Разработка родительского собрания «Экологическое воспитание души»

На Земле существуют так называемые Вечные истины, которые ребенок получает с молоком матери. Успешное экологическое воспитание школьников возможно лишь при взаимодействии семьи и школы. Задача школы не только дать знания по экологии, но и сформировать экологию души, воспитать духовность. Не для кого не секрет, что в цепочке ребенок-семья- школа, ведущую роль играет семья, поэтому воспитывать духовно грамотного и гуманного человека нужно в тесной взаимосвязи с родителями, так авторитет родителя д...
Раздел Классному руководителю
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Эссе на тему «Родителям об экологическом воспитании детей и молодежи»

Проблема взаимосвязи человека с природой актуальна во все времена. В настоящее время, экологическая проблема взаимодействия человека и природы, а также воздействия человеческого общества на окружающую среду стала наиболее масштабной. В условиях надвигающейся экологической катастрофы огромное значение приобретает экологическое воспитание.

Экологическое воспитание одно из новых направлений в педагогике, которое отличается от традиционно сложившегося «ознакомления детей с природой». В процессе экологического воспитания формируется определенная система экологических ценностей, которые будут определять бережливое отношение человека к природе, будут побуждать ее к решению проблемы глобального экологического кризиса. Основой как национального, так и мирового развития общества должна стать гармония человека и природы. Каждый человек должен понимать, что только в гармонии с природой, возможно, его существование на планете Земля.

В последнее время интенсивное антропогенное воздействие и преобразование окружающей человека среды приводит к природному дисбалансу, экологическим катастрофам техногенного характера, разрушению природных экосистем в глобальном масштабе. Данные явления представляют собой не что иное, как последствия безразличного отношения общества к природе, проявлений антропоцентрического типа экологического сознания.

Только за последнее десятилетие человечество из-за своего халатного отношения к природе пережило и продолжает переживать огромное количество природных катаклизмов, к большинству из которых полностью не готово даже морально. Землетрясения, цунами, наводнения, извержения вулканов, ураганы, аномальная жара, отсутствие дождей, а, как следствие, засуха и повсеместные пожары, и даже ледяной дождь, накрывший Москву 25 декабря 2010 года - последствия небрежного, эгоистичного отношения к природе. Мы только потребляем природные ресурсы и ничего не отдаем взамен: вырублена большая часть лесов, истощены природные ископаемые, запасов нефти едва хватит на ближайшие 30 лет, загрязнены естественные водоемы, отходами фабрик и заводов истреблены многие образцы флоры и фауны, воздух насыщен нефтяными отходами.

Возникает вопрос: «Что делать???» Ответ один - бережно относиться к природе, жить в гармонии с природой, а, значит, и с самим собой. Ответственно относиться к миру первозданному, к тому, что нас окружает…

Ответственное отношение к природе - сложная характеристика личности, означающая понимание законов природы, определяющих жизнь человека, проявляющаяся в соблюдении нравственных и правовых принципов природопользования, в активной созидательной деятельности по изучению и охране среды, пропаганде идей правильного природопользования, в борьбе со всем, что губительно отражается на окружающей природе.

Так возьмемся же за руки, друзья, и все вместе, единодушно «вылечим» природу!!! Наш ареал!!!!

Конспект родительского собрания на тему: «Экологическое воспитание души»


« Встал поутру, умылся, привел себя в порядок -

сразу же приведи в порядок свою планету»

А. Экзюпери


«За всё, что сотворишь ты,

да воздастся тебе…

(из Библии)

Успешное экологическое воспитание школьников может быть обеспечено лишь при тех условиях, что оно осуществляется целенаправленно и систематически, и что в этом процессе одновременно участвуют семья и школа, т.е. воздействие со стороны школы подкрепляется активной деятельностью родителей в том же направлении.

Цель: выяснение роли и задач экологического воспитания в системе школьного образования и практическое его применение в школьной практике 5 класса. Для достижения цели ставились следующие задачи:


  1. по литературным источникам выяснить роль и задачи экологического воспитания;

  2. теоретически обосновать и доказать возможность широкого использования сведений экологического характера во внеклассной работе при тесном сотрудничестве с семьей для формирования у детей нового ответственного отношения к окружающей природной среде уже на начальном этапе обучения.

Объектом работы является процесс организации внеклассной работы по экологическому воспитанию совместно с семьями учащихся. Предметом - возможности организации экологического воспитания при осуществлении внеклассной работы с привлечением для активного участия в этом процессе семей учащихся.

