Конспект интерактивного занятия по профориентации на основе музейной педагогике

Интерактивное занятие с элементами экскурсии и психологического тренинга «Найти себя. Я в мире профессий» проходит в форме активного общения, самостоятельного выполнения заданий обучающимися, обсуждения проблемных вопросов. Оно сопровождается компьютерной  презентацией, на занятии  используется постоянная экспозиция и учебная коллекция музея «Никто не забыт, ничто не забыто». Разнообразные виды деятельности обучающихся постоянно чередуются. Занятие проводится в рамках учебного предмета «Професс...
Раздел Классному руководителю
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Департамент образования г. Москвы

Юго-Восточное окружное управление образования

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА МОСКВЫ

СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 2091

109443 г. Москва, Есенинский бульвар, д. 14, корп. 2. тел. /факс 8-499-742-65-71







Конкурс «Времен связующая нить: урок в школьном музее»

Интерактивное занятие для обучающихся основной школы.

Тема: « Найти себя. Я в мире профессий».




Учитель Астафьева Елена Александровна

Контактный телефон: 8(903) 123-30-84


Пояснительная записка

Форма проведения : Интерактивное занятие с элементами экскурсии и психологического тренинга.

Цель: расширение знания о мире профессий, формирование личности с активной гражданской позицией, способной к творческой деятельности и социокультурной компетентности.

формировать реальное представление о возможностях своих профессиональных намерений •

Задачи:

- познакомить обучающихся с типами профессий, с требованиями, которые предъявляет профессия человеку.
- воспитывать интерес и чувство ответственности к выбору профессии

- познакомить ребят с профессией журналист
- развивать умение работать самостоятельно и в команде;
- развивать умение планировать и оценивать свою деятельность.

Интерактивное занятие с элементами экскурсии и психологического тренинга «Найти себя. Я в мире профессий» проходит в форме активного общения, самостоятельного выполнения заданий обучающимися, обсуждения проблемных вопросов. Оно сопровождается компьютерной презентацией, на занятии используется постоянная экспозиция и учебная коллекция музея «Никто не забыт, ничто не забыто». Разнообразные виды деятельности обучающихся постоянно чередуются.

Занятие проводится в рамках учебного предмета «Профессиональное самоопределение» для обучающихся 8-9 классов. Хотя оно может быть реализовано как классный час по профориентации для учащихся 8-11 классов.

Работа организована по группам.

Изучаемые элементы: типы профессий, принципы выбора профессий, психологические особенности личности в соответствии указанной профессией, анализ музейных документов.

Место проведения занятия - учебный кабинет и музей «Никто не забыт, ничто не забыто».

Материально-техническое обеспечение: ноутбук, проектор, экран

Интерактивное занятие с элементами экскурсии и психологического тренинга «Найти себя. Я в мире профессий»

Однажды, на вопрос: "Что же такое счастье?" прозвучал такой ответ:

"Счастье - это когда утром с радостью идёшь на работу, а вечером с радостью возвращаешься домой".

Ход занятия.

  1. Орг. момент.

  2. Вступительное слово учителя.

Слайд 1, 2

- Познакомьтесь с эпиграфом, интерпретируйте его в соответствии с темой урока. Может ли стать человек счастливы , выбрав профессию по душе?

(ответы обучающихся)

- На первом месте среди вопросов, волнующих подростков, несомненно, стоит проблема выбора профессии. Каждому важно выбрать для себя дело, которому он готов будет посвятить свою жизнь.

- Попробуйте сформулировать цель и задачи нашей совместной работы.

Слайд 3

-Основные вопросы: Какую профессию выбрать и как сделать правильный выбор?

-Сегодня мы попытаемся сформулировать правила выбора профессии, выясним, какие требования предъявляет тот или иной тип профессии человеку и подробнее познакомимся с одной из актуальных, и , пожалуй, одной из самых опасных профессий.

Конечно, сложно выбрать из огромного множества ту профессию, которая станет твоим призванием. Никто не застрахован от ошибки, но прежде чем принять окончательное решение, нужно проанализировать все варианты, взвесить «за» и «против».

3. Работа по теме занятия.

А) О принципах выбора профессии.

- Какие, на ваш взгляд, основные принципы выбора профессии?

(Интерес, возможности, доход, актуальность).

