Мониторинг результативности воспитательной работы

Раздел Классному руководителю
Класс 5 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Мониторинг результативности воспитательной программы.

Диагностика в воспитательной работе классного руководителя

Приложение 1.

Направление «Здоровье»

Таблица

Вид недомоганий, которые я испытываю

Всегда

Часто

Иногда

Никогда

Сонливое состояние


Раздражительность, невозможность сосредоточиться


Головные боли


Боли в желудке


Головокружение


Заполнив эту таблицу, а затем, проанализировав результаты, можно определить степень переутомления и перегрузки учащихся и влияние этих факторов на учебную деятельность. Анализ уровня тревожности, который проявляется физиологической симптоматикой, может помочь снизить определенную степень перегрузки учеников.

Методические рекомендации. Проводить исследование ежегодно в начале каждого триместра. Затем проводить индивидуальные беседы с учителями-предметниками и родителями.

Приложение 2.

Направление «Взаимодействие»

Диагностика классного руководителя в этом направлении начинается с изучения детского коллектива и определения степени проявления лидерства или изолированности учащихся класса.

1.Социометрическое исследование коллектива (6-7 класс).

а) Кого из ребят класса ты взял бы с собой в поездку на 6 дней в одном купе?

б) С кем из ребят класса ты хотел бы жить в одном доме, на одной улице?

в) Кому из ребят класса ты мог бы доверить свою тайну?

г) Если бы ты был классным руководителем в своем классе, кого бы ты перевел в другой класс?

2. Анкета «Выявление способов воздействия педагогов на учащихся».

№ п/п

Вопросы

Учителя-предметники

Математика

матем.

Ин.яз.

История

География

1.

Как поступит учитель, если ты не подготовишься к уроку?


2.

Как поступит учитель, если ты ответишь хорошо?


3.

Как бы ты поступил на месте учителя в первом и втором случаях?


Анкета позволяет выявить, что же думает ученик о том, как в зависимости от его успеваемости относится к нему учитель. Классный руководитель может посетить уроки учителей - предметников и посмотреть, насколько мнение учащегося совпадает с реальным положением дел.

3.Анкета «Коммуникативная культура педагогов глазами учеников».

=Признаки коммуникативной культуры

Предметы

Баллы

Интересно излагает материал

Терпеливо поясняет сложные места

Доступно излагает трудный материал

Умеет поддерживать интерес класса к предмету

Использует индивидуальные возможности учащихся, организует диалог

Создает ситуацию для самостоятельной работы

Предлагает творческие задания

Проявляет уважение, такт, доброжелательность к ученикам

Проявляет уважение к своим коллегам

Справедливо оценивает возможности каждого ученика

Создает ситуацию успеха каждому ученику

Сумма баллов

Эта анкета позволяет педагогу увидеть урок глазами ребенка, узнать, как он оценивает своих учителей, определить объективность этой оценки и направления коррекционной работы с классом и отдельными учениками.

4. Анкета для родителей.

Уважаемые родители! Внимательно прочитайте перечисленные ниже утверждения и оцените степень согласия с каждым из них по следующей шкале:

4- совершенно согласен;

3 - согласен;

2 - трудно сказать;

1 - не согласен;

0 - совершенно не согласен.

1. Педагоги школы стараются помочь нашему ребенку овладеть умениями и навыками самопознания, самоанализа, самооценки.

2. В школе созданы условия для самореализации и самоутверждения личности нашего ребенка.

  1. Педагоги доброжелательно относятся к нашему ребенку.

  2. В школе нет ни психологического, ни морального насилия над детьми.

  3. Нашего ребенка в школе никто не унижает.

  4. Педагоги искренно переживают невзгоды и радости нашего ребенка.

  5. Педагоги в общении с нашим ребенком учитывают его эмоциональное состояние.

  1. У нас и нашего ребенка складываются неконфликтные отношения с учителями.

  2. В классе, где учится наш ребенок, сформирована благоприятная атмосфера.

Методические рекомендации. Проводить исследование ежегодно после первого триместра. Затем проводить индивидуальные беседы с учителями-предметниками и отдельными учениками.

Приложение 3.

Направление «Нравственность»

Для диагностики нравственных приоритетов можно использовать следующие приемы.


