Влияние классного руководителя на личность студента

Из опыта работы в группах первого курса отделения НПО.Сообщение на семинаре классных руководителей о способах влияния на воспитанников посредством организации встреч и бесед с успешными выпускниками . Рассматриваются общие понятия классного часа, перечисляются функции классного руководителя.Акцентируется внимание на специфику проведения воспитательной работы в группах НПО.
Раздел Классному руководителю
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Влияние классного руководителя на личность студента.

Подготовил : классный руководитель гр.13-14 Петрушина Н.М.

Воспитательные функции в образовательном учреждении призваны выполнять все педагогические работники ,но основная роль в обеспечении целенаправленного воспитательного процесса принадлежит классному руководителю.

Работа классного руководителя в системе НПО имеет ряд особенностей

1. Возраст студентов-первокурсников - 15-16 лет, то есть наиболее сложный период становления личности молодого человека. К тому же многих из них можно отнести к категории педагогически запущенных и социально неустроенных учащихся . Речь идет о таких подростках, поведение которых значительно выходит за рамки социальной нормы, и , которые плохо поддаются и, более того активно сопротивляются воспитательным воздействиям со стороны преподавателей, мастеров и родителей.

Такие подростки приносят в образовательное учреждение последствия многообразных ошибок семейного и школьного воспитания, которые начали свое отрицательное действие задолго до окончания ими девятого класса

2 особенность: большинство обучающихся -юноши и им необходимо мужское воспитание, но как правило в их семьях нет отца или роль папы выполняет отчим.

3 особенность Кратковременность обучения инициирует быструю смену ролевой позиции студента: в начале обучения он должен перестать быть школьником, а к окончанию - студентом. Всё это предполагает интенсивное социальное взросление и профессионально-личностное развитие студентов.

Из особенностей вытекают цели и задачи классного руководителя.

Цели : создание психолого - педагогических условий для успешной социализации подростка, развития нравственных качеств личности, позитивного настроя в овладении профессией, создание условий для формирования ученического коллектива группы.

задачи:

  • создание благоприятного социально-психологического климата в группе;

  • организация работы с семьями уч-ся, способствовать вовлечению родителей в учебно- воспитательный процесс;

  • организация разносторонней и индивидуальной деятельности студентов;

  • своевременная педагогическая поддержка студента в решении проблемы. От того, насколько классный руководитель обладает способностью вовремя заметить, правильно понять и корректно содействовать решению проблемы студента, во многом зависит успешность педагогического влияния на развитие личности студента, на становление и проявление его индивидуальности.

Исходя из поставленной цели воспитания и вытекающих из нее задач, мы выделяем следующие направления воспитательной деятельности: а) гражданско-патриотическое и правовое воспитание - меры, способствующие становлению активной гражданской позиции личности, осознанию ответственности за благополучие своей страны, усвоению норм права и модели правомерного поведения;

б) духовно-нравственное воспитание - воздействие на сознание студентов, с целью формирования этических принципов личности, ее моральных качеств и установок, согласующихся с нормами и традициями социальной жизни;

в) профессионально-трудовое воспитание - формирование творческого подхода, воли к труду и самосовершенствованию в избранной специальности, приобщение студентов к традициям и ценностям профессионального сообщества, нормам корпоративной этики;

г) эстетическое воспитание - содействие развитию устойчивого интереса студентов к кругу проблем, решаемых средствами художественного творчества, и осознанной потребности личности в восприятии и понимании произведений искусства;

д) физическое воспитание - совокупность мер, нацеленных на популяризацию спорта, укрепление здоровья студентов, усвоение ими принципов и навыков здорового образа жизни;

Работа классного руководителя многогранна. Но я остановлюсь только на одной из форм внеклассной воспитательной работы в группе - классном часе.

Можно дать такое обобщенное понятие классного часа.

Классный час - это форма воспитательной работы классного руководителя в группе, при которой студенты принимают активное участие в специально организованной деятельности, способствующей формированию у них системы отношений к окружающему миру.

Классный час выполняет следующие воспитательные функции:

- просветительную;

- ориентирующую;

- направляющую;

- формирующую.

Просветительная функции заключается в том, что классный час расширяет круг знаний воспитанников. Предметом классного часа может быть информация из разных областей знаний, явления социальной жизни, психологические проблемы обучающегося.

Ориентирующая функция состоит в формировании у обучающихся определенного отношения к миру на основе моральных и духовных ценностей, в выработке нравственной оценки событий и явлений.

Направляющая функция классного часа предусматривает организацию деятельности воспитанников, воздействие на их поведение, чтобы знания перешли в убеждения.

Формирующая функция проявляется в выработке у студентов навыков обдумывания и оценки своих поступков и самих себя, помогает вести диалог, выстраивать аргументацию, отстаивать собственное мнение.

