- Преподавателю
- Классному руководителю
- Классный час «Мир эмоций»
Классный час «Мир эмоций»
Раздел | Классному руководителю |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Быкова Н.С. |
Дата | 19.04.2014 |
Формат | rar |
Изображения | Есть |
Классный час «МИР ЭМОЦИЙ».
Цель:
-
Научить детей видеть и понимать эмоции других людей.
-
Осознавать собственные эмоции.
-
Ознакомить с некоторыми принципами саморегуляции.
Задачи:
-
Формирование понятий «эмоции» и «чувства»;
-
Учить определять эмоциональное состояние других людей;
-
Развитие способности выражать свои чувства с помощью слова.
Оборудование: буклет, презентация, раздаточный материал, мяч.
Учитель. Какого вкуса чувства наши -
И скорбь, и лютая тоска?
И впрямь горька страданий чаша?
Любовь и впрямь, как мед сладка?
В. Солоухин
- Сейчас каждый из вас заполнит небольшую таблицу. Прочитайте внимательно каждое из приведенных ниже предложений и зачеркните соответствующую цифру справа в зависимости от того, как вы себя чувствуете в данный момент. Над вопросом долго не задумывайтесь. Посмотрим вместе на результаты .
Суждения
Совершенно не согласен
В основном не согласен
В основном согласен
Полностью согласен
1.Я сейчас спокоен.
1
2
3
4
2.мне ничто не угрожает
1
2
3
4
3.Я нахожусь в напряжении
1
2
3
4
4.Я внутренне скован
1
2
3
4
5.Я чувствую себя свободно
1
2
3
4
6.Я расстроен
1
2
3
4
7.Меня волнуют возможные неудачи
1
2
3
4
8.Яощущаю душевный покой
1
2
3
4
9.Я встревожен
1
2
3
4
10.Я испытываю чувство внутреннего удовлетворения
1
2
3
4
11.Я уверен в себе
1
2
3
4
12.Я нервничаю
1
2
3
4
13.Я не нахожу себе место
1
2
3
4
14.Я взвинчен
1
2
3
4
15.Я не чувствую внутренней напряженности
1
2
3
4
16.Я доволен собой
1
2
3
4
17.Я озабочен
1
2
3
4
18.Я слишком возбужден, и мне не по себе
1
2
3
4
19.Мне радостно
1
2
3
4
20.Мне приятно
1
2
3
4
Подсчитаем уровень тревожности по формуле: A =A1 - A2 +35,
где A1 - сумма зачеркнутых цифр по пунктам 3, 4, 6, 7, 9, 12, 13, 14, 17, 18;
A2 - сумма остальных зачеркнутых чисел.
Результат : до 30 баллов - низкая тревожность, 31 - 45 - умеренная, 46 и более - высокая тревожность.(слайд)
- - Вот немного вы и узнали свое эмоциональное состояние. Давайте посмотрим на ваши результаты (говорят дети)
- О состоянии собеседника мы чаще всего судим по его эмоциональному состоянию.
Ярко и непосредственно реакции собеседника, его чувства отражаются мимикой (выражением лица, глаз). Человек в своей жизни плачет и смеется, злится и радуется, обижается, бывает охвачен гневом или восторгом, может испытывать страх. Эти переживания мы называем эмоциями. Добрые, положительные эмоции проявляются всегда открыто, отрицательные собеседник иногда пытается скрыть. Визуальный контакт устанавливается взглядом, улыбкой. В зависимости от ситуации общения (официальная - неофициальная), взгляд может быть деловым, светским, интимным.
Демонстрация фотографий, портретов ( слайды)
- Эмоции. Как вы думаете, что это? (отвечают дети)
Учитель. Послушайте, какое определение дам я. Научное. ЭМОЦИИ - это реакция человека на различные воздействия, проявляющиеся в виде удовольствия или неудовольствия, возбуждения или успокоения, напряжения или расслабления. (слайд)
Учитель. Каждая эмоция имеет свой характер. И все они различаются по характеру. При этом почти каждая эмоция имеет противоположную. Попробуем вместе определить их. Я называю одну, а вы мне - противоположную ей. Например, уверенность - тревожность. Начнем.
Радость - горе; счастье - несчастье; гнев - спокойствие; наслаждение - страдание; ненависть - любовь; защищенность - страх. И т. д. можно продолжать и дальше, но мы остановимся.
- Могут ли эмоции нанести человеку вред? Какой вред? (потеря друзей, любви близких, одиночество, болезнь).
- Перечислите, какие эмоции можно назвать нашими врагами (злость , агрессия, насмешки..)
Игра «Назови эмоцию» (передается по кругу мяч, участники называют эмоции, мешающие общению).
- Посмотрите на слайде видно, что даже выражение лица становится неприятным, когда человек становится рабом своих внутренних врагов. Общаться с такими людьми тоже неприятно.
- Положительные эмоции помогают с нашими врагами, поэтому положительные эмоции можно назвать нашими друзьями.
- Назовите положительные эмоции (радость, нежность, доброжелательность, спокойствие, уверенность и т.д.).
Игра «Назови эмоцию» (передается по кругу мяч, участники называют эмоции, мешающие общению).
- Высшим уровнем проявления эмоций являются чувства, они отвечают потребностям и отношениям людей. Назовите мне добрые чувства (любовь, дружба, доверие, внимание, радость, уверенность, забота, понимание, счастье, наслаждение).
