Доклад на тему: «Дифференцированное обучение на уроках математики в начальных классах

Раздел Классному руководителю
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Доклад на тему: «Дифференцированное обучение на уроках математики в начальных классах.Доклад на тему: «Дифференцированное обучение на уроках математики в начальных классах.Доклад на тему: «Дифференцированное обучение на уроках математики в начальных классах.Доклад на тему: «Дифференцированное обучение на уроках математики в начальных классах.




Доклад на тему:

«Дифференцированное обучение на уроках математики в начальных классах специальной (коррекционной) школы-интерната»




Выполнила: Сережкина Т.П.,

учитель начальных классов

ГСКОУ школы-интерната

г.о. Чапаевск.

Контингент воспитанников школы-интерната г.Чапаевска состоит из детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей с диагнозом умственная отсталость и задержка психического развития.

Наполняемость классов в нашей школе небольшая 5-12 человек. В моем классе 5 учеников, которые занимаются по программе 7 вида. Дети с разными интересами, способностями и отношением к учебе. Каждый находится на определенном уровне развития. Домашние дети, более социализированные, те которые проживают в интернате, менее социализированные, так как эти дети не приспособлены к общению в обычном мире. Главная проблема ребёнка с ограниченными возможностями заключается в нарушении его связи с миром, в ограниченной мобильности, бедности контактов со сверстниками и взрослыми, в ограниченном общении с природой, недоступности ряда культурных ценностей.

В зависимости от диагноза дети по разному усваивают учебный материал - одни быстро схватывают то, о чем говорит учитель, другим необходима незначительная помощь- поддержка и третьим необходимо детальное объяснение материала с многократным повторением.

В связи с этим необходимо создавать оптимальные условия для эффективной учебной деятельности всех учащихся, максимально учитывая индивидуальные особенности детей

Чтобы каждый ребенок имел возможность получать задания с учетом своих возможностей, стимулировать школьников, которым хорошо дается математика, поддерживать тех, у кого возникают трудности. В связи с этим и возникает необходимость дифференцированного обучения, при котором учитываются индивидуально-типологические особенности личности, а содержание образования, методы обучения, организационные формы для каждой группы учащихся различаются.

Элементы дифференциации я стараюсь использовать на разных этапах обучения математике: на этапе изучения нового материала; на этапе закрепления знаний; на этапе проверки знаний.
В начале учебного года я разделяю детей на три группы, по результатам диагностики с целью выявления реального уровня усвоения учебного материала.

Первая группа(высокий уровень) комплектуется из учащихся с высоким уровнем учебных возможностей и высокими показателями успеваемости.

Вторая группа (средний уровень) входят учащиеся со средними показателями обучаемости, интеллектуальной работоспособности, учебной мотивации, интереса, средними показателями успеваемости.

Третью группа (низкий уровень) составляют учащиеся с низкими познавательными способностями, низким уровнем сформированности познавательного интереса и низким уровнем мотивации учения, низкими показателями успеваемости по предмету.

При изучении нового материала чаще всего я использую фронтальную форму организации урока. На данном этапе ученики одновременно выполняют одинаковую, общую для всех работу, вместе обсуждаем, сравниваем и обобщаем. В такие моменты, я веду работу со всем классом одновременно. Все это способствует установлению доверительных отношений между учащимися, воспитывает в детях чувство коллективизма, позволяет учить школьников рассуждать и находить ошибки в рассуждениях своих одноклассников, формировать устойчивые познавательные интересы, активизировать их деятельность.

Фронтальная организация обучения иногда сопровождается репродуктивными и творческими заданиями. При этом творческое задание обязательно расчленено на ряд относительно простых заданий, что позволяет привлечь всех учащихся к активной работе. Сложность заданий соотносится с реальными возможностями каждого ученика, учитываются индивидуальные возможности школьников. При этом на уроке создается атмосфера теплых отношений, у каждого ребенка появляется чувство сопричастности в общих достижениях класса.
Индивидуальную форму организации учебной деятельности я использую на всех этапах урока, при решении различных задач; для усвоения новых знаний и их закреплении, для формирования и закрепления умений и навыков, для обобщения и повторения пройденного, для контроля. При данной форме организации работы каждый ученик получает для самостоятельного выполнения задание, специально для него подобранное в соответствии с его подготовкой и его возможностями. НАПРИМЕР по теме: «Деление трехзначного числа на однозначное, когда в записи частного есть нуль», учащемуся 1 группы предлагается самостоятельно выполнить пример без каких -либо подсказок

924:3=

Для второй группы пример дается с незначительной подсказкой, указывается первое неполное делимое и количество цифр в частном.

