- Преподавателю
- Классному руководителю
- Исследование о поэтессе Анне Ахматовой
Исследование о поэтессе Анне Ахматовой
Раздел | Классному руководителю |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Никонова Л.И. |
Дата | 16.06.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
Однажды потянувшись к стихам, я взяла в руки томик стихов Юлии Друнины и с большим благоговением прочла то, что было написано ею. Я окунулась в поэзию военных лет, где особенно сильное впечатление произвела на меня женская поэзия
В страшные годы войны зазвучал неповторимый и прекрасный голос поэтесс - бархатистый, трогающий, исполненный внутреннего достоинства.
Величайшей женщиной из всех поэтесс, писавших о Второй Мировой Войне, справедливо можно назвать Анну Ахматову.
Войну Анна Андреевна встретила в Ленинграде. Там она создает цикл стихов, полных любви к родине и советским людям, - «Ветер войны». Часто ее, дежурящую, можно было видеть на крыше дома. С сорок второго по сорок четвертый Ахматова жила в Ташкенте, где она впервые узнала, «что такое в палящий зной древесная пыль и звук воды… что такое человеческая доброта…».
Весь последний этап творчества Анны Ахматовой связан с героическим подвигом ленинградцев. Уже в июле 1941 года она пишет гордое стихотворение «Клятва», выражающее непреклонную веру в силу советских людей:
И та, что сегодня прощается с милым,-
Пусть боль свою в силу она переплавит.
Мы детям клянемся, клянемся могилам
Что нас покориться никто не заставит!
По воспоминаниям Ольги Берггольц « во многих залах, на многих литературных концертах в ту военную годину звучало, порой под вой сирены, чеканное ахматовское стихотворение « Мужество»:
Мы знаем, что ныне лежит на весах
И что совершается ныне.
Час мужества пробил на наших часах,
И мужество нас не покинет.
Не страшно под пулями мертвыми лечь
Не горько остаться без крова, -
И мы сохраним тебя, русская речь,
Великое русское слово.
Свободным и чистым тебя пронесем,
И внукам дадим, и от плена спасем
Навеки!
Эти строки, рожденные возмущенным, горячим сердцем патриота, отпечатывали как плакат и расклеивали на улицах Ленинграда.
Боль, сострадание, нежность к сражающимся на фронте бойцам, великая гордость за них, думы о Родине, - все это вошло в стихи Анны Ахматовой. Примерами передачи войны могут быть « Первый дальнобойный в Ленинграде» и « Птицы смерти в зените стоят»:
И в пестрой суете людской
Все изменилось вдруг.
Но это был не городской,
Да и не сельский звук.
На грома дальнего раскат
Он, правда, был похож, как брат.
Но в громе влажность есть
Высоких свежих облаков
И вожделение лугов -
Веселых ливней весть.
А этот был, как пекло, сух,
И не хотел смятенный слух
Поверить - по тому,
Как расширялся он и рос
Как равнодушно гибель нес
Ребенку моему.
Птицы смерти в зените стоят.
Кто идет выручать Ленинград?
Не шумите вокруг - он дышит,
Он живой еще, он все слышит.
Как на влажном балтийском дне
Сыновья его стонут во сне,
Как из недр его вопли: «Хлеба!» -
До седьмого доходят неба…
Но безжалостна эта твердь.
И глядит из всех окон - смерть.
И стоит везде на часах.
И уйти не пускает страх.
Стоит лишь вникнуть в строки Ахматовой, обращенные к дружку-соседу по ленинградской квартире, малолетнему Вале Смирнову (« Постучись кулачком - я открою…»), стоит вслушаться в мысленный разговор поэтессы со статуей из Летнего сада «Ночь», и мы прикоснемся к самому заветному, чем жила в те годы Анна Андреевна.
Осажденный Ленинград не покидал ее сознания, не отпускал от себя даже во сне. Какая-то новая, высокая и величавая интонация появилась в ахматовских стихах о Родине, новой глубиной наполнился пейзаж. Ахматова ни на час не сомневалась в нашей грядущей победе и встретила ее с чувством торжества. Терпкий весенний ветер освобождения, жалоба израненной земли, плач и моление о чистом свете загорающейся зари слышатся в стихотворении Ахматовой 1945 года - «Памяти друга»:
И в День Победы, нежный и туманный,
Когда заря, как зарево, красна,
Вдовою у могилы безымянной
Хлопочет запоздалая весна.
Она с колен подняться не спешит,
Дохнет на почку и траву погладит,
И бабочку с плеча на землю ссадит,
И первый одуванчик распушит.