Программа воспитательной деятельности классного коллектива

Деятельность классного руководителя сложна и разнообразна, но мы только тогда сможем говорить о системе работы, когда есть программа и единая педагогическая идея. В условиях внедрения новых ФГОС на первый план выходит формирование компетенций обучающихся. Среди основных компетенций особую роль играет ценностно - смысловая, которая определяет жизненные приоритеты ребёнка. В основе данной программы лежит идея о том, что именно формирование ценностно - смысловой компетенции является главным условие...
Раздел Классному руководителю
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Воспитательная программа классного коллектива

«Формирование ценностно - смысловой компетенции обучающихся как главное условие духовно-нравственного воспитания»


  1. Пояснительная записка

1. Обоснование выбора программы

Воспитание - важнейшее явление духовной жизни общества, сложный, многоплановый процесс. Внедрение федеральных государственных стандартов нового поколения ставит перед отечественной системой образования главную задачу - реализация компетентностного подхода в воспитании.

Вся система образования и воспитания в России при этом претерпевает значительные изменения. Основной результат деятельности сегодня не система знаний, умений и навыков, а способность человека действовать в конкретной жизненной ситуации, готовность и способность личности нести ответственность как за собственное благополучие, так и за благополучие общества

Компетентностный подход усиливает практическую ориентированность образования и воспитания, подчёркивает роль опыта, умения на практике реализовать свои знания, а значит, необходима такая система работы, в основе которой лежит развитие компетенций учащихся.

2. Концептуальные основания программы.

Концептуальным основанием программы воспитательной деятельности классного коллектива является Концепция модернизации российского образования, где сказано, что «основным результатом деятельности образовательного учреждения должна стать не система знаний, умений и навыков сама по себе, а набор заявленных государством ключевых компетенций в интеллектуальной, общественно - политической, коммуникационной, информационной и прочих сферах».

Перечень ключевых образовательных компетенций определяется на основе главных целей общего образования, структурного представления социального опыта и опыта личности, а также основных видов деятельности ученика, позволяющих ему овладевать социальным опытом, получать навыки жизни и практической деятельности в современном обществе.
Среди основных компетенций (ценностно-смысловые, общекультурные, учебно-познавательные, информационные, коммуникативные, социально -трудовые, компетенция личностного самосовершенствования) особую роль играет ценностно -смысловая. Именно она определяет приоритеты в сфере мировоззрения, связанные с ценностными ориентирами ученика, его способностью видеть и понимать окружающий мир, ориентироваться в нем, осознавать свою роль и предназначение, уметь выбирать целевые и смысловые установки для своих действий и поступков, принимать решения. Именно ценностные ориентиры ребёнка определяют его дальнейшую жизнь

3. Цели и задачи программы.

Цель программы - создание благоприятных условий для развития ценностно- смысловой компетенции учащихся и других ключевых компетенций.

Задачи:

1)развивать способность ученика видеть и понимать окружающий мир, ориентироваться в нем,

2)совершенствовать умение осознавать свою роль и предназначение в обществе,

3)воспитывать способность учащихся объявлять личные ценности, давать им определения, потребность поиска общих ценностей, согласовывать эти понятия

4) работать над знанием и соблюдением традиций коллектива, общества,

5)формировать умение выбирать цели, принимать решения, умение предложить практические шаги к реализации поставленных целей

6)совершенствовать способность к реализации мер, направленных на достижение поставленных целей

7)способствовать восприятию и пониманию ценностей «человек», «личность», «индивидуальность», «труд», «общение», коллектив», «доверие», «выбор» и др.

4. Педагогические технологии

Работа с детьми осуществляется посредством реализации компетентностногоподхода в воспитании.

В основе воспитательной системы лежит использование современных педагогических тенологий: ИКТ, личностно - ориентированных технологий, проблемно - поисковых, технологии сотрудничества, технологии развития критического мышления.


  1. Содержание программы

  1. Принципы и направления организации воспитательной работы

Система воспитания классного коллектива строится на принципах ценностной ориентации: ориентирует педагога на организацию общения учащихся, в процессе которого они как приобщаются к ценностям, "сливаются" с окружающими их людьми в нравственном отношении, так и обособляются от них через выделение собственного "Я".

