- Преподавателю
- Классному руководителю
- Разработка родительского собрания «Экологическое воспитание души»
Разработка родительского собрания «Экологическое воспитание души»
Раздел | Классному руководителю |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Новоселова А.А. |
Дата | 16.02.2014 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Эссе на тему «Родителям об экологическом воспитании детей и молодежи»
Проблема взаимосвязи человека с природой актуальна во все времена. В настоящее время, экологическая проблема взаимодействия человека и природы, а также воздействия человеческого общества на окружающую среду стала наиболее масштабной. В условиях надвигающейся экологической катастрофы огромное значение приобретает экологическое воспитание.
Экологическое воспитание одно из новых направлений в педагогике, которое отличается от традиционно сложившегося «ознакомления детей с природой». В процессе экологического воспитания формируется определенная система экологических ценностей, которые будут определять бережливое отношение человека к природе, будут побуждать ее к решению проблемы глобального экологического кризиса. Основой как национального, так и мирового развития общества должна стать гармония человека и природы. Каждый человек должен понимать, что только в гармонии с природой, возможно, его существование на планете Земля.
В последнее время интенсивное антропогенное воздействие и преобразование окружающей человека среды приводит к природному дисбалансу, экологическим катастрофам техногенного характера, разрушению природных экосистем в глобальном масштабе. Данные явления представляют собой не что иное, как последствия безразличного отношения общества к природе, проявлений антропоцентрического типа экологического сознания.
Только за последнее десятилетие человечество из-за своего халатного отношения к природе пережило и продолжает переживать огромное количество природных катаклизмов, к большинству из которых полностью не готово даже морально. Землетрясения, цунами, наводнения, извержения вулканов, ураганы, аномальная жара, отсутствие дождей, а, как следствие, засуха и повсеместные пожары, и даже ледяной дождь, накрывший Москву 25 декабря 2010 года - последствия небрежного, эгоистичного отношения к природе. Мы только потребляем природные ресурсы и ничего не отдаем взамен: вырублена большая часть лесов, истощены природные ископаемые, запасов нефти едва хватит на ближайшие 30 лет, загрязнены естественные водоемы, отходами фабрик и заводов истреблены многие образцы флоры и фауны, воздух насыщен нефтяными отходами.
Возникает вопрос: «Что делать???» Ответ один - бережно относиться к природе, жить в гармонии с природой, а, значит, и с самим собой. Ответственно относиться к миру первозданному, к тому, что нас окружает…
Ответственное отношение к природе - сложная характеристика личности, означающая понимание законов природы, определяющих жизнь человека, проявляющаяся в соблюдении нравственных и правовых принципов природопользования, в активной созидательной деятельности по изучению и охране среды, пропаганде идей правильного природопользования, в борьбе со всем, что губительно отражается на окружающей природе.
Так возьмемся же за руки, друзья, и все вместе, единодушно «вылечим» природу!!! Наш ареал!!!!
Конспект родительского собрания на тему: «Экологическое воспитание души»
« Встал поутру, умылся, привел себя в порядок -
сразу же приведи в порядок свою планету»
А. Экзюпери
«За всё, что сотворишь ты,
да воздастся тебе…
(из Библии)
Успешное экологическое воспитание школьников может быть обеспечено лишь при тех условиях, что оно осуществляется целенаправленно и систематически, и что в этом процессе одновременно участвуют семья и школа, т.е. воздействие со стороны школы подкрепляется активной деятельностью родителей в том же направлении.
Цель: выяснение роли и задач экологического воспитания в системе школьного образования и практическое его применение в школьной практике 5 класса. Для достижения цели ставились следующие задачи:
-
по литературным источникам выяснить роль и задачи экологического воспитания;
-
теоретически обосновать и доказать возможность широкого использования сведений экологического характера во внеклассной работе при тесном сотрудничестве с семьей для формирования у детей нового ответственного отношения к окружающей природной среде уже на начальном этапе обучения.
Объектом работы является процесс организации внеклассной работы по экологическому воспитанию совместно с семьями учащихся. Предметом - возможности организации экологического воспитания при осуществлении внеклассной работы с привлечением для активного участия в этом процессе семей учащихся.
Оборудование: печатные материалы, доска, компьютер, проектор, экран, тематические картинки, колокольчики.
