Проект «Этот интересный окружающий мир!»

Данный проект направлен на повышение мотивации к изучению предмета «Основы окружающего мира», в том числе  раздела «Экологическая система», и уровня экологической культуры. Проект представляет собой образовательную технологию по развитию исследовательских, экологических, информационных, социальных компетентностей через реализацию ряда эколого-образовательных и эколого-просветительских для педагогов начальных классов в качестве методической поддержки. Данный проект подойдет для работы учителям ге...
Раздел Классному руководителю
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Министерство образования Пермского края

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

«Гимназия № 8» г. Перми














Проект

«Этот интересный окружающий мир!»








Авторы проекта:

учитель географии и экологии

Дикусар Т.В.












Пермь-2012

I раздел

Постановка проблемы

Проблема сложного восприятия информации и понимания содержания предмета «Основы окружающего мира» по программе «Школа 2100» особенно у учащихся третьих классов уже несколько лет отмечается педагогами начальных классов нашей гимназии. В связи с этим снижается и качество обучения. Также анализ четвертных и годовых оценок показал не достаточно высокий уровень обучения (2-е классы - качество 90%; 3-и классы качество 78%; 4-е классы качество 86%). Особенно падает качество по предмету в третьем классе во второй и третьей четверти, когда изучается тема «Экологическая система».

Также педагоги отмечают некорректную постановку вопроса в заданиях, а также что уровень сложности заданий в рабочей тетради не всегда соответствует заданиям учебника. Кроме этого сложность в изучении данного предмета заключается и в недостаточности наглядно-образного представления учащимися жизни в дикой природе и непонимание взаимосвязи в экосистеме.

Действительно, городским детям, мало бывающим на природе, не совсем понятны взаимосвязи в ней. Кроме того, проводимая нами диагностика доминирующего отношения к природе по методике В.А. Ясвина «ЭЗОП» показала довольно низкую экологическую культуру учащихся, в том числе и третьих классов. У ребят доминирует установка отношения к природе как к объекту красоты или даже пользы, но ни как не охраны и изучения.

На базе нашего 7Б класса создан экологический отряд «ЭКоград». Мы занимаемся природоохранной, исследовательской, проектной, эколого-просветительской деятельностью. Участвуем в районных, городских, краевых и всероссийских конкурсах и акциях, таких как «Чистый берег», «Речная лента», «Весенний скворечник» и др.

Таким образом, исходя из вышеизложенных проблем, нам бы хотелось разработать систему заданий разного уровня сложности в соответствии с материалами учебника по теме «Экологическая система» для учащихся третьих классов.

Реализация данного проекта поможет повысить мотивацию к изучению предмета «Основы окружающего мира» в том числе и раздела «Экологическая система» у учащихся третьих классов, а также повысить уровень экологической культуры, поможет ее участникам увидеть и осознать пользу, которую они сами уже сейчас (а не когда вырастут) смогут принести природе, своему району, окружающим людям.

Участниками проекта станут учащиеся 3-х и 7 «Б» класса МАОУ «Гимназия №8», педагоги гимназии, родители гимназистов, жители и общественность Кировского района. В общей сложности в проекте примут участие более 200 человек.

Данный проект представляет собой технологию формирования и развития учебных компетенций, экологической культуры, экологических ценностей через вовлечение в эколого-познавательную деятельность.

Цель и задачи проекта

Цель: Повышение мотивации к изучению предмета «Основы окружающего мира» раздела «Экологическая система», развитие познавательного интереса и формирование экологической культуры учащихся третьих классов.

Задачи:

  • Разработать творческие задания, интеллектуальные игры, виртуальные экскурсии в мир дикой природы по темам «Экосистема озера»; «Экосистема болота»; «Экосистема поля»; «Экосистема луга»;

  • Организовать выступление агитбригады экологического отряда 7Б класса;

  • Организовать и провести экологическую акцию «Весенний скворечник»;

  • Провести итоговую диагностику доминирующего отношения к природе по методике В.А. Ясвина «ЭЗОП»;

  • Провести семинар для педагогического коллектива гимназии, а также родительские

собрания в третьих классах по итогам реализации проекта.

  • Развить исследовательские и практические умения и навыки;

  • Продолжить формирование экологической культуры учащихся

  • Развить информационные компетенции учащихся;

  • Развить познавательную активность учащихся;

Участники проекта

Данный проект ориентирован на учащихся 3 классов (возраст 9-10 лет) гимназии №8. Кроме того, в проекте примут участие педагоги начальной школы, родители и учащиеся 7Б класса гимназии.

В реализации проекта примут участие учителя биологии, географии, экологии, русского языка и литературы, химии, информатики и ИКТ гимназии №8, имеющие опыт эколого-познавательной деятельности, организации коллективных творческих дел, строящие свои отношения с учащимися на основе сотрудничества.

В ходе реализации проекта планируется сотрудничество с представителями районной библиотекой им. А. Чехова, детской библиотеки им. И. Крылова, жителями Кировского района и др.

В общей сложности, участниками проекта станут более 200 человек.

Время и место проведения

  • Местом проведения проекта станет территория гимназии №8: ул. Закамская, 39. Срок реализации проекта 4 месяца (с 1 февраля по 1 июня 2012 года).

Организация деятельности участников проекта

Для реализации проекта учащиеся 7 «Б» класса будут разделены на четыре творческие группы.

