Мастер-класс для классных руководителей Толерантность

Раздел Классному руководителю
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат zip
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Труховская Жанна Анатольевна, заместитель директора по ВР ГУ «Железнодорожная средняя школа»

Мастер-класс для классных руководителей Толерантность

МАСТЕР-КЛАСС

«ВОСПИТАНИЕ ТОЛЕРАНТНОСТИ У ШКОЛЬНИКОВ: ПРИЕМЫ ДЛЯ ИНДИВИДУАЛЬНОЙ И ГРУППОВОЙ РАБОТЫ»

Цели мастер-класса:

  • Расширить представления заместителей директоров по ВР о понятии «толерантность», сформировать позитивные стереотипы мышления и поведения в межкультурном общении;

  • развить коммуникативные навыки и сформировать умения реализовывать полученные знания и навыки в реальных жизненных ситуациях;

  • повысить уровень информированности педагогов по вопросам межнациональных отношений и межкультурного взаимодействия;

  • инициировать разработку и реализацию проектов по формированию культуры толерантности в школьном сообществе;

  • содействовать распространению полученного в ходе мастер-класса опыта по воспитанию толерантного сознания и поведения у школьников и педагогов;

  • передать опыт организации интерактивной деятельности учащихся в целях формирования толерантности.

«Я, ты, он, она - вместе дружная страна, вместе - дружная семья, в слове «мы» - сто тысяч «я»!» - так оптимистично и жизнеутверждающе начинается некогда очень популярная, а сегодня просто актуальная песня. Далее, если вспомнить, в песне следует описание «большеглазых, озорных, черных, белых и цветных, рыжих и веселых», которые, несмотря на разность внешних данных, интересов и увлечений, взглядов и убеждений, довольно неплохо уживались в одной стране.

Но так поется в песне, а в жизни все намного сложнее.

В нашей жизни за последние двадцать лет постоянно встает вопрос: возможно ли говорить о проблеме толерантности? Какое, например, толерантное отношение может быть к террористам, убийцам ни в чем неповинных людей? Ответ на этот вопрос не лежит на поверхности, а сама проблема достаточно противоречива. Однако данный вопрос не может остаться и не остается риторическим. Его решают многие ученые-теоретики и практики, люди, не равнодушные к тому, что происходит с родом homo sapiens. Попытаемся внести и свою лепту в решение этого вопроса и начнем с определения основополагающей категории.

Я хочу начать с вопроса: «Какое растение самое толерантное к солнцу?». Это подсолнух. Ему посвящено много стихов, песен, прозаических произведений:

«Всё утро дождик… Ничего весёлого.

Но есть у солнца друг - один из лучших.

Упрямо поворачивая голову,

Он ищет солнце, спрятанное в тучах».

Но более всего подсолнух прославился в полотне Винсента Ван Гога «Подсолнухи», являющимся самой дорогой картиной в мире.

Солнечный, теплый, яркий подсолнух - эмблема нашей встречи. Да и символом воспитательного процесса его тоже можно назвать: разве не мечта каждого воспитателя вырастить огромное поле подсолнухов, для которых ты и твои слова, поступки, наставления и пример - солнце?!

Проживание в мире и согласии предполагает наличие у каждого таких человеческих качеств, как взаимопонимание, взаимоуважение, ответственность, доброжелательность, сдержанность, уступчивость, коммуникабельность, терпимость...

Краткое обращение к таблице «Что включает в себя понятие «толерантность»?»

Мастер-класс для классных руководителей Толерантность

Отдельно хотелось бы подчеркнуть важность формирования у человека с самого детства такого качества, как терпимость.

К сожалению, дух нетерпимости, неприязни к другой культуре, образу жизни, верованиям, убеждениям, привычкам всегда существовал и продолжает существовать в наше время как в обществе в целом, так и в отдельных его институтах. Не является исключением и школа. Следует отметить, что предметом нетерпимости в школе может выступать как национальная, религиозная, этническая, социальная, половая принадлежность ребенка, так и особенности его внешнего вида, интересы, увлечения, привычки.

Перед классными руководителями стоит задача приобщить учащихся к культурам и традициям различных национальностей, корректировать воздействие на детей социально-этнических факторов и формировать у них чувство и сознание граждан мира.

