«Самоуправление как необходимое средство развития и саморазвития воспитанника»

Раздел Классному руководителю
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Е.А. Бонатова, Волгоград, МОУ СШ № 86,

учитель истории и обществознания

«Самоуправление как необходимое средство развития и саморазвития воспитанника»

«Самоуправление нельзя «взять», нельзя «дать», нельзя «ввести».

Его приходится годами выращивать и отрабатывать».

А.С. Макаренко


После революции перед советской образовательной системой встала задача воспитания нового человека. Для ее решения нужны были новые формы воспитания.

Значительный вклад в разработку теории коллектива внес А. С. Макаренко. А. С. Макаренко доказал, что «никакой метод не может быть выведен из представления о паре: учитель плюс ученик, а может быть выведен только из общего представления об организации школы и коллектива».

Коллектив - это группа людей (детей или взрослых), являющихся частью общества, объединенная общей целью совместной деятельности, подчиненной целям общества.

Раскрывая воспитательную функцию коллектива, А. С. Макаренко неоднократно подчеркивал важность объединения коллектива детей в деятельности, полезной обществу.

Как и любой живой организм, коллектив, по мысли А. С. Макаренко, не может стоять на месте, он постоянно развивается и оказывает сильное влияние па формирование личности каждого члена коллектива.

Важным признаком коллектива А. С. Макаренко считал наличие полномочных органов. Они руководят коллективом, организуют его жизнь. Но и этого недостаточно. Коллектив будет непрочным, если в нем не установились отношения взаимозависимости и взаимной ответственности. Актив, обладая полномочиями, должен быть ответственным перед коллективом, а каждый член коллектива должен, в свою очередь, быть связан с коллективом в целом, отвечать перед ним и органами коллектива за свои действия и поступки.

Одним из признаков коллектива является, как считал А. С. Макаренко, правильная взаимосвязь и соотношение первичного и общешкольного коллектива. Общешкольный коллектив выполняет важные функции. Через него, отмечал А. С. Макаренко, первичный коллектив, а значит, и каждый школьник будут связаны с обществом. Общий коллектив является важнейшим звеном вовлечения учащихся в общественно-политическую жизнь страны. Ослабление связей первичных коллективов с общими может привести к их замыканию и ослаблению влияния коллектива на личность.

Такой коллектив, по меткому замечанию А. С. Макаренко, может стать «замечательной творящей, строгой, точной и знающей силой». Создание такого коллектива - не мгновенный, а длительный процесс, «Но когда такой коллектив создан, - писал А. С. Макаренко,- тогда нужно его беречь, и тогда весь воспитательный процесс проходит очень легко».

ПУТИ СПЛОЧЕНИЯ КОЛЛЕКТИВА УЧАЩИХСЯ

Приступая к сплочению коллектива, учитель прежде всего должен знать, каким путем он может решить эту задачу. Этот вопрос был разработан А. С. Макаренко и проверен практикой работы многих школ.

Детский коллектив создастся в процессе общей деятельности, общего труда. Планируя работу коллектива, учителю приходится думать над тем, как увлечь общей деятельностью детей. А для этого очень важно учитывать их интересы. Деятельность увлекает школьников и сплачивает их, если учителю удалось вовлечь в нее всех школьников. Учебный труд как вид деятельности детей может оказать при правильной его организации благотворное влияние на сплочение коллектива. Но наряду с учебой необходимо вовлечь детей в другие виды деятельности и добиться прочных коллективных связей между учащимися.

Важным путем сплочения коллектива является наличие у него общей цели. А. С. Макаренко подчеркивал, что если перед коллективом нет цели, то нельзя найти способ его организации. Постановка цели перед коллективом, организация завтрашней радости (ближней перспективы) для детей не такое простое дело, как может показаться на первый взгляд.

Ближняя перспектива не должна быть обязательно развлекательной. Для ее осуществления надо предусмотреть пусть небольшую, но совместную деятельность. По мере развития коллектива характер перспектив меняется, они становятся более отдаленными по времени и богатыми по содержанию.

Коллектив сплачивается при наличии хорошо организованного и подготовленного актива. Актив - ядро коллектива, верная опора педагога в руководстве коллективом. А. С. Макаренко стремился всемерно развивать самостоятельность актива, считался с ним в своей работе, добивался того, чтобы актив был облечен большими полномочиями в сочетании с высокой ответственностью перед коллективом.

Важным путем сплочения коллектива является накопление положительных традиций. Ничто так не скрепляет коллектив, как традиция, утверждал А. С. Макаренко.

Формирование коллектива - это сложный и довольно длительный процесс. Условно его можно подразделить на три стадии. В основу деления процесса развития коллектива по стадиям берется отношение воспитанников к педагогическим требованиям.

На первой стадии педагог имеет дело с классом, который пока не может быть назван коллективом. На этой стадии дисциплина и порядок в классе или школе соблюдаются на основе требований воспитателей.

Вторая стадия начинается тогда, когда созданы органы коллектива и они включаются в работу, активно поддерживая требования педагога.

На третьей стадии требования к личности предъявляет весь коллектив. Высшим этапом А. С. Макаренко считал умение каждого воспитанника предъявлять требования к себе.

СВЯЗИ И ВЗАИМООТНОШЕНИЯ В КОЛЛЕКТИВАХ УЧАЩИХСЯ

Сплочение коллектива происходит только в процессе общения детей между собой, и только в общении возникают, укрепляются и совершенствуются коллективные связи.

Важное значение в коллективе имеют деловые взаимоотношения, или, как их называл А. С. Макаренко, отношения ответственной зависимости. Они возникают в процессе осуществления общих целей коллектива. Деловые отношения по-разному влияют на формирование коллектива и личности. Если отношения в малых группах основаны на взаимной симпатии и поэтому эмоционально привлекательны для детей, то деловое общение становится эмоционально привлекательным, если в коллективе обеспечивается активная творческая позиция каждому ученику и достигается равноправное положение всех учащихся в коллективе.

Для более высоких стадий развития коллектива характерны гуманистические отношения. Их характеризуют такие признаки, как дружелюбный тон, внимание друг к другу, появление интереса к жизни других коллективов.

Итак, развитие коллектива - это процесс организации коллективной деятельности, процесс формирования изменения отношений, это процесс развития мотивов поведения.

Это обязывает школу совершенствовать воспитательную работу. Каждая школа, каждый класс должны обладать признаками высокоорганизованных коллективов. Учителя и воспитатели призваны направлять и совершенствовать деятельность коллективов, а важнейшей задачей теории воспитания является дальнейшая разработка условий формирования личности в коллективе.

Список использованной литературы:

Костелянц Б. А. С. Макаренко. - М., Гослитиздат, 1954;

Макаренко А. С. Педагогические сочинения в 8-ми томах. - М.: Педагогика, 1983-1986. - Т. 1-8.

Ермилов В. Избранные работы. - М., Гослитиздат, 1956, т. 3

Лукин Ю. А. С. Макаренко. - М., Советский писатель, 1954;

Хрусталёва В. А. С. Макаренко. Библиографический указатель. - М., 1955

© 2010-2022