  1. Методика неоконченных предложений

Продолжить предложения:

Добро - это …. Открытость - это ….

Зло - это …. Подлость - это …

Любовь - это … Совесть - это ….

Ненависть - это …. Наглость - это …

Дружба - это … Порядочность - это ….

Враждебность - это… Право - это ….

Честность - это … Обязанность - это ….

Хитрость - это ….

Если учащиеся не могут объяснить понятие, необходимо организовать работу по изучению понятий в различных нетрадиционных внеклассных мероприятиях (игровые и ролевые ситуации, дискуссии и т.д.)


  1. Методика изучения воспитанности школьников

«Хранилище человеческих качеств»

Цель: изучение уровня нравственного развития личности и коллектива.

Ход проведения: методика рассчитана на средний возраст школьников и проводится в форме игры.

Первый этап проходит в начале учебного года в виде «обмена». Школьникам предлагается разбиться на небольшие группы по 5-6 человек. Все они выступают покупателями нравственных ценностей. Положительные качества (вежливость, доброта, аккуратность, терпеливость, отзывчивость и т.д.) которых, по мнению самих детей, у них не хватает, они могут приобрести в обмен на свои отрицательные (грубость, неряшливость, недисциплинированность и т.д.) или же на свои положительные, которых у них в избытке.

В конце первого этапа игры педагог подводит итог «обмена» вместе с детьми. Они обсуждают, что нужно сделать, чтобы «приобретенные» положительные качества закрепить в деятельности коллектива.

Результаты игры можно зафиксировать с помощью таблицы.

Таблица 1.

№ п/п

Ф.И. учащегося

Положительные

качества

Отрицательные

качества

1.

2.

На основе анализа результатов делается вывод об уровне нравственного развития каждого ученика и в целом коллектива. Выявляются наиболее существенные проблемы в воспитанности детей не только по тому, сколько и какие качества «меняют» школьника, но и по степени их критичности к себе и друг к другу. В течение всего года педагог наблюдает за детьми, стимулирует и организует деятельность по формированию положительных качеств. В конце учебного года игра повторяется, детям предлагается перечислить закреплённые нравственные качества, которые, по их мнению, приобретены учащимися в классе в течение года, а на аукцион выставить «ненужные вещи», то есть те отрицательные качества, которые ещё сохранились в классе. В завершение игры педагог подводит итог «обмена», помогает детям проанализировать результаты работы коллектива за учебный год.

Заполняется следующая таблица.

Таблица 2.

№ п/п

Ф.И учащегося

Закреплённые положительные

качества

Отрицательные качества, которые ещё существуют в классе


При сравнении таблиц можно сделать вывод об уровне нравственного роста личности и коллектива. Данная методика дает возможность самим детям поставить перед собой задачи по развитию своей личности и коллектива. Чтобы удобнее было рефлексировать результаты «обмена», целесообразно заготовить карточки, на которых обозначены положительные качества, а также чистые, где учащиеся запишут качества отрицательные.

Методические рекомендации. Проводить исследование ежегодно в течение первого триместра. Затем производить коррекцию в направлении нравственного роста личности и коллектива.

Приложение 4.

Направление «Интеллект»

Выполняя направление «Интеллект», классный руководитель работает с классом не один год. На разных возрастных этапах своих подопечных он решает разные задачи, но у этих задач есть одна главная цель - развитие рефлексивных умений учащихся. Ведь умение рефлексировать поможет ученику изменить самооценку, сформировать самокритичность, способность к самосовершенствованию.

Изучение рефлексивных умений ученика начинается с диагностики, она не отличается большой сложностью и в то же время дает учителю возможность немало узнать об интеллектуальных умениях ребенка. Задача такого диагностического прогнозирования - определить способности ребенка к самообразованию и самовоспитанию.

С чего начинается диагностика классного руководителя? В первую очередь, с изучения учебной мотивации учащихся и их отношения к учебным предметам. Это позволяет выявить приоритеты учебных интересов учащихся, скорректировать профессиональную деятельность педагогов, работающих в классе.

1. Качества, которые были бы тебе необходимы на пути к самосовершенствованию

Здесь дано описание качеств, развить которые было бы неплохо каждому человеку для его продвижения к цели.

Тебя будут оценивать учителя, классный руководитель и ты сам. Затем мы вместе обсудим, в какой степени ты близок к идеалу.

