Воспитательное занятие Наше древо (6класс)

Родословное, или генеалогическое древо — схематичное представление родственных связей, родословной росписи в виде условно-символического «дерева», у «корней» которого указывается родоначальник, на «стволе» — представители основной (по старшинству) линии рода, а на «ветвях» — различных линиях родословия, известные его потомки — «листья» (настоящий пример иллюстрирует древо «нисходящего родословия», каковые являются наиболее распространёнными); но зачастую, если она, роспись, не стилизована в виде...
Раздел Классному руководителю
Класс 6 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Разработка урока по теме : "Путешествие в прошлое своей семьи"

Сопроводительная записка:

Цели: 1.Заинтересовать детей изучением истории своей семьи, привить уважение к культурным традициям семьи и страны;

2.Способствовать становлению личности детей подросткового возраста с помощью изучения родословной и жизни своих предков.

Воспитательное занятие Наше древо(6класс)Воспитательное занятие Наше древо(6класс)Воспитательное занятие Наше древо(6класс)Воспитательное занятие Наше древо(6класс)Воспитательное занятие Наше древо(6класс)Воспитательное занятие Наше древо(6класс)

Воспитательное занятие Наше древо(6класс)

3. Привести детей к выводу о том, что человек без этого знания подобен листу, который несет ветер, ему легко внушать любые истины, моральные нормы и им очень легко управлять.

Оборудование: Генеалогические таблицы.

Литература: Юрченков А.М. «Методы генеалогического исследования». Саранск: Морд. кн. изд.1999.57 с.

Мы сегодня совершим путешествие в прошлое человека. Но любой человек это не только отдельная личность, но и его семья. По мнению некоторых психологов, в судьбе отдельного человека в миниатюре отражается история его семьи.

ПОНЯТИЕ О ГЕНЕАЛОГИИ

Изучением истории семей и родов занимается специальная наука - генеалогия. Ее название происходит от древнегреческого слова, которое переводится как «родословная», т. е. Слово о роде.

Генеалогическое исследование также старо, как сама история. Уже мифы народов включают в себя его элементы в виде представлений о родовых связях богов или героев. Генеалогические представления мифов позволяли людям ориентироваться в небесной иерархии и определять в сонме богов своего личного покровителя. Как вы думаете, почему древние люди были так заинтересованы в том, чтобы знать от кого они происходят?

ИСТОЧНИКИ ГЕНЕАЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ

В качестве источников в генеалогическом исследовании могут выступать практически любые вещественные и духовные памятники, содержащие в себе сведения об отдельном лице или роде. В этом смысле их число не ограничено.

Существует отдельная наука, занимающаяся изучением фамилий людей, имен, отчеств, прозвищ, кличек, псевдонимов - АНТРОПОНИМИКА.

Фамилия - это наследственное имя семьи. Их появление в России началось сравнительно поздно и растянулось на четыре столетия 14 - 17 вв. Большинство русских фамилий развилось из отчеств, лишь некоторые произошли от названий места происхождения семьи.

Гораздо сложнее обстоит дело с мордовскими фамилиями. Помимо личных имен, в их основу могли лечь русские нарицательные слова. Такие фамилии носят одна треть мордвы. Но все - таки в основу большинства их легли имена. Это очень важно для генеалогического исследования, т. к. имя, лежащее в основе фамилии как правило, является именем основателя рода.

Например, один из наиболее известных мордовских княжеских родов 17 в. - князья Баюшевы. В основе их фамилии лежит имя Баюш, которое носил основатель рода. Это историческая личность. В 1612 г. он встал во главе объединенного отряда алатырских мурз и мордвы и разбил пришедших ногайцев. В 1613 г. Совет всей земли по приговору воевод Трубецкого и Д.М. Пожарского пожаловал Баюшу и его потомкам княжеское звание и фамилию.

УСТНЫЕ ИСТОЧНИКИ

Это родословные легенды. Они характерны как для дворянских, так и для крестьянских родов. Причем дворянские родословные фиксировались с 16 в., была даже целая Палата родословных дел, которая занималась сбором и проверкой родословных документов - результатом явилась Бархатная книга.

Родовые предания рабочих и крестьянских семей начали фиксироваться только с 19 в. Это делали священники, они публиковали материалы в «Епархиальных ведомостях».

Вообще же источниками для сбора сведений о своей семье могут служить все виды письменных источников: государственные акты, периодическая печать, переписка, делопроизводственная документация, брачные контракты, завещания и т.д.

Но наиболее подробный материал по исследованию крестьянских семей дают ревизские книги, - т. е. переписи населения с 1719 по 1857 гг. Особо ценны ревизские сказки, составлявшиеся на отдельное лицо или семью. Эти документы находятся в Центральном архиве г. Саранска и при желании вы можете открыть для себя подробности жизни ваших предков.

МЕТОДИКА ГЕНЕАЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ

Предположим, вы решили заняться прошлым своей семьи. С чего начать?

Воспитательное занятие Наше древо(6класс)Воспитательное занятие Наше древо(6класс)Воспитательное занятие Наше древо(6класс)Воспитательное занятие Наше древо(6класс)Воспитательное занятие Наше древо(6класс)Воспитательное занятие Наше древо(6класс)

Воспитательное занятие Наше древо(6класс)

1. ГЕНЕАЛОГИЧЕСКОЕ ДОСЬЕ

Необходимо начать со сбора как можно большего количества данных о том или ином предке любого характера. Вы должны просмотреть архивы вашей семьи и ваших родственников, затем уже обращаться к воспоминаниям членов вашей семьи, можете написать им письма с просьбой подробно рассказать обо всех родственниках той или иной ветви. Но в глубину веков можно посмотреть только с помощью ревизских сказок, хранящихся в Центральном архиве г. Саранска.

2. ГЕНЕАЛОГИЧЕСКАЯ КАРТОЧКА

Следующий этап вашей работы будет заключаться в занесении данных по одному человеку на отдельную карточку.

3. ГЕНЕАЛОГИЧЕСКАЯ ТАБЛИЦА

И только после этого вы можете приступить к составлению генеалогической таблицы, или генеалогического древа. Они бывают разных видов:

Кругообразные

В центре помещаетесь вы, сверху предки по отцовской линии, снизу - по материнской. В качестве примера - генеалогическая таблица А. Полежаева. Но эти таблицы неудобны тем, что могут показать предков только до третьего или четвертого колена.

Горизонтальные

В этом случае вычерчиваются отдельные колонки для каждого поколения. Для примера - генеалогическая таблица А.А. Татищева - российского историка. Здесь каждое лицо получает номер, в зависимости от естественного порядка в семье.

Вертикальные

Это конечно самая впечатляющая таблица, составленная в виде древа. Вы можете начать составление с современности или, наоборот, из глубины веков, как в генеалогическом древе М. Калинина. Здесь тоже каждому лицу дается номер и в приложении указываются подробности его жизни.

Воспитательное занятие Наше древо(6класс)Воспитательное занятие Наше древо(6класс)Воспитательное занятие Наше древо(6класс)Воспитательное занятие Наше древо(6класс)Воспитательное занятие Наше древо(6класс)Воспитательное занятие Наше древо(6класс)

Воспитательное занятие Наше древо(6класс)

Итак, теперь вы знаете как заглянуть в прошлое своей семьи и соответственно себя, с чего начать и чем закончить ваше исследование. А теперь давайте с вами подумаем, зачем современному человеку знать историю своей семьи?

Необходимо привести детей к выводу о том, что человек без этого знания подобен листу, который несет ветер, ему легко внушать любые истины, моральные нормы и им очень легко управлять.


© 2010-2022