Ход собрания:
-
Вступительное слово учителя:
Ни для кого не секрет, что на Земле существуют так называемые ВЕЧНЫЕ ИСТИНЫ, которые должны входить в сознание ребенка с молоком матери. Это - любовь к близким, Родине, природе.
Как же в нынешнее непростое время воспитать эти драгоценные качества в человеке? Прежними лозунгами? Уже не получается. Что же все - таки следует предпринять?!
На наш взгляд, воспитать истинную любовь ребенка к природе возможно только при условии постоянного и при этом бережного общения с ней: наслаждаться ее просторами, думать о ее тайнах, учиться разгадывать их. Это, поверьте, и легко и сложно одновременно. Давайте попробуем прояснить отношение человека к природе, экологию его души через небольшой блиц- опрос.
Я задам сейчас вопросы…
Отвечать на них не просто.
Перед каждой командой лежат колокольчики. Кто знает правильный ответ, должен быстренько позвенеть в колокольчик.
Итак, начинаем.
1.Самый лучший пернатый певец России? (соловей)
2. Самый музыкальный цветок? (колокольчик)
3. Самая красивая птица в мире? ( павлин)
4. Какой водой нужно поливать комнатные растения? (теплой, отстоянной, дождевой)
5. Назовите лучшее время для пересадки растений? (весна)
6. Какое животное всегда при деньгах? (поросенок, у него всегда есть пятачок)
7. Назовите растения, которые знают и обожают все банкиры? (золототысячник, золотое дерево, золотистые водоросли)
8. Это и красота, и здоровье, и защитник полей,
9. Подземная часть растения? (корень)
10. Книга-каталог охраняемых растений и животных (Красная книга)
11. Круглый, овальный или квадратный цветник (клумба)
12. Какой гриб носит название лесного хищного зверя? (лисичка)
13. Наглядное восприятие детьми объектов и явлений природы (наблюдение)
14. Ель, сосна, береза, ива - это одним словом… (деревья)
15. Кто на себе лес носит?(олень)
16. Сколько надо взять «а», чтобы получить птицу? (сорок-а)
Итак, экология души, что же это такое? По-видимому, в центре рассмотрения должна оказаться охрана души подобно тому, как экология в широком плане предусматривает охрану природы от человека, охрану человека от взбунтовавшейся природы, выработку правил взаимодействия слагаемых этого мира для обеспечения его сохранности. О пользе всматривания в состояние души определенно высказался М.Ю. Лермонтов: "История души человеческой, хотя бы самой мелкой души, едва ли не любопытнее и не полезнее истории целого народа, особенно когда она - следствие наблюдений ума зрелого над самим собой" [3, с. 95]. При естественном для каждого тяготении к счастью примем во внимание и слова мудрого И. Канта: "Есть два рода счастливого душевного состояния: 1. спокойствие духа (чистая совесть); 2. всегда веселое сердце. - Первое создается под условием, что человек не сознает за собой никакой вины, ясным представлением ничтожества земных благ; второе - дар природы" [3, с.96]. Счастье - неугнетенность души, ее защищенность не столько снаружи, сколько изнутри. Поэтому экология души требует использования ею способов самозащиты, которые следует культивировать и к коим необходимо приобщать каждого.
-
Добро и зло идут «рука об руку» (выскажи мнение)
Девочка любила играть с соседской кошкой Нюшкой. Однажды у «пушистой подруги» родились котята. Они были такие забавные - маленькие пушистые комочки. Ребенок часто наблюдал общение мамы-кошки со своими детьми. Какой радостью светились глаза маленького человека! Но это продолжалось не долго. Как - то раз соседка, хозяйка мохнатой мамы, пригласила девочку к себе, чтобы по ее словам, понаблюдать за котятами. Много ли времени надо отзывчивому детскому сердечку, чтобы привязаться к пушистому созданию!? Девочка доверчиво вошла в квартиру тете С. И вдруг… « Посмотри, как я сейчас буду топить котят! Они так пищать будут! А потом пузырьки воздуха появятся! Смотри, сейчас Нюшка будет пытаться их защитить.