Качества, необходимые для самосовершенствования

Самооценка

Оценка учителей

Оценка классного

руководителя

1. Заинтересованность

Тебе очень интересно учиться в школе.

Твоя заинтересованность проявляется в любознательности.


2. Ответственность

Ты сам отвечаешь за приход на уроки вовремя, за выполнение всех учебных и внеучебных работ, запланированных тобой.

Ты умеешь разумно планировать время на уроки и на отдых.

Ты понимаешь необходимость дополнительной работы по учебным предметам.

Ты отвечаешь за наличие учебных материалов к занятиям и за сроки их сдачи, за результативность своей работы на уроке.

3. Самостоятельность

Ты всегда сам начинаешь выполнять учебную и домашнюю работу.

Если сталкиваешься с трудностями, преодолеваешь их самостоятельно.

Критически оцениваешь полученные результаты.

4. Сосредоточенность

Ты углубляешься в работу над заданием и способен сохранить внимание до получения необходимых результатов.

Во время работы ты не отвлекаешься на посторонние дела.

5. Инициативность

Ты активен в учении.

Закончив одно задание, просишь другое.

Охотно берешься за общешкольные и классные задания.

Предлагаешь свои варианты выполнения учебных заданий.

6. Сотрудничество

Ты ответственно относишься к общению с другими людьми.

Ты активен индивидуально и в группе.

Ты можешь быть терпеливым, умеешь помогать другим, желаешь достижения хороших результатов для всех.

7. Требовательность

Ты работаешь на уроке, добиваешься высокого качества своей работы.

Ты справедлив в оценке своих результатов.

Ты можешь в любой ситуации сделать справедливый вывод.

8. Взаимодействие с другими людьми

Ты доброжелателен к другим людям.

Ты терпим и ответственен, желаешь хороших взаимоотношений в ситуации.

Ты стараешься помочь в решении конфликтных ситуаций и конфликтов.

9. Этот пункт ты можешь заполнить сам, его могут заполнить учителя, если ты проявишь качества, которых нет в пунктах 1-8.


2.Твои творческие достижения в этом учебном году


Достижения (примерный перечень)

Оценка учителя

1 триместр

2 триместр

3 триместр

За год

1.

Участие в написании рефератов.


2.

Участие в написании докладов.


3.

Участие в предметных конфе­ренциях.


4.

Участие в работе школьных и внешкольных предметных науч­ных обществ.


5.

Участие в олимпиадах по пред­метам.


6.

Участие в предметных вечерах.


7.

Участие в предметных неделях.


8.

Участие в предметных виктори­нах, турнирах, брейн-рингах, КВНах.


9.

Участие в исследовательской работе (по предмету, дополни­тельной работе по предмету).



Твоя деятельность

Оценка учителя

1 триместр

2 триместр

3 триместр

За год

10

Участие в классных часах.


11

Участие в конкурсах.


12

Участие в праздниках класса и школы.


13

Участие в концертах.


14

Участие в трудовых делах класса и школы.


15

Твоя учебная и внеклассная творческая деятельность.


Приложение 5.

Направление «ДОСУГ»

Для выполнения этого направления можно использовать нетрадици­онные формы оперативной диагностики.

1.Рейтинг внеклассных дел

Рейтинг внеклассных дел проводится в конце четверти или в конце учебного года.

На доске изображен круг. В этот круг ребята вписывают те дела, ко­торые им были интересны в этом учебном году. После выполнения этой совместной работы ребята должны проранжировать эти мероприятия.

После того как ребята сделали свой выбор, экспертная группа опре­деляет три дела, которые более всего понравились ребятам. Учащиеся класса должны попытаться назвать преимущества этих мероприятий пе­ред другими, кроме того, класс отмечает тех ребят, которые проявили инициативу и активность в подготовке и проведении этих мероприятий.

Такая активная диагностика позволяет определить внеучебные инте­ресы учащихся, их желание проявить собственную ответственность и активность.

