Классный час на тему: Мы в ответе за тех, кого приручили

Раздел Классному руководителю
Класс 4 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Конспект классного часа в 3и 4 классахе
«Мы в ответе за тех, кого приручили»

подготовила

учитель начальных классов

Божкова В.И.

Мы в ответе за тех, кого приручили»

Цель:

Воспитывать эмоционально-положительное, ответственное отношение к животным.

Задачи:

1. Воспитание любви и доброго отношения к домашним животным, чувства ответственности за их жизнь и безопасность.

2. Воспитание умения критически относиться к своим поступкам, анализировать их.

Ход занятия

Этап 1. Организационный момент.

Много тысячелетий живут на планете рядом с человеком звери, птицы, рыбы. Они тоже, как и мы, могут сказать человеку: «Эта Земля и моя».

Сегодня мы поговорим о тех животных, которые живут рядом - в одной с тобой квартире, в твоем дворе.

- Наш классный час называется «Мы в ответе за тех, кого приручили». Сегодня мы постараемся разобраться в смысле этих важных слов.

Этап 2. Работа со словом «приручить»

- А как вы понимаете смысл слова приручить?

Ульяна

В словаре С.И.Ожегова это слово объясняется так:( Приручить - сделать ручным, послушным. Приручиться - стать ручным, привыкнуть к человеку (Словарь С.И.Ожегова).

. Учитель.

Можно сказать и так: «Сделать так, чтоб тебя полюбили, не могли без тебя жить, всегда слушались тебя».

-Кого мы можем приручить?

- Каких животных приручают люди? Для чего они это делают? (чтобы животные помогали людям, приносили пользу, радовали их)

Остановимся на этом высказывании. Готовясь к этому кл. часу ребята очень много прочитали, увидели, узнали о лучшем друге человека - собаке.

Перед нами две команды. Проведём аукцион: кто из ребят больше знает о наших верных и преданных друзьях, которых люди приручили.

Аукцион.

Человеку, потерявшему зрение, собака как бы заменяет глаза: проводит домой и на работу, оберегает в пути.

Есть собаки - пожарные. Они находят в дыму и огне пострадавших и выносят их из опасного места. Прежде чем человек поднялся в космос , туда летали собаки Лайка, Белка и Стрелка.

Собака помогает найти преступника по запаху. Собака - ищейка - гроза всех нарушителей закона. Она ищет следы, наркотики, украденные ценности.

  • По снегам тундры бегут ездовые собаки. В упряжке 8-10 собак, запряженных в легкие нарты. За сутки они пробегают расстояние до 150 км, провозя до полутонны груза.

  • Кто не знает пограничных собак? Следопыт-пограничник Карацю па задержал 467 нарушителей границы. Рядом с ним всегда была служеб ная собака.

  • Собака облегчает тяжелый труд чабана. Хорошо выдрессирован ный пес по знаку чабана (команде, жесту) подгонит отставших живот ных, завернет направо - налево отару овец, предупредит о незнакомце или звере.

  • Отечественной войны собаки держали связь - ползли под ураганным огнем и несли донесения. Собаки с взрыв чаткой истребляли немецкие танки - на их счету 300 подбитых танков врага. Они искали мины, помогали раненым на поле боя.

  • Есть собаки-пожарные. Они находят в дыму и огне пострадавших и выносят их из опасного места.

  • Прежде, чем человек поднялся в космос, туда летали собаки: Лай ка, Белка и Стрелка.

  • Собака помогает найти преступника по запаху.

  • Собака-ищейка - гроза всех нарушителей закона. Она ищет сле ды, наркотики, украденные ценности. Так, розыскной пес Султан во вре мя службы в уголовном розыске помог обнаружить похищенных ценнос тей более чем на 2 миллиона рублей. Когда он умер, его чучело поставили в музее криминалистики в Caнкт-Петербурге.

Подводим итог.

Наши команды, узнав много интересного о наших верных друзьях, подготовили своим соперникам презентации и вопросы, на которые вам нужно ответить. Послушаем их.

