Правонарушения и законы в нашей жизни

Раздел Классному руководителю
Класс 5 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Классный час «Правонарушения и законы нашей жизни» (деловая игра)

ЦЕЛЬ: в доступной житейской форме рассказать ребятам о самых распространенных опасностях, подстерегающих их в быту; научить подростков, как правильно выйти из сложной ситуации, угрожающей их здоровью и даже жизни.

- упорядочить знания ребят о правонарушениях, познакомить их с видами нарушений и наказаниями за них;

- развивать представления о последствиях противоправных деяний;

- воспитывать чувство ответственности за свои поступки.

- воспитание потребности в здоровом образе жизни и профилактика вредных привычек.

Задачи:

  • Воспитывать морально - нравственные качества: любовь к близким, к родителям.

  • Воспитывать у учащихся качества толерантной личности: позитивное восприятие окружающих.

  • Воспитывать ответственное отношение к порученному делу, учиться выполнять совместно общее дело; воспитание духовных потребностей

  • Формировать умение работать в команде.

  • Воспитывать уважение к одноклассникам, умение слышать и слушать друг друга.

  • Развивать самостоятельность суждений, умение логически мыслить, отстаивать свою точку зрения.

Эпиграф: «Незнание закона не освобождает от ответственности».

Ход занятия

1. Организационная минутка.

Слайд № 2

Здравствуй, небо голубое
Здравствуй, солнце золотое.
Здравствуй, матушка - земля,
Здравствуйте, мои друзья.

Хочу поприветствовать всех присутствующих: ребят и, конечно, гостей.


  1. Объявление темы и целей занятия

Чтобы понять, о чем мы будем говорить сегодня на занятии, нам надо решить одну задачу: даны два слова- право, нарушать- (слайд 3) надо образовать сложное существительное = правонарушение. Правильно речь пойдет о них и о законе, который предусматривает ответственность за них: ( тема) (слайд 4) Правонарушения и законы в нашей жизни. Исходя из темы, какие перед вами будут стоять задачи?

Правильно, узнать, что такое правонарушение, виды правонарушений и какую ответственность несет каждый, совершивший правонарушение, перед законом. Прав был О.Бальзак : Ничто так плохо не знаем, как то, что каждый должен знать: закон.

(слайд 5) Прав был О.Бальзак : Ничто так плохо не знаем, как то, что каждый должен знать: закон.


  1. Работа по теме занятия

Слово учителя.

Ребята, в жизни есть не только свет, но и тень. Многие большие беды начинаются с малого. Сегодня соврал матери, обидел словом сверстницу, поленился помочь бабушке, не уступил место старшему. А завтра? Завтра может быть самое плохое, такое, что уже привлечет внимание работников милиции, следователей, судей. И сегодняшний классный час - это начало знакомства с законами, определяющими нашу жизнь. Попробуем в ходе игры разобраться, где в повседневной жизни мы реализуем свои права, обязанности и за что несем ответственность.

3. Основная часть: (рассказ Андрея Петрова)

Давным-давно, тысячи лет назад на Земле появились люди.

Одновременно с ними появились Главные вопросы: Что люди могут делать и чего не могут?

Что они обязаны делать и чего не обязаны?

На что они имеют право и на что не имеют?

Появилось два государства: Можно и Нельзя. Они жили по разным законам. В государстве Можно всё было разрешено: хочешь воровать - воруй, хочешь убивать - убивай, хочешь оскорблять человека - пожалуйста, всё можно.

В государстве Нельзя жители жили совсем иначе. Там нельзя было убивать, грабить, нельзя грубить друг другу.

Государства постоянно враждовали между собой. И вот настал день решающей битвы. Сражение выиграло государство Можно. Оно захватило половину государства Нельзя и установило там свои порядки. Нетрудно догадаться, что тут началось!

