Методическая разработка заседания факультета общественных профессий

Раздел Классному руководителю
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Комитет образования и науки Курской области
ДМИТРИЕВСКИЙ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫЙ ТЕХНИКУМ








МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА


ЗАСЕДАНИЯ ФАКУЛЬТЕТА ОБЩЕСТВЕННЫХ ПРОФЕССИЙ

(ФОП ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ЗНАНИЙ) «САМ СЕБЕ ПСИХОЛОГ»

«СТРЕСС, КАК ЕГО ПРЕОДОЛЕТЬ?»









РАЗРАБОТАЛА:

ПРЕПОДАВАТЕЛЬ

Ильвутченкова Н.В.















ДМИТРИЕВ,

2015г.



Занятия факультета общественных профессий (ФОП психологических знаний) «Сам себе психолог» представляются актуальной и важной задачей образования и воспитания, получившего социальный заказ на подготовку подрастающего поколения к жизни в правовом демократическом государстве. Именно личностные, психологические факторы выступают на первый план в работе над этой важной задачей. Психологическая культура, толерантность, позитивное самоотношение, понимание интересов, мотивов, чувств и потребностей окружающих людей, умение строить свои отношения с окружающими, уважая их права, и отстаивать свои права конструктивным способом - все это относится к необходимым компонентам личности гражданина демократического общества. Предлагаемый цикл занятий нацелен на развитие социальной компетентности студентов, воспитание гармонично развитой личности, способной к саморазвитию и самосовершенствованию, эффективному функционированию в обществе.

Главная цель занятий - формирование гуманистического мировоззрения и психологической культуры студентов.

Изучение основ психологии может способствовать раскрытию и развитию способностей, овладению навыками самоанализа; пониманию чувств и мотивов поведения других людей; конструктивному повседневному и деловому общению; обучению приемам саморегуляции в стрессовых ситуациях; умению творчески преодолевать конфликты. Студенты смогут научиться моделировать свое будущее, принимать решения, делать выбор и нести за него ответственность, отстаивать свои права, уважая интересы других людей, что позволит ощущать себя полноправными гражданами общества, активными субъектами деятельности и социальной действительности.

Цели проведения: познакомить студентов с понятием «стресс»; влиянием стресса и дистресса на организм и психику человека, дать представление о различных методах саморегуляции эмоциональных состояний;

развивать навыки адаптивного поведения в стрессовых ситуациях, навыки преодоления негативных эмоциональных ситуаций;

воспитывать интерес к собственной личности.

Форма проведения: заседание факультета общественных профессий (ФОП психологических знаний) «Сам себе психолог».

Место проведения: аудитория № 13.

Участники: студенты гр. Б-2.2 II курс

гр. Б -2.1. II курс

Продолжительность занятия: 45 мин.

Оборудование: музыкальная аппаратура, схема уровня стресса.


ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП

Для преподавателя.

1. Подбор литературы для составления сценария.

2. Подбор музыки для релаксации.

3. Составление сценария занятия.

4. Подготовка участников заседания.

Для студентов

1. Подготовка схемы.

2. Оформление аудитории для занятия.

3. Подбор материала для сценария.


Сценарий занятия


Психолог.

Юные годы - время нелегкое. Перед вами постоянно стоит проблема выбора, вы по-новому оцениваете себя, других людей. Иногда неизбежны потери, предательства, разлуки, да и более прозаические вещи - волнение перед экзаменами, ощущение несправедливости, большие перегрузки и недостаточный отдых могут привести к сильному стрессу и депрессии. Вот об этом мы сегодня поговорим. Сейчас мы повсюду: из газет, радио, телевидения слышим это слово. Вот и мы уже несколько минут говорим о стрессе. Я думаю, что каждый из вас вкладывает свой смысл в это понятие. Как вы думаете, что такое стресс?

Высказывания студентов.

Психолог.

Слово «стресс» произошло от английского и означает в переводе давление, нажим, напряжение. Это состояние общего возбуждения организма, психологического напряжения при деятельности в трудных, необычных экстремальных ситуациях. Это неспецифическая реакция организма на резко меняющиеся условия среды. Как вы понимаете словосочетания специфическая реакция и неспецифическая реакция?

Выступление студентки.

Каждое предъявляемое организму требование специфично. Например, на морозе мы дрожим, чтобы выделить больше тепла, а кровеносные сосуды сужаются, уменьшая потери тепла с поверхности кожи. На солнцепеке мы потеем, и испарение пота охлаждает нас. Бег вверх по лестнице требует дополнительного источника энергии, поэтому учащается сердцебиение, повышается кровеносное давление, улучшается кровоснабжение мышц. Все это - специфические реакции организма, позволяющие ему приспособиться к изменившимся условиям.