Слово 1 - ой команде. (Презентация о породах собак)

А ещё есть собаки - прекрасные няньки. Маленькие дети очень любят собак, а собака умеет дорожить этой любовью. Сейчас мы вам это покажем. И, внимание - вопрос: какой породе собак в большей степени можно доверить присмотр за малышом?

Слово 2 - ой команде.(Презентация о правилах ухода за собакой.

Последние слайды:

  1. Пилипенко.

  2. Важно не только их накормить, ухаживать за животными, заботиться о них, но и, конечно, животные должны чувствовать вашу любовь, ласку, знать, что вы их никогда не обидите, не предадите, защитите.

  3. Стихотворение читает Остапенко А.

4.Ульяна. . И, внимание - вопрос: Как по поведению собаки можно определить: она радуется или её стоит опасаться? (Если собака виляет хвостом,она радуется, если же хвост жесткий,то ее следует опасаться).

Важно не только их накормить, ухаживать за животными, заботиться о них, но и, конечно, животные должны чувствовать вашу любовь, ласку, знать, что вы их никогда не обидите, не предадите, защитите.

Подводим итог

Этап 3. Моделирование этической ситуации. Обсуждение рассказа В. Сухомлинского «Дружок».

- Сейчас я прочитаю рассказ В. Сухомлинского «Дружок». Послушайте его внимательно. Попробуйте предположить, чем закончится этот рассказ.

Дружок

Жил у хозяина верный пес. Шло время, пес старел, и так случилось, что однажды старый пес не узнал своего хозяина и залаял на него.

  • Как же так? - расстроился хозяин. - Как же ты, Дружок, меня - твоего хозяина!

Завилял Дружок виновато хвостом, заглянул смущенно человеку в глаза: «Да я, мол, сам не знаю, как же это получилось, что не признал я тебя, хозяин».

На следующий день построил хозяин возле будки старого пса новую будку и поселил в ней маленького щенка, глупого и несмышленого.

Забеспокоился, встревожился верный Дружок. Смотрит он с тревогой в умных собачьих глазах, словно спросить хочет: «Зачем тебе нужен новый пес, хозяин?».

  • Как вы думаете, что ответил Дружку хозяин? Кто хочет поделиться с нами своими мыслями? Как этот ответ характеризует хозяина? (« Ты стал старый, поэтому я завел нового щенка». «Чтобы у тебя был друг, когда меня нет дома» и т.п.).

В ваших ответах у кого-то добрый хозяин, у кого-то злой и неблагодарный. Разные бывают люди. Но вот автор этого рассказа, В.А. Сухомлинский, тоже верил, что хозяин у Дружка все-таки добрый, заботливый. Послушайте, как автор закончил свой рассказ

Забеспокоился, встревожился верный Дружок. Смотрит он с тревогой в умных собачьих глазах, словно спросить хочет: «Зачем тебе нужен новый пес, хозяин?»

  • А что тебе, Дружок, не было скучно.

Старый пес благодарно заскулил, лег на траву, и из его глаз выкатилась слеза. А маленький щенок весело резвился в мягкой зеленой траве...

-Охарактеризуйте хозяина старого пса.

Он добрый, хорошим. А еще он заботливый, ответственный, тоже верный.

Учитель:

Хозяин не предал своего верного друга, который честно служил ему всю жизнь, не выбросил его на улицу, как старую ненужную вещь. Ведь собака - живое существо, и относиться к ней надо по- человечески, мы - люди.

Этап 4. Разговор об ответственности человека за животное, обсуждение стихов.

-Многие кошки и собаки оказываются на улице только потому, что их хозяевам наскучила прежняя игрушка. Гуманное отношение к животным не известно таким хозяевам. В результате, нередко животные, которые оказались на улице, либо погибают, потому что они не приспособлены к жизни в таких условиях, если они выросли в квартире.

Просмотр ролика о брошенных собаках

Очень больно такое видеть! Что происходит с животными, которых люди бросили?

