Программа по воспитательной работе. Раздел Семейное воспитание

Данная разработка - раздел плана воспитательной работы "Семейное воспитание". Программа курса рассчитана на детей с ОВЗ, воспитывающихся в интернатных учреждениях в возрасте от 14 до 18 лет.    Последовательное изучение тем обеспечивает возможность систематизировано формировать и совершенствовать у  обучающихся, воспитанников необходимые им навыки ориентировки в окружающем.       Программа утверждается на методическом совете.        Сроки реализации программы:  2013 — 2015г.г.
Раздел Классному руководителю
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат zip
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Пояснительная записка

Программа курса рассчитана на детей с ОВЗ, воспитывающихся в интернатных учреждениях в возрасте от 14 до 18 лет.

Последовательное изучение тем обеспечивает возможность систематизировано формировать и совершенствовать у обучающихся, воспитанников необходимые им навыки ориентировки в окружающем.

Программа утверждается на методическом совете.

Сроки реализации программы: 2013 - 2015г.г.

1.Актуальность и целесообразность программы

Программа формирования ролей воспитанников интернатных учреждений с ОВЗ - одна из наиболее важных, актуальных и сложных проблем воспитательного процесса.

Семья является для ребенка первым коллективом, где происходит его развитие, закладываются основы будущей личности. Именно в семье формируются первые представления о той или иной социальной роли: матери, отца, брата или сестры, друга, соседа и т. д. Такие представления у детей, воспитывающихся в интернатных учреждения с ОВЗ, которые редко видят свои семьи, существенно искажены. Они создают свой, часто неверный, образ той или иной роли.

Для адекватного вхождения воспитанника интернатного типа в систему

социальных отношений должна проводиться специальная педагогическая работа, обеспечивающая овладение ребенком комплексом социальных ролей, в том числе, работа по социализации воспитанников школы-интерната.

В школе-интернате воспитываются дети из разных семей. Есть такие, которым родители не уделяли должного внимания, и школа-интернат для них наиболее приемлемый выход. И ребенка иногда видит и пенсией подспорье в семье. Вот поэтому, мы, воспитатели часто слышим; «Вы воспитатели, вы и воспитывайте. Вы за них отвечаете. Вам за это платит государство». Поэтому, влияние на таких детей оказывают только окружающие люди: воспитатели, учители, дети, проживающие с ними в данном учреждении, друзья и т. д. Взрослея, дети понимают, сравнивают, видят, но стремление к родителям при первой необходимости и надежде на совет и всепрощающей любви создают особые условия, что дает им возможность сформировать искаженное впечатление об окружающих людях. Они стремятся побывать в семье, часто осознавая сложность этой ситуации: с одной стороны, ведь пребывание в семье является для них тяжелым, а с другой стороны, они рады ощущению, что у них есть все-таки близкие люди.

Семья оказывает на ребенка любого возраста то влияние, которое не заменит никакая школа-интернат, никакие педагоги, никакие специалисты или искусственно создаваемые условия.... В связи с этим, необходим педагогический поиск таких средств, которые не компенсировали бы отсутствие семьи, а создавали такие бы условия, в которых ребенок мог бы социально развиваться, несмотря на отсутствие семьи, Для педагогов в учреждении интернатного типа особую трудность представляет работа,

которая в какой-то степени обеспечивала бы усвоение социальной роли семьянина. При этом важно, чтобы не создавалось искаженное представление о семье. Не игра в «семью», не создание подобия семьи, а отношения заботы,

сотрудничества, поддержки, взаимной ответственности должны становиться основными и обеспечивать формирование социальности ребенка в этом учреждении.

2. Проблема формирования психологического пола и подготовка

к семейной жизни воспитанников.

Формирование личности человека происходит в соответствии с его полом

на протяжении всего «детского» этапа онтогенеза, т.е. дошкольном, младшем школьном, подростковом и юношеском возрастах. При этом процесс, естественно, не заканчивается с окончанием периода детства

и наступления взрослости. Каждый этап вносит свой специфический вклад в превращение ребенка в будущих мужчину или женщину. Но подростковый возраст, как период полового созревания занимает особое место. Именно в это время проблемы, связанные с полом, психосексуальным развитием и поведением, формирование системы особых потребностей, мотивов ценностных ориентаций, характеризующих представление человека о себе как о мужчине или женщине, т.е. все то, что составляет основное содержание понятия «психосексуальная идентичность», выходит на первый план, как в формировании личности детей данного возраста, так и тех направлениях воспитательной работы, которые требуют наибольшего внимания педагогов.