Психолог.

- А что же такое неспецифическая реакция организма?

Выступление студентки.

Неспецифическими реакциями является необходимость адаптации к возникшей трудности, какова бы она не была. Не имеет значения приятна или неприятна ситуация, с которой мы сталкиваемся. Существенна лишь интенсивность потребности в адаптации. Мать, которой сообщили о гибели в бою единственного сына, испытывает страшное душевное потрясение. Если много лет спустя окажется, что сообщение о гибели было ложным, и сын неожиданно войдет в дом целым и невредимым, она почувствует сильнейшую радость.

Действия этих двух событий - неспецифическая реакция приспособленная к новой ситуации - может быть для организма одинаковым.

Психолог.

Действительно, на рисунке наглядно отражено, что и при горе, и при радости уровень стресса будет одинаковым.

Методическая разработка заседания факультета общественных профессийуровень

стресса

Методическая разработка заседания факультета общественных профессий

Методическая разработка заседания факультета общественных профессий

крайне неприятно крайне неприятно

Понятие «стресс» было введено канадским эндокринологом Гансом Селье. Он разработал теорию стресса, которая имела сначала медицинское значение. В последнее время на 1-е место вышла проблема психоэмоционального стресса.

Студент.

В последнее время также часто употребляется слово «дистресс». Чем они различаются со стрессом?

Психолог

Понятие стресса и дистресса часто путают. Послушайте, что говорит об этом Селье.

(Звучит магнитофонная запись).

Некоторые эмоциональные факторы превращают стресс в дистресс.

Кто может рассказать о фазах развития стресса?

Выступление студентки

Выделяют три фазы развития стресса:

  • реакция тревоги;

  • фаза сопротивления;

  • фаза истощения.

После первоначальной реакции тревоги организм адаптируется и оказывает сопротивление. Однако, стрессор оказался слишком сильным или врожденная приспособленность организма недостаточна, наступает истощение, которое может привести к болезни и даже к летальному исходу. К одной и той же ситуации одному человеку приспособиться легко, а другому подчас невозможно, т.е. у каждого свои стрессоры.

Психолог.

А теперь давайте выясним: каковы главные стрессоры для каждого из вас? Попробуйте завершить следующую фразу: «Я переживаю сильнее стресс, когда…».

(Студенты высказываются по очереди).

Психолог.

Стрессовые ситуации по-разному действуют на людей. Одних сильный стресс мобилизует, других доводит до состояния, близкого к клинической смерти. Если у первых эффективность деятельности во время стресса возрастает (стресс «льва»), то у других она сразу падает (стресс «кролика»). Так, некоторые студенты в ситуации экзамена чувствуют приток сил, повышение тонуса, которые ведут к обостренному восприятию, позволяют выполнить лишь мельком слышанную информацию; другие же от волнения забывают то, что хорошо знают и могут даже упасть в обморок.

- А как вы ведете себя в ситуации стресса?

(Высказывания студентов)

Психолог.

Непрерывная череда стрессов может быть опасной и для здоровья. Послушайте запись.

(Звучит магнитофонная запись)

Психолог.

Выбор правильного реагирования на стресс является одним из главных моментов, обеспечивающих равновесие организма. Как вы думаете, какие это выборы?

Выступление студентки.

В некоторых случаях имеет смысл что-то пропустить мимо ушей; а иногда нужно принять вызов.

Психолог.

Верно. Есть даже высказывание по этому:

«Господи, дай мне терпение принять то, что я не в силах изменить; дай мне силы изменить то, что я могу изменить; и дай мне мудрость научиться отличать одно от другого» (Рейнольд Нейборо) Еще?

Выступление студентки

Большинство людей в равной мере не нравится отсутствие стресса и избыток его. Поэтому каждый должен найти тот уровень стресса, при котором он чувствует себя наиболее комфортно.

Выступление студентки.

Большинству людей в равной мере не нравится отсутствие стресса и избыток его. Поэтому каждый должен найти тот уровень стресса, при котором он чувствует себя наиболее комфортно.

Выступление студентки

Для сохранения душевного равновесия человеку нужны какая-то цель в жизни, которую он считает высокой, и гордость, что он трудится ради ее достижения.

Психолог.

Все это правильно. Но как же справиться со стрессом? Умение справляться со стрессом и депрессией особенно полезно, когда необходимо пережить расставание с близким человеком.