В городах и сёлах бывшего государства Нельзя стали воровать, беззаконно убивать друг друга, на дорогах хозяйничали разбойники. Постепенно государство Можно пришло в упадок. И тогда правители государства Можно под нажимом людей попросили помощи у государства Нельзя. Долго совещались правители двух государств и пришли к решению объединиться и создать новое государство Законию. В государстве установился порядок, а все жители стали довольны и счастливы.

Как вы думаете, почему страна стала процветающей, счастливы её жители, они чувствуют себя в безопасности?

ОТВЕТ - Жители стали жить по законам.

- Если люди уважают права других людей, выполняют свои обязанности, значит, они чувствуют себя в безопасности. Но когда свобода одних нарушает интересы и права других, в обществе утверждаются беззаконие, беспорядок, несправедливость! Вот тогда и решает все Закон!

- Что такое закон?

(слайд6) ЗАКОН - нормативно-правовой акт, содержащий общеобязательные правила поведения общественной жизни, принятый правительством.

- Есть ли у нас в государстве ЗАКОН? (ответы детей)

В нашем государстве, как и в любом другом, существует основной закон, по которому мы живем. - Как вы думаете, где прописаны эти законы?

Законы записаны в Конституции - основном законе государства. (слайд 7-8) Демонстрация книг.)

Кроме Конституции существуют: «Конвенция о правах ребенка», «Семейный кодекс», «Гражданский кодекс», «Трудовой кодекс», «Уголовный кодекс»., а вот в школе для вас тоже есть закон- Устав школы (показать)

Одна из задач воспитательной работы в школе - предупредить вас об опасностях в игре с законом.

Давайте с вами вспомним некоторые понятия, в этом нам поможет инспектор КДН.

Игра «Вопрос-ответ» (дети задают вопросы, используя вежливые слова, я отвечаю с помощью презентации)

- Кто считается подростком?

(слайд9) Уголовное законодательство несовершеннолетними признает лиц, которым ко времени совершения преступления исполнилось 14 лет, но не исполнилось 18 лет.

-Что называется преступлением?

(слайд 10) Преступление-запрещенное Уголовным Кодексом РФ деяние (действие или бездействие), которое представляет собой опасность для личности, общества или государства.

-Что такое правонарушение?

(слайд11) Правонарушение-нарушение права, действующих законов.

-Как вы считаете, какие преступления среди подростков наблюдаются чаще всего?

( слайд 12) (кража чужого имущества, умышленное причинение тяжкого или средней тяжести вреда здоровью, похищение человека, разбой, грабеж, вымогательство, угон автомобиля, повреждение чужого имущества, повлекшие тяжкие последствия, хищение, изготовление взрывчатых веществ и наркотических веществ)

- Так вот за все эти правонарушения дети от 14 до 16 лет могут быть осужденЫ за их свершение.

В остальных случаях подростки привлекаются к ответственности с 16 лет (ст. УК РФ)

Народная мудрость гласит «Не было бы нарушения, не надо бы было нести ответственность»

-Что такое ответственность?

(слайд 13) Ответственность- необходимость, обязанность отвечать за свои действия, поступки.

- Какие виды ответственности БЫВАЮТ


(слайд 14-15)

1.Уголовная ответственность- убийство, грабёж, изнасилование, оскорбления, мелкие хищения, хулиганство. Уголовная ответственность наступает с 14 лет.

2. Административная ответственность: мелкое хищение, мелкое хулиганство, мелкая кража, мошенничество, присвоение чужого имущества, нарушение правил дорожного движения, нарушение противопожарной безопасности, нарушение общественного порядка, выражающее явное неуважение к обществу, сопровождающее нецензурной бранью в общественных местах, нахождение на улице в позднее время.

За административные правонарушения к ответственности привлекаются с 16 лет. До этого возраста за вас ответственность несут ваши родители.

Наказание: штраф, предупреждение, исправительные работы, административный арест

3.Дисциплинарная ответственность - это нарушение трудовых обязанностей, т.е. нарушение трудового законодательства, к примеру: опоздание на работу, прогул без уважительной причины.