1 группа - Разработка творческих заданий (кроссворды, викторины, сказки) по теме «Жизнь экосистемы»:

1. Сбор информации по теме «Жизнь экосистемы»;

2. Разработка и оформление творческих заданий (кроссвордов, викторин, сказок);

2 группа - Разработка двух интеллектуальных игр «Леса планеты» и «Жизнь животных»

1. Сбор информации по темам интеллектуальных игр;

2. Организация и проведение интеллектуальных игр;

3 группа - Организация выступления агитбригады экологического отряда 7Б класса.

  1. Написание сценария;

  2. Раздача ролей учащимся 7Б класса;

  3. Репетиции агитбригады;

  4. Выступление агитбригады перед учащимися третьих классов

4 группа - Организация и проведение экологической акции «Весенний скворечник».

Кроме того, каждая группа разработает виртуальную экскурсию в мир дикой природы по темам «Экосистема озера»; «Экосистема болота»; «Экосистема поля»; «Экосистема луга».

  1. Сбор информации по темам «Экосистема озера»; «Экосистема болота»; «Экосистема поля»; «Экосистема луга»;

  2. Оформление материала в форме компьютерных презентаций;

Затем с учащимися третьих классов будут проведены интеллектуальные игры, экологическая акция, творческие конкурсы, показана экологическая агитбригада. Также созданные материалы будут использоваться педагогами на уроках окружающего мира для повышения мотивации и лучшего понимания тем и развития познавательного интереса к предмету.

Основными методами, при помощи которых будет осуществляться реализация проекта, станут: развивающий, проблемно-поисковый, игровой, эвристический, исследовательский.

Формы работы: интеллектуальная экологическая игра, эколого-психологический тренинг, видеолекторий, викторина, экологическая акция, виртуальная экскурсия, семинар.

С целью установления типа субъективного отношения к природе и его дальнейшей коррекции будет проведена первичная и итоговая диагностика по методикам В.А. Ясвина «ЭЗОП».

Содержание экологического воспитания и просвещения

Данный проект основывается на следующих подходах к отбору содержания экологического воспитания и просвещения:

1. Натуралистический - изучение природы в природе;

2. Деятельностный - вовлечение школьников в разнообразные виды деятельности по изучению и охране окружающей природной среды;

3. Социально-адаптирующий - гармонизация отношения учащегося с окружающим миром, в том числе и в социальной среде;

Ожидаемые результаты и их оценка

В соответствии с поставленными целью и задачами ожидаются следующие результаты реализации проекта:

  • В общей сложности, в проекте примут участие более 200 человек;

  • Разработано и использовано в рамках реализации проекта 10 творческих

заданий, 2 интеллектуальные игры, 4 виртуальные экскурсии в мир дикой

природы по темам «Экосистема озера»; «Экосистема болота»; «Экосистема

поля»; «Экосистема луга»;

  • Проведена экологическая акция «Весенний скворечник», в которой приняли участие учащиеся 3-х классов, родители, педагоги. В общей сложности более 100 человек.

  • Учащиеся 7 «Б» класса подготовили и выступили с экологической агитбригадой перед учащимися 3-х классов;

  • Проведена итоговую диагностику доминирующего отношения к природе учащихся 3-х классов по методике В.А. Ясвина «ЭЗОП», которая показала увеличение % отношения к природе как объекту охраны по сравнению с первичной диагностикой до реализации проекта;

  • Проведены семинар для педагогического коллектива гимназии, а также родительские собрания в третьих классах по итогам реализации проекта;

План-график проекта «Этот интересный окружающий мир!»

Этапы, наименование мероприятия

1 этап - подготовительный

2 этап - основной. Реализация проекта

1. Создание творческих групп из учащихся 7Б класса

2. Посещение библиотек, выход в сеть Интернет - сбор информации для разработки виртуальных экскурсий, творческих заданий, интеллектуальных игр

3. Создание виртуальных экскурсий, творческих заданий, интеллектуальных игр

4. Использование созданного материала педагогами третьих классах при изучении раздела «Экологическая система»

5. Проведение интеллектуальной игры «Леса планеты»

6. Проведение интеллектуальной игры «Жизнь животных

7. Выступление агитбригады 7Б класса

8. Проведение экологической акции «Весенний скворечник»

9. Проведение итоговой диагностики доминирующего отношения к природе по методике В.А. Ясвина «ЭЗОП»

10. Проведение проверочной работы по теме «Экологическая система» за третью четверть

3 этап - заключительный

1. Проведение родительских собраний в третьих классах по результатам обучения предмету ООМ по итогам третьей четверти

2. Проведение семинара для педагогического коллектива гимназии по итогам реализации проекта - подведение итогов проекта

Анализ нормативно-правовой базы

1. Федеральный закон «Об образовании», 2010 г.

2. Федеральный закон «Об охране окружающей среды» от 10 января 2002 г.

3. Закон «Об охране окружающей среды Пермского края», 2009 г.

4. Концепция модернизации российского образования до 2020 года

Список литературы

1.Дежникова Н.С. и др. Воспитание экологической культуры у детей и подростков: Учебное пособие. М.: Педагогическое общество России, 2001

2. Добрецова Н.В. Дополнительное экологическое образование детей в России / Сб. Экологическое образование, - СПб.: образование, 1997

3. Лутошкин А. Н. Эмоциональные потенциалы коллектива. - М.: Педагогика, 1988

4. Молодежь за биоразнообразие: сборник информационно-методических материалов. Пермь, 2010

5. Состояние и охрана окружающей среды г. Перми в 2008 году (справочно-информационные материалы). Пермь, 2009

6. Ясвин В.А. Психология отношения к природе. М.: «Смысл», 2000

7. Методическое пособие по Основам окружающего мира. 3 класс. Книга для учителя. М.: 2011


© 2010-2022