Взаимодействие школы и семьи - основа успешной социализации обучающихся в условиях ФГОС

Раздел Классному руководителю
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Взаимодействие школы и семьи - основа успешной социализации обучающихся в условиях ФГОС.

Яровенко В.В.,

КГКСКОУ СКОШ 7 вида 4 г. Амурска

Успех социализации обучающихся зависит не только от отношения учителей к своим обязанностям, его подготовки, нравственно педагогического облика, но и от влияния условия окружающей социальной среды ребёнка.

Социализацию определяют, действующие в комплексе, и семья, и школа, и средства массовой информации, и общение со сверстниками. Но, ни для кого не секрет, что первым и самым значительным социальным инструментом является семья. Именно семья - первый и важнейший источник формирования нравственных позиций ребёнка. Успех воспитания в немалой степени зависит от единства требований семьи и школы.

Введение федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (ФГОС НОО) придаёт этому направлению работы принципиально новую значимость, ведь ключевая идея нового стандарта - это общественный договор между личностью, семьёй, обществом и государством.[9]

В основе Стандарта лежит системно деятельный подход, который обеспечивает:

- формирование готовности к саморазвитию и непрерывному образованию, в том числе в семье;

- проектирование и конструирование социальной среды развития обучающихся в системе образования и семейного воспитания;

- активную учебно-познавательную деятельность обучающихся в различных воспитательных структурах (школа, семья, социальные институты и др.);

- построение воспитательного процесса с учётом индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся (в том числе семейных традиций).

Стандарт ориентирован на становление личностных качеств ученика, особую роль, в развитии которых играют родители как субъекты образовательного процесса:

- любящего свой край и своё Отечество, уважающего свой народ, его культуру, духовные и семейные традиции;

- осознающего и принимающего ценности человеческой жизни, семьи, гражданского общества;

- активно и заинтересованно познающего мир, осознающего ценность труда и творчества;

- умеющего учиться, осознающего важность самовоспитания и самообразования для жизни и деятельности, способного применять полученные знания на практике;

- уважающего своих родителей и других людей;

- осознанно выполняющего правила здорового и экологического образа жизни, безопасного для человека и окружающей среды.

Названные Концепции представляют собой нормативную основу взаимодействия общеобразовательных учреждений с разными субъектами социализации - семьёй, общественными организациями, религиозными объединениями, учреждениями дополнительного образования, культуры, спорта, средствами массовой информации. Целью этого взаимодействия является совместное обеспечение условий для духовно-нравственного развития и воспитания, обучающихся в семье и школе.[3]

Программа воспитания и социализации обучающихся ориентирована на развитие у них базовых национальных ценностей российского общества, таких, как патриотизм, социальная солидарность, гражданственность, семья, здоровье, труд и творчество, наука, традиционные религии России, искусство, природа, человечество, начальное формирование которых происходит именно в семье. [6]

Одними из важных условий реализации образовательной программы ФГОС, являются:

- участие родителей (законных представителей) обучающихся в проектировании и развитии образовательной программы образовательного учреждения и условий ее реализации;

- обновление содержания образовательной программы, методик и технологий ее реализации в соответствии с динамикой развития системы образования, запросов обучающихся и их родителей (законных представителей) с учетом особенностей развития субъекта РФ и др.

Психолого-педагогические условия реализации образовательной программы должны обеспечить формирование и развитие психолого-педагогической компетентности родительской общественности посредством различных форм просвещения и консультирования.

Для обеспечения реализации ФГОС в нашей школе создана творческая группа по работе с родителями. Группа работает по трём основным направлениям: психолого-педагогическое просвещение родителей, вовлечение родителей в учебно-воспитательный процесс, участие родителей в управлении учебно-воспитательным процессом.

Психолого-педагогическое просвещение родителей предполагает организацию следующих форм работы с семьёй:

- общешкольных родительских собраний;

- лекций о воспитании;

- тренингов по гармонизации детско-родительских отношений;

- родительских рингов;

- индивидуальных консультаций психолога;

- предоставление информации об особенностях развития ребёнка;

- индивидуальных тематических консультаций;

Вовлечение родителей в учебно-воспитательный процесс происходит с помощью следующих направлений работы творческой группы:

- спортивно-оздоровительное направление: турниры по спортивным играм, спортивные праздники, семейные выходные;

- проектное направление;

- экологическое направление;

- волонтёрское направление.

Участие родителей в управлении учебно-воспитательным процессом организованно с помощью следующих форм деятельности:

- участие родителей в работе совета школы;

- участие родителей в работе родительского комитета.

Большое внимание уделяется психолого-педагогическому просвещению родителей: родительские лектории, встречи с медицинскими работниками, встречи с юристом, психологом, администрацией школы. Умело организованная и продуманное педагогическое просвещение родителей способствует развитию педагогического мышления и воспитательных умений родителей, изменению восприятия собственного ребенка в их глазах.

Индивидуальные тематические консультации (обмен информацией, дающей реальное представление о школьных делах и поведении ребёнка, его проблемах) - одна из важных форм взаимодействия школы с семьёй. Особенно она необходима, когда педагог формирует школьный коллектив. Для того чтобы преодолеть беспокойство родителей, боязнь разговора о своём ребёнке, необходимо проводить индивидуальные консультации-собеседования с родителями. Готовясь к консультации необходимо определить ряд вопросов, ответы на которые помогут планированию воспитательной работы. Индивидуальная консультация должна иметь ознакомительный характер и способствовать созданию хорошего контакта между родителями и учителем. Учитель должен дать родителям возможность рассказать ему всё то, с чем они хотели бы познакомить учителя в неофициальной обстановке, и выяснить важные сведения для своей профессиональной работы с обучающимся:

- особенности здоровья обучающегося;

- его увлечения, интересы;

- предпочтения в общении в семье;

- поведенческие реакции;

- особенности характера- мотивации учения;

- моральные ценности семьи.