Реализация принципа ценностной ориентации обеспечивается:
- предъявлением детям "очеловеченной" социальной жизни с ее противоречиями;
- организацией поиска ценностей, становящихся ориентациями учащихся в бытии, в его познании, в его духовном и практическом преобразовании;
- реализацией учащимися ценностных ориентации как следствие обретенной свободы;
- постановкой перед учащимися проблем, ценностное осмысление которых выводит их в широкий социокультурный контекст, с противоречиями которого сталкивается ученик.

При реализации принципа ценностной ориентации:

- открываются перед детьми принципиально новые "измерения" мира, себя и другого, раскрывающие смысл существования человека, который и есть требующая решения проблема;
- наполняется внутренний мир учащихся ценностями, которые упорядочивают их отношения с действительностью, вносят упорядоченность в осмысляемое бытие, в ценностные критерии;
- вовлечение учащихся в активный процесс открытий в единстве с развитием у них способности проводить гуманистическую экспертизу по критерию ценности;
- учащихся вводятся в мир альтернативных ценностей, выбор которых становится безусловным благом для себя и для других.
Реализация собственно-педагогических задач связана с осуществлением семи блоков программы воспитания школы:

1.Блок «В союзе с красотой» (- ценность красоты, искусства, творчества).

2.Блок «Мир добра» (Способствовать формированию у учащихся способности к духовному развитию на основе нравственных установок и моральных норм - ценность добра, гуманизма, сострадания)

4.Блок «Лидер» (Обеспечение социальной активности школьников - ценность )

5.БЛОК «Жить так здорово здоровым» ( -ценность здоровья)

7.БЛОК «Семья» (создание условия для организации тесного взаимодействия семьи и школы).


Направление

воспитания

Основные задачи

Формирование нравственных ценностей

Мероприятия

«Путь к успеху»

1.Формирование культуры информационного взаимодействия с окружающим миром.

2.Развитие познавательных интересов и творческих возможностей детей.

3.Воспитание чувства гордости за школу.

Знание

Интеллект

Просвещение

Самопознание

Самореализация

Праздник «Первого звонка».

День самоуправления.

День учителя.

Операция «Внимание - дети!».

Научная конференция

Предметные школьные недели

«Я - гражданин России»

1.Формирование патриотического сознания.

2.Воспитание чувства гражданина России.

3.Формирование у учащихся стремления к созиданию и защите своей Родины.

4.Социокультурная идентификация.

Родина

Традиции

Патриотизм.

Урок мужества.

Вахта памяти.

Вечер встречи.

КТД «Защитник Отечества».

Военно - патриотические игры «Зарница», «Орлёнок».

«Лидер»

1.Вовлечение детей в коллективную деятельность.

2.Развитие творческих способностей и организаторских навыков школьников.

3.Формирование активной жизненной позиции.

4.Создание комфортности в коллективе.

Личность.

Коллектив.

Нравственность.

Культура человека.

Творчество.

Люди.

Дружба.

Любовь.

Социализация.

Психология.

Нравственный калейдоскоп.

Новогодний бал.

«Жить так здорово здоровым»

1.Воспитание отношения к здоровью как к ценности, любви и уважения к родной природе, к родному краю.

2.Пробуждение интереса к экологическим вопросам, права, свободы ответственность гражданина Земли.

3.Воспитание в духе ненасилия.

4.Привлечение учащихся к ЗОЖу

Здоровье

Экология

Природа

День воды.

День здоровья.

День земли.

Экологический КВН.

Поход «Вместе весело шагать».

«Семья»

1.Формирование чувства дома и ответственности перед родителями и родными.

2.Овладение опытом самостоятельной хозяйственно - экономической деятельности.

3.Знакомство с основами культуры супружеских отношений.

Семья

Близкие

Конференция для родителей.

Родительский всеобуч.

День открытых дверей.

