- Преподавателю
- Классному руководителю
- Влияние классного руководителя на личность студента
Влияние классного руководителя на личность студента
Раздел | Классному руководителю |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Петрушина Н.М. |
Дата | 20.10.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Влияние классного руководителя на личность студента.
Подготовил : классный руководитель гр.13-14 Петрушина Н.М.
Воспитательные функции в образовательном учреждении призваны выполнять все педагогические работники ,но основная роль в обеспечении целенаправленного воспитательного процесса принадлежит классному руководителю.
Работа классного руководителя в системе НПО имеет ряд особенностей
1. Возраст студентов-первокурсников - 15-16 лет, то есть наиболее сложный период становления личности молодого человека. К тому же многих из них можно отнести к категории педагогически запущенных и социально неустроенных учащихся . Речь идет о таких подростках, поведение которых значительно выходит за рамки социальной нормы, и , которые плохо поддаются и, более того активно сопротивляются воспитательным воздействиям со стороны преподавателей, мастеров и родителей.
Такие подростки приносят в образовательное учреждение последствия многообразных ошибок семейного и школьного воспитания, которые начали свое отрицательное действие задолго до окончания ими девятого класса
2 особенность: большинство обучающихся -юноши и им необходимо мужское воспитание, но как правило в их семьях нет отца или роль папы выполняет отчим.
3 особенность Кратковременность обучения инициирует быструю смену ролевой позиции студента: в начале обучения он должен перестать быть школьником, а к окончанию - студентом. Всё это предполагает интенсивное социальное взросление и профессионально-личностное развитие студентов.
Из особенностей вытекают цели и задачи классного руководителя.
Цели : создание психолого - педагогических условий для успешной социализации подростка, развития нравственных качеств личности, позитивного настроя в овладении профессией, создание условий для формирования ученического коллектива группы.
задачи:
-
создание благоприятного социально-психологического климата в группе;
-
организация работы с семьями уч-ся, способствовать вовлечению родителей в учебно- воспитательный процесс;
-
организация разносторонней и индивидуальной деятельности студентов;
-
своевременная педагогическая поддержка студента в решении проблемы. От того, насколько классный руководитель обладает способностью вовремя заметить, правильно понять и корректно содействовать решению проблемы студента, во многом зависит успешность педагогического влияния на развитие личности студента, на становление и проявление его индивидуальности.
Исходя из поставленной цели воспитания и вытекающих из нее задач, мы выделяем следующие направления воспитательной деятельности: а) гражданско-патриотическое и правовое воспитание - меры, способствующие становлению активной гражданской позиции личности, осознанию ответственности за благополучие своей страны, усвоению норм права и модели правомерного поведения;
б) духовно-нравственное воспитание - воздействие на сознание студентов, с целью формирования этических принципов личности, ее моральных качеств и установок, согласующихся с нормами и традициями социальной жизни;
в) профессионально-трудовое воспитание - формирование творческого подхода, воли к труду и самосовершенствованию в избранной специальности, приобщение студентов к традициям и ценностям профессионального сообщества, нормам корпоративной этики;
г) эстетическое воспитание - содействие развитию устойчивого интереса студентов к кругу проблем, решаемых средствами художественного творчества, и осознанной потребности личности в восприятии и понимании произведений искусства;
д) физическое воспитание - совокупность мер, нацеленных на популяризацию спорта, укрепление здоровья студентов, усвоение ими принципов и навыков здорового образа жизни;
Работа классного руководителя многогранна. Но я остановлюсь только на одной из форм внеклассной воспитательной работы в группе - классном часе.
Можно дать такое обобщенное понятие классного часа.
Классный час - это форма воспитательной работы классного руководителя в группе, при которой студенты принимают активное участие в специально организованной деятельности, способствующей формированию у них системы отношений к окружающему миру.
Классный час выполняет следующие воспитательные функции:
- просветительную;
- ориентирующую;
- направляющую;
- формирующую.
Просветительная функции заключается в том, что классный час расширяет круг знаний воспитанников. Предметом классного часа может быть информация из разных областей знаний, явления социальной жизни, психологические проблемы обучающегося.
Ориентирующая функция состоит в формировании у обучающихся определенного отношения к миру на основе моральных и духовных ценностей, в выработке нравственной оценки событий и явлений.
Направляющая функция классного часа предусматривает организацию деятельности воспитанников, воздействие на их поведение, чтобы знания перешли в убеждения.
Формирующая функция проявляется в выработке у студентов навыков обдумывания и оценки своих поступков и самих себя, помогает вести диалог, выстраивать аргументацию, отстаивать собственное мнение.
Чаще всего классный час одновременно выполняет все четыре указанные функции: он и просвещает, и ориентирует, и направляет, и формирует навыки .
