- Преподавателю
- Классному руководителю
- Выступление «Нравственные идеалы сегодня»
Выступление «Нравственные идеалы сегодня»
Раздел | Классному руководителю |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Галеева В.М. |
Дата | 24.12.2014 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
«Нравственные идеалы сегодня»
Когда ясно, в чем заключается истинная нравственность, то и все остальное будет ясно.
Конфуций
Свое выступление я бы хотела начать с вопроса. Какой смысл вы вкладываете в понятие нравственность?
Нравственность - внутренние, духовные качества, которыми руководствуется человек, этические нормы; правила поведения, определяемые этими качествами.
Ожегов.
Воспитание нравственности немыслимо без образца для подражания. Встает вопрос: на кого равняться нашим детям? что такое нравственный идеал? (обращение к коллегам с вопросом).
Идеал (лат. idealis от греч. iSsa - образ, идея) - высшая ценность; наилучшее, завершенное состояние того или иного явления; образец личных качеств, способностей; высшая норма нравственной личности; высшая степень нравственного представления о благом и должном; совершенство в отношениях между людьми; наиболее совершенное устройство общества.
Проблема нравственного воспитания остаётся сегодня очень актуальной. Серьёзную тревогу вызывают вопросы духовного и нравственного воспитания молодёжи, поскольку это затрагивает как судьбы самих молодых людей, так и судьбу России. На каком фоне сегодня идёт формирование молодёжи? Роль семьи в воспитании сегодня чрезвычайно низка, общеобразовательная школа как социальный институт воспитания в настоящее время также испытывает определённые трудности. Кроме того, происходит коммерциализация сфер молодёжного досуга, туризма и спорта, которые всё менее доступны для средне- и малообеспеченных молодых людей. Ужасными проявлениями социальных и экономических катаклизмов является возросшая детская преступность, цветущая пышным цветом и трудно искореняемая наркомания, алкоголизм.
Следствием этого выступают бездуховность, переоценка ценностей, потеря нравственных ориентиров подрастающего поколения и, следовательно, общества в целом. Серьёзное влияние на формирование ценностных ориентации молодёжи оказывают СМИ, особенно телевидение - наиболее влиятельного из них. Чему учить и как воспитывать? Этот вопрос не раз задавал себе каждый из нас.
(Социологические данные)
Давайте посмотрим на социологические данные:
♦ влияние улицы - 10%.
♦ влияние школы - 20%
♦ СМИ-30%
♦ семья-40%.
Семья в воспитании нравственности должна играть главную роль.
Она является главным институтом воспитания. Здесь ребенок рождается, здесь он получает новые знания об окружающем мире, здесь формируются начальные критерии оценки добра, истины, красоты. Другими словами начинается процесс воспитания. Именно в семье ребенок первоначально узнает о правилах поведения, которые затем превратятся в нравственные чувства и привычки.
То, что ребёнок в детские годы приобретает в семье, он сохраняет в течение всей последующей жизни. В ней закладываются основы личности ребёнка, и к поступлению в школу он уже более чем наполовину сформирован как личность.
Среди многих ценных человеческих качеств ДОБРОТА - главный показатель развитости человеческого в человеке... Понятие «добрый человек» - очень сложное. Оно включает самые различные качества, издавна ценимые людьми. Добрым можно назвать человека, у которого развиты любовь к Родине, рядом живущим людям, активное стремление делать добро, способность к самоотречению во имя блага других, честность, совестливость, правильное понимание смысла жизни и счастья, чувство долга, справедливость, трудолюбие».Это всё - ПОНЯТИЯ нравственности.
«Что же следует воспитывать в наших детях с самого раннего детства, из чего складывается нравственный мир ребёнка?»
«Моральное сознание человека, или нравственный мир личности, включает в себя три уровня:
-
мотивационно-побудителъный;
-
эмоционально-чувственный;
-
рациональный, или умственный.
Каждый из этих уровней состоит из элементов, составляющих суть нравственного мира человека.