4.Гражданско-правовая ответственность регулирует имущественные отношения. Наказания к правонарушителю: возмещение вреда, уплата ущерба.

Ребята, вам рассказали о преступлениях, которые совершаются подростками, а также о видах юридической ответственности за нарушения. Сейчас вам будут даны задания, а вы, используя полученные знания, постарайтесь правильно ответить.


Задания для учащихся. (работа в парах)

(слайд 16- 17 ) 1 Разбор ситуации: (в парах)

При рассмотрении различных нарушений определите виды юридической ответственности и виды наказания за них:

Виды ответственности:

А - административная ответственность.

Г - гражданско - правовая.

У - уголовная.

Д - дисциплинарная

№1. Серёжа и Саша играли во дворе в мяч. Ребята разбили мячом окно в доме соседа. Какое правонарушение совершили подростки? (администр. Штраф. Родители заменят стекло)

№2.Рома и Петя ехали в автобусе, громко разговаривали, смеялись, нецензурно выражались, агрессивно реагировали на замечания окружающих. (администр, предупрежд или штраф )

№3. Учащиеся 5 класса перед уроком физкультуры находились в раздевалке. После звонка все ушли в спортивный зал, а Дима задержался и похитил мобильный телефон у своего одноклассника. Какое преступление совершил подросток? (Админ. от-ть. Штраф)

№4.Подростка задержали на улице в 23 часа 40 минут без сопровождения взрослых. Какое наказание ему грозит? (админ. от-ть. Предупреждение)

№5 Школьная ситуация - ученик (12 лет) попал из рогатки в глаз одноклассника. Ему теперь нужна операция… Чем закончится ситуация? Какую от-ть понесут дети или родители?

(Родители заплатят за лечение потерпевшего и возможную операцию. Дети-предупреждение).

№6.Несколько школьников залезли в гараж, но испугавшись, что же они наделали, ничего не взяли и ушли. Кто-то их видел и рассказал об этом милиции. Будут ли ребята наказаны? (Нет. Админ. от-ть)

(Наказание не последует: был добровольный отказ от преступления ).

№7 Семиклассники Саша, Женя и Максим поджидали детей из начальных классов за углом школы, отбирали у них деньги и говорили, что, если они кому-нибудь расскажут, им не поздоровится. (уголовная, эти ребята совершили преступление) - Они совершили вымогательство - преступление, предусмотренное ст. 163 Уголовного Кодекса Российской Федерации.

Виды нарушений:

1. Порвал учебник (Г)

2. Появление подростка на улице в нетрезвом виде (А)

3. Избил одноклассника (У)

4. Совершил кражу мобильного телефона.(У)

5. Совершил прогул в школе (Д)

6. Переходил дорогу в неположенном месте. (А)

7. Испортили мебель в учебном заведении. (Г)

8. Нецензурно выражался в общественном месте. (А)

Следующее задание : Оцени ситуацию.

Беседа по ситуациям

Давайте теперь разберем несколько ситуаций.

  1. Одна девочка играла во дворе в мячик. Вдруг к ней подошла тетенька с большой сумкой в руках и говорит: «Оленька, здравствуй! Ты меня не помнишь? А я тебя сразу узнала». Они отошли в сторону, и тетенька сказала, что она мамина подруга. Девочка сказала, что мама на работе. А женщина говорит: «Оленька, мама сказала, чтоб я подождала ее дома. Ты мне открой дверь, а сама еще можешь погулять». Можно ли незнакомую тетю пускать в дом, когда родителей нет дома? Чем это может обернуться?

  2. Рядом с нашим домом строят школу. Когда Таня проходила мимо, из подъезда вышел вежливый такой дяденька. У него в руках был пакет с молоком. «Девочка, - сказал он. - Тут кошечка окотилась. Хочешь посмотреть котят? Пойдем, покажу, они там, в углу». Можно Тане идти с незнакомым дяденькой? Чем это может закончиться?