(животные становятся злыми, голодными, грязными, зимой им холодно, они не подпускают к себе людей, не верят людям, не верят в доброту человека, раз их однажды уже обидели, и т. п.)

Этап 5. Поиск решения.

  • Чем все-таки можно помочь таким животным? (Подкармливать, , попытаться найти им хозяина, обратиться в приют для бездомных животных, рассказать о них в газете, может, кто-то сможет их взять и т.п.)

- Я согласна с вами, но, главное, не пополнить армию бродячих животных, быть ответственными, не выбрасывать их на улицу, объяснять своим друзьям, знакомым, что не надо заводить животное, если вам лень или некогда о нем заботиться.

Э.Асадов


Рыжая дворняга

Хозяин прогладил рукою
Лохматую рыжую спину
"Прощай, брат, хоть жаль мне, не скрою,
Но все же тебя я покину"

Швырнул под скамейку ошейник
И скрылся под гулким навесом
Где шумный людской муравейник
Вливался в вагоны экспресса

Собака не взвыла ни разу
И лишь за знакомой спиною
Следили два карие глаза
С почти человечьей тоскою

Старик у вокзального входа сказал:
"Что, оставлен, бедняга?
Эх, будь ты хорошей породы,
А то ведь простая дворняга…"

В вагонах, забыв передряги
Шутили, смеялись, дремали,
Тут видно о рыжей дворняге
Не думали, не вспоминали

Не ведал хозяин, что следом,
По шпалам из сил выбиваясь
За красным мелькающим светом
Собака бежит задыхаясь

Споткнувшись кидается снова,
В кровь лапы о камни разбиты
И выпрыгнуть сердце готово
Наружу из пасти открытой.

Не ведал хозяин, что силы
Вдруг разом оставили тело
И стукнувшись лбом о перила
Собака под мост полетела…

Труп волны снесли под коряги…
Старик, ты не знаешь природы
Ведь может быть тело дворняги,
А сердце - чистейшей породы.

Сталкивались ли вы с ситуацией, когда люди по-доброму, по-человечески относились к животным?

- Вернёмся к теме нашей беседы. Это слова из философской сказки А. Экзюпери «Маленький принц». Эту фразу говорил Лис, перед тем, как прощался с Маленьким принцем, который прилетел на Землю с другой планеты.

Просмотр видеоролика.

Лис: Не могу я с тобой играть. Я не приручен.

М.П. А как это - приручить?

Лис: Это давно забытое понятие. Оно означает: создать узы. Ты для меня пока маленький мальчик, точно такой же, как сто тысяч других мальчиков. И ты мне не нужен. И я тебе тоже не нужен. Я для тебя только лисица, точно такая же, как сто тысяч других лисиц. Но если ты меня приручишь, мы станем нужны друг другу. Ты будешь для меня единственным в целом свете. И я буду для тебя один в целом свете… И если ты меня приручишь, моя жизнь словно солнцем озарится. Твои шаги я стану различать среди тысяч других.

Пожалуйста…приручи меня!

М.П. Я бы рад, но у меня так мало времени. Мне еще надо найти друзей и узнать разные вещи.

Лис: Узнать можно только те вещи, которые приручишь. У людей уже не хватает времени что-либо узнавать. Но ведь нет таких магазинов, где торговали бы друзьями, и потому люди больше не имеют друзей. Если хочешь, чтобы у тебя был друг, приручи меня!

Автор: Так Маленький принц приручил Лиса. И вот настал час прощанья.

М.П. Ты сам виноват. Я ведь не хотел, чтобы тебе было больно, ты сам пожелал, чтобы я тебя приручил…Прощай.

Лис: Прощай. Вот мой секрет: зорко одно лишь сердце. Самого главного глазами не увидишь.

Лис: Люди забыли истину, но ты не забывай: ты всегда в ответе за всех, кого приручил…

Этап 6. Рефлексия

- Какие мысли остались у вас после сегодняшнего классного часа? Предлагаю небольшую игру «Всё в твоих руках».

Положите ладошку на лист бумаги, обведите её. Напишите внутри ( на ней) что вы для себя уяснили. Какие выводы сделали.