«В союзе с красотой»

1.Создание условий для культурной организации досуга; отдыха и развлечений, приобщения к миру прекрасного

Красота

Искусство

Творчество

«Мир добра»

Добро

Гуманизм

Милосердие

Сострадание


Основные компетенции обучающихся:

1)Информационно - аналитические

2)Социально-коммуникативные

3)Культурно-личностные

4)Проблемно-регулятивные

Основные направления деятельности классного руководителя:

1. Формирование ученического коллектива

2.Участие классного коллектива в подготовке и проведении школьных КТД

3. Взаимодействие с социальной средой

4.Работа с родителями

5.Работа с учителями-предметниками

В основе работы с обучающимися лежит классный всеобуч «Мои жизненные ориентиры», где учащиеся сначала знакомятся с теоретическими понятиями, а затем разыгрывают практические ситуации, применяя знания на практике

Занятия классного всеобуча «Мои жизненные ориентиры» проводятся 1 раз в месяц. В подготовке и проведении участвуют и классный руководитель, и учащиеся, и родители, и гости.

Формы проведения занятия различные: беседа, конференция, диспут, конкурс, викторина, устный журнал, консультация, деловая игра и т.д.

Тематика занятий

5 класс

1.Что такое личностные ценности

2.Здоровье и безопасность

3.Семья и близкие

4.Творчество и познание

5.Авторитет

6.Друзья

7.Деньги и власть

8.Свобода и независимость

9.Самоуважение, гордость

6 класс

1.Общественные ценности

2.Коллектив и его ценности

3.Справедливость

4.Добро

5.Красота

6.Истина

7.Изобилие

8.Свобода

9.Вера и знание

7 класс

1.Нравственная свобода

2.Нравственные нормы

3.Правила поведения

4.Воспитание воли

5.Свобода и ограничения

6.Человек и обстоятельства

7.Самооценка

7.Поверьте в себя

8.Как работать над собой

9.Позитивное отношение к миру

8 класс

1.Нравственное поведение

2.Нравственная воля и поступок

3.Умей владеть собой!

4.Самоконтроль

5.Помоги себе сам.

6.Привычки и воля

7.Внутренние противоречия

8.Нравственный идеал

9.Мой любимый литературный герой

9 класс

1.Я и мир вокруг

2.Что значит быть взрослым

3.Ценностные ориентации

4.Мои нравственные ценности

5.Доброта

6.Взаимовыручка и взаимоуважение

7.Ответственность перед собой и перед другими

8.Справедливость

9.Убеждения и характер.

10.Нравственные ценности и моя будущая жизнь. Выбери свою судьбу

2.Работа с родителями:проведение бесед с родителями, консультаций специалистов с родителями, родительских собраний, связанных с развитием ценностно - смысловой компетенции

Разработка, подготовка и проведение внеклассных мероприятий, психологических тренингов информационного характера; тренингов, направленных на улучшение взаимоотношений в системе «ученик-ученик», «ученик-учитель», «ученик-родитель»; психокоррекционная работа в области нравственного воспитания.

Тематика родительских собраний

5 класс

«Семья и семейные ценности»

6 класс

«Личные и общественные ценности»

7 класс

«Воля и пути её воспитания у ребёнка»

8 класс

«Нравственные уроки семьи - нравственные уроки жизни»

9 класс

«Правила поведения родителей - правила поведения детей»

3.Работа с учителями-предметниками: консультации и беседы по особенностях характера, поведения, уровне ответственности, сформированности воли учащихся класса; знакомство с результатами диагностики, координация работы учителей-предметников

Организация психологической помощи учителям в вопросах нравственного воспитания путем проведения лекций, бесед, семинаров, проведении информационных тренингов и тренингов личностного роста, выступлении на педагогических советах школы

4. Формирование ученического коллектива: в основе деятельности классного коллектива лежит самоуправление, которое развивает в детях активность, самостоятельность, сознательность, ответственность и творчество.

Самоуправление - организация жизнедеятельности классного коллектива, обеспечивающая участие детей в планировании, проведении, подготовке всех классных мероприятий.

Классное собрание

Президент класса

Министерство

образования

Министерство труда и спорта

Министерство

культуры

Пресс-центр

1.Организация классных мероприятий по повышению успеваемости, интересу к учёбе.