924:3= …

Для третьей группы пример дается с указанием первого неполного делимого, количество цифр в частном и с записью в частном цифры 0.

924:3= .0.

Когда учащиеся выполняют задание, я контролирую ход их работы, помогаю в разрешении возникающих затруднений. Особое внимание уделяю учащимся третей группы, даю советы, задаю наводящие вопросы. Такие учащиеся на первых этапах получают задания, содержащие в себе образцы решений и задачи, подлежащие решению на основе изучения образца; различные алгоритмические предписания. В связи с этим мною разработаны памятки, схемы, позволяющие детям шаг за шагом решать определенную задачу.

Так, например, для того, чтобы организовать разноуровневую работу над задачей на уроке, можно использовать карточки-задания, которые готовятся в трех вариантах (для трех уровней). Карточки содержат материал, связанный с анализом и решением одной и той же задачи, но на разной сложности. Уровень не указывается, а различие вариантов обозначается квадратиками разного цвета в правом верхнем углу карточки.

Например задача:

Во время соревнований по игре в шашки Костя выиграл 6 раз, а проиграл в двух партиях. Сколько партий он сыграл вничью, если всего он сыграл 12 партий?

1 - уровень:

1. Рассмотри чертеж к задаче, реши задачу самостоятельно любым способом:

2 - й уровень:

1.Дополни краткую запись и реши задачу:

Выиграл-

Проиграл-

Ничья-

Запиши решение задачи по действиям;

3-й уровень.

(Со слабоуспевающими учащимися задачу следует разобрать более подробно.)

  1. Запишите краткую запись, ответьте на вопросы к задаче. Запишите решение.

Выиграл-6п.

Проиграл-2п. 12п.

Ничья-?

-Что обозначает число 12?

-Как узнать количество партий, которые Костя выиграл и проиграл?)

-Можем ли мы это сделать сразу?

-Что можно сделать?

-Решите задачу.

Таким образом, при закреплении материала я использую элементы уровневой дифференциации, ее основная особенность состоит в дифференциации требований к знаниям и умениям учащихся. Каждый из уровней известен и понятен детям. Только в этом случае можно рассчитывать на познавательную активность школьников, на заинтересованность их в результатах своего труда. Ведь если цели известны и посильны, а их достижение поощряется, то появляется желание и стремление к их осуществлению, к тому же в такой работе формируется способность к самооценке при выборе индивидуального пути своего развития. Ученик имеет право выбрать сам для себя определенный уровень, это способствует психологическому комфорту ученика в классе, вырабатывает ответственность и способность к принятию решений.
Для проверки знаний учащихся, провожу самостоятельные и контрольные работы. При выполнении самостоятельных и контрольных работ дети так же выбирают себе определенный уровень. Третий соответствует обязательным программным требованиям; второй - среднему уровню сложности; задания первого уровня предназначены для учащихся, проявляющих повышенный интерес к математике. Это позволяет осуществлять дифференцированный контроль.

На уроках так же использую групповую форму работы, в ходе которой учащиеся выполняют конкретные задания, соответствующие их учебным возможностям. Задания в зависимости от группы различны по трудности и по количеству. Работа в группах происходит следующим образом: ученики знакомятся с заданием, все приступают к его выполнению. Если результат у всех одинаковый, то выполняют другое задание. Если кто-то получил другой результат, он должен объяснить, как его нашел и по возможности найти ошибку. При необходимости ему помогают. Если получено несколько разных ответов, то все члены группы еще раз анализируют процесс решения, а за этим следует общий анализ. Если какая-либо группа испытывает трудности, я включаюсь в процесс обсуждения. Чаще всего я провожу работу в парах, которые формируются с начала учебного года и в течение года сидят за одной партой.

Домашнее задание, задаю учитывая возможности каждого ребенка. Для 1-группы задаю типовую задачу, 2 -группе пример в 2 -3 действия, 3-группе пример в одно действие.
Таким образом, дифференцированный подход к учащимся в процессе обучения способствует подготовке слабоуспевающих к восприятию нового материала, вовремя восполнять пробелы в знаниях, шире использовать познавательные возможности учеников, особенно сильно, и постоянно поддерживать интерес к предмету. Эти приемы позволяют дифференцированно подходить к учащимся, превратить учеников из объектов обучения в субъекты.



© 2010-2022