- Преподавателю
- Классному руководителю
- Школа и семья: сотрудничество и сотворчество
Школа и семья: сотрудничество и сотворчество
Раздел | Классному руководителю |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Кецко О.А. |
Дата | 09.10.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
О.А.Кецко,
заместитель директора по УР
ГУО «Средняя школа 14 г.Новополоцка»
Школа и семья: сотрудничество и сотворчество
«Воспитание есть процесс социальный в широком смысле. Воспитывает всё: люди, вещи, явления, но прежде всего и больше всего - люди. Из них на первом месте - родители и педагоги»
А.С.Макаренко
Воспитание учащихся в школе и воспитание в семье - это единый неразрывный процесс в центре внимания стоит ребёнок. Без совместной работы семьи и школы невозможно воспитать личность, имеющую свою позицию, умеющую выбирать приоритеты, определять значимость своих поступков, находить собственный смысл в жизни. На формирование личности школьника значительное воспитательное влияние оказывает семья. Семья - это первая общественная ступень в жизни человека. Она с раннего детства направляет сознание, волю, чувства ребенка. Под руководством родителей дети приобретают свой первый жизненный опыт, умения и навыки жизни в обществе.
В современных условиях рыночной экономики большинство родителей занято вопросами материального обеспечения семьи, своего ребенка, времени на духовное общение почти не остается. К сожалению, некоторые родители устраняются от выполнения своих прямых обязанностей по воспитанию и обучению детей, перекладывая их на плечи бабушек и дедушек, гувернанток и, наконец школу. А школа не может ни заменить, ни полностью компенсировать то, что получает формирующаяся личность от родителей. С каждым годом обостряются проблемы взаимоотношений «отцов и детей». Большинство семей испытывают затруднения в вопросах современного воспитания. Культурный уровень многих семей желает быть лучшим.
Трудности у педагогов встречаются из-за отсутствия потребностей у родителей сотрудничать со школой Причины отсутствия потребности у родителей во взаимодействии со школой:
-
низкий культурный уровень родителей (неблагополучные семьи, семьи социального риска);
-
отсутствие у родителей педагогических и психологических знаний;
-
требования родителей к школе заключаются лишь в том, чтобы школа давала знания ребенку и научила его самостоятельно добывать знания; воспитательную функцию могут взять на себя и родители;
-
родители не очень хорошо оценивают деятельность педагогов: считают, что у педагогов низкий профессиональный уровень и невысокие моральные качества.
Отсюда меняются и осложняются задачи школы.
Главные из них:
-
Помощь семье в осознании своей ответственности за воспитание детей.
-
Создание единой воспитательной системы воспитания в школе и семье с целью всестороннего развития личности каждого ребенка.
-
Совместная работа педагогического коллектива и родителей по преодолению трудностей в вопросах детско-родительских отношений.
-
Оказывать помощь родителям в усвоении основных педагогических и психологических знаний по воспитанию детей.
Основные мероприятия проходят по таким направлениям как:
-
Изучение семьи (диагностика, формирование базы данных о семьях учащихся ).
-
Информирование родителей (ознакомление с историей, традициями, уставом школы; ознакомление с итоговой аттестацией; ознакомление с учебным планом и учебно-методическим обеспечением образовательного процесса; анализ посещаемости; выполнение санитарно-гигиенических норм и правил содержания детей в школе и т. д.)
-
Просвещение родителей (родительская газета «Навстречу друг другу», школьная газета «Шанс», детский православный журнал «Ангелочек», семинары, деловые игры, родительские вечера, родительские собрания, тренинги, лектории, акции).
-
Консультирование родителей (консультации для родителей специалистами, Дни открытых дверей «Мы рады встрече с Вами», индивидуальные консультации учителей-предметников).
-
Совместная деятельность учителей и родителей. ( традиционные праздники: общешкольная конференция "Мы вместе", фестиваль КВН, участие родителей в общественных акциях "Подари школе книгу", "Наш школьный двор", "Поделись теплом души" и т.д., благотворительные концерты, декада семьи, конференция отцов, реализация проектов «Шаги к духовности», «Школа здоровья и комфорта», спортивные мероприятия «Мама, папа, я - спортивная семья»).
Ни школа без семьи, ни семья без школы не способны справиться с тончайшими, сложнейшими задачами становления человека. Именно поэтому, подбирая разнообразные формы и методы работы с родителями, мы хотели уйти от формализма и постараться затронуть как можно больше таких тем и видов работы, которые позволили бы родителям быть полновластными участниками образовательного процесса
Так, в качестве оригинальной педагогической находки можно назвать такую форму работы, как общешкольная конференция «Мы вместе». На таких вечерах присутствуют родители, педагоги и дети. Действие превращается в презентацию и подведение итогов всей работы детей и педагогов за учебный год. Выступления детей, выставки работ учащихся и педагогов, парад наград завоеванных в течение учебного года, награждение участников образовательного процесса: родителей, учащихся, педагогов за активное участие в жизни школы.