Послушайте запись.

(Звучит магнитофонная запись).

Психолог.

И если вдруг произойдет так, что в жизни вам придется столкнуться с «синдромом разбитого сердца»; то постарайтесь вспомнить наше сегодняшнее занятие и поверить в то, что разрыв пережить можно. Это придает вам храбрость, необходимую для того, чтобы вновь отважиться полюбить.

Давайте узнаем, насколько вы устойчивы к стрессу, проведя тест на самооценку стрессоустойчивости личности.

Тест на самооценку стрессоустойчивости личности

(Психология личности. Тесты, опросники, методики/ Сост. Н.В. Киршева, Н.В. Рябчикова. - М.: Геликон, 1995)

Конфликты, как и ряд других негативных факторов нашей жизни, создают нервозные состояния и часто приводят к стрессу.

Ниже предлагается тест, который позволит вам получить оценку вашего уровня стрессоустойчивости. Вы получите тем более объективный результат, чем более искренними будут ваши ответы. Обведите кружочком подходящий вариант по каждому утверждению (при отсутствии бланков на листочках рядом с номером вопроса ставится балл).

Утверждения

Редко

Иногда

Часто

1.

Я думаю, что меня недооценивают в коллективе

1

2

3

2.

Я стараюсь работать, даже если бываю не совсем здоров

1

2

3

3.

Я постоянно переживаю за качество своей работы

1

2

3

4.

Я бываю настроен агрессивно

1

2

3

5.

Я не терплю критики в свой адрес

1

2

3

6.

Я бываю раздражителен

1

2

3

7.

Я стараюсь быть лидером там, где это возможно

1

2

3

8.

Меня считают человеком настойчивым и напористым

1

2

3

9.

Я страдаю бессонницей

1

2

3

10.

Своим недугам я могу дать отпор

1

2

3

11.

Я эмоционально и болезненно переживаю неприятность

1

2

3

12.

У меня не хватает времени на отдых

1

2

3

13.

У меня возникают конфликтные ситуации

1

2

3

14.

Мне недостает власти, чтобы реализовать себя

1

2

3

15.

У меня не хватает времени, чтобы заняться любимым делом

1

2

3

16.

Я все делаю быстро

1

2

3

17.

Я испытываю страх, что не поступлю в институт (или потеряю работу)

1

2

3

18.

Я действую сгоряча, а затем переживаю за свои дела и поступки

1

2

3

Далее подсчитайте суммарное число баллов, которое вы набрали, и определите, каков уровень вашей стрессоустойчивости, по таблице:

Суммарное число баллов

Уровень вашей стрессоустойчивости

51-54

1- очень низкий

53-50

2- низкий

49-46

3- ниже среднего

45-42

4 - чуть ниже среднего

41-38

5 - средний

37-34

6 - чуть выше среднего

33-30

7 - выше среднего

29-26

8 - высокий

18-25

9 - очень высокий

Чем меньше число (суммарное число) баллов вы набрали, тем выше ваша стрессоустойчивость, и наоборот. Если у вас 1-й и даже 2-й уровень стрессоустойчивости, то вам необходимо кардинально менять свой образ жизни!

Психолог.

А как быть, если все же стресс оказался сильнее вас? Если вы решили самостоятельно бороться за свое душевное равновесие, вам могут быть полезны следующие правила. Послушайте.

(Звучит магнитофонная запись)

Психолог.

Есть несколько способов овладеть своим эмоциональным состоянием и тем самым ослабить влияние стрессовой ситуации. Какие способы вы знаете.

Выступления студентов.

I. Мышечная релаксация.

Еще в начале ХХ века заметили, что умственному напряжению всегда сопутствует мышечное. Если же мышцы расслаблены, то всегда оказывалось, что люди в это время находились в состоянии полного душевного покоя. Техника мышечной релаксации сводится к проведению систематического курса тренировок, когда человека обучают поочередно сильно напрягать различные мышцы тела, а затем расслаблять их и наблюдать за контрастными ощущениями.

II. Другой, весьма распространенный метод называется аутогенной тренировкой. Метод основан на способности человека к самовнушению: с помощью специальных формул человек может вызвать у себя состояние расслабления.

III. Используется также группа методов, направленная на внутреннее сосредоточение. Они еще называются медитацией. Сосредотачиваться нужно на каком-то предмете, собственном дыхании.

IV. Четвертую группу методов можно назвать визуализацией или представлением образов. Человек вызывает у себя какое-то приятное воспоминание: место, время, звуки и запахи, некоторое время, вживается в это состояние, запоминает его и тренирует способность вызывать его по желанию.