Вот глупое животное! Что она может сделать против человека?! Я ее сейчас в клетку посажу. Пусть от туда смотрит. И «добрая тетенька начинает свое «дело». Ребенок не спал три ночи, вздрагивал, не отпускал мамину руку даже на миг, температура тела поднялась до 40 градусов. В бреду, девочка кричала: «Мама! Прогони тетю С. Она хочет меня убить, как убила пушистиков». Как теперь помочь этому ребенку вернуть веру в добро, справедливость, восстановить экологию детской души!? Еще пример, но уже усвоенной жестокости. « Вчера мы ездили на дачу. Я выполнял важное поручение папы: давил муравьев. На вопрос: «Зачем?»- последовал ответ: « Папа сказал, что из - за них поесть спокойно нельзя. Стол стоит рядом с муравейником, и они все время не него залезают».
Родители высказывают мнения по обозначенной проблеме.
-
Слово учителя
Есть дети, которые могут бить собак, мучить кошек, ломать деревья. Сколько бы учитель не говорил о красоте леса, дружелюбии к собакам и кошкам, он не может создать у учащихся правильного представления о природе. Только после того, как ученик побывает на экскурсии, понаблюдает за деревьями, прочувствует свежесть и чистоту лесного воздуха - только тогда он запомнит лес, побывав на поляне, наблюдая за насекомыми и растениями, ученик увидит экологическую взаимосвязь. Изучение природы включено во все учебные предметы и во внеурочную деятельность. Познание природы не возможно и без яркого эмоционального слова.
Решению этих задач способствует русский язык и чтение. Источником знаний о природе и отношение к ней человека служат произведения писателей, поэтов. Например, стихи А. Пушкина, Ф. Тютчева, С. Есенина. На уроке я часто обращаюсь к душе ребёнка, от экологии природы перехожу к экологии души.
-
Работа в группах. «Обращение от имени Природы».
К сожалению, многие не знают законов природы и загрязняют Землю, нарушают хрупкое экологическое равновесие в природе. А если бы Природа могла говорить, что бы она сказала своим детям? Давайте напишем письма- обращения от имени природы.
Первая группа напишет обращение к бизнесменам, владельцам заводов и фабрик.
Вторая группа напишет военным.
Третья группа подготовит обращение к учёным.
Четвёртая группа обратится к фермерам и крестьянам.
Пятая группа напишет морякам и рыбакам.
Шестая группа напишет письмо ученикам нашей школы.
Включается музыка, в течение 5 минут родители пишут обращения.
Пришло время прочитать наши обращения. Приглашаю к доске представителей групп.
К доске выходят представители групп и читают обращения.
Спасибо, надеюсь, что ваши слова будут услышаны.
-
Заключение
Христианству предшествовала в истории человечества длительная эпоха язычества. Как это ни парадоксально, но многие из нас, несмотря на двухтысячелетие христианства и уже более чем тысячелетнюю историю православия на Руси, сохранили в душе многое от языческих, наивных, но достаточно понятных верований. Воспевание удивительности и неповторимости окружающего мира, живой природы содержит налет язычества, однако все это, быть может, и не страшно: пусть детская душа, получив первый импульс, пройдет оставшийся путь самостоятельно.
« За всё, что сотворишь ты, да воздастся тебе»
Стихотворение «Страшный сон»
Высохли цветочки, высохли поля,
Стала вдруг убогою русская земля,
Ветер навевает лишь тоску -печаль,
Родина любимая, как тебя мне жаль!
Реки, зараженные ядами чумы…
А топом спаленные, погибаем мы,
Прежде осененный куполом небес,
Черный, опаленный, погибает лес.
Не поют там птицы, не цветут цветы…
Человек разумный, это сделал ты!…
Страшно мне вдруг стало
В этой пустоте.
Не дадим погибнуть чистой красоте!
Хорошо, что это только страшный сон,
Надо всем нам биться,
Чтоб не сбылся он:
Пусть смеются люди, пусть встают рассветы,
Мы бороться будем, чтоб спасти планету!
Список используемой литературы
-
интернет-портала ProfiDance.ru
-
В.В. Кузин (Академик РАО, профессор), Б.А. Никитюк (Член-корреспондент РАМН, профессор) ЭКОЛОГИЯ ДУШИ (о значимости душесозидательного воспитания)
-
Энциклопедия мысли. Сборник мыслей, изречений, афоризмов. Сост. Н.Я. Хоромин. Репринтное воспроизведение издания 1918 г. -М.: ГИТИС, 1993,с.95.
-
yandex.ru