Осознание и переживание человеком своей половой идентичности предполагают у него наличие сформированных образцов, эталонов мужского и женского образцов моделей маскулинности и фемининности. Они включают в себя представления о наиболее значимых и привлекательных качеств личности, особенностях взаимоотношений и формах поведения мужчин и женщин. В школах-интернатах, где в основном работают женщины, возможности идентификации по полу бывают затруднены. Поэтому для формирования эталонов мужского и женского у воспитанников школы-интерната необходима организация специальной деятельности.

Цели программы:

1. Познакомить воспитанников с современным уровнем состояния семейного воспитания в России, в соответствии с новыми методами и подходами в семейном воспитании, в условиях коррекционной школы-интерната.

Изучить литературу и интернет источники.

2. Создать программу по семейному воспитанию школьников с ОВЗ, в условиях школы интерната.

3. Внедрять и распространять опыт по семейному воспитанию.

Разработать программу для старшеклассников школы-интерната.

Задачи программы:

1. Формирование представлений о семейных ролях.

2. Приобщение к положительным традициям национальной культуры и русской семьи, формирование на примерах мирового искусства, а также жизни известных семейных пар, понятия о благополучной семье.

3. Формирование семейных отношений в группе.

4. Формирование понятий об этике, психологии семейных отношений.

5. Подготовка к будущей семейной жизни.

- формирование половой идентификации;

- формирование экономического мышления;

- формирование психологических основ здоровых отношений мужчины и

женщины.

Основные методы работы:

- моделирование проблемных ситуаций;

- погружение ребенка в ситуацию свободного выбора с целью развития в нем

многовариантности подходов к действительности;

- метод психологической адаптации, выработка «непосредственного отно-

шения к явлениям жизни» (Л.Н.Толстой);

- метод сотворчества, позволяющий воспитателю стать не только организатором мероприятия, но и его участником;

- игровой метод;

-метод творческих возможностей.

Ожидаемые результаты

Воспитанник школы - интерната должен стать полноценным гражданином общества, готовым к самостоятельной жизни, к решению самых сложных со-

циальных проблем, которые ждут его на жизненном пути.

Ожидаемые результаты программы «Семейное воспитание старшеклассников с ОВЗ, как условие социализации воспитанников школы-интерната»: сформировать

- у воспитанников школы-интерната желание и умение строительства собственной семьи;

- эталоны мужского и женского образов у воспитанников

школы - интерната, позволяющих выполнять идентичные роли в семейной

жизни;

- установки, ценностные ориентации на семейную жизнь,

наличие персонального жизненного плана, где семья занимает одну из веду-

щих ролей;

- осознание семьи, как ценности;

- наличие мотивации на обзаведение собственной семьей, воспитание собственных детей.

Порядок мониторинга хода и результатов реализации программы

Внутренний мониторинг проводит администрация и социально - психологическая служба.

Результаты обсуждаются один раз в полгода. Программа реализуется путем проведения мероприятий в соответствии с основными направлениями.

Учебно-тематический план

Виды мероприятий

Форма

мероприятий

Форма

контроля

1. ЛИЧНОСТЬ.

ОБЩЕСТВО. СЕМЬЯ.

1.1.

Семья в зеркале науки.

Функции семьи.

беседа

Анкета

1.2.

Как выбрать спутника

жизни

обмен мнениями,

беседа

Анкета

1.3.

Условия семейного

счастьтя

беседа с элементами

игры

Наблюдение

Игровая

деятельность

1.4

Свадьба

викторина

Игровая

деятельность

2. СЕМЕЙНОЕ СЧАСТЬЕ

2.1.

Семья - ее структура, тип.

беседа- диалог

Стенгазета

2.2.

Неполные браки, повторные браки

вечер вопросов и

ответов

Игровая деятельность,

интерактивное

взаимодействие

2.3.

До и после

свадьбы

диалог с элементами

имитационной игры

Беседа.

Игровая

деятельнсть

2.4.

Кто в доме хозяин?Роль в семье мужчи-

ны и женщины.Рас-

пределение обязанностей.

Беседа, дискуссия

Интерактивное взаимодействие

3. СУПРУЖЕСТВО:

НАУКА И ИСКУССТВО

3.1.

Искусство быть

супругами

беседа

2ч.в год

Семейный

коллаж

Сочинение

3.2.

Психология семейных отношений

Разговор с психологом

2ч. в год

Беседа

3.3.

Любовью дорожить

умейте

Устный журнал, до-

машние посиделки

4ч. в год

Интерактивное обсуждение

3.4.

Психология интимного

Встреча с доктором

2ч.в год

Беседа

4. РОДИТЕЛИ И ДЕТИ

4.1.

Искусство быть родителями

Ролевые игры

4ч. в год

Интерактивное взаимодействие

4.2.