Еще одно из новых предложений - это разделение встреч с родителями в школе на две части. Один раз в четверть проводится родительское собрание. Это всегда тематическая встреча с приглашением специалистов из разных служб города. Вторая часть - это проведение Дней открытых дверей для родителей, где можно индивидуально встретиться с учителями-предметниками, обсудить проблемы и разработать совместный план по их решению. Посетить открытые уроки и воспитательные мероприятия, кружки и секции.
Следующей важной ступенью в работе с семьей являются индивидуальные формы, которые позволяют добиться большей результативности. Беседуя с родителями, учителя узнают о семейных традициях, о возможных проблемах, о характере работы каждого члена семьи, выявляют, кто из членов семьи оказывает большее влияние на ребенка, ищут пути сотрудничества семьи и школы.
Организация консультаций для родителей учеников в школе - одно из самых актуальных и востребованных на сегодняшний день направлений сотрудничества школы и семьи. Большая часть родителей, которые не находят времени для систематического самообразования, обычно обращаются в школу за разовыми консультациями, как правило, в экстренных случаях: неуспеваемость ребенка, плохое поведение, конфликты с учителем.
Задача школы на этом этапе - попытаться оказать семье не только информационно-педагогическую поддержку, но и эмоциональную. Поэтому в школе организованы практикумы для педагогического коллектива, где обучают этому виду коммуникации.
Не секрет, что родители учеников в основном люди занятые. Они также интенсивно работают, как и педагоги, им также тяжело выкроить в своем расписании время на посещение школы. Поэтому очень важно сделать информацию о проведении консультаций в школе максимально доступной и удобной, чтобы родитель, пришедший в школу по одному вопросу, мог попутно решить и некоторые другие.
В школе необходимо создать такую атмосферу, чтобы родитель, оказавшийся в ней в любое время, был встречен доброжелательно и терпимо. Родителей отталкивает высокомерие и авторитарность педагогов, ведь многие из пап и мам вполне состоявшиеся в профессиональном плане люди. И если родители пришли в школу, значит есть о чем поговорить. Еще одной причиной утраты доверия к школе можно назвать неосторожное поведение педагогов как разглашение семейных тайн, даже из лучших побуждений, когда хочется, чтобы все предметники пожалели ученика, оказавшегося в сложной семейной ситуации.
Контакт между учителем и родителями возможен тогда, когда и те и другие осознают, что у них общая цель - хорошее воспитание и образование детей, которую можно достичь только общими усилиями. Поэтому учителю необходимо руководствоваться следующими правилами взаимодействия и способами установления контактов с семьей:
1. Действия и мероприятия, направленные на укрепление и повышение авторитета родителей. Единственно правильная норма взаимоотношений учителей и родителей - взаимное уважение. Тогда и формой контроля становится обмен опытом, совет и совместное обсуждение, единое решение, удовлетворяющее обе стороны. Ценность таких отношений в том, что они развивают и у учителей, и у родителей чувство ответственности, требовательности, гражданского долга.
2. Повышение уровня педагогической культуры родителей и активности в воспитании.
Психологически родители готовы поддержать все требования, дела и начинания учебного заведения. Даже те родители, которые не имеют педагогической подготовки и высшего образования, с глубоким пониманием и ответственностью относятся к воспитанию детей.
3. Педагогический такт, недопустимость неосторожного вмешательства в жизнь семьи. Классный руководитель - лицо официальное. Но с другой стороны хороший классный руководитель в семье не чужой. В поисках помощи родители ему доверяют сокровенное, советуются. Какой бы ни была семья, какими бы воспитателями ни были родители, учитель должен быть всегда тактичным, доброжелательным. Все знания о семье он должен обращать на утверждение добра, помощи родителям в воспитании.
4. Ориентация на успешное развитие личности. Формирование характера воспитанника не обходится без трудностей, противоречий и неожиданностей. Их надо воспринимать как проявление закономерностей развития, тогда сложности, противоречия, неожиданные результаты не вызовут негативных эмоций и растерянности педагога. Необходимо помнить, что неразрешимых проблем нет, есть неправильные решения. Педагог всегда должен верить в ребенка, найти в нем положительные качества и опираться на силы семьи.
Мы твердо убеждены, что только вместе с родителями, общими усилиями мы сможем добиться того, чтобы ребенок раскрыл свои способности, полюбил труд, чтобы умел наслаждаться красотой окружающего мира и самое главное - умел любить и быть любимым.
3