Классный час Кариес: береги здоровье смолоду

Цель урока: формирование знаний и навыков у обучающихся по сохранению здоровья полости рта и зубов человека. Задачи  урока: 1.      Познакомить учащихся с заболеванием зубов (кариес) и мерами их профилактики. 2.      Повторить основные правила по уходу за зубами. 3.      Воспитывать позитивное отношение к здоровому образу жизни. 4.      Развивать умение анализировать, высказываться по данной теме.   Оборудование: схема «Строение зуба», презентация, раздаточный материал. Во рту бактерии размно...
Раздел Классному руководителю
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Классный час по теме "Кариес: береги здоровье смолоду. "

Цель урока: формирование знаний и навыков у обучающихся по сохранению здоровья полости рта и зубов человека.

Задачи урока:

  1. Познакомить учащихся с заболеванием зубов (кариес) и мерами их профилактики.

  2. Повторить основные правила по уходу за зубами.

  3. Воспитывать позитивное отношение к здоровому образу жизни.

  4. Развивать умение анализировать, высказываться по данной теме.

Оборудование: схема «Строение зуба», презентация, раздаточный материал.

  1. Актуализация знаний. Постановка учебной задачи.

Учитель. - Девиз сегодняшнего занятия прочитайте на доске: « В путь - дорогу собирайся, за здоровьем отправляйся! Сам себе я помогу и здоровье сберегу!» ( читают хором)

-Посмотрите, как прекрасны ваши улыбки. (слайд)

-Но совсем не хочется улыбаться, когда болят зубы.

-У кого из вас хотя бы один раз болели зубы? (поднимите руки).

-Поэтому на занятии познакомимся с заболеваниями зубов и найдем способы профилактики.

2.Работа по теме урока.

а) Причины болезни зубов.

Стих « Как у нашей Любы»

(С.В Михалков)

Как у нашей Любы Папа Любочку жалеет,

Разболелись зубы: Из бумаги куклу клеит-

Слабые, непрочные- Чем бы доченьку занять.

Детские, молочные… Чтобы боль зубную снять.

Целый день Тут же бабушка хлопочет,

Бедняжка стонет, Дать совет полезный хочет-

Прочь своих подружек гонит: Как лечили в старину.

- Мне сегодня не до вас!

Только дедушка спокоен-

Мама девочку жалеет. Он бывалый, старый воин,

Полосканье в чашке греет, Не одну прошёл войну.

Не спускает с дочки глаз. Заглянул он внучке в рот:

- Всё до свадьбы заживёт!

- Как вы думаете, почему болели зубы у Любы? (Зуб поврежден, в нем дырочка.)

- Почему появилось повреждение? (Нельзя грызть орехи, есть очень холодную и очень горячую пищу, есть много сладкого.)

- А что посоветовали бы вы в этой ситуации? (обращаться к врачу)

- Как называется врач, который лечит зубы? ( стоматолог)

- Для чего человеку нужны зубы? (Зубы помогают переваривать пищу, они способствуют произношению звуков, украшают лицо)

Учитель: Зубы покрыты эмалью. Она твердая, защищает зубы от повреждения. Но если за зубами неправильно ухаживать или неправильно питаться, появляются дырочки (кариес). (Показ слайдов ) . Зуб - это живой орган. Каждый зуб состоит из трех основных частей:

Коронка - часть зуба, которая видна в полости рта.

Корень - часть зуба, которая располагается в челюсти.

Шейка - часть зубов, которая располагается между коронкой и корнем. Она прикрыта де- сной.

Первые молочные зубы прорезаются в возрасте 6-8 месяцев. А все 20 молочных зубов появляются к трем годам. В возрасте 5-7 лет передние зубы начинают выпадать, остальные молочные зубы заменяются постоянными к 9-13 годам. У взрослого человека 32 зуба, 16 на каждой челюсти. Впереди находятся 8 резцов. Ими легко перекусывать или откусывать. За ними - 4 крепких клыка (по 2 зуба на каждой челюсти)

Дырка в зубе - это всегда больно. А еще больные зубы вредят другим органам - сердцу, почкам…

-Перечислите причины, по которым могут болеть зубы. (слайд)

Редко чистил зубы.

Ел яблоки.

Ел много сладкого.

Грыз орехи.

Ел морковь.

б) Распознавание вредных и полезных продуктов (работа в группах)

-Перед вами лист. (Приложение )

Обведите буквы, справа от которых находятся вредные для зубов продукты.

Что обвели? Прочитайте, какое слово получилось? (кариес)

Употребление сладостей может привести к зубной болезни, которая называется кариес.