На всех этапах работы с коллективом, где представлены разные национальности, независимо от возраста учащихся классному руководителю необходимо продумать практические меры, чтобы детям легче было преодолеть в себе национальную замкнутость, эгоизм, использовать возможности коллектива для противодействия вредным националистическим влияниям.

Согласитесь, что в обществе бытует мнение, что чукчи не совсем умные, а японцы - интеллектуалы; украинцы - жадные, а казахи - непунктуальные; грузины - любвеобильные без всякой меры, а англичане - чопорные и педантичные. Этот ряд можно было бы продолжать еще очень долго.

Чтобы разрушить сложившиеся стереотипы в обществе по восприятию национальностей, можно предложить старшеклассникам следующий вид работы.

Мастер-класс для классных руководителей Толерантность

Тренинг 1. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНО-КУЛЬТУРНОГО УРОВНЯ ПРЕДСТАВИТЕЛЕЙ РАЗЛИЧНЫХ НАЦИОНАЛЬНОСТЕЙ. (Работа над анкетой.)

  1. Задание.

  • Анонимно заполнить анкету.

  • Определить интеллектуально-культурный уровень разных национальностей (от 1 до 10 баллов).

Анкетный лист.


  • Американцы -

  • Немцы -

  • Французы -

  • Англичане -

  • Турки -

  • Казахи -

  • Евреи -

  • Японцы -

  • Китайцы -

  • Русские -

  • Украинцы -

  • Азербайджанцы -

  • Узбеки -

  • Татары -

  • Киргизы -

  • Чеченцы -

  • Корейцы -

  • Белорусы -

АНАЛИЗ РАБОТЫ НАД АНКЕТОЙ.

Анонимно заполненные анкеты сдаются без обсуждения.

? Вопросы участникам.

  • Было ли легко выполнить данное задание? Почему?

  • Какие обстоятельства повлияли на выставление вашей самой высокой оценки?

  • Какие обстоятельства повлияли на выставление вашей самой низкой оценки?

  • Есть ли в анкете национальности, интеллектуально-культурный уровень которых вы не смогли определить? Почему?

  • Появлялись ли у вас затруднения при заполнении анкеты? Почему?

  • Считаете ли вы этичным проводить такую анкету? Почему?

На глазах у всех разорвать анкеты и выбросить в урну.

Можно составить список «ингредиентов», которые делают толерантность качеством, приносящим успех и хорошие взаимоотношения. Такими ингредиентами стали: понимание, тактичность, смирение, самообладание, покой, любовь, милосердие, энтузиазм, легкость, чувство юмора, интровертность, прощение, отрешенность, самоуважение, чувство достоинства.

Также можно найти те "элементы", которые разрушают толерантность или в значительной степени ослабляют ее:

  • Вспоминать прошлое. Это ведет к большим потерям ментальной энергии. К прошлому необходимо правильное отношение: извлекли урок и забыли.

  • Смотреть на зло, замечать недостатки и слабости других. К этому можно отнести фильмы, литературу, материалы СМИ, которые пропагандируют насилие;

  • Слушать зло (слухи, сплетни, неправильные вещи);

  • Говорить пустое и плохое (грубая, нецивилизованная речь, "закулисные" разговоры и т.п.).

Мастер-класс для классных руководителей Толерантность

Одной из наиболее распространенных проблем классных руководителей является проблема межличностных отношений в классе, в основе которых часто лежат явления нетерпимости.

В педагогической практике накоплено немало методов, форм и приемов работы по воспитанию толерантности у школьников, связанных с организацией деятельности детей в классе, использованием произведений художественной литературы и кинофильмов, организацией диалоговых форм работы (дискуссий, диспутов, дебатов). Предлагаемые далее приемы и упражнения, надеюсь, пополнят копилку воспитательных средств классного руководителя и будут способствовать установлению доброжелательной атмосферы в классном коллективе.

Мастер-класс для классных руководителей Толерантность

Тренинг 2. «Обнаружение противоречий» Мастер-класс для классных руководителей Толерантность

На флаге и гербе Южной Кореи имеется символический знак - МОНАДА, в котором воплощена древняя восточная теория о двух силах: «Инь» (темной, земной, пассивной, женской) и «Ян» (светлой, небесной, активной, мужской). Вся вселенная покоится на взаимодействии, сотрудничестве и борьбе этих двух начал, которые составляют единство хаоса.