Слайд 4 ( ХОЧУ, МОГУ, НАДО)

- Прокомментируйте эти составляющие.

( Обучающиеся дают свои комментарии)

-Наиболее важным является соответствие выбранной профессии личностным особенностям человека.

- Ребята, как вы думаете, почему важно выбирать профессию с учётом своего характера и своих способностей?

(Раздражительному, неуравновешенному человеку не подойдут профессии, связанные с общением (психолог, учитель, врач)). Активному и творческому трудно будет работать бухгалтером или архивариусом, а медлительный человек не сможет работать в сфере обслуживания (кассир, продавец).

Каждый человек знает свои особенности и, исходя из них, должен постараться выбрать для себя подходящую профессию.

Б) О типах профессий

- Чтобы человеку легче было ориентироваться в мире профессий, учёные разделили их на 5 типов в зависимости от предмета труда:

Слайд 5

- Человек - природа.

- Человек - техника.

- Человек - человек.

-Человек - знаковая система.

-Человек - художественный образ.

В) Работа в группах

Слайд 6 Задание 1: Подберите и запишите в бланк как можно больше примеров профессий данного вам типа. (3мин.)

Задание2: Определите, какие требования предъявляет каждая группа профессий человеку?( 2 мин.)

(обучающиеся представляют результаты работы )

Слайд 7

- А теперь я вам предлагаю решить практическую задачу.

(На полу разложена лента, которая символизирует узкий мост. Дети (по 2 человека от группы) стоят у обоих её концов).

Задача: Представьте, что вы находитесь на разных сторонах пропасти, и её необходимо преодолеть. Края пропасти соединяет узкий мост, на нем может поместиться лишь один человек. Вы одновременно выходите навстречу друг другу. Ваша задача оказаться на противоположной стороне. Попробуйте решить эту проблему.

- Пара какой команды нашла верный выход? Какой вывод мы можем сделать?

В) Об актуальности профессий.

- Какие из профессий, на ваш взгляд, являются востребованными в современном обществе? А какие можно считать наиболее опасными для жизни?

(шахтёр, журналист, спасатель, пожарный, полицейский, промышленные альпинисты, монтажники-высотники, мойщики стёкол на высотных зданиях, стюардессы, врачи, педагоги)

Слайд 8

- Мы сегодня подробнее остановимся на профессии журналиста, точнее, военного корреспондента.

Слайд 9 О профессии стрингера.

- Какими качествами должен обладать журналист? (коммуникабельность, активность, целеустремлённость, креативность, объективность, гражданственность и др.)

Слайд 10.

- А какие умения должны быть развиты у носителя этой профессии?

4. Закрепление изученного на основе музейного материала.

- Ребята, подумайте, как наша школа связана с профессией военного корреспондента? Как вы думаете, что должен сделать журналист, чтобы ему была посвящена музейная экспозиция? (Ответы обучающихся)

- Наш школьный музей хранит материал о жизни и творчестве Сергея Станиславовича Говорухина.

Слайд 11

Чтобы подробнее познакомиться с его жизнью и профессиональной деятельностью, прошу вас пройти в музейную комнату и стать участниками экскурсии.

(экскурсовод знакомит обучающихся со сведениями из жизни сценариста)

-Как вы думаете, был ли Сергей Станиславович успешен в своей профессии?

Слайд 12

- Какие качества характера и какие личностные способности позволили ему состояться в жизни, оставить такой яркий след?

- Чтобы ответить на эти вопросы, я предлагаю поработать с документами, которые помогут нам узнать этого человека, сделать вывод о его профессиональном выборе.

Практическая работа. Слайд 13

(В течение 7 мин. участники групп выполняют анализ представленных материалов, затем в течение 2 минут представляют результаты своей работы).

1 группа анализирует документы , характеризующие детские годы сценариста( игрушка детская, поздравительная открытка, выполненная своими руками);

2 группа работает с письмами Сергея Станиславовича, адресованными матери.

3 группа интерпретирует стихи сценариста.

4 группа работает с фотографиями

5 группа составляет словесный портрет военного корреспондента.

5. Презентация деятельности групп.

Слайд 14

- Каким же был Сергей Станиславович Говорухин? Какие качества характера вы отметили, изучив предложенный материал? Способствовали ли они выбору профессионального пути?

