Конспект занятия «Дороги, которые мы выбираем»

"Описание материала: «Истинное сокровище профессии». 7. Демонстрация осознанного выбора Годность к профессии означает, что противопоказаний к выбранной области труда нет. Соответствие профессии означает, что противопоказаний нет и при этом есть некоторые личные качества, необходимые для выполнения работы по данной профессии, или успешный опыт практической деятельности в данной Шестой тип: 1 треугольник. Изобретатель, конструктор, художник. Обладает богатым воображением. Воспитатель: Конечно, этот выборе парикмахером, швеей. Могу
Раздел Классному руководителю
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное казенное оздоровительное образовательное учреждение санаторного типа для детей, нуждающихся в длительном лечении «Томмотская санаторная школа-интернат» МО «Алданский район» (МКООУСТ «ТСШИ»)





Воспитательное занятие

в 8 классе

« Дороги, которые мы выбираем»





Воспитатель:

Солкина О. А

КОНСПЕКТ ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ЗАНЯТИЯ

«Дороги, которые мы выбираем»

Задача: дать обучающимся представление о профессиях, помочь выявить способности к определённому виду деятельности. Формировать осознанность, ответственность за выбор будущей профессии, положительную профессиональную мотивацию.

Цели:

  • расширить представление детей о различных профессиях;

  • продолжить формирование позитивного отношения к труду, профессиональному росту;

  • развивать кругозор, мышление, систематизировать значения детей в профессиях;

  • побуждать детей к поиску информации о профессиях, к осознанному профессиональному выбору;

  • познакомить с факторами, влияющими на выбор профессии.

Форма проведения: час общения.

Оформление: выставка книг о различных профессиях, репродукции картин, фотографии людей разных профессий за работой.

Оборудование: компьютер с проектором для показа слайдов.

Эпиграфы:

  • «Истинное сокровище для людей - умение трудиться» (Эзоп)

  • «Будем трудиться, потому что труд - это отец удовольствия» (Стендаль)

  • «Тот, кто с детства знает, что труд есть закон жизни, кто смолоду понял, что хлеб добывается только в поте лица, тот способен к подвигу, потому что в нужный день и час у него найдётся воля его выполнить и силы для этого» (Жюль Верн)

План занятия:

  1. Вступительное слово.

  2. Игра «Визитка».

  3. Игра «Самая, самая».

  4. Групповая работа.

  5. Проблемная ситуация « Чей это выбор».

  6. Мини лекция «Формула профессии».

  7. Демонстрация осознанного выбора профессии.

  8. Как овладеть профессией.

  9. Тестирование.

  10. Подведение итогов (рефлексия)

  11. Заключительное слово.

Ход воспитательного занятия.

1. Вступительное слово.

Воспитатель: Ребята для того чтобы вы поняли о чем сегодня пойдет речь, я предлагаю вам разделиться на 4 группы и отгадать несколько загадок.

Скажите, кто так вкусно готовит

Щи капустные, пахучие котлеты, салаты, винегреты,

Все завтраки, обеды? (ответы учащихся - повар)

Кто в дни болезней всех полезней,

И лечит нас от всех болезней? (ответы учащихся - врач)

Наведет стеклянный глаз,

Щелкнет раз - и помнит вас. (ответы учащихся - фотограф)

Он учит детишек читать и писать,

Природу любить, стариков уважать. (ответы учащихся - учитель)

Встаем мы очень рано, ведь наша забота -

Всех отвозить по утрам на работу. (ответы учащихся - водитель)

Воспитатель: Итак, наш разговор сегодня будет о профессиях, а занятие будет называться «Дороги, которые мы выбираем».

Воспитатель: В мире существует более 50 тысяч профессий. Как найти среди них свою? Проблема выбора профессии очень серьёзна. Особенно сейчас, когда от человека всё в большей степени требуются высокий профессионализм, готовность быстро приспосабливаться к новым явлениям общественной и экономической жизни. В мире есть очень мало вещей, которые мы не можем выбрать: это наше собственное тело, страна, в которой мы родились, наши родители. Все остальное в жизни зависит от нашего выбора. Пройдет совсем немного времени и вам придется выбирать свой путь в жизни. Путь этот начнется с перекрестка, от которого расходятся не 3, как в сказке, а 50 тыс. дорог - именно столько сейчас существует профессий. Все работы хороши! ВЫБИРАЙ НА ВКУС! Выбор работы только на вкус - дело ненадежное и не всегда выполнимое. Кем вы хотели стать, когда учились в 3-ем классе? А сейчас? То-то. Вкусы меняются со временем. Это касается и профессий.(слайд №1) Ежегодно 25 миллионов человек меняют свое место работы, 12 процентов из них возвращаются обратно. Означает ли это, что к выбору профессии можно идти методом проб и ошибок? Жизнь человека - череда многочисленных выборов. А выбор профессии можно отнести, пожалуй, к самым сложным. Недаром говорят, что, выбирая профессию, человек выбирает свою судьбу. Что же такое профессия? (слайд №2) Вот 4 слова, которые имеют отношение к профессиональной деятельности человека: профессия, специальность, квалификация, должность. Как бы вы объяснили различие между этими словами?