2.Контроль за посещением и успеваемостью учащихся

3.Организация помощи в учёбе (по мере необходимости)

1.Организация спортивных мероприятий. субботников, трудовых десантов, генеральных уборок.

2.Организация дежурства в классе (через дежурные команды)

3.Контроль за сохранностью мебели

1.Организация классных вечеров, праздников, конкурсов и т.д.

2. Осуществление связи с внешкольными учреждениями: организация культпоходов в кино, театр, музеи и т.д.

1.Выпуск ежемесячной класссной газеты «Новости Галактики»

2.Освещение жизни класса в еженедельных страницах «Бортового журнала»

3.Подготовка стенгазет, бюллетеней, листовок и т.д.

Законы нашего класса.

1.Уважай себя и своих одноклассников!

2.Вноси свои предложения, прислушивайся к предложениям других!

3.Научись не только предлагать, но и выполнять свои и чужие решения!

4.Учись быть компетентным, объективным!

5.Научись подводить итоги каждого мероприятия!

5.Участие классного коллектива в подготовке и проведении школьных КТД

1 четверть

Традиционное школьное КТД

Мероприятия

День матери

-конкурс стихов о маме

-конкурс рисунков

-классные вечера «Папа, мама, я -дружная семья»

- концерт для мам

День учителя,

День рождения школы

-конкурс «Лучший класс»

-конкурс проектов «Наш классный - самый классный»

-конкурс дневников «Собери пятёрки»

-акция «Самый чистый класс», «Самый умный класс»

-акция «Мой город, мой двор»

День пожилого человека

-поздравление учителей-ветераноов

-встречи с ветеранами

-праздничный концерт

2 четверть

Традиционное школьное КТД

Мероприятия

«Ломоносовские дни в школе

- конкурс настольных игр, кроссвордов «Великий помор»

-конкурс литературного творчества «Ода Ломоносову»

-литературная викторина «Родина Михайло Ломоносова»

-библиотечный час «Слово о великом поморе»

-конкурс чтецов

-конкурс писем «Ломоносову от благодарных потомков»

-конкурс газет о Ломоносове

Устные журналы

-научная конференция «Наследие Ломоносова»

-конкурс плакатов

«Рождественские посиделки»

-конкурс инсценировок «Северные гадания»

-фестиваль «Как празднуют Новый год и Рождество в разных странах»

-конкурс новогодней песни «Кабы не было зимы»

-игра-КВН «Когда часы 12 бьют…»

-конкурс песен «Старые песни о главном»

-игра по станциям «Символ года»

3 четверть

Традиционное школьное КТД

Мероприятия

«День защитника Отечества»

-уроки мужества

-встречи с ветеранами

-соревнования «Меткий стрелок»

-«Рыцарский турнир»

-конкурс «А ну-ка, парни!»

-игра по станциям «Буду в армии служить»

-«Богатырь школы»

-игра «Зарница»

-смотр строя и песни

«Весенний калейдоскоп»

-конкурс «Мисс школы», «Мисс Дюймовочка», «Мисс аэробика»

-«А ну-ка, девушки!»

-конкурс песен «Весеннее настроение»

-конкурс «Из чего же сделаны наши девчонки..»

-конкурс газет

4 четверть

Традиционное школьное КТД

Мероприятия

«Вахта памяти»

-встречи с ветеранами ВОВ

-акция «Подарок ветерану»

-фестиваль патриотических песен

-праздничный концерт для ветеранов

-конкурс чтецов «Памяти павших»

Декада экологии и здоровья «Хочешь быть здоровым - будь им»

-конкурс плакатов «Нет сигарете»

-конкурс частушек «Береги своё здоровье»

-конкурс «Письмо курильщику»

-инсценировки песен о здоровом образе жизни

-конкурс презентаций «Спид- чума 21 века-беседы, просмотры фильмов «Наркомания рядом»

-единый классный час «Экология нашего города»

-минутки здоровья

6. Взаимодействие с социальной средой

1)работа с библиотеками города (детской им. Коковина, им. Добролюбова, Гайдаровской библиотекой: тематические беседы, встречи с интересными людьми, посещение выставок)

2)посещение театров (кукольный, драматический, театр Панова)