= Молодцы. Можно еще говорить о чувстве патриотизма, коллективизма, чувстве ответственности, стыда, юмора. Все эти чувства дают эмоциональное самочувствие, которое бывает хорошим и плохим. Уже известно, что эмоциональное чувство складывается из основных эмоциональных ощущений (слайд):
-
Чувство успеха - это ваша дружба с ребятами, симпатия со стороны одноклассников, знакомых и радость от общения. Общим словом: «Я - нравлюсь».
-
Уверенность в способностях. Это когда вы достигаете в учебе нужных результатов, имеете победы, не боитесь потерпеть поражение, нет у вас досады на других, нет зависти, злобы. Общим словом: «Я способен».
-
Чувство защищенности - значимость в кругу друзей, отсутствие тревожности, чувство комфортности в общении с людьми, нет вражды со стороны окружающих. Общим словом: «Я защищен».
- Если все эти эмоциональные проявления в вас присутствуют, то что это дает? (хорошая учеба, различные успехи, добрые отношения).
- Вообще, человек имеет право на любую эмоцию. Но формы проявления эмоций должны быть человеческими, общепринятыми, соответствующими правилам приличия. Я предлагаю вам узнать о себе в рисуночном тесте "Ваши эмоции".
Тест: "ВАШИ ЭМОЦИИ". (время работы 2 мин).
На листе вы видите четыре лица, вернее, четыре лицевых овала, где нет всех внешних черт. Вам нужно не просто нарисовать нос, глаза и губы этим лицам, но и выполнить конкретное задание. Первое лицо должно быть радостным, второе - грустным, третье - злым и четвертое - обиженным. То есть эти четыре лица должны выражать четыре разных человеческих эмоции. ПЕРВОЕ ЛИЦО - радость, ВТОРОЕ ЛИЦО - грусть, ТРЕТЬЕ ЛИЦО - злость и ЧЕТВЕРТОЕ - обида
Ключ к тесту:
Внимательно посмотрите, с помощью чего вы постарались передать ту или иную эмоцию на лицах, это очень важный момент. Те черты лица, на которые вы сделали упор, многое расскажут вам о нашем характере и ваших чувствах.
ПЕРВОЕ ЛИЦО, РАДОСТЬ - если вы сделали основной упор на УЛЫБКУ, сделав ее широкой и открытой, то это значит, что вы веселый и жизнерадостный человек, с удовольствием делитесь своей радостью с окружающими.
ВТОРОЕ ЛИЦО, ГРУСТЬ - если вы постарались передать грусть с помощью РТА С ОПУЩЕННЫМИ ВНИЗ УГОЛКАМИ, то это означает, что вы доверчивый и ранимый человек, вас легко обидеть, вы сопереживаете всем и стараетесь помочь тем, кто в этом нуждается.
ТРЕТЬЕ ЛИЦО, ЗЛОСТЬ - если вы сделали основной упор на НОС С РАЗДУТЫМИ НОЗДРЯМИ, то это значит, что вы прямой человек, последовательный в своих словах и поступках. Вы цените откровенность и предпочитаете действовать прямолинейно и открыто, презираете трусость и подлость.
ЧЕТВЕРТОЕ ЛИЦО, ОБИДА - если вы постарались передать обиду, сделан упор на ПЕЧАЛЬНЫЕ ГЛАЗА И БРОВИ ДОМИКОМ, то это говорит о вашей впечатлительности и непосредственности, вы верите в лучшее и надеетесь на светлое завтра. Вас легко обмануть, вы часто разочаровываетесь в людях и в жизни (слайд).
- Этот рисуночный тест дал нам возможность увидеть, насколько правильно мы передаем свое эмоциональное состояние, и показал основные черты вашего характера. (слайд с фотографиями детей)
- И у нас с вами остался один последний пункт. Как управлять эмоциями? Мы говорили, что это важно. «Учитесь властвовать собой», - писал А.С. Пушкин. И эти его слова будут вечны. А как вы думаете, что значит управлять эмоциями? (Не показывать то , что ты чувствуешь. Не причинять вреда окружающим своими эмоциями).
- Позвольте дать несколько рекомендаций по управлению эмоциями и чувствами. (слайд)
Управление эмоциями:
-
Уважайте чувства других;
-
Проявляйте терпимость к чьей - то бурной эмоции;
-
Поощряйте в других желаемое для вас поведение;
-
Откажитесь от конфликтов, грубости, агрессии;
-
Нейтрализуйте желание отомстить;
-
Если вас переполняют отрицательные эмоции, переведите тему разговора.
Если вами овладела сильная эмоция:
-
Попросите помощи;
-
Дайте выход эмоциям, например, поплачьте;
-
Делайте перерыв, посчитайте про себя;
-
Подумайте о чем - то хорошем;
-
Дайте себе физическую нагрузку;
-
Займитесь самовнушением, что все хорошо.
- Учитесь управлять своими эмоциями. Вы сегодня много узнали про чувства людей. Ваши эмоции не должны приносить вред - это главное. Ваши эмоции должны быть положительными - от этого зависит ваш успех. Если вы будете относиться к людям с хорошими чувствами, они будут отвечать тем же.
Нам не дано предугадать,
Как слово наше отзовется,
И нам сочувствие дается,
Как нам дается благодать.
Помните эти слова. Пусть они станут для вас своеобразным девизом. Чувства порой творят чудеса с человеком. Мне хочется пожелать вам, чтобы вы познали эти чудеса. А сейчас возьмите за руки своего соседа и улыбнитесь.