Классный час «Учимся видеть в друге хорошее»

Практическое занятие в 5 классе «Учимся видеть в друге хорошее» Цель: Формирование доброжелательного (эмпатийного) поведения Задачи: ü Настроить детей на доверительные отношения со сверстниками; ü Учить замечать и ценить положительное в окружающих людях, друзьях; ü Развивать способность сочувствовать, сопереживать; ü Воспитывать навыки доброжелательного поведения в повседневной жизни. В конце занятия проводится рефлексия: - Ребята, встаньте, закройте глазки.Загляните внутрь себя, прислушайтесь к своим ощущениям. Подумайте о дружбе. Как пахнет дружба? - Какая она на ощупь? - На вкус? - С какой погодой вы бы сравнили дружбу? - С какими животными можно связать слово дружба? - Какие краски вы возьмете, чтобы “нарисовать” дружбу?
Раздел Классному руководителю
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Практическое занятие в 5 классе

«Учимся видеть в друге хорошее»

Цель: Формирование доброжелательного (эмпатийного) поведения

Задачи:

  • Настроить детей на доверительные отношения со сверстниками;

  • Учить замечать и ценить положительное в окружающих людях, друзьях;

  • Развивать способность сочувствовать, сопереживать;

  • Воспитывать навыки доброжелательного поведения в повседневной жизни.

Ход занятия

  1. Приветствие.(Слайд 1)

- Ребята, пожелаем друг другу здоровье. Скажем … (Здравствуйте). Подумаем о своих близких, отправим им мысленно свое добро. Представим, что они в этот момент улыбнулись.

Настрой на общую работу.

Все участники садятся в круг. Педагог просит положить правую ладонь на левую ладонь, сидящего справа. Педагог просит поприветствовать друга, называя полным именем.

Знакомство.

Как вас зовут, я знаю. У вас очень красивые имена. Но мне хочется познакомиться с вами поближе.

Поиграем в игру «Превращения».

Продолжите фразу о себе. Например, если бы я была фруктом, я была бы яблоком.(раздаю фразы)

- если бы я был овощем…

- если бы я был книгой…

- если бы я был мебелью…

- если бы я был видом спорта…

- если бы я был песней…

- если бы я был уроком…

- если бы я был временем года…

- если бы я был транспортом…

- если бы я был цветком…

- если бы я был насекомым…

- если бы я был рыбой…

- если бы я был птицей…

- если бы я был деревом…

- если я был сказкой…

- если бы я был страной…

- если бы я был городом…

- если бы я был профессией…

Спасибо! Отлично! Я многое о вас узнала.

На доске листочки с качествами:

Терпение, снисходительность, умение владеть собой, ворчливость, доброта, злобность, капризность, любовь к людям, чувство юмора, общительность, упрямство, чуткость, доверие, нежелание уступать, обидчивость, умение мириться, желание ссориться, умение договариваться…

Дети выбирают качества, я отдаю их. Предположительно на доске останутся отрицательные качества.

- Ребята, почему вы выбрали именно такие качества? А как вы их понимаете?

Давайте выясним, какие у вас отрицательные качества. Я их вам отдам, а вы порвите их и ни когда больше о них не вспоминайте.

Игра «Друг дружке»

Детям предлагается разбиться на пары и выполнять команды: рука к руке, ухо к уху, спина к спине, плечо к плечу, локоть к локтю, колено к колену, и т.д. По команде «Друг к дружке» поменять пару.

Чтение стихотворения Г. Ладонщикова «Дружу с мальчишкой» (Слайд 2)

Я дружу с мальчишкой Борей.

Не ругаюсь с ним, не спорю,

В паре с Борькою хожу,

Крепко за руку держу.

Меньше всех он в группе нашей,

Видно, ел он мало каши.

Потому я и свою

Кашу боре отдаю.

Боря лучше всех танцует,

Боря лучше всех рисует

Лошадей, ворон и коз…

Знает сказок целый воз.

Он веселый и послушный

Подарил мне шар воздушный,

По бревну учил ходить…

Интересно с ним дружить.

- Какие чувства у вас вызвало это стихотворение?

- Что ценит ребенок в друге Боре?