3)посещение музеев

5 класс

-«Сказ о Севере» (музей художественного освоения Арктики)

-«Учусь смотреть и видеть» (музей изо)

-Масленица в музее (музей-усадьба Плотниковой)

6 класс

-«О чём поведал старый кучер» (музей-усадьба Плотниковой)

-«Архангельск купеческий» (музей изо)

-«Юности честное зерцало» (старинный особняк)

7 класс

-«Северные святые - подвижники благочестия» (музей изо)

-«Поэтическая душа Севера (музей Писахова)

-«Лето господне» (музей изо)

8 класс

-«Оберегатель Севера» (музей Писахова)

-«Исследователи жизни» (музей изо)

-«Старый Архангельск» (музей художественного освоения Арктики)

9 класс

-«Музей рассказывает о себе» (музей изо)

-«Встреча с картиной «Сокровенный разговор» (музей изо)

-«Архангельск сегодня» (музей художественного освоения Арктики)


  1. Структура воспитательной работы

Классный руководитель - планирует, организует и контролирует весь воспитательный процесс,

Совет класса - организует жизнедеятельность ученического коллектива.

Родительский комитет - является помощником классного руководителя в организации воспитательного процесса и его активным участником

  1. Этапы реализации воспитательной программы

1 этап - подготовительный (1 четверть 2013-2014уч года)

- Аналитико - диагностическая деятельность

- Выбор оптимальных современных воспитательных технологий, форм и методов работы с классным коллективом

- Установление причин возможных трудностей и их предотвращение

2 этап - основной (2013- 2018)

Основные этапы формирования ценностно -смысловой компетенции

1)Личные ценности

2)Общественные ценности

3)Нравственная воля

4)Нравственное поведение

5)Ценностная ориентация



Этап,

класс

Основное содержание работы

5 класс

Формирование представлений о личных нравственных ценностях, нравственных чувствах - постоянное эмоциональное ощущение, переживание реальных нравственных отношений и взаимодействий, способность к моральным переживаниям и мучениям совести. Реальное состояние и переживания глубокого удовлетворения или, напротив, дискомфорта, страдания, физического отвращения, самоосуждения и горького раскаяния. Благодаря нравственному чувству морального сознания, знание норм поведения, привычные поступки приобретают нравственный смысл.

6 класс

Формированиепредставлений об общественных нравственных ценностях -знаний моральных норм и принципов поведения; Формирование нравственного сознания - осознание и осмысление своего нравственного положения в обществе, морального состояния, ощущения, чувства. Активный процесс отражения ребенком своих нравственных отношений и состояний. Развитие нравственного сознания предполагает знание моральных принципов, норм и постоянное осознание и осмысление своего нравственного положения в обществе, морального состояния, ощущения, чувства; нравственного мышления - процесса постоянного накопления и осмысления нравственных факторов, отношений, ситуаций, их анализ, оценка, принятие нравственных решений, осуществление ответственных выборов

7 класс

Формирование нравственной воли - решимости осуществлять свои нравственные убеждения в жизни, умения владеть собой, внутренняя свобода, решимости непреклонного действия, умения реализовать нравственный выбор в жизни, согласие с собственной совестью и волевой твердости

8 класс

Формирование нравственного поведения - последовательность: жизненная ситуация - порождаемое ею нравственное переживание - нравственное осмысление ситуации и мотивов поведения, выбор и принятие решений - волевой стимул - поступок. Высший уровень нравственного поведения - сознательное владение собой, сохранение верности нравственным убеждениям, особенно в экстремальных ситуациях.

9 класс

Формирование ценностной ориентации - ценностного отношения к объективным ценностям общества, выражающиеся в их осознании и переживании как потребностей, которые мотивируют настоящее поведение и программируют будущее, нравственного идеала

3 этап Обобщающий (4 четверть 2017-2018уч.года)

- Обработка и интерпретация данных за 5 лет ( диагностика)

-Соотношение результатов реализации программы с поставленными целями и задачами


  1. Критерии и условия реализации программы.