(презентация работы каждой группы, подведение итогов, оценка деятельности групп)

6. Подведение итогов.

- Сергей Станиславович выбрал свой профессиональный путь, о котором он никогда не пожалел, профессия стала частью его жизни.

Этого человека нет уже 5 лет, но мы помним о нём, читаем его стихи, очерки, смотрим фильмы, в которых он говорил правду, рассказывал об ужасах войны, о послевоенной жизни ребят, защищавших интересы России. И всё это для того, чтобы следующее поколение задумалось над смыслом существования человека и всего человечества.

Он никогда не прятался от пуль, всегда был на передовой, был настоящим, был профессионалом своего дела. Он остался в памяти тех, кто был с ним знаком, кому он когда-то помог, кто был с ним рядом в Афганистане и в Чечне. Он достойно прожил жизнь.

В этой жизни, ребята, каким бы делом вы не занимались, в какой сфере бы вы не работали, самое главное - всегда оставаться человеком.

Именно об этом говорит Говорухин своему младшему сыну:

Сколько в жизни тебе отмерено

Одиночества и тревог,

Когда ступишь ты неуверенно

На единственную из дорог.

Оставайся подольше искоркой,

Колокольчиком в ссудный час.

Сохрани себя, сын мой, искренним,

Не запутавшись среди нас…

7. Рефлексия. Заключительная часть.

-Сегодняшнюю встречу я хочу закончить словами Константина Дмитриевича Ушинского «Если вы удачно выберете труд и вложите в него всю свою душу, то счастье само вас отыщет».

Я искренне желаю вам выбрать тот труд, который станет вашей судьбой

и сделает вас счастливыми.

Человек - природа.

Человек - техника.

Человек - человек.

Человек - знаковая система.

Человек - художественный образ

1-ая группа: актёр, режиссёр ветеринар, , водитель, слесарь, инженер, конструктор, лётчик овцевод, селекционер, зоотехник, кинолог, геолог, охотовед, фокусник, эколог, мелиоратор, машинист, электрик, строитель, учитель, врач, журналист, продавец, медсестра, бухгалтер, экономист,

автослесарь, сантехник, балерина, горнорабочий, воспитатель, официант, юрист, парикмахер, экскурсовод учёный, лингвист, математик, программист, нотариус, скульптор, дирижёр, агроном, гидролог, художник, , артист, дизайнер, , поэт, композитор, фотограф

2-ая группа: актёр, режиссёр ветеринар, , водитель, слесарь, инженер, конструктор, лётчик овцевод, селекционер, зоотехник, кинолог, геолог, охотовед, фокусник, эколог, мелиоратор, машинист, электрик, строитель, учитель, врач, журналист, продавец, медсестра, бухгалтер, экономист,

автослесарь, сантехник, балерина, горнорабочий, воспитатель, официант, юрист, парикмахер, экскурсовод учёный, лингвист, математик, программист, нотариус, скульптор, дирижёр, агроном, гидролог, художник, артист, дизайнер, , поэт, композитор, фотограф

3-я группа: актёр, режиссёр ветеринар, , водитель, слесарь, инженер, конструктор, лётчик овцевод, селекционер, зоотехник, кинолог, геолог, охотовед, фокусник, эколог, мелиоратор, машинист, электрик, строитель, учитель, врач, журналист, продавец, медсестра, бухгалтер, экономист,

автослесарь, сантехник, балерина, горнорабочий, воспитатель, официант, юрист, парикмахер, экскурсовод учёный, лингвист, математик, программист, нотариус, скульптор, дирижёр, агроном, гидролог, художник, артист, дизайнер, , поэт, композитор, фотограф

4-ая группа: актёр, режиссёр ветеринар, , водитель, слесарь, инженер, конструктор, лётчик овцевод, селекционер, зоотехник, кинолог, геолог, охотовед, фокусник, эколог, мелиоратор, машинист, электрик, строитель, учитель, врач, журналист, продавец, медсестра, бухгалтер, экономист,

автослесарь, сантехник, балерина, горнорабочий, воспитатель, официант, юрист, парикмахер, экскурсовод учёный, лингвист, математик, программист, нотариус, скульптор, дирижёр, агроном, гидролог, художник, артист, дизайнер, , поэт, композитор, фотограф


© 2010-2022