В мире нет силы без слабости, юга без севера, верха без низа, тепла без холода, дня без ночи, жизни без смерти, мужчины без женщины... Учитель может попросить детей продолжить этот ряд.

В человеке, как частичке этого безграничного мира, также уживаются добро и зло, активность и пассивность, правда и ложь, свобода и зависимость, мудрость и глупость... Вновь этот ряд может завершить ребенок. При перечислении пар антонимов учителю следует визуально обращаться к заранее нарисованной модели монады.

Мастер-класс для классных руководителей Толерантность

Тренинг 3. Камушек в ботинке.

У каждого человека имеется свое уязвимое место, своя проблема, свой «камушек в ботинке», который мешает ему свободно двигаться в нужном направлении и дает о себе знать на каждом шагу. Классный руководитель просит ребенка найти в себе то, что мешает жить ему в мире с собой и с окружающими людьми (поиск темного пятна). Когда знаешь свои слабые места, легче с ними бороться, то есть вытряхнуть из ботинка камушек.

Мастер-класс для классных руководителей ТолерантностьСогласно Э. Берну, существует четыре жизненные позиции по отношению к себе и другим:

Я - о'кей, ты - о'кей. Это позиция вполне здоровой личности, символизирующая достойную жизнь, позиция Героев и Принцев, Героинь и Принцесс.

Я - о'кей, ты - не о'кей. Я - Принц, а ты - Лягушка. Это позиция превосходства, надменности, нетерпимости по отношению к людям, которых человек считает недостойным себя.

Я - не о'кей, ты - о'кей. Это позиция неудачника, который потерял веру в себя, занимается самоуничижением и самоедством.

Я - не о'кей, ты - не о'кей. Это позиция безнадежности, отчаяния, потери жизненного смысла.

Мастер-класс для классных руководителей ТолерантностьХочу вас познакомить с «Технологией повседневной толерантности». Как вы думаете, что скрывается под этим понятием? (звучат высказывания)

Я перечислю знакомые, самые обычные для Вас слова. Повседневность - это кофе или чай, пицца, автомобиль, мобильный телефон, компьютер…

Иначе говоря, самые обыденные вещи, без которых невозможна сегодняшняя цивилизация. Это, если можно так сказать, - неоспоримая повседневность, точки отсчета, без которых немыслим день, неделя, год. Утром - кофе, в обед - пицца, летом - отпуск, каждый день автомобиль.

Приведу один известный пример. Речь идет о немецком плакате, формирующем повседневную толерантность. Он был создан в конце 60-х годов, во Франкфурте-на-Майне и публикуется сегодня в немецких школьных учебниках, представлен в музейных витринах и на уличных рекламных тумбах.

Он убедителен для людей разных возрастов, национальностей и вероисповеданий. В нем есть открытое просветительство и скрытая ирония. Его создавали философы, культурологи и активисты университетских молодежных движений 68 года.

Что же собой представляет этот плакат?

Это всего семь строчек, написанных как бы от руки:

Твой Иисус - еврей.

Твой автомобиль - японский.

Твой кофе - бразильский.

Твои цифры - арабские.

Твои буквы - латинские.

Твоя демократия - греческая.

Твой сосед после этого всего - лишь иностранец?

Концепция плаката состоит в том, чтобы дать информационный конструкт - имидж:

  • человек всегда пользуется культурными достижениями, опытом других наций (буквы, цифры, демократия);

  • повседневными трудами других народов (кофе выращивают в одной стране, отпуск проводят в других странах, пользуются автомобилями разных стран).

И символ веры православных и католиков, Иисус Христос был рожден другим народом. Можно ли при этом смотреть свысока на людей других национальностей?!

Что необходимо человеку в эпоху глобализации? Конечно, толерантность.

Мастер-класс для классных руководителей Толерантность

Алхимия толерантности

В средние века ученые искали способ, как обычное железо или другой металл превращать в золото. Если мы за "золото" примем наше хорошее здоровье (в обиходе - "нервы"), стабильное эмоциональное состояние ("настроение"), наши дружеские отношения с другими, способность легко разрешать свои проблемы, то толерантность выступает тем "философским камнем", который способен совершать чудесное превращение "ржавого железа" в настоящее "золото".

В одной древней притче говорится о том, что главная задача учителя - воспитать в ученике человечность и доброту. С тех пор в мире многое изменилось, однако задача осталась прежней и даже обрела имя - толерантность.