Мотивационно-побудительный уровень содержит мотивы поступков, нравственные потребности и убеждения. Нравственное воспитание только тогда носит правильный характер, когда в основе его лежит побуждение детей к развитию, когда сам ребёнок проявляет активность в своём нравственном развитии, то есть, когда он сам хочет быть хорошим. Этот уровень наиболее важный, именно здесь коренятся истоки поведения человека, осуждаемые или одобряемые людьми и обществом, приносящие добро или зло, пользу или вред.
Чувственно-эмоциональный уровень состоит из нравственных чувств и эмоций. Эмоции, как известно, бывают положительными (радость, благодарность, нежность, любовь, восхищение и т. п.) и отрицательными (гнев, зависть, злость, обида, ненависть).
Эмоции необходимо облагораживать, окультуривать одним словом -воспитывать. Нравственные чувства - отзывчивость, сочувствие, сострадание, сопереживание, жалость - непосредственно связаны с эмоциями. Эти чувства приобретаются человеком с результате воспитания и являются важнейшими составными доброты. Без нравственных чувств добрый человек не состоится».
Воспитание чувств включает в себя воспитание сочувствия. Развитие этого чувства требует поддержки со стороны родителей - и не только словом, но и примером. Ребёнок должен видеть, как мы на практике проявляем свою любовь к ближнему... Сочувствие - одно из прекрасных человеческих свойств, потому что оно - выражение человечности.
Рациональный, или умственный, уровень содержит моральные знания - понятия о смысле жизни и счастье, добре и зле, чести, достоинстве, долге. Кроме понятий, к моральным знаниям относятся также принципы, идеалы, нормы поведения, моральные оценки.
Воспитывать в детях надо все элементы их нравственного мира. Всё важно. Гармония нравственного мира человека, гарантия его доброты обеспечиваются только всеми его слагаемыми, но направляющими являются нравственные потребности. Нравственные потребности - самые благородные и человечные - не даются от природы, их необходимо воспитывать, без них невозможна высокая духовность, доброта.
«Настоящим человеком становится только тот, - писал В. А. Сухомлинский, - у кого в душе возникают, утверждаются благородные желания, которые стимулируют поведение, порождают страсти и поступки... Как можно больше поступков, побуждаемых благородными желаниями, стремлениями личности к моральному идеалу, - вот одно из золотых правил воспитания подростков».
Для воспитания у ребёнка нравственных потребностей нужно знать, из каких элементов они состоят.
Нравственные потребности начинаются
1. С отзывчивости, которую мы понимаем как способность человека понять затруднительное положение или состояние другого.
Отзывчивого человека обычно называют чутким, сердечным. Отзывчивость - это целый спектр чувств - сочувствие, сострадание, сопереживание. Воспитывать отзывчивость в ребёнке нужно ещё до того, как у него сложатся представления о добре, зле, долге и других понятиях.
2. Другой важнейший элемент нравственных потребностей -
нравственная установка, которую можно сформулировать так: «Не вредить
никому, а приносить максимум пользы».
Нравственную установку у ребёнка нужно воспитывать постоянно словом и делом, примером и разъяснением, используя волшебную силу искусства и живой мир природы.
3. И последним, важным структурным элементом нравственных
потребностей является способность к деятельной доброте и непримиримость
ко всем проявлениям зла.
Действенность добра успешно формируется у детей всем примером жизни взрослого семейного окружения и поэтому важно, чтобы у последнего не расходилось слово с делом.
Ничто не приносит столько вреда воспитанию доброты, как расхождение образа жизни взрослых с их словесными наставлениями. Это ведёт к разочарованию у детей, недоверию, насмешкам, цинизму».
Одно из центральных понятий нравственного мира человека - совесть. «Совесть - это способность человека к самоконтролю, самооценке на основе общественных моральных оценок. Совесть исконно означает знание общих сведений о человеческом поведении, его нормах, принципах, сущность человека и т. п.