- Заводя животное, понимать, что это не игрушка, которую при желании можно выставить за дверь, а родившихся щенков или котят выбросить или утопить. Необходимо помнить, что мы, в отличие от животных, существа разумные, во всяком случае, считаем себя таковыми, и то, что собаки и кошки бродят по городским улицам, прежде всего, зависит от нас самих.

Четвероногие друзья!

Их не любить никак нельзя.

Они помощники в труде -

Надежные, примерные,

Они и выручат в беде,

И в дружбе очень верные.

- Как вы думаете, какую работу могут выполнять собаки? За коляской с гордым видом, Дог шагает не спеша, Никому не даст в обиду Эта «няня» малыша.

По две в ряд бегут собаки, Нарты легкие скрепят. Тундра тонет в снежном мраке, В теплых чумах люди спят. А во мгле полярной ночи Раздается хриплый лай: К дальним чумам едет почта -Эй, извозчик, не зевай!

Спешит могучий сенбернар К вершине перевала. Там снежный прогремел обвал, Метель отбушевала ... На помощь человек зовет, Он там погибнуть может, Но сенбернар его найдет, В беде ему поможет. Сенбернар по кличке Барри спас в альпийских горах 40 человек. В метель и пургу выходила эта собака, чтобы отыскать людей, сбившихся с пути.

Вот таежная ищейка! Лишь зверька отыщет след, И ему в любой лазейке От нее не скрыться, нет! А у кедра вдруг залает, Стойку сделает она, И уже охотник знает -Белка ей вверху видна.

Зал аплодирует, хохочет: - Что за прыжки! Что за повадки! В награду - сахара кусочек, Но труд артиста - ох несладкий!

Собака-поводыръ. Это самая добродушная и преданная, понятливая и послушная собака-поводырь. Она помогает людям со слабым слухом и зрением, предупреждает их об опасности и сопровождает инвалидов в коляске.

Собаки-пожарные. Лев Николаевич Толстой написал рассказ о пожарной собаке по кличке Боб, которая вынесла из огня 12 маленьких детей.

Собаки-таможенники научились находить взрывчатку и даже оружие, которым могут воспользоваться бандиты, террористы; они находят наркотики.

Собаки-водолазы - это спасатели утопающих. Они прекрасно ныряют, прыгают в воду с любой высоты, способны бережно достать на берег попавшего в беду. На помощь собаки приходят баз специальной команды, им достаточно услышать крик утопающего.

Собака-донор. Такая собака может стать донором для другой собаки, если той необходимо переливание крови.

Собака-доктор. Многие врачи предлагают «нервным» людям иметь пса - это лучшее лекарство. «Кто имеет пса, тот здоров душой».

Собаки-космонавты. Белка и Стрелка были первыми космонавтами, которые совершили полет в космос.

После долгого пребывания с человеком и хорошей дрессировки собаки понимают свою кличку и важнейшие команды. Они отлично чувствуют тон и настроение говорящего. Они понимают, хвалите вы их или ругаете, настроены дружественно по отношению к ним или зло.

Итак, собаки приносят человеку огромную пользу. Человек обязан им за это платить.

- А как? Как вы заботитесь о своих питомцах-собаках? Итак, что вы можете сказать в защиту животных?

Наши мнения совпали и я предлагаю провести акцию в защиту животных среди жителей нашего микрорайона. И раздать эти листовки знакомым, у которых есть домашние питомцы и расклеить эти обращения на досках объявлений около ваших домов. Может быть на свете станет больше добрых людей.

«Доброта - это солнце, которое согревает душу человека. Всё хорошее в природе - от солнца, а всё лучшее в жизни - от человека». М.Пришвин

У каждого человека, большого и маленького, свой путь к доброте. Путь к доброте - нелегкий, долгий путь, на котором человека ожидают взлеты и падения, спуски и подъемы, чередование добра и зла. Научиться быть по-настоящему добрым - трудно. Мы с вами отправимся в путь «Дорогой добра».

