- Преподавателю
- Классному руководителю
- Беседа - игра «Загадки - как средство экологического образования»
Беседа - игра «Загадки - как средство экологического образования»
Раздел | Классному руководителю |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Манджиева Ф.У. |
Дата | 05.10.2013 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Загадки - как средство экологического образования.
(Беседа- игра)
В развивающейся системе непрерывного экологического образования весомую роль играет школа. Неоценимую помощь в этом процессе оказывает обращение к народному фольклору.
Фольклор - неиссякаемый источник мудрости народа, его отношение к природе: многовековой опыт, ответственно- бережное отношение к природным богатствам родной земли, умение читать книгу природы.
Народные знания помогают людям выжить в условиях суровой природы.
В сокровищницу народной мудрости входят загадки- древнейший жанр фольклора, иносказательно, образно изображающий предметы и явления окружающей действительности.
Цель проведения нашего мероприятия:
I.Раскрыть прелесть загадок:
1).позволяют приоткрыть завесу таинственности перед объектом или явлением.
2).увидеть его с неожиданной, новой стороны.
3).прочувствовать радость догадки, озарения, открытия.
II. Развивать мышление ребенка в игровой, занимательной форме.
1).познакомить отгадчика с окружающим миром
2).привлечь его внимание к таким сторонам предметов и явлений, которые невидимы для глаза.
3).умение получить ответ в процессе активной, умственной, практической деятельности с целенаправленным поиском выдвинутого предположения.
Класс делится на две команды, придумывают название, девиз.
I команда «Ласточка»
Девиз команды: «Учиться на «пять»
Трудиться на «пять»
И Родину тоже
На «пять» защищать»
II команда «Альбатрос»
Девиз команды: «Любить Родину - это
значит, любить природу»
(за каждый правильный ответ, получают жетон, в конце игры- подвести итог)
Загадки I команде:
-
Лесом катится клубок,
У него колючий бок.
Он охотится ночами
За жуками и мышами
(в процессе воображения, сравнения позволяют увидеть необыкновенное в обыкновенном, а обычное - в необычном)
-
В огороде у дорожки
Стоит солнышко на ножке
Только желтые лучи
У него не горячи.
(требуется узнать предмет по признакам сходства и различия - хитро спрятанным в образном тексте, узнать и правильно ответить)
-
У него нет берлоги,
Не нужна ему нора
От врагов спасают ноги
А от голода кора.
(содержание загадки направлено на поиск ответа, надо вскрыть глубинную суть, выраженную в 3-х посылках- признаках животного к среде обитания (кора, быстрые ноги - заяц)).
-
Я, друзья, подземный житель,
Землекоп и строитель
Землю рою, рою, рою,
Коридоры всюду строю
А потом построю дом
И живу спокойно в нем
(наблюдение, интерес к таинственному подземному жителю, польза -
разрыхляет почву, наполняет его воздухом)
-
Домовитая хозяйка
Полетает над лужайкой
Похлопочет над цветком
И поделится медком .
(о труженице полей, о содружестве насекомых и цветков).
Загадки II команде:
-
Под землею коридор
Переходов целых сто.
Там живет хозяин в черном
Меховом своем пальто.
(Как появились эти коридоры, переходы, зачем? Кто этот подземный житель- «хозяин в меховом пальто?»)
-
В небе желтый цветок
Круглый год не вянет
И любой лепесток
До земли достанет
(это свет, тепло, жизнь - небесное светило)
-
Зубаста, а не лает
У нее во рту пила,
Подводой она жила,
Всех пугала, всех глотала.
(кто это «зубаст»,подводой живет, всех пугает и глотает)
-
На овчарку он похож,
Что ни зуб - то острый нож.
Он бежит, оскалив пасть,
На овцу готов напасть.
(кто приносит беду?)
-
Мы по ковру идем с тобой
Его никто не ткал
Он разостлался сам собой
Лежит у речки голубой :
И желт, и синь, и ал!
(как и когда возникает «не тканый ковер у реки, в степи?» От чего же он желт, синь, ал?)
Музыкальная пауза:
III.Прослушивание музыки (песни) «Харада», «Богшура», «Тогрун»
1.Отгадать какие песни прозвучали? Кто автор?
2. Какая птица занесена в «Красную книгу?»
IV. Итог:
Подсчет фишек. Поздравление победителя.
V.Природа сама по себе неиссякаемый источник тайн и загадок. В особенности для вас - растущего человека. Человек должен жить в гармонии с природой. Берегите себя - берегите природу!