Посмотрите, как он выглядит. (слайд 3)

-Прочитаем, что такое кариес. (Это образование дырок в твёрдых тканях зуба.)

в ) Работа с текстом «Пища и зубы» (индивидуальная работа)

-Прочитаем, как он образуется. (Приложение)

-Возьмите красный карандаш. Закрасьте ответы на мои вопросы.

Какие микроорганизмы размножаются во рту? (бактерии)

Что помогает их росту? (сахар)

Что выделяют бактерии? (кислоту)

Как называется смесь бактерий, сахара, кислоты? (налётом)

-Составим формулу образования зубного налёта. (б+с+к=зн)

-Бактерии зубного налёта выделяют кислоту. Кислота разъедает эмаль , и что образуется?

(К+Э=КАРИЕС)

Значит, главный враг зубов -это что? (кислота) Выделим красным цветом.

-Что не выбрали? Почему?

-Действительно, фрукты и овощи полезны, а вот сладкое вредно.

Исследовательская лаборатория

- А теперь мы с вами отправляемся в исследовательскую лабораторию и проведём опыт. Он называется «Влияние кислоты на зубную эмаль». Эмаль зуба - самая прочная ткань нашего организма. Она предохраняет зубы от повреждений и заболеваний. Но со временем от кислотных воздействий и эмаль может разрушиться!

Для опыта я беру яйцо, т.к. его скорлупа имеет схожее строение с эмалью зубов и содержит главный элемент-кальций.

( учитель показывает яйцо, дети проверяют его на твёрдость, постучав палочкой по скорлупе. Яйцо опускается в стакан с уксусной кислотой на 10-15 минут)

Цель нашего опыта - узнать, как кислота влияет на эмаль зубов?

Учитель. - Пока продолжается опыт, давайте посмотрим, что бывает, когда дети плохо ухаживают за своими зубами. (видеоролик «В гостях у доктора стоматолога»)

Игра «Да и нет»


А сейчас спрошу вас, Саши,

Сони, Жени и Наташи,

Томы, Вани и Сережи,

Димы и Алеши тоже,

Признавайтесь, Маши, Любы,

Часто ль чистите вы зубы?

Молодцы, я всем вам верю,

Но ваши знания проверю.

Если дам совет хороший,

Вы похлопайте в ладоши.

На неправильный совет

Говорите хором: «Нет!»

Постоянно нужно есть

Для зубов для ваших

Фрукты, овощи, омлет,

Творог, простоквашу.

Если мой совет хороший-

Вы похлопайте в ладоши.

Не грызите лист капустный,

Он совсем, совсем невкусный.

Лучше ешьте шоколад,

Вафли, сахар, мармелад.

Это правильный совет?

Говорила маме Люба:

-Я не буду чистить зубы.

И теперь у нашей Любы

Дырка в каждом, каждом зубе.

Будет ваш каков ответ?

Молодчина Люба?

Навсегда запомните,

Милые друзья,

Не почистив зубы,

Спать идти нельзя.

Если мой совет хороший,

Вы похлопайте в ладоши.

Зубы вы почистили

И идите спать.

Захватите булочку

Сладкую в кровать.

Это правильный совет?

Запомните совет полезный:

Грызть нельзя предмет железный.

Если мой совет хороший,

Вы похлопайте в ладоши.

Чтобы зубы укреплять,

Полезно гвозди пожевать.

Это правильный совет?

Результаты опыта


- Обратите внимание на яйцо. ( С помощью палочки учитель надавливает на яичную скорлупу. Скорлупа стала мягкой, её разрушила кислота.)

- Сделайте вывод. ( кислота точно так же разрушает эмаль зубов; необходимо чистить зубы или полоскать рот после еды)

Практическое занятие

- Возьмите зеркало и рассмотрите свои зубы. Найдите молочный и постоянный зубы.

- Чем отличаются молочные зубы от постоянных? (Постоянные больше по размеру. Временные бело-голубоватого цвета.)

- А что, ребята, происходит, когда временный зуб выпадает? (На его месте выпадает постоянный)

- Этот постоянный зуб будет служить человеку всю жизнь.

- Смена зубов - естественный процесс, который происходит у всех людей, и не надо этого бояться.

Интересные факты

- В разных странах существуют разные обычаи, связанные с выпадением зубов.

- Если вы найдёте в классе спрятанные зубки, то узнаете об этих обычаях.

(Дети находят зубки в разных уголках класса, читают народные обычаю, записанные на рисунках и прикрепляют их на доску)

-У испанцев надо забросить зуб на крышу дома и рассказать смешной стишок.