А сейчас поработаем с уголовным кодексом и рассмотрим, какие наказания предусмотрены законом.

игра «Судья» (прослушать ситуацию, найти статью УК и огласить приговор)

Ложный звонок

Ситуация 1: В класс вбегает ученик:

- Сейчас бомба взорвется, по телефону позвонили, все бежим из школы!

Судья - ученик зачитывает: Статья 207. Заведомо ложное сообщение об акте терроризма. Заведомо ложное сообщение о готовящихся взрыве или поджоге, создающих опасность гибели людей- наказывается штрафом в размере до двухсот тысяч рублей, либо исправительными работами на срок от одного года до двух лет, либо арестом на срок от трех до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до трех лет.

Учитель: То же самое можно сказать и о ложных вызовах пожарных, когда кто-то просто развлекается. А ведь может случиться так, что при настоящем пожаре уже никто не поверит прозвучавшему сигналу и это приведет к большой трагедии), ложных вызовов скорой помощи, милиции.

.

Нанесение побоев

Ситуация 2: К «сообщившему о теракте» подходит ученик и бьет его учебником по голове, «сообщивший» падает, встает, держась за голову, стонет, дает сдачи, начинается драка.

Судья - ученик зачитывает: Нанесение побоев или иные насильственные действия, но не повлекшие расстройства здоровья, наказываются штрафом в размере до 100 Минимальных Размеров Оплаты Труда или арестом до трех месяцев.

- Обычная драка вполне может быть рассмотрена как ст. 116 УК - побои.

Порча чужого имущества

Ситуация 3: На перемене:

- Дай телефон, музыку послушать, а то скучища!

- Не дам, он новый, только вчера купили.

- Ах, тебе жалко! Ну, у меня нет, и у тебя не будет. Выбрасывает телефон.

Судья - ученик зачитывает: Статья 167 УК - умышленное уничтожение или повреждение чужого имущества наказывается штрафом от 50 до 100 Минимальных Размеров Оплаты Труда, либо лишением свободы сроком до пяти лет.

Угроза «болтовней»

Ситуация 4: В классе идет спор двух учащихся:

- ... Еще раз прицепишься убью. Знаешь, сколько у меня друзей? Мне стоит только им пожаловаться - и тебе не жить.

Судья - ученик зачитывает: Статья 119 УК - Угроза убийством или причинением тяжкого вреда здоровью наказывается штрафом или лишением свободы сроком до двух лет.

Оскорбление

Ситуация 5: Две девочки в классе ссорятся:

- А ты дылда!!!

- А ты сама Гадина!!!

Судья - ученик зачитывает: Статья. 130 УК РФ - оскорбление - штраф в размере до 100 Минимальных Размеров Оплаты Труда, либо исправительные работы на 6 - 12 месяцев.

Осквернение зданий и транспорта

Ситуация 6: В класс вбегают мальчишки:

- А «Спартак» выиграл, а никто не знает!

- Давай на стене напишем, чтоб завтра утром все увидели!

- Клево, вот люди порадуются!

- Давай на стене маркером, чтоб лучше видно было!

Судья - ученик зачитывает: Статья 214 УК - вандализм - осквернение зданий и сооружений, порча имущества на общественном транспорте или в иных общественных местах - штраф от 50 до 100 Минимальных Размеров Оплаты Труда и возмещение ущерба.

Учитель:

- Каждый день, заходя в школу, мы видим следы пребывания наших детей. Разрисованные стены, сломанные двери, исписанные и исцарапанные парты. А знают ли детишки, что действия их попадают под статью?

- Молодцы! Все ситуации, которые мы разобрали жизненные, то есть вполне реальные, но я надеюсь, что в вашей жизни таких ситуаций не возникнет.