Добрые слова - корни

Добрые мысли - цветы

Добрые дела - плоды

Добрые сердца - сады.

Заботьтесь о своем саде и не позволяйте ему зарастать сорняками, наполняйте его солнечным светом, добрыми словами и добрыми делами!

А я сегодня всех благодарю за теплый, доверительный разговор, за добрые, умные мысли, за творческое отношение к работе.

  • Кошка - лучший друг моряков, в долгом плавании она смягчает тоску о доме.

  • Все знают, что собака помогает хозяину в беде. Но был недавно случай, когда в квартиру ворвался грабитель и стал бить хозяйку, требуя денег. Кот, увидев, что дело плохо, сверху набросился на врага и, издавая дикие вопли, рвал, царапал бандита, который едва смог убежать.

  • Кот по имени Марко сидел рядом со своей маленькой хозяйкой в саду. Неожиданно он заволновался. Девочка посмотрела на дерево и уви дела большую гадюку, свесившуюся с ветки. Еще минута, и… Но ничего не случилось. Марко взвился в воздух и вцепился в змею.

  • В блокадном Ленинграде кошек почти не осталось. После освобож дения в городе были полчища крыс. Котенок стоил 500 рублей, а кило гpaмм хлеба 50 рублей. Специально в Ленинград доставили 2 эшелона кошек.

Кошки - очень загадочные животные. Они предсказывают погoду - живой барометр. Если они лижут переднюю лапку и приглаживают шерсть на голове - будет хорошая погода. Но если лапка касается уха -жди дождя или снега. Кошкa хороший лекарь. Oна ложится на больное место, и боль ухо дит, снижается давление, уходят тревоги. Но люди, которые любят кошек, итак счастливы - их не интересует вопрос: а что с этого можно иметь? Просто любят это красивое, грациозное животное.

А у вас были случаи, когда кошка вас выручала в беде?

Собака сегодня - это наша тень, наше второе безмолвное «Я». Где мы, там и она. На земле не осталось такого места, где не побывала бы собака - вместе с человеком. Собака следует за ним повсюду. «Братья наши меньшие» - бесценные помощники. Позже появились пастушьи собаки, помогавшие стеречь стадо. Служебных собак использовали в военных целях: для связи и как помощников санитарам. Собака Петра1, например, в походах и боях носила приказы Петра военачальникам, а от них - донесения. Служили собаки и в годы Великой Отечественной войны: возили сани с боеприпасами, спасали раненых, бросались со взрывчаткой на танки. Неоценимую помощь оказывают собаки и в наши дни. Против смелой служебной собаки очень часто оказывается бессилен топор и нож, и даже револьвер. Действует она молниеносно, движения ее неуловимые, разящие. Не случайно все правонарушители как огня боятся собак. Они ищут наркотики, помогают обезвредить преступников. Во время землетрясений и других катастроф они помогают находить под завалами пострадавших. Нередко собаки выступают в качестве поводыря у слепых людей. Они даже лечить могут - зализывают раны не только свои, но и своего хозяина. Собаки также служат науке. «Исключительным животным» назвал собаку русский ученый Иван Петрович Павлов. Он поставил памятник собаке, оказавшей ему неоценимые услуги. Есть памятники собакам и в других странах мира. И еще, возможно, один памятник воздвигнут когда-нибудь в нашей стране - первой космической путешественнице Лайке. Все сказанное мною - лишь малая часть того, что делает собака, на что она способна. Но все, же это дает представление о разнообразии ее использования, об огромной полезности собаки. Из тьмы веков Человек вывел собаку, превратив дикого зверя, врага в домашнее животное, в союзника и друга. Но есть люди, которые плохо относятся к собакам. Причины разные, но мне кажется, что они не только собак не любят. Как часто можно видеть бездомных собак, неухоженных, обозлённых, злых. Но «собака бывает кусачей только от жизни собачей», и создают им такую «собачью» жизнь люди - равнодушные, бессердечные. Не считается позором запустить камнем в собаку. Их по какому-то закону отстреливают, иногда прямо на глазах у людей. Как было бы хорошо, если бы люди усвоили одну простую истину: мучить животное и издеваться над ним нельзя. Жизнь идёт вперёд, и собака - наш преданный товарищ и спутник - пусть по-прежнему будет с нами, тут, рядом, всегда, везде. 4. Размышление по теме классного часа с. 10 я прошу вас высказать свое мнение по вопросам: Нужны ли нам собаки и кошки? Почему появляются на улицах бездомные собаки и кошки? Кто в этом виноват? Как помочь этим животным? 5.Что мы можем сделать, чтобы помочь животным: с.11 Влиять на людей имеющих и только собирающихся завести собаку в доме нужно поэтапно. 1) Пропагандировать правильное отношение человека к содержанию домашних животных. Для того чтобы человек понимал все проблемы, и ответственность с которыми он столкнется, обзаведясь домашним питомцем. Пропаганда должна идти повсеместно и охватывать все возрастные группы населения, начиная с детских садов. Создать пропагандистскую рекламу на радио, телевидении в местах массового скопления людей (спортивные, развлекательные мероприятия) и т.д. Должен быть создан «нетерпимый образ» к людям, плохо обращающимся с собакой. За нарушение правил содержания собаки предлагаем применять наказания от административной ответственности (штрафы), до уголовной. 2) Отлов бездомных собак и помещение их в приют, где за ними будет надлежащий уход. Параллельно не нужно забывать и о собственной ответственности. Заводя животное, понимать, что это не игрушка, которую при желании можно выставить за дверь, а родившихся щенков или котят выбросить на мусорку или утопить. Необходимо помнить, что мы, в отличие от животных, существа разумные, во всяком случае, считаем себя таковыми, и то, что собаки и кошки бродят по городским улицам, прежде всего, зависит от нас самих. 6.Рефлексия. с.12 - 13 Мы выявили три основные причины: 1). Это жестокость, бездушие, безответственность людей, которые выгнали, выбросили, оставили на улице беззащитное животное. 2). Животное остается на улице, так как его хозяин умирает, а родственники не берут это животное в свой дом. 3) Животные теряются или убегают от нерадивых хозяев. Выпуск листовок в защиту животных (если позволит время)