Тематика классных часов разнообразна.
Выбор формы проведения зависит от специфики и особенностей студенческой группы, от развития коллектива.
Выделяются следующие формы классных часов.
- беседа (этическая, нравственная);
- диспуты;
- встречи с интересными людьми;
- викторины по различным областям знаний;
- дискуссии (дискуссий могут носить свободный характер, а могут быть дискуссии по заданной теме);
- КВНы;
- интерактивные игры;
- игры-путешествия;
- тренинги;
- читательские конференции.
Примечательно то, что многие студенты первокурсники считают классные часы абсолютно ненужными, однозначно необязательными и делают все возможное, чтобы миновать это событие в группе.
Из опыта своей работы классным руководителем я сделала вывод , что заинтересовать подростка может общение и диалог с интересным человеком и желательно не из педагогической среды нашего учебного заведения. Поэтому, начиная работать с первокурсниками в начале года стараюсь организовать встречи с интересными людьми.
С этой целью мы с мастером п/о Менякиным А.И. несколько лет назад . работая в очередной раз на группе автомехаников провели работу по поиску выпускников ПЛ№6, получивших профессию автомеханика .Результатом такой работы стало создание небольшого альбома, встреча и беседа тогда еще первокурсников с выпускниками, чья деятельность была связана с автоделом и вождением автомобиля.
Эта встреча оказала большое влияние на первокурсников и легла в основу подготовки классного часа для автомехаников « Традиции моего лицея, моей профессии. Становление меня как личности» , который теперь мы проводим в сентябре.
В этом учебном году мною была организована встреча
с выпускником 1978 г. Маркиным Геннадием Николаевичем. После службы в армии Геннадий Николаевич получил специальность юриста, после чего проходил службу в уголовно - исполнительной системе МВД. На данный момент майор внутренней службы в отставке и является членом Союза писателей России
На классном часе гость и студенты посмотрели презентацию «Из истории лицея». . Студент группы Степанов Александр провел для гостя миниэкскурсию по лицею, показал, в каких условиях сейчас получают образование учащиеся, рассказал о том, чем сегодня живет лицей. Затем в беседе с учащимися Геннадий Николаевич поделился своими впечатлениями о проведенной экскурсии, рассказал ребятам о годах учения. Вспоминая своих товарищей по группе, интересные и поучительные истории из учебной жизни.
Вспоминая события тех лет, Геннадий Николаевич очень тепло отзывался о своих преподавателях и мастерах производственного обучения., об их влиянии на его дальнейшую судьбу.
В теплой дружеской обстановке, за чаепитием гость прочитал свой рассказ «В городе», ответил на вопросы студентов.
В заключении встречи Маркин Г.Н. подарил ребятам книги со своими рассказами. Материал его рассказа « Марш победителей» помог подготовить и провести классный час к 23 февраля.
В связи с юбилеем нашего учебного заведения был собран материал о первых выпускниках.
Включение обучающихся в такую работу помогает сплочению коллектива, повышает мотивацию к обучению и овладению профессией. Положительный пример жизни людей способствует формированию нравственных качеств, таких как целеустремленность, трудолюбие, уважение к людям, терпимость, ответственность.
Считаю, что такие встречи позволяют:
-
Расширить достаточно ограниченный индивидуальный опыт (нравственный, мировоззренческий) воспитанника;
-
Побудить юношей к размышлению и внутреннему диалогу, без чего невозможно формирование системы ценностных отношений личности;
-
Обеспечить возможность выбора при построении студентом собственной системы отношений с миром, людьми,с самим собою;
-
Доказать возможность реализации неких высоких идей в реальной жизни;
-
Обеспечить внутреннюю уверенность личности в избранной линии будущего поведения.
Конечно, проведение таких мероприятий требует больших затрат сил и времени. Подготавливая встречу, классный руководитель должен создать желаемую воспитательную ситуацию, для этого предварительно беседует с приглашенными, рассказывает им о цели мероприятия, об особенностях коллектива группы. Вместе с тем необходимо подготовить к встрече студентов, вызвать у них интерес к предстоящему, побудить их к активному включению в диалог с гостем.
С точки зрения задач подготовки студентов к самостоятельной жизни и успешной профессиональной деятельности эти встречи имеют особое значение- они являются действенным средством воспитания коллективизма, активной гражданской позиции, эффективно влияют на формирования положительного отношения к труду , побуждают студента к самовоспитанию.
Заканчивая свое выступление приведу слова Ж.Ж.Руссо
«Жить - вот ремесло, которому я хочу учить воспитанника. Выходя из моих рук, он будет - соглашаюсь с этим - не судьёй, не солдатом, не священником: он будет, прежде всего, человеком…»
Ж.Ж.Руссо
Литература.
Интернет-ресурсы.