Наверное, прежде всего, следует вспомнить, что одно из главных человеческих качеств - это доброта. Именно доброта отличает человека от животного. Уважение к другим, к чужому мнению и чувствам - основа того, что делает человека Человеком. Об этом сегодняшняя притча - притча о толерантности, о том, что все оставляет свой след.

Помните об этом, потому что ненависть, обиды разъедают прежде всего самого человека, испытывающего их. Невозможно развиваться, не избавившись от груза прошлого негатива. Порой так важно остановиться и сказать самому себе: я прощаю и прошу прощения…


Приложение.

Формы работы по воспитанию толерантности

  1. Составление таблицы антиподов

  2. Фестиваль постеров «Планета толерантности»

  3. Тесты и анкеты «Проявляешь ли ты толерантность?», «Насколько вы толерантны?»

  4. Создание презентаций «Толерантная семья», «Толерантная школа», «Толерантный поселок», «Толерантная страна» и т.д.

  5. Методика диагностики уровня школьной тревожности Филипса"

  6. Просмотр и обсуждение кинофильмов:

  • «Список Шиндлера»,

  • «Выше неба»,

  • «Дневник Насти»,

  • х/ф «Заплати другому» (реж. Милли Ледер, США);

  • х/ф «Белый олеандр» (реж. Д.Уэлс и Х.Лоури);

  • х/ф «Спартак и Калашников» (Россия);

  • мультфильмы «Самый, самый», «Маугли», «Гадкий утенок», «Эй, на том берегу».

  • В рамках Программы «Правовая реформа» фонда «Сорос-Казахстан» и долгосрочного проекта ОФ «AURORA» «Право на место под солнцем», создан документальный фильм «Школьный портфель». В фильме поднимаются вопросы доступа к качественному образованию детей из социально-уязвимых групп: дети с особыми потребностями, бездомные дети, дети мигрантов, дети с девиантным поведением и другие.

  1. Чтение и обсуждение притч, сказок, рассказов, таких, например, как:

  • «Две лягушки»

  • сказка-басня «У каждого свое прекрасное место в мире» (сказка О.А.Амбросимовой, журнал «Дошкольная педагогика», № 1,2, 2003, с. 39);

  • «Плюшевая война» Бориса Минаева;

  • «Про кошку и про мышку» (Уйгурская сказка)

  • «Маленькая Баба-Яга» (Сказка Отфрида Пройслера);

  • «Гадкий утенок» и т.д.

  1. Где в Интернете прочитать о толерантности? Полезные сайты:

  • ypk.yspu.yar.ru/tolerance/3-3.htm,

  • kurganpu19.narod.ru,

  • fcoit.ru/internet_conference,

  • tolerance.ru/p-master-spisok.shtml

  • uraledu.ru/node/26714

  • tolerance.ru

  • tolerance.fio.ru

  • Проект Что значит быть толерантным?

  • Урок толерантности/10 класс

  • Классный час Воспитание толерантности

  • Комплект ЦОР к учебнику обществознания под ред. Л.Н. Боголюбова, А.Ю. Лазебниковой.

  • Толерантность. (Материал из Википедии - свободной энциклопедии)

  • Декларация принципов толерантности: Утверждена резолюцией 5.61 генеральной конференции ЮНЕСКО от 16 ноября 1995 года. Провозглашена и подписана 16 ноября 1995 года. В том же году перевод Декларации на русский язык с английского «Declaration of principles on tolerancе» был зарегистрирован как «Декларация принципов терпимости»

  • Толерантность (А.Б. Орлов, А.З.Шапиро. Энциклопедия "Кругосвет")

  • Сайт "Толерантность: декларация принципов"

  • Толерантность / Общ. ред. М. П. Мчедлова. - М.: Республика, 2004. - 416 с. ISBN 5-250-01874-2

  • Как воспитать толерантность

  • Толерантность. Программа правительства Санкт-Петербурга

  • Уроки толерантности в начальной школе

  • Игра-дискуссия на развитие толерантности для учащихся 5-6-х классов

  • Классный час толерантности в 6 классе "И на солнце есть пятна"

  • Классный час "Межэтническая толерантность - путь к миру и согласию"

  • Формирование толерантных отношений в классе

  • Формирование толерантности "Толерантность - гармония многообразия"