Задачи школы и педагогов - объяснить любящим родителям, что их педагогическая грамотность зависит прежде всего от них самих, от их желания разобраться в сложном и трудном процессе становления и развития личности; указать пути и условия формирования нравственности ребёнка.
Вот почему вопрос понимания нравственного идеала является, основанием и сердцевиной всякой воспитательной системы.
Так как школа, и мы сами - учителя обязаны разобраться в сложной философской категории о нравственном идеале и нравственном совершенстве и помочь своим ученикам сформировать тот самый нравственный идеал.
А как мы это можем сделать в школе?
Особую роль в нравственном просвещении принадлежит педагогам гуманитарного цикла. Именно они призваны воспитать патриотизм, гражданские и нравственные чувства учащихся, акцентируя внимание ребят на высоких нравственных качествах литературных героев.
В первую очередь, через содержание предметов школьной программы: высокое художественное достоинство русской классической литературы воспитывает эстетический вкус, а освоение русского литературного языка невозможно без чтения и изучения классических произведений. Русская и башкирская литература являются основными предметами, которые отражают в современной школе содержание духовной культуры. Произведения литературной классики имеют огромное воспитательное значение. Они дают юношеству нравственный идеал как жизненный ориентир. Они представляют образцы гуманного отношения к ближнему, бескорыстия и гражданственности. Наконец, они в целом создают высокое представление о ценности мировой культуры: весь художественный мир человека - живопись, архитектура, музыка - основан на литературе. Именно литература дает возможность сохранить в сознании юношества нравственные и художественные ценности, традиционно объединяющие общество.
Однако нравственное воспитание не ограничивается только рамками уроков. Среди других направлений этой деятельности в школе наиболее эффективными являются:
- проведение семинаров по проблемам нравственности;
- участие ребят в классных часах, беседах, дискуссиях на этические темы;
- встречи учащихся с деятелями литературы, ветеранами войны; Именно в процессе этих мероприятий учащиеся знакомятся с особенностями внутреннего мира человека, нравственными ценностями и нормами взаимоотношений в обществе, в семье, происходит взаимодействие подростка с окружающим миром взрослых и сверстников.
Поистине, «чтобы воспитать человека во, всех отношениях, надо знать его во всех отношениях» (К.Д. Ушинский).
Не менее важным является в этом смысле курс отечественной истории. «Человек делает историю, - писал российский министр просвещения К.П. Победоносцев, - но столь же верно и еще более значительно, что история образует человека».
Изучение отечественной истории значимо не только как изучение процессов развития общества. История является учительницей жизни, воспитательницей патриотизма, гражданственности, высокого профессионализма.
Стояние за Правду, самоотверженное бескорыстное служение своему народу являются наиболее характерными нравственными чертами русского православного воинства. В русском народе идеалы воинского служения всегда были очень высоки, потому так много святых князей воинов - от Александра Невского и Дмитрия Донского до Федора Ушакова воина Евгения, погибшего в Чечне. Все они являют живой и яркий пример служения нравственному идеалу.
Это поможет донести до подростка истинный смыл понятий патриот, гражданин, честь, достоинство, защитник Отечества, подвиг, мужество и другие.
Однако рамки школьного урока не позволяют в полной мере реализовать задачи и всю глубину замысла духовно-нравственного воспитания.
Важным дополнением к реализации такого воспитания средствами учебных предметов является система классных часов - специальных уроков, выходящих за рамки образовательной программы, и потому позволяющих особо акцентировать внимание на вопросах духовно-нравственной жизни человека.
Опыт воспитательной работы в школе показывает, что на современном этапе роль нравственного просвещения должна возрастать. Открытость и широкий спектр информационных каналов привели к тому, что на ребят обрушиваются различные, порой противоречивые взгляды на нормы морали и взаимоотношений в обществе. Безусловно, ребенку без помощи взрослых очень сложно сделать правильный выбор в этом потоке информации.
Таким образом, мы ставим цель - сформировать самостоятельную, свободную творческую личность способность овладения ею общечеловеческими ценностями, национально-культурным наследием, развитие талантов и способностей. Достижения целей воспитания осуществляется через педагогические технологии, через реализацию республиканских и городских программ, включающие различные формы и методы воспитания, воздействие на учащихся.