( ответы учащихся)

Воспитатель: Подведем итоги. (слайд №3).

Профессия- это трудовая деятельность человека, которая дает ему средства для существования и развития.

Специальность- вид занятий в рамках одной профессии.

Квалификация- это уровень профессионального мастерства.

Должность- это место, занимаемое человеком в организации.

Все эти слова вместе содержат профессиональную характеристику человека.

2. Игра « Визитка»

Воспитатель: У меня есть несколько визитных карточек. На этих визитках кроме имени, фамилии, отчества содержатся и профессиональные характеристики. Сможете ли вы разобраться в этом нагромождении информации? Сейчас мы это проверим. Попробуйте определить профессию, квалификацию, специальность, должность в каждой характеристике.

В наше время квалификация определяется не только категориями и разрядами, но и реальным мастерством специалиста. А это мастерство он показывает в работе. Именно о таких мастерах говорят: «Артист в своем деле».

3. Игра « Самая, самая».

Воспитатель: Сейчас, для того чтобы вспомнить профессии, предлагаю поиграть в игру. (слайд №4)

Самая зеленая - садовод, лесник, цветовод

Самая сладкая - кондитер.

Самая денежная - банкир, боксер, модель.

Самая волосатая - парикмахер.

Самая детская - воспитатель, педиатр, учитель.

Самая смешная - клоун, пародист.

Самая общительная - журналист, экскурсовод, учитель, массовик-затейник.

Самая серьезная - хирург, разведчик, милиционер, политик, психолог.

Самая опасная - сапер, каскадер.

Самая бумажная - бухгалтер, экономист, библиотекарь.

4. Групповая работа.

Воспитатель: Ребята, как вы думаете, что будет, если все молокозаводы мира вдруг устроят выпуск продукции и все магазины будут забиты молоком, сметаной, йогуртом? Эти продукты будет очень трудно продать, они начнут портиться, пропадут, а значит, пропадет чей-то труд, деньги, прибыль. Так же и на рынке труда. Если каких-то специалистов выпускают больше, чем нужно, они не могут найти работу, наступает безработица. Профессия, специальность, квалификация - это то, что продает человек на рынке труда. Время от времени одни профессии и специальности становятся очень нужными, востребованными, престижными, другие теряют свои позиции, а третьи вообще уходят в прошлое. Предлагаю вам составить списки таких профессий.

Первая группа - список «Самые модные профессии».

Вторая группа - «Самые забытые профессии».

Третья группа - «Профессии, которые всегда нужны»

Четвертая группа - «Самые отважные профессии».

(играет музыка, дети обсуждают, составляют списки)

Послушаем, что у вас получилось.

Примерные списки профессий:

  1. (слайд №5) Самые модные: юрист, экономист, менеджер, топ-модель, телеведущий, веб-дизайнер, журналист, программист, нефтяник, пластический хирург.

  2. Самые забытые: конюх, камердинер, ключник, шорник, трубочист, бондарь, ямщик.

  3. ( слайд №6) Профессии всегда нужные: врач, учитель, дворник, строитель, шофер, парикмахер, милиционер, пекарь, животновод, повар, бухгалтер, слесарь-водопроводчик.

  4. Самые отважные: пожарный, каскадер, моряк-подводник, летчик испытатель, космонавт, горноспасатель, автогонщик, сапер, шахтер, военный.

Воспитатель: Конечно, мы перечислили не все профессии. Их в мире около 50 тыс. Но, выбирая себе специальность, мы ориентируемся не на весь мир, а на то общество, которое нас окружает, на страну, в которой мы живем.

5. Проблемная ситуация «Чей это выбор».

(слайд№7) Воспитатель: Один ученый, написавший книгу о выборе профессии, много лет проработал в школе и всегда интересовался дальнейшей судьбой своих учеников. При встрече он задавал им неизменный вопрос: « Доволен ли ты избранной профессией?» И получал удручающий ответ: примерно каждый третий ошибся в своем выборе, и каждый второй признавался, что не совсем доволен, и если бы начинать сначала, то, наверное, пошел бы по иному пути. Почему же так много молодых людей ошибается в своем выборе? Как вы считаете?