Основные начала

воспитания

Разыгрывание ситуаций, их проигрыва-

ние, обсуждение

4ч.в год

Интерактивное обсуждение

4.3.

Союз поколений

Встреча с социальным

педагогом

2 ч. в год

Беседа

4.4.

По законам труда и морали

Знакомство с трудовым коллективом. Практикум.

2 ч. в год

Беседа

5. СЕМЕЙНОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО

5.1.

Регистрация брака. Брачный договор. Венчание.

Встреча с интересными людьми, с юристом.

1 ч. в год

Беседа, анкетирование


5.2.

Защита материнства и детства

Консультация социального педагога

1 ч. в год

Беседа


5.3.

Семейные споры

Дебаты

2 ч. в год

Групповое обсуждение

5.4.

Расторжение брака или сохранение семьи

« Судебное заседание»

2 ч. в год

Интерактивное обсуждение

6. ЧИСТЕЙШЕЙ

ПРЕЛЕСТИ

ЧИСТЕЙШЕЙ

ОБРАЗЕЦ

6.1.

«Люблю и ее, и себя, и будущее и весь мир...» (С.А.Толстая)

Устный журнал

1 ч. в год

Работа с дневником

6.2.

А. С. Пушкин Н. Н. Гончарова

Беседа - размышление

1 ч. в год

Эссе

6.3.

А.Блок Л. Менделеева

Тематический вечер

1ч. в год

Беседа

6.4.

А Ахматова Н. Гумилев

Рассказ - беседа

1ч. вгод

Беседа с элементами интерактива

6.5.

А.К. Толстой С.А.Толстая

Заочное путешествие

1 р. в год

Игровая деятельность, групповое обсуждение

7. СЕМЕЙНЫЕ

ПРАЗДНИКИ

7.1.

Как выбрать подарки

Практикум

Постоянно

Беседа, поручения

7.2.

Как создать праздничную атмосферу в классе. В доме

Классный час, ситуативная игра

Постоянно

Семейные праздники

7.3.

Как украсить праздничный стол

Практикум

Постоянно

Классные, семейные праздники

7.4.

Развлечения

Ролевые игры

Постоянно

Игровая деятельность

8. ЗДОРОВЬЕ

СЕМЬИ

8.1.

Духовное и физическое развитие

Вечер вопросов

2 ч. в год

Беседа

8.2.

О здоровом питании

Встреча с диетсестрой

1 ч. в кв.

Беседа


8.3.

Классные, семейные игры на воздухе

Практикум

1 ч. в мес.

Организация досуга

8.4.

Об активном отдыхе

Экскурсия

1 ч. в мес.

Организация досуга

9. БЫТ И СЕМЬЯ

9.1.

Быт или не быть? Радость совместного труда

Викторина

4 ч. в год

Интерактивное взаимодейстие

9.2.

Уют в доме. Полезные домашние советы

Организационно- деятельностная игра

1 ч. в мес.

Стенгазета

9.3.

Культура домашнего стола

Практикум

1 ч. в год

Классные, семейеные праздники

9.4.

О семейной экономике

Проблемный диалог с элементами игры

4 р.в год

Интерактивное взаимодействие

10.

10.1.

« Мое представление о семье»

Рассказ - размышление

2 ч. в год

Анкетирование

10.2.

«Конфликтная ли вы личность?»

Групповое обсуждение ситуаций из личного опыта

2 ч. в год

Анкетирование

10.3.

«Ласковое слово родным вам людям»

Практикум

4ч. в год

Ролевая игра

10.4.

«Как создать уют в семье»

Практикум

постоянно

Стенгазета

10.5.

«Какой вам видиться ваша будущая семья»

Практикум

4ч. в год

Эссе

10.6

«Семейная эстафета»

Игра

1 ч. в мес.

Игровая деятельность

10.7.

«Шкатулка тайн»

Игра

1ч. в мес.

Игровая деятельность

10.8.

«Мы играем в семью»

Игра

1 ч. в мес.

Ролевые игры


10.9.

Рисунки на тему «Семья»

Конкурс

1 ч. в квартал

Изготовление поделок

10.10

Фильмы и передачи о семье

Просмотр

Постоянно

Обсуждение

10.11

Чтение худжожественных произведений на семейную тематику

Чтние

Постоянно

Обсуждение

10.12

Ведение семейного дневника»Что такое хорошо и что такое плохо»

Работа с дневником

Постоянно

Обсуждение

10.13

Семейные посиделки

Праздник

По мере необходимости

Интерактивное взаимодействие

10.14

Подборка пословиц и поговорок о семье

Конкурс

Постоянно

Интерактивное взаимодействие

10.15

Заповеди семейного воспитания Сухомлинского

Изучение

Постоянно

Тестирование

10.17.

