совету. Это совершенно бессмысленная жертва. Не бойтесь демонстрировать свое негативное отношение к увлечению друга и никогда не начинайте употреблять наркотики вместе с ним, чтобы потом «вместе бросить». (просмотр видеороликов, обсуждение).

Что нового узнали из просмотренных видеороликов?

Что полезного вы усвоили для себя?

Заключительное слово учителя:

Природа создала всё, чтобы человек был счастлив. Деревья, яркое солнце, чистую воду, плодородную почву. И нас, людей, - сильных, красивых, здоровых, разумных. Человек рождается для счастья, и, кажется, нет места в его душе для злого духа и низменного порока.

Надеюсь, вы сегодня усвоили хороший урок. Давайте жить. Это так здорово!!!

Список использованной литературы:

  1. Безруких М.М. , Макеева А.Г., Филиппова Т.А. "Все цвета, кроме черного"

  2. Макеева А.Г. «Находим ответы на трудные вопросы», «Разумный выбор, правильное решение»

  3. Романова Е. А. «Дела школьные» сборник сценариев.

  4. Окунева С.М., Шнурко О.В., Соколова В.В., Тюкачева Л.А. «Оценка эффективности внедрения в образовательных учреждениях профилактических программ «Полезные привычки», «Полезные навыки», «Полезный выбор», «Все цвета, кроме черного»».



© 2010-2022