УРОК – ПОИСК «Память о Холокосте – путь к толерантности»

Раздел Классному руководителю
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

УРОК - ПОИСК

«Память о Холокосте - путь к толерантности»

Представленная авторская методическая разработка знакомит обучающихся с трагедией Холокоста. Тема Холокост тесно соприкасается с современными общественными проблемами, несет в себе духовно - нравственную составляющую в воспитании личности с позиций гуманизма и толерантности, исторической памяти. Предложенная методическая разработка дает возможность рассматривать тему с разных аспектов (культурного, социального, политического), в контексте новых образовательных технологий (технология художественно - образного преподавания, технология развития критического мышления, исследовательская технология). Опыт проведения уроков, в рамках данных технологий, показывает, что изложение учебного материала становится наиболее эмоциональным, интересным, значимым для обучающихся, приводит к осознанию важных явлений, фактов и проблем.


Белкина В.В.,

Цели:

- ознакомление обучающихся с основными понятиями, связанными с трагедией Холокоста («национализм», «толерантность», «холокост»): история их возникновения, характерные черты, человеческие судьбы через призму данных понятий.

- продолжение формирования аналитических умений обучающихся, умений высказывать свою точку зрения и обосновывать ее, опираясь на фактологический материал.

- продолжение формирования навыков социальной восприимчивости и доверия, способности к сочувствию и сопереживанию;

- воспитание у обучающихся негативного отношения к любым формам насилия над человеком, а так же стремление противостоять им в наше время;

- воспитание толерантности.

Задачи:

- формирование толерантного сознания и патриотизма;

- формирование исторического мышления;

- стимулирование интереса к страницам истории, к их переосмыслению в современных условиях;

- воспитание уважения к людям разных национальностей и вероисповедания.

Форма проведения внеклассного мероприятия: устный журнал

Методы: словесный, наглядный.

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, экран, презентация «Холокост»

Участники: обучающиеся группы

Ход урока:

  1. Организационный момент.

Сообщение темы, цели урока.

  1. Вводная беседа.

Преподаватель: Чтобы понять тему, вспомним что такое «толерантность»?

(идет разговор с обучающимися из зала, звучат высказывания по определению понятия толерантность)

Толерантность (от лат. tolerantia - терпение) - терпимость к чужому образу жизни, поведению, обычаям, чувствам, мнениям, идеям, верованиям.

Преподаватель: Пожалуй, одним из самых страшных проявлений не толерантного поведения является Холокост. Дайте определение значения этого слова.

(идет разговор с обучающимися из зала, звучат высказывания по определению понятия Холокост)

Холокост (от англ. holocaust) - систематическое преследование и истребление нацистами и их пособниками людей из-за их расовой, этнической, национальной принадлежности, сексуальной ориентации или генетического типа как неполноценных, вредных в рамках нацистской расовой теории в 1933-1945 гг.

Преподаватель: Вопросы формирования толерантности у людей, ее практического применения являются актуальными для человечества в целом.

В ноябре 1995 года Генеральная конференция ООН приняла Декларацию принципов толерантности. В ней говорится: «Понятие толерантности означает уважение, принятие и правильное понимание многообразия культур нашего мира, форм самовыражения и проявления человеческой индивидуальности. Это то, что делает возможным достижение мира и ведет от идеологии насилия и войн к культуре мира.

В честь принятия Декларации 16 ноября был объявлен Международным Днем толерантности.

К сожалению, современный мир полон событий, которые являются ярким проявлением не толерантного поведения, доходящего до геноцида.

Пожалуй, самым страшным проявлением Холокоста стали лагеря смерти, созданные фашистами для физического истребления людей, объявленных «недочеловеками», к которым нацисты.

  1. Групповая работа.

Итак, давайте же еще раз обратимся к теме Холокост, и постараемся посмотреть на эту трагедию и глазами современников тех событий

Речь пойдет о двух девочках со схожей трагической судьбой - обе они погибли в годы войны и обе стали известны благодаря своим дневникам, один из которых появился на свет в оккупированном Амстердаме, а второй в замерзающем окруженном Ленинграде.

Эти дневники были написаны советской школьницей Таней Савичевой и еврейской девочкой Анной Франк. Их истории похожи друг на друга, они стали символом борьбы против фашизма и отражением судеб миллионов людей, убитых в ходе войны руками гитлеровских палачей.

1 обучающийся: (выступление обучающегося «Дневник Анны Франк»)

Звучит мелодия 1 (Папка «Приложение. Музыка»)

2 обучающийся: (выступление обучающегося «Дневник Тани Савичевой»)

Звучит мелодия 2 (Папка «Приложение. Музыка»)

Заключение.

Преподаватель: Память о жертвах холокоста и расового безумия нацистов жива и по сей день. Яркими примерами трагедий, до которых доводят бредовые идеологические теории полусумашедших «хозяев мира», решивших изменить его любой ценой, служат судьбы Тани Савичевой и Анны Франк. Они в полной мере иллюстрируют жестокость нацизма, его деструктивную природу, нацеленную на уничтожение всего, что он считает «неполноценным» и «недостойным» жизни. Жертвами подобных взглядов стали миллионы. Любой разумный человек должнен осознавать к чему ведёт возрождение подобных движений в наше время и любым доступным способом бороться с ними.

Обобщение по теме.

Преподаватель: Сегодня у нас состоялся очень серьезный, важный и я надеюсь, продуктивный разговор, в завершение которого предлагаю провести дискуссию последующим вопросам:

Зачем ворошить прошлое, может просто его забыть?

Что может произойти, если мы забудем и не сохраним память о Холокосте?

(выслушиваются ответы обучающихся)

Преподаватель: Завершая сегодняшний урок, хочу привести стихи В. Остена :

Дождь стучит за окном,

Дождь не даёт мне покоя.

Я не могу забыть…

Да разве забудешь такое?

Мне кажется, сегодня вы посмотрели на будущее глазами прошлого.

Спасибо вам за ваше внимание и понимание!

© 2010-2022