Школа и семья: сотрудничество и сотворчество

Раздел Классному руководителю
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

О.А.Кецко,

заместитель директора по УР

ГУО «Средняя школа 14 г.Новополоцка»

Школа и семья: сотрудничество и сотворчество



«Воспитание есть процесс социальный в широком смысле. Воспитывает всё: люди, вещи, явления, но прежде всего и больше всего - люди. Из них на первом месте - родители и педагоги»

А.С.Макаренко

Воспитание учащихся в школе и воспитание в семье - это единый неразрывный процесс в центре внимания стоит ребёнок. Без совместной работы семьи и школы невозможно воспитать личность, имеющую свою позицию, умеющую выбирать приоритеты, определять значимость своих поступков, находить собственный смысл в жизни. На формирование личности школьника значительное воспитательное влияние оказывает семья. Семья - это первая общественная ступень в жизни человека. Она с раннего детства направляет сознание, волю, чувства ребенка. Под руководством родителей дети приобретают свой первый жизненный опыт, умения и навыки жизни в обществе.

В современных условиях рыночной экономики большинство родителей занято вопросами материального обеспечения семьи, своего ребенка, времени на духовное общение почти не остается. К сожалению, некоторые родители устраняются от выполнения своих прямых обязанностей по воспитанию и обучению детей, перекладывая их на плечи бабушек и дедушек, гувернанток и, наконец школу. А школа не может ни заменить, ни полностью компенсировать то, что получает формирующаяся личность от родителей. С каждым годом обостряются проблемы взаимоотношений «отцов и детей». Большинство семей испытывают затруднения в вопросах современного воспитания. Культурный уровень многих семей желает быть лучшим.

Трудности у педагогов встречаются из-за отсутствия потребностей у родителей сотрудничать со школой Причины отсутствия потребности у родителей во взаимодействии со школой:

  • низкий культурный уровень родителей (неблагополучные семьи, семьи социального риска);

  • отсутствие у родителей педагогических и психологических знаний;

  • требования родителей к школе заключаются лишь в том, чтобы школа давала знания ребенку и научила его самостоятельно добывать знания; воспитательную функцию могут взять на себя и родители;

  • родители не очень хорошо оценивают деятельность педагогов: считают, что у педагогов низкий профессиональный уровень и невысокие моральные качества.

Отсюда меняются и осложняются задачи школы.

Главные из них:

  1. Помощь семье в осознании своей ответственности за воспитание детей.

  2. Создание единой воспитательной системы воспитания в школе и семье с целью всестороннего развития личности каждого ребенка.

  3. Совместная работа педагогического коллектива и родителей по преодолению трудностей в вопросах детско-родительских отношений.

  4. Оказывать помощь родителям в усвоении основных педагогических и психологических знаний по воспитанию детей.

Основные мероприятия проходят по таким направлениям как:

  1. Изучение семьи (диагностика, формирование базы данных о семьях учащихся ).

  2. Информирование родителей (ознакомление с историей, традициями, уставом школы; ознакомление с итоговой аттестацией; ознакомление с учебным планом и учебно-методическим обеспечением образовательного процесса; анализ посещаемости; выполнение санитарно-гигиенических норм и правил содержания детей в школе и т. д.)

  3. Просвещение родителей (родительская газета «Навстречу друг другу», школьная газета «Шанс», детский православный журнал «Ангелочек», семинары, деловые игры, родительские вечера, родительские собрания, тренинги, лектории, акции).

  4. Консультирование родителей (консультации для родителей специалистами, Дни открытых дверей «Мы рады встрече с Вами», индивидуальные консультации учителей-предметников).

  5. Совместная деятельность учителей и родителей. ( традиционные праздники: общешкольная конференция "Мы вместе", фестиваль КВН, участие родителей в общественных акциях "Подари школе книгу", "Наш школьный двор", "Поделись теплом души" и т.д., благотворительные концерты, декада семьи, конференция отцов, реализация проектов «Шаги к духовности», «Школа здоровья и комфорта», спортивные мероприятия «Мама, папа, я - спортивная семья»).

Ни школа без семьи, ни семья без школы не способны справиться с тончайшими, сложнейшими задачами становления человека. Именно поэтому, подбирая разнообразные формы и методы работы с родителями, мы хотели уйти от формализма и постараться затронуть как можно больше таких тем и видов работы, которые позволили бы родителям быть полновластными участниками образовательного процесса

Так, в качестве оригинальной педагогической находки можно назвать такую форму работы, как общешкольная конференция «Мы вместе». На таких вечерах присутствуют родители, педагоги и дети. Действие превращается в презентацию и подведение итогов всей работы детей и педагогов за учебный год. Выступления детей, выставки работ учащихся и педагогов, парад наград завоеванных в течение учебного года, награждение участников образовательного процесса: родителей, учащихся, педагогов за активное участие в жизни школы.