- Как дружат малыши-дошколята? (Нам можно у них поучиться)

Посмотрим видеоролик и ответим на этот вопрос. (Демонстрация видеоролика)

- А с кем дружишь ты? Чем отличается дружба детей в садике и начальной школе от дружбы в 5 классе.

-Почему вам с другом интересно?

- Так какая же тема нашего занятия?(О дружбе) (Слайд 3)Сообщение темы целей.

- Ребята, кто из вас умеет дружить?

- А кто из вас когда-нибудь ссорился ?

А как вы думаете с кем чаще можно поссориться с другом или врагом?

А кто такой враг?

Враг - . Тот, кто находится в состоянии вражды, борьбы с кем-л., чем-л.;

- А что лучше: ссориться или мириться?

(ВЫСТАВЛЯЮ ТАБЛИЧКИ НА ДОСКУ)(Слайд 4)

- Ну, конечно, вы как воспитанные дети говорите, что лучше мириться.

В одном классе есть ученик. Он считает, что ссора не вредит дружбе, а иногда приносит пользу.

  1. Формулирование детьми темы классного часа

ВЕШАЮ ЗНАК ВОПРОСА МЕЖДУ НИМИ

ССОРИТЬСЯ ? МИРИТЬСЯ

6. Определение конкретных рекомендаций

- Я предлагаю проанализировать в группах то хорошее и плохое, что может дать человеку, когда он ссорится или мирится.

Выдаю таблички.(мальчики и девочки) Дети их заполняют, работая в группах. Музыка Дорогою добра(Слайд 5)

ССОРИТЬСЯ

+

-

МИРИТЬСЯ

+

-

6. Определение конкретных рекомендаций

Выслушиваю получившиеся результаты работы в группах.

Проблемные вопросы:

- Итак,Ссора может возникать при конфликте даже двух самых близких людей. Утверждают, что конфликт позволяет выяснить, какие взаимоотношения сложились между людьми. Вы с этим согласны?

- Ссора - это способ защитить собственное достоинство. Вы с этим согласны?

  1. Подведение итогов

- Итак, подведем некоторые итоги. К какому выводу мы с вами пришли? Что лучше: ссориться или мириться?

- Ребята, в России есть государственный праздник, который посвящен данной проблеме.

- Кто знает, как он называется? И когда он празднуется? (День согласия и примирения, 4 ноября).

Ребята, этот праздник призывает всех людей к примирению, к хорошим взаимоотношениям между собой, к проявлению толерантности, эмпатии.

- Как вы понимаете эти слова? Они вам знакомы?

Толерантность - это умение понимать и принимать других людей такими, какие они есть.

Эмпатия - очень полезное качество, которое позволяет сопереживать другому человеку, понимать его чувства. (Слайд 6)

Давайте и мы с вами постараемся встать на место другого человека. Для этого обсудим ситуацию: Девочка сидела в классе у раскрытого окна. На столе стояла ваза с цветами. Вдруг подул сильный ветер. Окно захлопнулось и ваза упала. Девочка испугалась. В класс пришли дети. Прозвенел звонок и вошла учительница. Дети закричали: «Мария Фёдоровна, а Лена вазу с цветами уронила». «Это не я, это ветер - хотела было выразить девочка, но её никто не слушал. Она закрыла лицо руками и заплакала.

(Дети изображают девочку, которая испугалась, заплакала, обиделась, затем выбирается девочка из класса, например Оля. Ребятам предлагается пожалеть девочку без слов, затем утешить словами.

Молодцы ребята, вы оказали помощь своему другу, не оставили его в беде. Вы сочувствовали, сопереживали. Это по другому называется ЭМПАТИЯ.

3. Чтение и анализ рассказа О. Буцень «Так или не так?»(Слайд 7)

А вот следующая ситуация: Переехала Нюра на новую квартиру в другой район города. Жаль ей было расставаться со старой школой, особенно с подружкой Валей.

В новой школе Нюра никого не знала. Поэтому на уроках она ни к кому не обращалась и к ней никто. Всё присматривалась к учительнице, к школьникам, к классу. На перемене стояла в коридоре около окна одна, не играла, не ходила ни с кем.