Оборудование: печатные материалы, доска, компьютер, проектор, экран, тематические картинки, колокольчики.

Ход собрания:

  1. Вступительное слово учителя:

Ни для кого не секрет, что на Земле существуют так называемые ВЕЧНЫЕ ИСТИНЫ, которые должны входить в сознание ребенка с молоком матери. Это - любовь к близким, Родине, природе.

Как же в нынешнее непростое время воспитать эти драгоценные качества в человеке? Прежними лозунгами? Уже не получается. Что же все - таки следует предпринять?!

На наш взгляд, воспитать истинную любовь ребенка к природе возможно только при условии постоянного и при этом бережного общения с ней: наслаждаться ее просторами, думать о ее тайнах, учиться разгадывать их. Это, поверьте, и легко и сложно одновременно. Давайте попробуем прояснить отношение человека к природе, экологию его души через небольшой блиц- опрос.

Я задам сейчас вопросы…

Отвечать на них не просто.

Перед каждой командой лежат колокольчики. Кто знает правильный ответ, должен быстренько позвенеть в колокольчик.

Итак, начинаем.

1.Самый лучший пернатый певец России? (соловей)

2. Самый музыкальный цветок? (колокольчик)

3. Самая красивая птица в мире? ( павлин)

4. Какой водой нужно поливать комнатные растения? (теплой, отстоянной, дождевой)

5. Назовите лучшее время для пересадки растений? (весна)

6. Какое животное всегда при деньгах? (поросенок, у него всегда есть пятачок)

7. Назовите растения, которые знают и обожают все банкиры? (золототысячник, золотое дерево, золотистые водоросли)

8. Это и красота, и здоровье, и защитник полей,

9. Подземная часть растения? (корень)

10. Книга-каталог охраняемых растений и животных (Красная книга)

11. Круглый, овальный или квадратный цветник (клумба)

12. Какой гриб носит название лесного хищного зверя? (лисичка)

13. Наглядное восприятие детьми объектов и явлений природы (наблюдение)

14. Ель, сосна, береза, ива - это одним словом… (деревья)

15. Кто на себе лес носит?(олень)

16. Сколько надо взять «а», чтобы получить птицу? (сорок-а)

Итак, экология души, что же это такое? По-видимому, в центре рассмотрения должна оказаться охрана души подобно тому, как экология в широком плане предусматривает охрану природы от человека, охрану человека от взбунтовавшейся природы, выработку правил взаимодействия слагаемых этого мира для обеспечения его сохранности. О пользе всматривания в состояние души определенно высказался М.Ю. Лермонтов: "История души человеческой, хотя бы самой мелкой души, едва ли не любопытнее и не полезнее истории целого народа, особенно когда она - следствие наблюдений ума зрелого над самим собой" [3, с. 95]. При естественном для каждого тяготении к счастью примем во внимание и слова мудрого И. Канта: "Есть два рода счастливого душевного состояния: 1. спокойствие духа (чистая совесть); 2. всегда веселое сердце. - Первое создается под условием, что человек не сознает за собой никакой вины, ясным представлением ничтожества земных благ; второе - дар природы" [3, с.96]. Счастье - неугнетенность души, ее защищенность не столько снаружи, сколько изнутри. Поэтому экология души требует использования ею способов самозащиты, которые следует культивировать и к коим необходимо приобщать каждого.


  1. Добро и зло идут «рука об руку» (выскажи мнение)

Девочка любила играть с соседской кошкой Нюшкой. Однажды у «пушистой подруги» родились котята. Они были такие забавные - маленькие пушистые комочки. Ребенок часто наблюдал общение мамы-кошки со своими детьми. Какой радостью светились глаза маленького человека! Но это продолжалось не долго. Как - то раз соседка, хозяйка мохнатой мамы, пригласила девочку к себе, чтобы по ее словам, понаблюдать за котятами. Много ли времени надо отзывчивому детскому сердечку, чтобы привязаться к пушистому созданию!? Девочка доверчиво вошла в квартиру тете С. И вдруг… « Посмотри, как я сейчас буду топить котят! Они так пищать будут! А потом пузырьки воздуха появятся! Смотри, сейчас Нюшка будет пытаться их защитить.