Примерная тематика консультаций для родителей:

- Ребенок не хочет учиться. Как ему помочь?

- Плохая память ребёнка. Как её развить?

- Единственный ребёнок в семье. Пути преодоления трудностей в воспитании.

- Наказания детей. Каким им быть?

- Тревожность детей. К чему она может привести?

- Застенчивый ребёнок. Проблема застенчивости и пути её преодоления.

- Грубость и непонимание в семье.

- Талантливый ребёнок в семье.

- Друзья детей - друзья или враги?

- Три поколения под одной крышей. Проблемы общения.

Родительский тренинг - это активная форма работы с родителями, которые хотят изменить свое отношение к поведению и взаимодействию с собственным ребенком, сделать его более открытым и доверительным. В родительских тренингах должны участвовать оба родителя. От этого эффективность тренинга возрастает, и результаты не заставят себя ждать. Тренинг проводится с группой, состоящей из 12 - 15 человек. Родительские тренинги будут успешными, если все родители будут активно в них участвовать и регулярно их посещать. Что бы тренинг был результативен, он должен включать в себя 5 -8 занятий. Родительский тренинг проводится, как правило, психологом школы, который дает возможность родителям на время ощутить себя ребенком, пережить эмоционально еще раз детские впечатления. С большим интересом родители выполняют такие треннинговые задания, как «детские гримасы», «любимая игрушка», «мой сказочный образ», «детские игры», «фильм о своей семье».

Родительские ринги - одна из дискуссионных форм общения родителей и формирование родительского коллектива. Родительский ринг готовится в виде ответов на вопросы по педагогическим проблемам. Вопросы выбирают сами родители. На один вопрос отвечают две семьи. У них могут быть разные позиции, разные мнения. Остальная часть аудитории в полемику не вступает, а лишь поддерживает мнение семей аплодисментами. Экспертами в родительских рингах выступают учащиеся, определяя, какая семья в ответах на вопрос была наиболее близка к правильной их трактовке.

Поскольку родители являются социальными заказчиками школы они должны активно участвовать в учебно-воспитательном процессе в школе. Одной из форм участия является деятельность школьного родительского комитета. Родительский комитет осуществляет свою деятельность на основе Положения о родительском комитете школы, устава учебного заведения. В поле зрения родительского комитета входят вопросы организаций родительских собраний, установление контактов с родителями или людьми, их заменяющими, организации мероприятий учебного и внеурочного плана. Родительский патруль участвует в проведении праздничных вечеров. Участники родительского патруля наблюдают во время дежурства за поведением учащихся и делятся своим мнением на родительском собрании. Иногда мнение, высказанное родителями, которые общаются с ребятами не каждый день, является более действенным, чем мнение учителя. Чёткая и хорошо отлаженная работа родительского комитета приносит свои плоды. Обучающиеся всегда рады тому, что их родители приходят на уроки и внеклассные мероприятия, участвуют в совместных праздниках и походах, гордятся участием родителей в жизни школы.

Родители - профессионалы могут организовать в школе работу различных кружков, спортивных секций, клубов. Родители привлекаются к провидению разовых классных часов. Эти классные часы могут быть связаны с профессиями самих родителей, миром их интересов и увлечений, с предприятиями, на которых они трудятся.

Родители успешно участвуют в работе жюри различных мероприятий, являются участниками совместных общешкольных проектов, концертов, конкурсов, спортивных состязаний. Традиционными в школе стали семейные выходные, родители принимают активное участие в их проведение.

Опыт показывает, что разнообразная внеурочная деятельность объединяет родителей, обучающихся и учителей. Когда родителей привлекают к участию в образовании своих детей, ребята чувствуют себя увереннее и рассматривают учёбу в школе как дополнение к тем понятиям, ценностям, которые ему прививают дома.

Библиографический список



1. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя //Д.В.Григорьев, П.В.Степанов. - М:Просвещение, 2010. - 223с. (Стандарты второго поколения)

2. Закон Российской Федерации «Об образовании» (Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного совета Российской Федерации, 1992, № 30, ст. 1797, Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, № 3, ст. 150; 2007, № 49, ст.6070).

3.Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. Уч. Издание. // А.Я.Данилюк, А.М.Кондаков, В.А.Тишков . - М.: 2010. -23с.

4.Мудрость воспитания. Книга для родителей.// Б.М. Бим-Бад, Э.Д.Днепров, Г.Б.Корнетов. - М.:Педагогика, 1987.- 228с.

5. Организация внешкольного досуга // В.П.Шашина. - Ростов н/Д, 2002. - 351с.

6.Примерная программа воспитания и социализации обучающихся. Начальное общее образование. - М.: 2009. - 50с.

7. Организация воспитательного процесса в школе // М.И.Рожков, Л.В.Байбородова. - М.: Издательство центр ВЛАДОС, 2000. - 255с.

8. Психология развития человека как личности // Д.И.Фельдштейн. - М.: Воронеж: МПСИ НПО 2005. - 566с.

9. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования - fgos.isiorao.ru/fgos/FGOS-2010/

10. Приказ Минобрнауки России от 26 ноября 2010г. № 1241 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утверждённый приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009г. № 373» - www/fgos-kurgan.narod.ru/norm_federal.htm

11. Примерные программы внеурочной деятельности. - М.: Просвещение, 2011.



© 2010-2022