Программа воспитательной деятельности Радуга здоровья

Раздел Классному руководителю
Класс 5 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

МАОУ «Голышмановская СОШ № 1»



ПРОГРАММА

ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ

ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

«РАДУГА ЗДОРОВЬЯ»

( 5- 9 КЛАСС)





АВТОР ПРОГРАММЫ:

МОХОВА Е.А.









2015 - 2016 уч. год

Программа "Радуга здоровья"

  • Аналитическое обоснование программы:

Предметом острой общественной тревоги стало отмечающееся в последнее время резкое ухудшение физического здоровья учеников. Можно ли обучать детей так, чтобы сохранилось или даже укреплялось со­стояние их здоровья? Теоретически - да, практически - не получается.

Еще в начале XX века основоположник отечественной школьной гигиены Ф.Ф. Эрисман внес понятие «школьные болезни», возникновение которых обусловлено обучением де­тей. К этим болезням им была отнесена близорукость (нарушение зрения), а также сколиоз (боковое нарушение позвоночника) и анемия (низкий уровень гемоглобина в крови). В современных условиях «школьные болезни» сохраняются, хотя их структура изменилась.

У наших школьников чаще выявляются нервно-психические расстройства как пред патологические и патологические состояния, которые специалисты связы­вают с организацией учебно-воспитательного процесса в школе.

К другим заболеваниям, часто возникающим у школьников, относятся нару­шение зрения (миопия, рефракционная или осевая, и т.д.), болезни костно-мышечной системы (сколиоз, патологический кифоз или лордоз, плоскостопие).

Заболеваемость детей школьного возраста держится на высоком уровне и со­ставляет примерно 2400-2600 заболеваний на 1000 детей, это значит, что каждый школьник на протяжении учебного года условно болеет 2,4-2,6 раза. Это свидетельствует о низ­кой сопротивляемости организма к патогенным микроорганизмам и вирусам, а также к неблагоприятным воздействиям окружающей среды. У современных школьников стали чаще выявлять такие нарушения физического развития, как де­фицит массы тела и низкий рост. Здоровье детей школьного возраста, как и других групп населения, зависит от таких факторов, как состояние окружающей среды, здоровья родителей и наследственности, условия жизни и воспитания ребенка в семье, в образовательном учреждении. Значимыми факторами, формирующими здоровье детей, является система воспитания и обучения, включая физическое воспитание. Все это подтверждает, что в образовательном учреждении необходимо осуществлять меры по сохранению и укреплению здоровья обучающихся.

Неслучайно выбор методов работы с данным классом был акцентирован на здоровье. Из 22 учеников 8 «Б» класса всего 3 обучающихся имеют первую группу здоровья, 12 - вторую группу и 3 - третью группу. Чтобы не снизить этот показатель, имея возможность, как классный руководитель, его повысить, мною были разработаны ряд мероприятий, направленных на укрепления здоровья и физического развития учащихся (беседы, тренинги, викторины, игры в спортивном зале и на свежем воздухе, походы).

Комплексная программа воспитательного процесса «Радуга здоровья» в классном коллективе рассчитана на четыре года. Это пятый, шестой, седьмой и восьмой классы.

При построении воспитательной системы также моделируются и создаются условия для самореализации и самоутверждения личности учащегося и коллектива класса в целом.

Спецификой программы является многогранность влияний, условий и методов, которые помогут развить здоровую всесторонне - развитую личность; содействовать формированию классного коллектива и созданию в нем нравственно и эмоционально благоприятной среды для здорового развития школьников.

Классное руководство в 5 «Б» классе было начато с изучения класса и отдельно каждого ученика. В 9 «Б» классе будет продолжено тестирование обучающихся. Запланированы ряд анкет и мониторингов, в том числе и по определению уровня тревожности обучающегося. А также запланировано ведение индивидуальных портфолий обучающихся в течение учебного года. С целью определения уровня удовлетворенности учащихся своим коллективом была проведена методика, разработанная профессором А.Н. Лутошкиным. Выяснено, что коллектив находится на стадии «Мягкая глина», то есть в данной группе заметны первые усилия по сплочению коллектива, но нет достаточного опыта совместной работы. Отношения разные - доброжелательные и конфликтные. Ребята по своей инициативе иногда приходят друг другу на помощь.

Отсутствие сознательной дисциплины, отсутствие чувства ответственности за свое здоровье, отсутствие хорошего организатора - лидера класса, трудолюбия у некоторых ребят - определили организацию воспитательного процесса.


  • Цель программы:

Пропаганда здорового образа жизни в рамках формирования самоуправления и нравственных ценностей коллектива, через систему воспитательных мероприятий.

  • Задачи:

  1. Формировать у школьников представление о ценности здоровья и о необходимости ведения здорового образа жизни.

  2. Развивать самоуправление в коллективе, культуру общения, толерантное поведение.

  3. Воспитывать патриотические чувства: любовь и чувство гордости за свою страну, уважение к малой Родине.

  • ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:

  1. Популяризация преимуществ здорового образа жизни, расширение кругозора школьников в области физической культуры и спорта.

  2. Организация и проведение профилактической работы по обеспечению охраны здоровья учащихся, их полноценного физического развития.

  3. Формирование навыков и привычек нравственного поведения в коллективе.

  4. Формирование самоуправления в классном коллективе на хорошем уровне.

  5. Формирование и развитие личности гражданина как защитника Отечества, а также ответственного отношения к семье, к другим людям.

  6. Обогащение эмоционального мира детей.

  7. Ознакомление с историей и знаменитостями малой Родины.

  8. Просвещение родителей в вопросах сохранения здоровья детей.

  • Участники программы:

• учащиеся;

• классный руководитель;

• учителя-предметники;

• школьный врач;

• врач-педиатр, закрепленный за учреждением;

• психолог;

• родители.


  • Реализация программы «Здоровье»

  1. Ежедневное проведение: утренней зарядки, физминутки, подвижных игр.

  2. Работа спортивных секций на базе школы.

  3. Регистрирование спортивных достижений учащихся.

  4. Оказание своевременной и целенаправленной медицинской помощи.

  5. Раннее выявление отклонений в состоянии здоровья.

  6. Создание здоровой и безопасной образовательной среды (микроклимат, освещенность, мебель).

  7. Повышение эффективности психологической поддержки.

В связи с данными задачами, исходя из содержания программы «Радуга здоровья», необходимо иметь следующие показатели:

  • Показатели

- число заболеваний за год;

- количество дней, пропущенных по болезни;

- количество учащихся, переболевших за год ( %);

- количество впервые выявленных заболеваний;

- количество детей, наблюдающихся узкими специалистами;

- пограничные нервно - психические состояния;

- патология желудочно-кишечного тракта;

- инфекционные заболевания;

- травматизм;

- нарушение остроты зрения;

- число впервые выявленного кариеса;

- физическое развитие;

- масса тела;

- осанка;

- риск формирования зависимости (случаи употребления наркотиков, алкоголя, курение);

- получение социальной помощи.

Данные показатели дают возможность объективно оценивать состояние здоровья учащихся в динамике и могут быть использованы в качестве медицинских критериев эффективности различных образовательных программ, направленных на укрепление здоровья.

  • Профилактика заболеваний через здоровое питание

Деятельность по улучшению питания школьников предполагает два аспекта: питание ребенка в школе и контроль за полноценностью питания в семьях учеников.

Для решения данной проблемы необходимо:

  1. Оптимизация рациона питания исходя из возможностей школы.

  2. Витаминизация рациона питания в период с марта по май (соки, фрукты).

  3. Выдерживание режима питания школьников, учитывая их возрастные особенности.

  4. Информирование детей о питании в домашних условиях в доступной, деликатной форме.



  • Участие родителей в реализации программы «Здоровье»

Родители должны помогать своим детям:

- в овладении необходимыми знаниями и умениями в области сохранения здоровья;

- в процессе организации ими учебной и досуговой деятельности;

- в организации здоровья жизнедеятельности за рамками учебно-воспитательного процесса в лицее;

- в борьбе с вредными привычками;

- активизировать просветительскую работу по вопросам здорового образа жизни.

  • Профилактическая и коррекционная работа

предупреждение и свое­временное выявление отклонений в развитии и состоянии здоровья воспи­танников, а при наличии каких-либо недугов - профилактика обострений и прогрессирования болезненного процесса.



  • Диагностическая работа

комплекс мероприятий, направленных на от­слеживание параметров здоровья учащихся, изучение подвижности перестроек и работоспособности под дейст­вием природных и социальных факторов среды обитания.




Организационная структура ученического самоуправления в классе


Общее собрание коллектива

Программа воспитательной деятельности Радуга здоровьяПрограмма воспитательной деятельности Радуга здоровья

Программа воспитательной деятельности Радуга здоровьяПрограмма воспитательной деятельности Радуга здоровья

Программа воспитательной деятельности Радуга здоровья


Микрогруппы учащихся

МГ1

МГ2

МГ3

МГ4

МГ5


Программа воспитательной деятельности Радуга здоровьяПрограмма воспитательной деятельности Радуга здоровьяПрограмма воспитательной деятельности Радуга здоровья


Виды деятельности:

  • Познавательная

  • Коллективная

  • Творческая

  • Спортивно - оздоровительная

  • Трудовая

  • Аналитическая

Заповеди класса:

  • Познай себя - это интересно!

  • Сотвори себя - это необходимо!

  • Утверди себя - это возможно!

  • Прояви себя - это реально!

Ключевые понятия:

  • Индивидуальность

  • Доброта

  • Самостоятельность

  • Творчество

  • Активность

  • Коллектив

Система работы классного руководителя - это совокупность взаимно связанных между собой воспитательных мероприятий, вытекающих из целей и задач нравственного воспитания.