  1. Тематика докладов по проблемам толерантности для секции классных руководителей:

  • «Система этико-правового образования - система формирования толерантности. Петербургская модель гражданско-правового образования»

  • «Социальные и психологические корни интолерантности»;

  • «Невыдуманные рассказы о проявлениях интолерантности»;

  • Презентация книги Н.И.Элиасберг «К толерантности шаг за шагом»;

  • «Роль интерактивных методов в решении задач формирования толерантности»;

  • «Интерактивные методы работы с учащимися для развития толерантности и профилактики экстремизма»

Притчи

Мастер-класс для классных руководителей ТолерантностьДва друга

Однажды два друга поспорили, и один из них ударил другого. Последний, чувствуя боль, но ничего не говоря, написал на песке: "Сегодня мой лучший друг дал мне пощёчину". Они продолжали идти, и нашли озеро, в котором решили искупаться. Тот, который получил пощёчину, едва не утонул, и друг его спас. Когда тонувший пришёл в себя, он написал на камне: "Сегодня мой лучший друг спас мне жизнь". Тот, кто дал пощёчину и который спас жизнь своему другу, спросил его: - Когда я тебя обидел, ты написал на песке, а теперь ты пишешь на камне. Почему? Друг ответил: - Когда кто-либо нас обижает, мы должны написать это на песке, чтобы ветры могли стереть это. Но когда кто-либо делает что-либо хорошее, мы должны выбить это на камне, чтобы никакой ветер не смог бы стереть это.

  • Пожалуйста, помните о том, что учителя много сделали для вас хорошего.

  • Конечно, сегодня мы не решим всех проблем, такие сложные дела быстро не разрешаются. Вы это тоже понимаете, т.к. уже взрослые люди. Но я все же расскажу вам притчу, рассказанную маленькому индейцу.

Мастер-класс для классных руководителей ТолерантностьПритча о двух волках

Когда-то давно старый индеец открыл своему внуку одну жизненную истину. В каждом человеке идет борьба, очень похожая на борьбу двух волков. Один волк представляет зло - зависть, ревность, сожаление, эгоизм, амбиции, ложь… Другой волк представляет добро - мир, любовь, надежду, истину, доброту, верность… Маленький индеец, тронутый до глубины души словами деда, на несколько мгновений задумался, а потом спросил: "А какой волк в конце побеждает?". Старый индеец едва заметно улыбнулся и ответил: "Всегда побеждает тот волк, которого ты кормишь". Я очень надеюсь на то, что мы вместе кормим доброго волка. Потому что согласны с выражением Марка Твена: "Доброта - это то, что может услышать глухой и увидеть слепой". И наша с вами дружба тому доказательство.

Мастер-класс для классных руководителей Толерантность «ЛАДНАЯ СЕМЬЯ» (китайская притча)

Жила-была на свете семья. Она была не простая. Более 100 человек насчитывалось в этой семье. И занимала она целое село. Так жили всей семьей и всем селом. Вы скажете: ну и что, мало ли семейств на свете, но дело в том, что семья была особая, и лад царили в той семье и, стало быть, на селе. Ни ссор, ни ругани, ни, Боже упаси, драк и раздоров.

Дошел слух об этой семье до самого владыки страны. И он решил проверить, правду ли молвят люди. Прибыл он в село, и душа его возрадовалась: кругом чистота, красота, достаток и мир. Хорошо детям, спокойно старикам. Удивился владыка. Решил узнать, как жители села добились такого лада, пришел к главе семьи; расскажи, мол, как ты добиваешься такого согласия и мира в твоей семье. Тот взял лист бумаги и стал что-то писать. Писал долго. Видно, не очень силен был в грамоте.

Затем передал лист владыке. Тот взял бумагу и стал разбирать каракули старика. Разобрал с трудом и удивился. Три слова были начертаны на бумаге: ЛЮБОВЬ, ПРОЩЕНИЕ, ТЕРПЕНИЕ. И в конце листа: Сто раз ЛЮБОВЬ, Сто раз ПРОЩЕНИЕ, Сто раз ТЕРПЕНИЕ. Прочел владыка, почесал, как водится, за ухом и спросил:

  • И все?

  • Да, - ответил старик, - это и есть основа жизни всякой хорошей семьи. - И, подумав, добавил: - И мира тоже».




11


© 2010-2022