-Когда японский ребёнок теряет зуб, он бросает его в воздух и кричит: « превратись зуб в Они» (Они - это японское чудовище, у которого крепкие зубы).

- У корейцев ребёнок бросает зуб на крышу и говорит « чёрная, чёрная птица, я даю тебе свой старый зуб, пожалуйста, дай мне новый (Чёрная птица - символ удачи).

- В Америке - дети кладут на ночь выпавший зуб под подушку на ночь специально для Зубной Феи, которая может забрать зуб и положить вместо него несколько монеток!

- А что вы делаете, когда у вас выпадает зуб?

Конкурс «Грызуны»

- Ребята, посмотрите, Супер Бобёр передал вам морковки, яблоки, груши, чтобы вы поучаствовали в конкурсе «Грызуны»

( перед уроком все дети помыли руки)

Вы грызёте зубками морковь, яблоко и должны выгрызть фигурку животного или птицы, можно какой-нибудь предмет.

Учитель. - Овощи, фрукты чистят наши зубки и укрепляют их. После еды сладостей нужно кушать жёсткие фрукты или овощи, ведь не всегда есть возможность почистить зубы щёткой.

-А сейчас мы вам споем песенку про зубы, на мотив песни «В траве сидел кузнечик».

(Дети берут в руки зубные щетки.)

Чтоб зубы были белыми,

Чтоб зубы были белыми,

Зубную щетку сделали

И подарили нам.

Припев: Представьте себе (2 раза),

Зубную щетку сделали.

Представьте себе (2 раза),

И подарили нам.

Нам кариес не страшен,

Нам кариес не страшен.

Мы любим зубы наши

И чистим их всегда.

Припев: Представьте себе (2 раза),

Мы любим зубы наши.

Представьте себе (2раза),

И чистим их всегда.

« Правила безопасности для зубов»

- будь осторожен при катании на велосипеде, роликах;

- веди себя спокойно в общественных местах: не толкай соседа по парте, не дерись, не ставь подножки;

- не открывай зубами бутылки, не грызи скорлупу орехов, ручки и карандаши;

- не бери в рот пластиковые и посторонние предметы!

Учитель. - Если зубы вдруг смогли бы говорить,

То они нас тут же принялись учить:

- Как поел - почисти зубки,

Делай так два раза в сутки!

Предпочти конфетам- фрукты,

Очень важные продукты!

К стоматологу идём

В год два раза на приём.

И тогда улыбки свет

Сохранишь на много лет!

Упражнение «Близнецы»

Представьте, что все вы - братья и сёстры, которых называют близнецами. Такие люди не только одеваются одинаково, любят одинаковую музыку и книги. Они думают и поступают одинаково. Давайте попробуем выполнить движения так, чтобы показалось, что делает их один человек.

( учащиеся строятся друг за другом, кладут руки друг другу на плечи и закрывают глаза. По сигналу учителя они выполняют команды:

- присесть;

- встать;

- встать на носочки;

- наклониться влево;

- наклониться вправо;

- прогнуться назад;

- прогнуться вперёд;

- постоять на правой ноге, согнув левую в колене;

- постоять на левой ноге, согнув правую ногу в колене.

Ресурсы:

fullref.ru/job_ce627bf900500eaedade86284e9c171c.html

nsportal.ru/2010/07/26/klassnyy-chas-chtoby-zuby-byli-zdorovy

45minut.info/load/133-1-0-1030

pedsovet.su/load/243-1-0-9534

files.videouroki.net/filecom.php?fileid=98683493







Приложение

К конфеты

О яблоки

А вафли

Р торт

П хлеб

И Кока-Кола

У Молоко

Е Чупа-Чупс

С сахарное печенье

«Пища и зубы»
Во рту бактерии размножаются очень быстро. Там тепло и влажно, и они могут питаться остатками пищи, которая застревает у вас во рту на зубах. Росту бактерий помогает сахар. Бактерии выделяют кислоту. Твои зубы покрываются смесью сахара, бактерии и кислоты. Это называется налётом. Кислота разъедает эмаль зубов. Образуется дырочка. Бактерии проникают внутрь. Дырочка расширяется - и зуб портится. Это заболевание называется кариесом. Когда кариес достигает нерва, зуб начинает болеть. Зубной врач очищает его от гнили и ставит пломбу.





Средняя школа № 5



Классный час по теме

"Кариес: береги здоровье смолоду "

Провела: Кошетова Г.Ж.

Класс: 5 «А»

Классный час Кариес: береги здоровье смолоду

г. Шалкар

2014-2015 уч.год

© 2010-2022