Циклограмма работы классного руководителя

Ежедневно: контроль посещаемости; контроль внешнего вида и сменной обуви; организация дежурства по классу; работа с классным журналом; организация питания.

Еженедельно: проведение классных часов, планерок; проверка дневников; проведение ОПТ; контроль успеваемости; контакты с учителями-предметниками; индивидуальные беседы с детьми; мониторинг самоуправления класса.

Ежемесячно: проведение родительских собраний или дней открытых дверей; подведение итогов и составление рейтинга успеваемости; совместный анализ выполнения плана работы.

В конце каждой четверти: подведение итогов четверти; оформление итогов четверти в журнале и дневниках; составление отчета об успеваемости и посещаемости.

В конце учебного года: проведение родительских собраний или дней открытых дверей по итогам года; подведение итогов года, оформление результатов, сдача их в учебную часть; работа с документацией: заполнение личных дел, журнала; составление отчета; составление плана работы на период каникул; ремонт классного кабинета.


Перечень функциональных обязанностей

Лидер. Замещает классного руководителя в его отсутствие. Выясняет, кто и по какой причине отсутствует. Отвечает за состояние дисциплины на уроке. Обеспечивает связь класса с учителями и администрацией. Является представителем класса в школьных органах.

Журналист. Отвечает за сохранность классного журнала. Получает журнал и сдает его классному руководителя. Передает журнал учителям из рук в руки. Следит за заполнением списков. Обеспечивает выставление оценок и заполнение сведений о посещаемости в конце четверти.

Учебный сектор (завучи). Еженедельно заполняет бланк рейтинга успеваемости: выписывает все текущие оценки учащихся по каждому предмету. Следит за ведением дневника, а также помогает классному руководителю с дневниками.

Трудовой сектор. Составляет график дежурства по классу, своевременно сообщает одноклассникам о предстоящем дежурстве и напоминает о нем. Отвечает перед учителями за подготовку кабинета к каждому уроку. Контролирует работу дежурных, выставляет за нее оценки и сообщает их всему классу. Обеспечивает результаты дежурства в конце дня: проветривание, расстановку мебели, чистоту подоконников, доски.

Библиотекарь. Раздает учебники в начале года и составляет список книг, полученных в библиотеке и приобретенных родителями учащихся. Контролирует сохранность книг: наличие обложки, чистоту страниц, прочность переплета. Сообщает классу итоги проверок. Поддерживает связь с библиотекарем школы. В конце учебного года оценивает состояние учебников и обеспечивает передачу их в библиотеку.

Цветовод. Ежедневно поливает цветы. Следит за возникновением заболеваний или появлением вредителей. Осуществляет лечебно-профилактические мероприятия: опрыскивания, рыхление, удаление больных растений. Организует пересадку цветов и смену грунта. Раздает цветы на хранение на лето и собирает их перед началом учебного года.

Спортивный сектор. Организует ежедневную утреннюю зарядку. Помогает учителям в проведении физкультпауз во время уроков. Поддерживает связь с учителями физкультуры, сообщает классу обо всех планируемых в школе спортивных мероприятиях. Составляет заявки и списки класса для участия в спортивных соревнованиях. Отвечает за сохранность спортинвентаря.

Сектор дисциплины и порядка. Организует дежурство по школе в соответствии с графиком. Распределяет учащихся по постам дежурства и заблаговременно предупреждает их об этом. Ведет контроль за явкой утром, выходом на посты во время перемен и качеством дежурства. Обеспечивает наличие у дежурных повязок и подобающего внешнего вида. Докладывает классному руководителю и классу о результатах дежурства по школе. Контролирует работу дежурных в столовой. Несет ответственность за качество дежурства: сервировку стола и его уборку после обеда.

Редколлегия. Составляет в начале года примерный план выпуска тематических и праздничных стенгазет. Согласовывает план с классным руководителем. Тщательно отбирает и корректирует необходимый материал. Своевременно вывешивает стенгазету за 2-3 дня до праздника. Участвует по мере необходимости в оформлении поздравительных открыток, спортивных плакатов и атрибутов к другим внеклассным мероприятиям.

Ожидаемый результат на конец учебного года:

УЧЕНИК 9 класса


  1. мотивирован к учебной деятельности, стремится к улучшению её результатов;

  2. способен провести самоанализ причин успешной и неуспешной учебной и внеклассной деятельности;

  3. проявляет инициативу и творческий подход к учебной и внеклассной деятельности;

  4. стремится к сотрудничеству с учащимися и родителями класса.














Список литературы:

  1. «Спутник классного руководителя» автор - составитель

Н.И. Билык; 2006 год

2. «Классному руководителю о самоуправлении в классе» авторы - составители: М.А. Александрова, Е.В. Баранова и другие; 2006 год

3. «Настольная книга классного руководителя» автор - составитель Л.С, Бескоровайная 2001 год




© 2010-2022