Чаще всего классный час одновременно выполняет все четыре указанные функции: он и просвещает, и ориентирует, и направляет, и формирует навыки .

Тематика классных часов разнообразна.

Выбор формы проведения зависит от специфики и особенностей студенческой группы, от развития коллектива.

Выделяются следующие формы классных часов.

- беседа (этическая, нравственная);

- диспуты;

- встречи с интересными людьми;

- викторины по различным областям знаний;

- дискуссии (дискуссий могут носить свободный характер, а могут быть дискуссии по заданной теме);

- КВНы;

- интерактивные игры;

- игры-путешествия;

- тренинги;

- читательские конференции.

Примечательно то, что многие студенты первокурсники считают классные часы абсолютно ненужными, однозначно необязательными и делают все возможное, чтобы миновать это событие в группе.

Из опыта своей работы классным руководителем я сделала вывод , что заинтересовать подростка может общение и диалог с интересным человеком и желательно не из педагогической среды нашего учебного заведения. Поэтому, начиная работать с первокурсниками в начале года стараюсь организовать встречи с интересными людьми.

С этой целью мы с мастером п/о Менякиным А.И. несколько лет назад . работая в очередной раз на группе автомехаников провели работу по поиску выпускников ПЛ№6, получивших профессию автомеханика .Результатом такой работы стало создание небольшого альбома, встреча и беседа тогда еще первокурсников с выпускниками, чья деятельность была связана с автоделом и вождением автомобиля.

Эта встреча оказала большое влияние на первокурсников и легла в основу подготовки классного часа для автомехаников « Традиции моего лицея, моей профессии. Становление меня как личности» , который теперь мы проводим в сентябре.

В этом учебном году мною была организована встреча

с выпускником 1978 г. Маркиным Геннадием Николаевичем. После службы в армии Геннадий Николаевич получил специальность юриста, после чего проходил службу в уголовно - исполнительной системе МВД. На данный момент майор внутренней службы в отставке и является членом Союза писателей России

На классном часе гость и студенты посмотрели презентацию «Из истории лицея». . Студент группы Степанов Александр провел для гостя миниэкскурсию по лицею, показал, в каких условиях сейчас получают образование учащиеся, рассказал о том, чем сегодня живет лицей. Затем в беседе с учащимися Геннадий Николаевич поделился своими впечатлениями о проведенной экскурсии, рассказал ребятам о годах учения. Вспоминая своих товарищей по группе, интересные и поучительные истории из учебной жизни.

Вспоминая события тех лет, Геннадий Николаевич очень тепло отзывался о своих преподавателях и мастерах производственного обучения., об их влиянии на его дальнейшую судьбу.

В теплой дружеской обстановке, за чаепитием гость прочитал свой рассказ «В городе», ответил на вопросы студентов.

В заключении встречи Маркин Г.Н. подарил ребятам книги со своими рассказами. Материал его рассказа « Марш победителей» помог подготовить и провести классный час к 23 февраля.

В связи с юбилеем нашего учебного заведения был собран материал о первых выпускниках.

Включение обучающихся в такую работу помогает сплочению коллектива, повышает мотивацию к обучению и овладению профессией. Положительный пример жизни людей способствует формированию нравственных качеств, таких как целеустремленность, трудолюбие, уважение к людям, терпимость, ответственность.

Считаю, что такие встречи позволяют:

  • Расширить достаточно ограниченный индивидуальный опыт (нравственный, мировоззренческий) воспитанника;

  • Побудить юношей к размышлению и внутреннему диалогу, без чего невозможно формирование системы ценностных отношений личности;

  • Обеспечить возможность выбора при построении студентом собственной системы отношений с миром, людьми,с самим собою;

  • Доказать возможность реализации неких высоких идей в реальной жизни;

  • Обеспечить внутреннюю уверенность личности в избранной линии будущего поведения.

Конечно, проведение таких мероприятий требует больших затрат сил и времени. Подготавливая встречу, классный руководитель должен создать желаемую воспитательную ситуацию, для этого предварительно беседует с приглашенными, рассказывает им о цели мероприятия, об особенностях коллектива группы. Вместе с тем необходимо подготовить к встрече студентов, вызвать у них интерес к предстоящему, побудить их к активному включению в диалог с гостем.

С точки зрения задач подготовки студентов к самостоятельной жизни и успешной профессиональной деятельности эти встречи имеют особое значение- они являются действенным средством воспитания коллективизма, активной гражданской позиции, эффективно влияют на формирования положительного отношения к труду , побуждают студента к самовоспитанию.

Заканчивая свое выступление приведу слова Ж.Ж.Руссо

«Жить - вот ремесло, которому я хочу учить воспитанника. Выходя из моих рук, он будет - соглашаюсь с этим - не судьёй, не солдатом, не священником: он будет, прежде всего, человеком…»

Ж.Ж.Руссо










Литература.

Интернет-ресурсы.



© 2010-2022