1. Критериями сформированности нравственных ценностей обучающихся являются:

- нравственная направленность личности школьника;

- рейтинг нравственной воспитанности ребенка;

- нравственная убежденность, проявляющаяся в самостоятельности принятия решения о нравственном поступке;

- социальная активность школьника;

- удовлетворенность учащихся жизнедеятельностью в классном коллективе.

К достижениям воспитательной работы можно отнести следующие моменты:

  • стал более эффективным процесс педагогического содействия развитию личности детей, формированию их нравственного, познавательного, коммуникативного эстетического потенциалов;

  • наблюдается ежегодный рост удовлетворенности со стороны детей и их родителей жизнедеятельностью класса; активное участие детей в подготовке и проведении занятий классного всеобуча «Мои жизненные ориентиры»

2. Результат реализации программы. Модель выпускника.

Результатом реализации программы является высокий уровень развития ценностно-смысловой компетенции личности, отраженный в модели выпускника, в которой раскрывается система нравственных ценностей (представлений):

Ценность жизни - признание человеческой жизни величайшей ценностью, что реализуется в отношении к другим людям и к природе.

Ценность добра - направленность на развитие и сохранение жизни через сострадание и милосердие как проявление любви.

Ценность свободы, чести и достоинства как основа современных принципов и правил межличностных отношений.

Ценность природы основывается на общечеловеческой ценности жизни, на осознании себя частью природного мира. Любовь к природе - это и бережное отношение к ней как среде обитания человека, и переживание чувства её красоты, гармонии, совершенства. Воспитание любви и бережного отношения к природе через тексты художественных и научно-популярных произведений литературы.

Ценность красоты и гармонии - основа эстетического воспитания через приобщение ребёнка к литературе как виду искусства. Это ценность стремления к гармонии, к идеалу.

Ценность истины - это ценность научного познания как части культуры человечества, проникновения в суть явлений, понимания закономерностей, лежащих в основе социальных явлений. Приоритетность знания, установления истины, само познание как ценность - одна из задач образования, в том числе литературного.

Ценность семьи. Семья - первая и самая значимая для развития социальная и образовательная среда. Содержание литературного образования способствует формированию эмоционально-позитивного отношения к семье, близким, чувства любви, благодарности, взаимной ответственности.

Ценность труда и творчества. Труд - естественное условие человеческой жизни, состояние нормального человеческого существования. Особую роль в развитии трудолюбия ребёнка играет его учебная деятельность. В процессе её организации средствами учебного предмета у ребёнка развиваются организованность, целеустремлённость, ответственность, самостоятельность, формируется ценностное отношение к труду в целом и к литературному труду в частности.

Ценность гражданственности - осознание себя как члена общества, народа, представителя страны, государства; чувство ответственности за настоящее и будущее своей страны. Привитие через содержание предмета интереса к своей стране: её истории, языку, культуре, её жизни и её народу.

Ценность патриотизма. Любовь к России, активный интерес к её прошлому и настоящему, готовность служить ей.

Ценность человечества. Осознание ребёнком себя не только гражданином России, но и частью мирового сообщества, для существования и прогресса которого необходимы мир, сотрудничество, толерантность, уважение к многообразию иных культур.





Список использованной литературы.

1.Андреев А. Знания или компетенции?/А.Андреев// Высшее образование в России. -2005.-№ 2.-с.3-11

2.Калинина Н.В. Развитие социальной компетенции школьников в образовательной среде/ Н.В. Калинина.-Ульяновск: УИПК ПРО, 2004.-228 с.

3.Кочетов А.И. и др. Эксперимент по «Программе воспитательной работы в школе». Ярославль,1994.

4.Межённый В.С. .Современные информационные технологии/В.С. Межённый.- Архангельск: Изд-во АО ИППК РО, 2004.

5.Селевко Г.К. Рекомендации по организации самовоспитания школьников

//Школьные технологии. 1999. №6.

6.Селевко Г.К., Тихомирова Н.К. Педагогика сотрудничества и перестройка школы. Ярославль, 1991.

7.Степанов Е.Н. .Педагогу о воспитательной системе школы и класса: учебно-методическое пособие/Е.Н. Степанов.-М.:ТЦ Сфера, 2004.-224 с.






© 2010-2022