Исследование о поэтессе Анне Ахматовой

Голос советской поэтессы Анны Ахматовой  звучал  в годы Великой Отечественной войны. Особенно он  вдохновлял жителей осажденного Ленинграда.  "Ветер войны" - цикл стихов Анны  Ахматовой. Два военных года  Анна Ахматова провела в Ташкенте.  И именно там поэтесса  узнала, что такое доброта. В стихотворении "Клятва"  звучит вера в советского человека. Ольга Берггольц отмечала, что во многих залах звучало ахматовское стихотворение "Мужество". Строки  рождены горячим сердцем патриотки.  Стихи "Первый...
Раздел Классному руководителю
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Однажды потянувшись к стихам, я взяла в руки томик стихов Юлии Друнины и с большим благоговением прочла то, что было написано ею. Я окунулась в поэзию военных лет, где особенно сильное впечатление произвела на меня женская поэзия

В страшные годы войны зазвучал неповторимый и прекрасный голос поэтесс - бархатистый, трогающий, исполненный внутреннего достоинства.

Величайшей женщиной из всех поэтесс, писавших о Второй Мировой Войне, справедливо можно назвать Анну Ахматову.

Исследование о поэтессе Анне Ахматовой

Войну Анна Андреевна встретила в Ленинграде. Там она создает цикл стихов, полных любви к родине и советским людям, - «Ветер войны». Часто ее, дежурящую, можно было видеть на крыше дома. С сорок второго по сорок четвертый Ахматова жила в Ташкенте, где она впервые узнала, «что такое в палящий зной древесная пыль и звук воды… что такое человеческая доброта…».

Весь последний этап творчества Анны Ахматовой связан с героическим подвигом ленинградцев. Уже в июле 1941 года она пишет гордое стихотворение «Клятва», выражающее непреклонную веру в силу советских людей:

И та, что сегодня прощается с милым,-

Пусть боль свою в силу она переплавит.

Мы детям клянемся, клянемся могилам

Что нас покориться никто не заставит!

По воспоминаниям Ольги Берггольц « во многих залах, на многих литературных концертах в ту военную годину звучало, порой под вой сирены, чеканное ахматовское стихотворение « Мужество»:

Мы знаем, что ныне лежит на весах

И что совершается ныне.

Час мужества пробил на наших часах,

И мужество нас не покинет.

Не страшно под пулями мертвыми лечь

Не горько остаться без крова, -

И мы сохраним тебя, русская речь,

Великое русское слово.

Свободным и чистым тебя пронесем,

И внукам дадим, и от плена спасем

Навеки!

Исследование о поэтессе Анне Ахматовой

Эти строки, рожденные возмущенным, горячим сердцем патриота, отпечатывали как плакат и расклеивали на улицах Ленинграда.

Боль, сострадание, нежность к сражающимся на фронте бойцам, великая гордость за них, думы о Родине, - все это вошло в стихи Анны Ахматовой. Примерами передачи войны могут быть « Первый дальнобойный в Ленинграде» и « Птицы смерти в зените стоят»:

И в пестрой суете людской

Все изменилось вдруг.

Но это был не городской,

Да и не сельский звук.

На грома дальнего раскат

Он, правда, был похож, как брат.

Но в громе влажность есть

Высоких свежих облаков

И вожделение лугов -

Веселых ливней весть.

А этот был, как пекло, сух,

И не хотел смятенный слух

Поверить - по тому,

Как расширялся он и рос

Как равнодушно гибель нес

Ребенку моему.

Птицы смерти в зените стоят.

Кто идет выручать Ленинград?

Не шумите вокруг - он дышит,

Он живой еще, он все слышит.

Как на влажном балтийском дне

Сыновья его стонут во сне,

Как из недр его вопли: «Хлеба!» -

До седьмого доходят неба…

Но безжалостна эта твердь.

И глядит из всех окон - смерть.

И стоит везде на часах.

И уйти не пускает страх.

Стоит лишь вникнуть в строки Ахматовой, обращенные к дружку-соседу по ленинградской квартире, малолетнему Вале Смирнову (« Постучись кулачком - я открою…»), стоит вслушаться в мысленный разговор поэтессы со статуей из Летнего сада «Ночь», и мы прикоснемся к самому заветному, чем жила в те годы Анна Андреевна.

Осажденный Ленинград не покидал ее сознания, не отпускал от себя даже во сне. Какая-то новая, высокая и величавая интонация появилась в ахматовских стихах о Родине, новой глубиной наполнился пейзаж. Ахматова ни на час не сомневалась в нашей грядущей победе и встретила ее с чувством торжества. Терпкий весенний ветер освобождения, жалоба израненной земли, плач и моление о чистом свете загорающейся зари слышатся в стихотворении Ахматовой 1945 года - «Памяти друга»:

И в День Победы, нежный и туманный,

Когда заря, как зарево, красна,

Вдовою у могилы безымянной

Хлопочет запоздалая весна.

Она с колен подняться не спешит,

Дохнет на почку и траву погладит,

И бабочку с плеча на землю ссадит,

И первый одуванчик распушит.


© 2010-2022