Психолог.

Вы правы. Все эти методы можно использовать в борьбе со стрессом. Может быть кто-то из вас использовал в своей жизни еще какие-то методы борьбы со стрессом.

Расскажите о них.

(Рассуждения студентов).

Психолог.

Давайте попробуем выполнить одно из упражнений для снятия стресса.

(Выполнение упражнения под музыку).

Место покоя.

Сядьте так, чтобы вам было удобно, и закройте глаза. Спокойно вдохните и выдохните. Ваше дыхание не затруднено. Представьте себе, что вы плывете в красивой лодке по морю, далеко от дома. Все заботы и проблемы остались далеко позади, вы чувствуете себя свободно, на вас не давит никакая ответственность. Ваша лодка легко скользит по волнам, и вы чувствуете себя хорошо, свободно и расслаблено. Вы наслаждаетесь этим чувством покоя и благополучия. Вы смотрите на маленькие волны, на то, как они вздымаются и опускаются - вверх, вниз, вверх, вниз. Вы чувствуете приятное тепло солнечных лучей. Вы спокойны и расслаблены. Вы чувствуете свое дыхание: вдох, выдох. Теплый, мягкий покой обволакивает ваше тело. Вы становитесь все спокойнее, расслабление, свободнее… Ваш взгляд медленно скользит по горизонту, и вдалеке вы замечаете маленький остров. Вас тянет туда. Там вы ищите место покоя, расслабления, довольства и безопасности. Ваша лодка легко скользит по направлению к острову. Море спокойно, и волны мягко и медленно несут лодку к вашему острову, месту вашей безопасности. Приблизившись к острову, вы можете различить заросли, пальмы и мелкий песок. Вы сходите на берег. Вы чувствуете под ногами мелкий песок, приятно теплый и мягкий. Вы ложитесь и наслаждаетесь покоем, теплом и расслаблением. Вы вдыхаете запах цветов… На губах ощущаете морскую соль… Вы смотрите на облака, они медленно проплывают мимо, и вы чувствуете тепло солнца. Здесь ваше убежище. Насладитесь чувством покоя, расслабления, безопасности. Здесь вы чувствуете себя уверенно, спокойно и расслабленно. Это место - ваше убежище, куда вы всегда можете вернуться, когда захотите, когда вы почувствуете потребность в покое. Это место дает вам силу и уверенность, безопасность. Теперь не спеша попрощайтесь с этим местом. Пришло время возвращаться в реальность. Медленно откройте глаза.

Психолог.

Как ощущения?

(Высказывания студентов).

Психолог.

Как вы думаете, к какому из вышеперечисленных методов можно отнести это упражнение?

(Высказывания студентов).

Психолог.

В момент хандры полезно вспомнить высказывания: «Если вы горюете о потере лодки - вспомните о «Титанике», а также четверостишие:

Я был в обиде на творца,

За то, что не имел сапог,

Пока не встретил молодца,

Который был без ног».

Запомните из. Возможно, кому-нибудь из вас они помогут в трудную минуту. На этом наше занятие закончено. Спасибо за участие.







Заключение


В подготовке и проведении вечера активное участие приняли студенты II курса групп Б - 2.2 и Б - 2.1. Между ними были распределены обязанности. Каждый из участников подошел к своему делу творчески. Особо активное участие приняли следующие студенты:

Захарова О.

Фролова Н.

Козлова Т.

Половинкина О.

Забоева Т.

Картавченкова Т.

Алешина Ю.

Сахарова М.

Изучение основ психологии может способствовать раскрытию и развитию способностей, овладению навыками самоанализа; пониманию чувств и мотивов поведения других людей; конструктивному повседневному и деловому общению; обучению приемам саморегуляции в стрессовых ситуациях; умению творчески преодолевать конфликты.





ЛИТЕРАТУРА

1. Методические указания по написанию частных разработок проведения

внеклассных мероприятий.

2. В. Каппони, Т. Невак Сам себе психолог. - СПб.: Питер, 2012.

3. Л. П. Пономаренко, Р.В. Белоусова Основы психологии для старшеклассников:

Пособие для педагога: В 2-х частях - М.: Гуманит. изд. центр Владос, 2012. -

Ч. 1: Основы психологии.

4. Е.И. Рогов. Настольная книга практического психолога в образовании. - М.:

2005.

5. Г. Селье. Стресс без дистресса. - Рига, 1992.

© 2010-2022