Советы Д.Корнеги

Изучение

Постоянно

Обсуждение

10.18

Оформление портфолио класса

Обсуждение

Постоянно

Стенгазета



БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Агарков С. «Интимный мир молодой семьи». Воспитание школьников, 1995г., № 1 стр. 38-412.

2.Арсекьев Н. «Духовные традиции русской семьи». Воспитание школьников, 1995г. №1 стр. 31-34

3. Басюк В.С. Модель организации службы социально-психологического сопровождения в условиях интернатного типа: теоретико- практический проект, М. Полограф сервис 2001 г. стр. 132

4. Вардугин В.О.» О чем должны знать молодые люди до того, как потеряют невинность», Воспитание школьников. 1998г. № 3, стр. 34-35

5. Вильчанская Л.Н. «Сотворите свое будущее», практикум для школьников старших классов по подготовке успешного вхождения в реальную жизнь. Журнал «Классный руководитель»,2001г. №6, стр. 114-118

6.Выпускнику образовательного учреждения. Сиорова Л.К. М.ТОО «СИМС», 1996г. Стр.32

7. Диалоги о воспитании:Книга для родителей под редакцией В.Н.Столетова, М. Педагогика, 1982, стр.336

8. Жаворонкова А.Ф. Сценарии классного чсаса на тему: «Отцы и дети». Журнал «Классный руководитель». 2001г. № 7 чтр. 114 -118

9. Жуковский Л. Вполне нормальное одиночество. Воспитание школьников. 1995г. № 1, стр. 42 -45

10. Захаров Ю. «Наркомания: от отчаяния к надежде» Воспитание школьников 1999г. № 1 стр. 49-53

11. Инновации в работе специалистов социально-психологических учреждений Олифенко Л.Я., Чепурных Е.Е., Шульга Т.И., Быков А.В., М. Полиграф сервис, 2001г. Стр. 320

12. Инновации в Российском образовании: Система предупреждения социального сиротства, 2000г., М., из-во МГУП, 2000, стр.80.

13. Инновации в Российском образованиии: Охрана прав детей. Социально-педагогическая поддержка и реабилитация, 1999г., М. Из-во МГУП, стр.95.

14. Лещинский В.И., Кульневич С.В. «Учимся управлять собой и детьми»: Педагогический практикум, М. Просвещение:Владос, 1995г. Стр.240.

15. Макаренко С. «Женственность и мужественность: вопросы их формирования идетей и подростков»., журнал «Воспитание школьников», 2001г., №9, стр. 38-40.

16. Мартынин В. «Твоя родословная», журнал «Воспитание школьников», 1999г., № 6, стр 16-17.

17. Панкова Л.М.. «У порога семейной жизни», книга для учителя, М.Просвещение, 1991г., стр.144.

18. Правовой путеводитель подростка, Калуга: НП»Ассоциация многодетных семей, 2000г., стр.28.

19.Преодоление трудностей социализации детей -сирот. Учебное пособие, Байбородова Л.В., Жедунова Л.Г., Пысысоев О.Н., Рожков М.И., Ярославль: изд-во ЯГПУ, 1997г., стр. 196. 20. Семья Г.В. Выпускник. «Формиирование социально-психологическойзащищенности выпускников образовательныхучреждений». М., Полиграф сервис, 2001г., стр. 176. 21. Социально -психологические требования к воспитателям и воспитанникам интернатных учреждений и детских домов», Курган Б.А., Савиных Л.В. Поварницкая В.А., Самылов В.к., Пономарев Н.А., Курган: ПО «ИСЕТЬ», 1997г. Стр. 123. 22.Флоренская Т. «Мир дому твоему», журнал «Воспитание школьников», 1995г. № 3., стр. 52-55. 23.Флоренская Т. «Мир дому твоему», журнал «Воспитание школьников», 1998г., № 3, стр. 35-37. 24. Флоренская Т. «Мир дому твоему», журнал «Воспитание школьников», 1999г., №1, стр. 34-39. 25. Флоренская Т. «Мир дому твоему», журнал «Воспитание школьников», 1999г.,№2., стр. 27-31. 26. Флоренская Т. «Мир дому твоему», журнал «Воспитание школьников, 1999г., № 3., стр. №3., стр. 38-43. 27. Щусь Т. «Конфликт - разрыв любви». Журнал «Воспитание школьников», журнал «Воспитание школьников», 1999 г., №1, стр. №1, стр. 39-43.














Семейное воспитанпие старшеклассников с ОВЗ, как условие социализации воспитанников школы-интерната.

© 2010-2022