2. Защита авторских проектов

Очень интересной формой диагностики интересов учащихся может стать защита авторских проектов. Класс делится на микрогруппы. Каж­дая группа получает задание по тем направлениям плана воспитательной работы, которые имеет педагог, например, «Семья», «Досуг». Учащиеся должны подумать и предложить мероприятия в этом направлении. Как правило, дети подходят к этой работе творчески и с большим удовольст­вием. Им нравится, что классные дела предлагаются не взрослыми, а планируются ими самостоятельно. Полезность этой деятельности детей состоит еще и в том, что она отметает формализм и стереотипы в работе с классом, дает возможность ребенку пофантазировать и представить себя в том или ином деле, рассчитать свои силы и возможности. И самое глав­ное - такая деятельность развивает у ребенка ответственность и рефлек­сивные умения.

3. «Сказочный цветок»

Большой интерес вызывает у учащихся и такая форма диагностики, которую можно условно назвать «Сказочный цветок». На большой лист ватмана прикрепляется цветок, его лепестки зашифрованы. В одном из лепестков ребенок находит заглавную букву своей фамилии; второй ле­песток определяет его участие в том или ином мероприятии, которое планируется в четверти; третий лепесток определяет группы ребят, кото­рые будут участвовать в подготовке того или иного классного мероприя­тия; четвертый лепесток определяет сроки подготовки мероприятий, а пятый определяет форму проведения мероприятия. Такая организация работы с классом уместна на среднем этапе обучения, особенно в 5-м классе. Эта диагностика позволяет наблюдать за учащимися, видеть проявления их личных качеств в конкретной ситуации, которую предложил педагог.

Большое значение имеет анализ внеклассных мероприятий, который проводит классный руководитель совместно с учащимися. Естественно, что после каждого совместного дела классный руководитель задает уча­щимся следующие вопросы:

  1. Как вы считаете, то, что мы с вами сделали, это интересно или не
    интересно, нужно или не нужно, важно или не важно?

  2. Вам понравилось то, что мы сделали, или нет? Если да, то почему, и
    если нет, то тоже почему?

  3. Как сделать так, чтобы в следующий раз то, что мы делаем, было
    полезнее и интереснее?

Приложение 6.

Направление «СЕМЬЯ»

Изучение взаимоотношений в системе «родители - ребенок»

Это изучение начинается с первой встречи с родителями учащихся. Там можно определить темы родительских собраний, тематических и индивиду­альных консультаций, совместных мероприятий учащихся и родителей.

Анкета № 1

  1. Какие положительные качества своего ребенка Вы можете назвать?

  2. Какие положительные качества своего ребенка Вы считаете

са­мыми главными?

  1. Какие отрицательные качества своего ребенка Вы можете назвать?

  2. Какие из них Вам более всего не нравятся и хотелось бы с

помо­щью педагогов, работающих в классе, и классного руководителя
помочь ребенку их исправить?

  1. Каким Вы хотели бы видеть своего ребенка в конце учебного

го­да? через три года? в год окончания школы?

Анкета № 2

Эта анкета поможет изучить микроклимат семьи, ее нравственные приоритеты.

Проранжируйте понятия по степени значимости для Вас.

Для меня самое главное, чтобы у моего ребенка было хорошее:

  • питание;

  • здоровье;

  • друзья;

  • работа;

  • учеба;

  • взаимоотношение с родными;

  • любовь;

  • деньги;

  • образование;

  • жилье.

Для определения семейных стереотипов в отношении собственного ребенка можно использовать ассоциативный тест «Ребенок глазами ро­дителей, семья глазами ребенка». Это изучение необходимо проводить параллельно как с детьми, так и с родителями.

Вариант № 1. Опрос родителей

Напишите, какие ассоциации возникают у Вас, когда Вы слышите имя Вашего ребенка?

Вариант № 2. Опрос детей

Напишите, какие ассоциации возникают у вас при словосочетании «твоя семья». Эта информация, полученная одновременно и от детей, и от родителей, поможет определить положение ребенка в семье, желание родителей знать своего ребенка, его проблемы, его внутреннее состояние. Но результатам исследования можно и нужно проводить тематические консультации по проблемам, которые волнуют или сходны у нескольких семей. Например, проблема детской тревожности и неуверенности; про­блема общения взрослых и детей, проблема отсутствия познавательного интереса у отдельных учащихся.

Тематическую диагностику можно проводить при подготовке к родительским собраниям. Это вызывает у родителей интерес, заставляет по-и­ному взглянуть ни ребенка, требует более ответственного отношения к роли отцов и матерей.


© 2010-2022