Еще одно из новых предложений - это разделение встреч с родителями в школе на две части. Один раз в четверть проводится родительское собрание. Это всегда тематическая встреча с приглашением специалистов из разных служб города. Вторая часть - это проведение Дней открытых дверей для родителей, где можно индивидуально встретиться с учителями-предметниками, обсудить проблемы и разработать совместный план по их решению. Посетить открытые уроки и воспитательные мероприятия, кружки и секции.

Следующей важной ступенью в работе с семьей являются индивидуальные формы, которые позволяют добиться большей результативности. Беседуя с родителями, учителя узнают о семейных традициях, о возможных проблемах, о характере работы каждого члена семьи, выявляют, кто из членов семьи оказывает большее влияние на ребенка, ищут пути сотрудничества семьи и школы.

Организация консультаций для родителей учеников в школе - одно из самых актуальных и востребованных на сегодняшний день направлений сотрудничества школы и семьи. Большая часть родителей, которые не находят времени для систематического самообразования, обычно обращаются в школу за разовыми консультациями, как правило, в экстренных случаях: неуспеваемость ребенка, плохое поведение, конфликты с учителем.

Задача школы на этом этапе - попытаться оказать семье не только информационно-педагогическую поддержку, но и эмоциональную. Поэтому в школе организованы практикумы для педагогического коллектива, где обучают этому виду коммуникации.

Не секрет, что родители учеников в основном люди занятые. Они также интенсивно работают, как и педагоги, им также тяжело выкроить в своем расписании время на посещение школы. Поэтому очень важно сделать информацию о проведении консультаций в школе максимально доступной и удобной, чтобы родитель, пришедший в школу по одному вопросу, мог попутно решить и некоторые другие.

В школе необходимо создать такую атмосферу, чтобы родитель, оказавшийся в ней в любое время, был встречен доброжелательно и терпимо. Родителей отталкивает высокомерие и авторитарность педагогов, ведь многие из пап и мам вполне состоявшиеся в профессиональном плане люди. И если родители пришли в школу, значит есть о чем поговорить. Еще одной причиной утраты доверия к школе можно назвать неосторожное поведение педагогов как разглашение семейных тайн, даже из лучших побуждений, когда хочется, чтобы все предметники пожалели ученика, оказавшегося в сложной семейной ситуации.

Контакт между учителем и родителями возможен тогда, когда и те и другие осознают, что у них общая цель - хорошее воспитание и образование детей, которую можно достичь только общими усилиями. Поэтому учителю необходимо руководствоваться следующими правилами взаимодействия и способами установления контактов с семьей:

1. Действия и мероприятия, направленные на укрепление и повышение авторитета родителей. Единственно правильная норма взаимоотношений учителей и родителей - взаимное уважение. Тогда и формой контроля становится обмен опытом, совет и совместное обсуждение, единое решение, удовлетворяющее обе стороны. Ценность таких отношений в том, что они развивают и у учителей, и у родителей чувство ответственности, требовательности, гражданского долга.

2. Повышение уровня педагогической культуры родителей и активности в воспитании.

Психологически родители готовы поддержать все требования, дела и начинания учебного заведения. Даже те родители, которые не имеют педагогической подготовки и высшего образования, с глубоким пониманием и ответственностью относятся к воспитанию детей.

3. Педагогический такт, недопустимость неосторожного вмешательства в жизнь семьи. Классный руководитель - лицо официальное. Но с другой стороны хороший классный руководитель в семье не чужой. В поисках помощи родители ему доверяют сокровенное, советуются. Какой бы ни была семья, какими бы воспитателями ни были родители, учитель должен быть всегда тактичным, доброжелательным. Все знания о семье он должен обращать на утверждение добра, помощи родителям в воспитании.

4. Ориентация на успешное развитие личности. Формирование характера воспитанника не обходится без трудностей, противоречий и неожиданностей. Их надо воспринимать как проявление закономерностей развития, тогда сложности, противоречия, неожиданные результаты не вызовут негативных эмоций и растерянности педагога. Необходимо помнить, что неразрешимых проблем нет, есть неправильные решения. Педагог всегда должен верить в ребенка, найти в нем положительные качества и опираться на силы семьи.

Мы твердо убеждены, что только вместе с родителями, общими усилиями мы сможем добиться того, чтобы ребенок раскрыл свои способности, полюбил труд, чтобы умел наслаждаться красотой окружающего мира и самое главное - умел любить и быть любимым.

3


© 2010-2022