Как-то на большой перемене подошла к ней одноклассница Галя и спрашивает:

-- ТЫ ещё ни с кем не дружишь?

-- Нет, -- отвечала Нюра.

-- И я ни с кем не дружу, -- вздохнула Галя. -- Плохие у нас в классе де - вочки: Ленка задавала, Вера -- хитруля, Надя -- врунья, а Ирка -- задира.

Почти всех девочек перебрала Галя -- все оказались плохими. Только про себя ничего не сказала.

- Просто не знаю, с кем ты можешь подружиться у нас?!

-- Не волнуйся, - ответила Нюра.- С кем я подружусь, я ещё не знаю. Зато знаю, с кем мне не надо дружить.

- Какой в рассказе изображена Нюра? А Галя? Докажите свое мнение словами из текста.

- Умеет ли Галя дружить?

- Какие качества в одноклассниках отмечала Галя?

- Как Нюра догадалась, с кем ей надо дружить?

- А как вы думаете, как нужно дружить?

- Какие положительные качества людей знаете? Отрицательные?

Перед детьми стоят два портрета: Нюра и Галя

- Ребята, у вас есть сердечки. (Слайд 8) Я предлагаю подарить их тому герою рассказа, который вам понравился. Дети кладут сердечки в кармашки под портретами героев. (Педагог в этот момент незаметно помещает две тарелочки под этими портретами: у Нюры в тарелке серые квадратики, а у Гали - яркие настоящие конфеты)

- Ребята, а герои рассказа хотят сделать вам подарки. Возьмите себе сами подарки, но у того героя, который вам очень нравится, у того человека, который вам особенно приятен.

(Когда предложенные подарки были взяты детьми, учитель обращает внимание на кармашек под портретом Гали действует в зависимости от ситуации.)

- Ведь вы свои сердечки отдали Нюре, а почему же решили взять конфеты у не очень положительной девочки?

- Да, ребята, как велико искушение. Говорить красиво легко, а поступать так красиво всегда - сложно. Этому нужно учиться всю свою сознательную жизнь.

6. Игра «Волшебный стул» (по Н.Е.Щуровой) (Слайд 9) (приклеиваю табличку на стул)

-Давайте поучимся замечать хорошее (положительное) в наших одноклассниках.

Цель: развить интерес к человеку, формировать положительные качества личности, учить видеть в человеке хорошее.

На «волшебный стул» приглашается один из участников игры: как только он садится, «высвечиваются» и становятся очевидными только все его достоинства; присутствующие рассказывают о том, что видят их глаза: называют качества (умный, добрый, внимательный…); дают поведенческие характеристики (он всегда помогает; к нему можно обратиться с просьбой…) говорят о внешних достоинствах, например: красивые волосы.


А сейчас, наш стул превращается в «горячий», сев на него вы должны вспомнить истории, в которых вели себя не правильно, за которые вам сейчас обидно и стыдно и вы их никогда не хотели бы повторить. Дети предлагают правильный вариант.

Наши сердца всё больше и больше разгораются от откровения. (Зажигаю свечу)

Игра «Восковая свеча» (Слайд 10)

- А теперь завершим наше занятие словами благодарности друг другу(кого вы благодарите и за что?) и скажем, что нам больше всего понравилось.

  1. Рефлексия

- Ребята, встаньте, закройте глазки. Загляните внутрь себя, прислушайтесь к своим ощущениям. Подумайте о дружбе.

Как пахнет дружба?

- Какая она на ощупь?

- На вкус?

- С какой погодой вы бы сравнили дружбу?

- С какими животными можно связать слово дружба?

- Какие краски вы возьмете, чтобы "нарисовать" дружбу?

Я раздам вам цветы, а вы напишите на них свои положительные качества.

(Цветы ставятся в вазу, учитель спрашивает :Хорошо ли учиться в таком классе где только хорошее. Давайте и мы больше никогда не будем ругаться, обзывать друг друга, а всегда будем красивым букетом цветов.)

И вспомним наш девиз: Мы как радуги цвета, не разлучны никогда.

  1. Пожелания учителя классу, рекомендации

- Благодарю вас за общение, я испытала чувства радости и удивления и хочу вновь встретиться с вами.



© 2010-2022