Источник: 5fan.ru/wievjob.php?id=8863

- Вернёмся к теме нашей беседы. Это слова из философской сказки А. Экзюпери «Маленький принц». Эту фразу говорил Лис, перед тем, как прощался с Маленьким принцем, который прилетел на Землю с другой планеты.

Просмотр видеоролика.

Лис: Не могу я с тобой играть. Я не приручен.

М.П. А как это - приручить?

Лис: Это давно забытое понятие. Оно означает: создать узы. Ты для меня пока маленький мальчик, точно такой же, как сто тысяч других мальчиков. И ты мне не нужен. И я тебе тоже не нужен. Я для тебя только лисица, точно такая же, как сто тысяч других лисиц. Но если ты меня приручишь, мы станем нужны друг другу. Ты будешь для меня единственным в целом свете. И я буду для тебя один в целом свете… И если ты меня приручишь, моя жизнь словно солнцем озарится. Твои шаги я стану различать среди тысяч других.

Пожалуйста…приручи меня!

М.П. Я бы рад, но у меня так мало времени. Мне еще надо найти друзей и узнать разные вещи.

Лис: Узнать можно только те вещи, которые приручишь. У людей уже не хватает времени что-либо узнавать. Но ведь нет таких магазинов, где торговали бы друзьями, и потому люди больше не имеют друзей. Если хочешь, чтобы у тебя был друг, приручи меня!

Автор: Так Маленький принц приручил Лиса. И вот настал час прощанья.

М.П. Ты сам виноват. Я ведь не хотел, чтобы тебе было больно, ты сам пожелал, чтобы я тебя приручил…Прощай.

Лис: Прощай. Вот мой секрет: зорко одно лишь сердце. Самого главного глазами не увидишь.

Лис: Люди забыли истину, но ты не забывай: ты всегда в ответе за всех, кого приручил…



© 2010-2022