(слайд 18 ) Ваш правовой статус



-А за какие правонарушения вас могут доставить в милицию?

Правильно:

1.Нарушение правил дорожного движения

2.Распитие спиртных напитков и пива в общественных местах (т.е. любое место за пределами твоей квартиры) и появление в пьяном виде.

3.Мелкое хулиганство (драка, злословие и т.д.).

4.Незаконная продажа.

5.Злостное неповиновение.

IV. Подведение итогов.

- Каждая из историй, которую мы с вами разобрали, может закончиться административной или уголовной ответственностью. Чтобы этого не произошло, надо следовать определенным нормам поведения в обществе.

Главное - помни, что за некоторые поступки тебе придется отвечать перед законом.

Зачитывают стихотворение.

Ты есть, я есть, он есть,

А жизнь у каждого своя.

И ей цена - достоинство и честь,

Есть возраст переходных лет,

Какой бы сложной не была она.

Для многих начинается рассвет,

А кто-то погружается во тьму.

Ты есть, я есть, он есть,

Лишь вместе мы сумеем зло пресечь

И сохранить достоинство, чтоб жить.

Наша жизнь - цветок, который растет, развивается, распускается…А какой же вы представляете свою жизнь. Выберите, что важно для вас в жизни, какой вы представляете счастливую жизнь. Чем она полна? И присоедините свой листочек к нашей жизни - ромашке.

Творческий проект: составляют букет

«Жизнь» (составить цветок)

Лепестки:

1-радость

2- дар

3-любовь

4-ценность

5-понимание

6-движение

7-богатство

8-общение

9-сочувствие

10-веселье

11-смех

12-зло

13-грусть

13-слезы

16-подлость

17-хулиганство

18-друзья

19-родители

20-счастье

21-одиночество

22-доброта

Слово учителя.

Ситуации, которые мы сегодня разобрали на уроке, я думаю, могут случиться с каждым. Мне хотелось бы верить, что каждый из вас выйдет из них с достоинством, по чести и совести. Потому что вы частичка нашего общества, и от нас с вами зависит, какое оно есть и каким оно будет!

Будем уважать друг друга и отвечать за свои поступки прежде всего перед собой, и все будет хорошо.

В жизни можно по-разному жить.

В горе можно и в радости.

Вовремя есть. Вовремя пить.

И вовремя делать гадости.

А можно и так: на рассвете встать

И, не помышляя о чуде,

Рукой обнаженною солнце достать

И подарить его людям.

Вывод. Всегда надо помнить о том, что за совершенные поступки надо отвечать. Ребята, я считаю, что главной причиной всех правонарушений является неуважение к закону.

Ни один человек в нашем обществе не может отступать от требований правовых норм. В противном случае в действие вступает уголовный кодекс РФ. Так давайте уважать, ценить закон на нашей земле и тогда у вас в жизни не будет проблем.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Учитель: Как видите в руках у меня две нити. - Представьте себе, что жизнь любого Человека - это наша нить

(нити прикреплены к доске, одна прямая, другая извилистая и запутанная)

- Какую нить вы выбираете для себя? (дети выбирают)

Закончить наше занятие я хочу словами оратора и политика древнего Рима, жившего в 106 году до нашей эры, Марка Туллия Цицерона

«Мы должны быть рабами законов, чтобы быть свободными»

Воспитать человека интеллектуально, не воспитав в нем нравственное, - значит вырастить угрозу для общества.

Теодор Рузвельт.

Спросят, как перейти жизнь, отвечайте: как по струне бездну - красиво, бережно и стремительно.

Н. Рерих

  1. Рефлексия.

Над чем-то заставил вас задуматься наш классный час? Подведение итогов.


Рефлексия

Ответьте на вопросы: (раздать оценочный лист каждому)

После классного часа я ...

Теперь я знаю ...

Услышанное заставило меня ...

Я поймал себя на мысли ...

Я категорически возражаю ...



© 2010-2022