Примерные ответы детей:

- «давят» родители

- идут за модой

-ничего не знают о профессии, которую выбрали

- выбирают « за компанию»

- не хотят узнавать о негативных сторонах профессии

- Не имеют способностей и наклонностей к профессии

- подражают героям кино и телесериалов

Воспитатель: (слайд №8)Вы перечислили самые распространенные причины ошибок в выборе профессии. Это давление родителей, отсутствие знаний о выбранной профессии, погоня за модой, переоценка собственных сил и способностей. Но как же тогда правильно выбрать профессию?

6. Мини-лекция «Формула профессии».

Воспитатель: Скажите, пожалуйста, что получится, если длину нашей классной комнаты умножить на ширину (пишем на доске: a*b=S)? Площадь классной комнаты. А что получится, если сложить три слова, «хочу», «могу», «надо»? (слайд №9) Я открою вам секрет: получится правильный выбор профессии. Специалисты по профориентации установили, что правильным может быть только осознанный выбор профессии. И так:

(слайд №10) - хочу - это, желания, интересы, склонности. Здесь необходимо взвесить и оценить свои склонности. Которые зависят от развития левого и правого полушарий головного мозга. Кто-то из вас - технарь, кто-то гуманитарий, а кто-то одинаково относится к техническим и гуманитарным дисциплинам. Но кроме склонностей необходимо учитывать и свои интересы, желания. Одному человеку интересно разводить комнатные цветы, другому - программировать что-либо на компьютере, третьему - исполнять музыкальные произведения на фортепиано. Чтобы профессия не была обузой, нужно выбирать ее в сфере ваших интересов.

(слайд №11) - могу - это, человеческие возможности. Уровень ваших знаний, наличие способностей к данному виду деятельности, физические возможности, возможность поступления (материальное положение, наличие заведения). Прежде всего, надо считаться с физическими способностями. По данным социологов, буквально единицы соотносят свое здоровье с выбором профессии. Остальные просто не принимают его во внимание и делают первую ошибку.

(слайд № 12) - надо - это, потребности рынка труда. На данный момент ни для кого не секрет, что рынок труда перенасыщен такими специальностями, как юрист, экономист. Поэтому, выбирая профессию, нужно думать о том, а сможете ли вы, закончив учебное заведение, найти работу по специальности. Выбирая профессию, нужно думать о том, сможете ли вы трудоустроиться в будущем.

(слайд №13) Вместе получается формула осознанного выбора профессии. Осознанный выбор - это такой выбор, при котором человек учитывает и личные устремления (хочу), и свои возможности (могу), и потребности общества в этой профессии именно в данный момент(надо).

Правильно выбранная профессия - это не просто удачно или неудачно принятое в юности решение, а зачастую сложившаяся или разбитая судьба, активная, творческая, радостная жизнь или пассивное, равнодушное существование.

7. Демонстрация осознанного выбора профессии.

Воспитатель: Как же работает формула осознанного выбора профессии? Сейчас вы увидите это:

1. Хочу быть модельером, парикмахером, швеей. Могу быть парикмахером, швеей. Сейчас везде требуются швеи - стану швеей.

2. Хочу быть каскадером, космонавтом, водителем, летчиком. Могу стать водителем, трактористом, горноспасателем. Водители требуются сейчас везде, мой отец - водитель. Может быть, и я стану водителем.

3. Хочу стать артисткой, репортером. Могу стать продавцом, рекламным агентом. Буду заниматься, работать над собой и обязательно своего добьюсь - стану репортером.

Воспитатель: Соотношение между «хочу» и «могу» - в ваших руках. Если у человека есть мечта и он твердо идет к своей цели, он обязательно ее достигнет. Но для этого нужно разобраться в себе, узнать свои сильные и слабые стороны, свои способности и недостатки.

8. Как овладеть профессией.

Воспитатель: В соответствии с Законом об образовании РФ., образование в нашей стране делится на общее и профессиональное. Общее образование включает три ступени: начальное общее, основное общее и полное общее. Основное общее является обязательным.

Профессиональное образование бывает начальным, средним и высшим. Начальное профессиональное образование дает возможность стать квалифицированным работником практически по любой профессии исполнительного класса. Основной формой получения начального профессионального образования является обучение в профессиональных училищах, лицеях и колледжах.

Среднее профессиональное образование позволяет стать специалистом среднего звена. Его можно получить в техникумах.

Высшее профессиональное образование позволяет стать специалистом по любой профессии творческого класса. Его можно получить в высших учебных заведениях, к которым относятся институты, университеты, академии.

9. Тестирование.

Воспитатель: Может быть, немного разобраться в себе вам поможет шуточный тест с геометрическими фигурами. Используя три геометрические фигуры - треугольник, круг, квадрат, нарисуйте человечка, состоящего из 10 элементов. Должны быть использованы все три вида фигур. Качество рисунка не имеет значения. Если нарисованы лишние элементы - их надо зачеркнуть, если их не хватает - дорисовать недостающие. Время выполнения - 1 мин.