При определении направлений нравственного воспитания очень важно понять как сегодня молодое поколение определяет характер и содержание завтрашнего дня России, насколько несёт в себе дух нового времени.
Для полноты картины освоения основных нравственных ценностей был проведён мониторинг учащихся.
Какие проблемы личного плана волнуют Вас больше всего?
(Расположите в порядке снижения важности проблемы.)
Взаимоотношения в семье - 49
Здоровье - 44
Учёба - 28
Будущая карьера - 13 Любовь - 12
Взаимоотношения с одноклассниками - 4 Взаимоотношения с учителями - 3
Возможность заработка - 2
Проведение свободного времени - 2
Нормальное питание - 0
Покупка одежды и других вещей - 0
Анализ данных показывает, что приоритетными вопросами личного плана являются взаимоотношения в семье, здоровье, образование и карьера. В процессе изучения особенностей освоения нравственных ценностей старшеклассниками важно знать уровень ориентации на традиционные гуманистические ценности.
Ученикам был предложен перечень гуманистических ценностей, с тем, чтобы выразить своё отношение к ним методом ранжирования.
Справедливость - 23
Счастье - 16
Свобода - 15
Добро -12
Честь, достоинство и совесть - 11
Дружба -6
Миролюбие -5
Патриотизм -8
Милосердие -3
Вера и идеалы - 2
Истина -2
Коллективизм-1
Обращает на себя внимание факт, что такие ценности как милосердие, патриотизм и коллективизм имеют сравнительно низкий рейтинг.
Интересны результаты и следующего исследования среди старшеклассников.
Чему жизненно важному учит Вас школа?
Самостоятельности и уверенности в себе - 65
Умению общаться-58
Уважению к людям, человеколюбию - 46
Дружбе - 44
Самопознанию - 39
Доброте - 35
Творческому отношению к жизни - 32 Организаторским умениям - 30
Жизнелюбию - 11
Преданности - 10
Ничему не учит - 11
Затрудняюсь ответить - 12
Нравственное воспитание молодежи является неоспоримой и важнейшей целью всякого общества. Недостатки и упущения в нравственном воспитании наносят обществу такой непоправимый и невосполнимый урон, что при недостатках другого характера (телесного или этического) большего вреда общества нанести невозможно. Разве использование законов и правил нравственного поведения меньше нужны человеку, чем знание химии или физики?
После школы все школьные науки, как правило, забудутся, оставив в памяти лишь общие представления. Другое дело этические нормы, законы и правила. Для дальнейшей жизни человек должен в совершенстве владеть законами нравственности.
Нравственное воспитание - это важнейшая задача формирования личности.
Свое выступление хочу закончить притчей.
Жил-был один очень вспыльчивый и несдержанный молодой человек. И вот однажды его отец дал ему мешочек с гвоздями и наказал каждый раз, когда он не сдержит своего гнева, вбить один гвоздь в столб забора. В первый день в столбе было несколько десятков гвоздей. На другой неделе он научился сдерживать свой гнев, и с каждым днём число забиваемых в столб гвоздей стало уменьшаться. Юноша понял, что легче контролировать свой темперамент, чем вбивать гвозди. Наконец пришёл день, когда он ни разу не потерял самообладания. Он рассказал об этом своему отцу и тот сказал, что на сей раз каждый день, когда сыну удастся сдержаться, он может вытащить из столба по одному гвоздю.
Шло время, и пришёл день, когда он мог сообщить отцу о том, что в столбе не осталось ни одного гвоздя. Тогда отец взял сына за руку и подвёл к забору:
- Ты неплохо справился, но ты видишь, сколько в столбе дыр? Он уже никогда не будет таким как прежде. Когда говоришь человеку что-нибудь злое, у него остаётся такой же шрам, как и эти дыры. И неважно, сколько раз после этого ты извинишься - шрам останется.