Вот глупое животное! Что она может сделать против человека?! Я ее сейчас в клетку посажу. Пусть от туда смотрит. И «добрая тетенька начинает свое «дело». Ребенок не спал три ночи, вздрагивал, не отпускал мамину руку даже на миг, температура тела поднялась до 40 градусов. В бреду, девочка кричала: «Мама! Прогони тетю С. Она хочет меня убить, как убила пушистиков». Как теперь помочь этому ребенку вернуть веру в добро, справедливость, восстановить экологию детской души!? Еще пример, но уже усвоенной жестокости. « Вчера мы ездили на дачу. Я выполнял важное поручение папы: давил муравьев. На вопрос: «Зачем?»- последовал ответ: « Папа сказал, что из - за них поесть спокойно нельзя. Стол стоит рядом с муравейником, и они все время не него залезают».

Родители высказывают мнения по обозначенной проблеме.

  1. Слово учителя

Есть дети, которые могут бить собак, мучить кошек, ломать деревья. Сколько бы учитель не говорил о красоте леса, дружелюбии к собакам и кошкам, он не может создать у учащихся правильного представления о природе. Только после того, как ученик побывает на экскурсии, понаблюдает за деревьями, прочувствует свежесть и чистоту лесного воздуха - только тогда он запомнит лес, побывав на поляне, наблюдая за насекомыми и растениями, ученик увидит экологическую взаимосвязь. Изучение природы включено во все учебные предметы и во внеурочную деятельность. Познание природы не возможно и без яркого эмоционального слова.

Решению этих задач способствует русский язык и чтение. Источником знаний о природе и отношение к ней человека служат произведения писателей, поэтов. Например, стихи А. Пушкина, Ф. Тютчева, С. Есенина. На уроке я часто обращаюсь к душе ребёнка, от экологии природы перехожу к экологии души.

  1. Работа в группах. «Обращение от имени Природы».

К сожалению, многие не знают законов природы и загрязняют Землю, нарушают хрупкое экологическое равновесие в природе. А если бы Природа могла говорить, что бы она сказала своим детям? Давайте напишем письма- обращения от имени природы.

Первая группа напишет обращение к бизнесменам, владельцам заводов и фабрик.

Вторая группа напишет военным.

Третья группа подготовит обращение к учёным.

Четвёртая группа обратится к фермерам и крестьянам.

Пятая группа напишет морякам и рыбакам.

Шестая группа напишет письмо ученикам нашей школы.

Включается музыка, в течение 5 минут родители пишут обращения.

Пришло время прочитать наши обращения. Приглашаю к доске представителей групп.

К доске выходят представители групп и читают обращения.

Спасибо, надеюсь, что ваши слова будут услышаны.

  1. Заключение

Христианству предшествовала в истории человечества длительная эпоха язычества. Как это ни парадоксально, но многие из нас, несмотря на двухтысячелетие христианства и уже более чем тысячелетнюю историю православия на Руси, сохранили в душе многое от языческих, наивных, но достаточно понятных верований. Воспевание удивительности и неповторимости окружающего мира, живой природы содержит налет язычества, однако все это, быть может, и не страшно: пусть детская душа, получив первый импульс, пройдет оставшийся путь самостоятельно.

« За всё, что сотворишь ты, да воздастся тебе»

Стихотворение «Страшный сон»

Высохли цветочки, высохли поля,

Стала вдруг убогою русская земля,

Ветер навевает лишь тоску -печаль,

Родина любимая, как тебя мне жаль!

Реки, зараженные ядами чумы…

А топом спаленные, погибаем мы,

Прежде осененный куполом небес,

Черный, опаленный, погибает лес.

Не поют там птицы, не цветут цветы…

Человек разумный, это сделал ты!…

Страшно мне вдруг стало

В этой пустоте.

Не дадим погибнуть чистой красоте!

Хорошо, что это только страшный сон,

Надо всем нам биться,

Чтоб не сбылся он:

Пусть смеются люди, пусть встают рассветы,

Мы бороться будем, чтоб спасти планету!



Список используемой литературы


  1. интернет-портала ProfiDance.ru


  1. В.В. Кузин (Академик РАО, профессор), Б.А. Никитюк (Член-корреспондент РАМН, профессор) ЭКОЛОГИЯ ДУШИ (о значимости душесозидательного воспитания)


  1. Энциклопедия мысли. Сборник мыслей, изречений, афоризмов. Сост. Н.Я. Хоромин. Репринтное воспроизведение издания 1918 г. -М.: ГИТИС, 1993,с.95.

  2. yandex.ru


© 2010-2022