Теперь подсчитайте количество треугольников.

А теперь слушайте ключ к тексту.

Первый тип: 6-8 треугольников - тип руководителя, хорошие преподаватели. Ярко выражено стремление к лидерству, хорошо разбираются в людях, работают с информацией.

Второй тип: 5 треугольников. Ответственный исполнитель, хорошие организаторские способности. Профессионал, до мелочей продумывающий свою деятельность.

Третий тип: 4 треугольника. Разнообразие интересов и талантов. Склонность к индивидуальной работе.

Четвертый тип: 3 треугольника. Тип ученого. Рационален, объективен, легко переключается с одного вида деятельности на другой.

Пятый тип: 2 треугольника. Интерес к искусству и человеку. Тонко чувствует все новое и необычное.

Шестой тип: 1 треугольник. Изобретатель, конструктор, художник. Обладает богатым воображением.

Воспитатель: Конечно, этот тест не отражает все многообразие ваших талантов. Но, может быть, он поможет вам задуматься о себе, о своих возможностях и способностях и начать развивать эти способности. В конечном итоге это поможет вам в выборе жизненного пути.

10. Подведение итогов (рефлексия).

Воспитатель: А сейчас подведем итоги.

- какие ошибки сопутствуют выбору профессии? (ответы учащихся)

- что необходимо учитывать при осознанном выборе профессии? (ответы учащихся)

- поможет ли наш сегодняшний разговор в вашем профессиональном самоопределении?(ответы учащихся)

- какие чувства остались у вас после нашего занятия? (ответы учащихся)

11. Заключительное слово.

Воспитатель:

Твердо выбрать, кем быть, вам, друзья, нелегко! И до финиша плыть еще так далеко.

Так примите пожеланья мои личные,

Чтобы были ваши знанья лишь отличные

И счастливыми бы были дни житейские,

А здоровье ваше было лишь гвардейское.

И запомните вы все в заключение:

Даже рыбку из пруда не поймаешь без труда и терпения.

Но всегда - и как было когда-то,

И сейчас в XXI наш век -

Я хочу пожелать вам , ребята…

Чтобы вырос из вас Человек.

Прекрасных профессий на свете не счесть -

И каждой профессии слова и честь.

(слайд №14)

Каждый из вас задумывался о том, какую профессию выбрать. Существуют тысячи разных профессий и специальностей, и найти для себя работу по душе довольно сложно. Что же нужно учитывать при выборе профессии? Первое - это интерес. Одному человеку интересно разводить комнатные цветы, другому - программировать что - либо на компьютере, третьему - исполнять музыкальные произведения на фортепиано. Чтобы профессия не была обузой, нужно выбирать её в сфере ваших интересов. Интересы могут меняться. Второе, на что нужно обращать внимание, - это склонности. Склонности зависят от развития левого и правого полушарий головного мозга. Кроме интересов и склонностей, нужно ещё иметь способности к профессии. Способности - это индивидуально - психологические особенности человека, помогающие достичь успеха в какой-либо деятельности. Выбрав профессию, нужно прочитать о ней, расспросить взрослых, а лучше представителей этой профессии, какие способности нужны для работы, а затем сопоставить свои способности с необходимыми способностями для выбранной профессии. Необходимые способности можно развивать. Вы можете выявить непригодность к выбранной профессии: например, отклонения в здоровье, не совместимые с данной профессией (человек, имеющий аллергию на пыльцу растений, вряд ли должен становиться цветоводом), особенности темперамента (меланхолик не должен выбирать профессию, где нужно быстро ориентироваться в изменяющихся условиях; флегматик вряд ли будет успешно работать там, где требуется мгновенная реакция). Годность к профессии означает, что противопоказаний к выбранной области труда нет. Соответствие профессии означает, что противопоказаний нет и при этом есть некоторые личные качества, необходимые для выполнения работы по данной профессии, или успешный опыт практической деятельности в данной области. Призвание - высший уровень профессиональной пригодности, соответствие всем требованиям выбранной профессии.

Выбор профессии - это очень важное событие в жизни каждого человека. Но какую бы профессию вы ни выбрали, вам всегда пригодятся знания, полученные в школе. Поэтому постарайтесь уже сейчас определить область ваших интересов, больше читайте, набирайтесь опыта и знаний. Для этого нужно пробовать себя в самых разных областях. Как хорошо заметил один мудрец: «Чтобы не ошибаться, нужно иметь опыт. Чтобы иметь опыт, нужно ошибаться». (слайд №15).

В заключении я хочу вам напомнить, что все профессии нужны. Нет профессий плохих и хороших, бывают плохие и хорошие работники. Чтобы стать профессионалом, мастером своего дела, о выборе профессии нужно задуматься ещё в школе и, по возможности, готовиться к этой профессии.

8


© 2010-2022